Дело 2-1064/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 16 сентября 2011 года город Сосногорск Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Краснова В.Б., при секретаре Вахотиной Н.Р., с участием помощника прокурора г. Сосногорска Куницыной Е.А., представителя Администрации городского поселения «Войвож» Бердниковой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации городского поселения «Войвож» по постановке на учет бесхозяйного имущества пожарных водоемов, находящихся на территории муниципального образования, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми с заявлением об оспаривании бездействия органа местного самоуправления - Администрации городского поселения «Войвож», выразившегося в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного имущества - пожарных водоемов, находящихся на территории муниципального образования, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож»: - пожарный водоем № ПВ-1, ПВ-2, ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-6, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-1, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-2, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-4, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-5, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-7, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-8, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-9, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-10, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ГТВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; пожарный водоем № ПВ-13, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ= - поворот на ТПМ; - пожарный водоем № ПВ-14, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; пожарный водоем № ПВ-15, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-16, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-18, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=. В обоснование заявления указал, что прокуратурой г. Сосногорска проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации городского поседения «Войвож». В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 этого закона. В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Отсутствие собственника расположенных на территории муниципального образования пожарных водоемов препятствует органам местного самоуправления исполнять предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в частности, обязанность по обеспечению надлежащего состояния указанных источников противопожарного водоснабжения, поскольку согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. В силу требований ст. 225 Гражданского кодекса РФ орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать. В ходе рассмотрения дела прокурор на основании ст.39 ГПК РФ уточнил исковые требования, просил: I. Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Войвож», выразившегося в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож»: - пожарный водоем № ПВ-1, ПВ-2, ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-6, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-1, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-2, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-4, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-5, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-7, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-8, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-9, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-10, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-13, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ= - поворот на ТПМ; - пожарный водоем № ПВ-14, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-15, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-16, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-18, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=. II. Возложить на Администрацию городского поселения «Войвож» обязанность обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож». В судебном заседании помощник прокурора г. Сосногорска Куницына Е.А. заявление поддержала по изложенным в нем доводам. Представитель Администрации городского поселения «Войвож» Бердникова А.А. против удовлетворения заявления прокурора не возражала, суду пояснила, что на территории муниципального образования находятся пожарные водоемы, собственник которых не известен, эти объекты перечислены в заявлении прокурора. Информация о том, что у пожарных водоемов отсутствует собственник в Администрации имелась с 2009 года. С этого времени Администрацией принимались меры к их содержанию. Работы по постановке на учет бесхозяйных пожарных водоемов начались с августа 2011 года, после проверки прокуратуры г. Сосногорска. До настоящего времени в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества пожарных водоемов Администрация не обращалась. Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии с п.1 ст.34 Устава муниципального образования городского поселения «Войвож» Администрация поселения является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления поселения, наделенным уставом поселения полномочиями по решению вопросов местного значения. Прокуратурой г. Сосногорска в порядке реализации полномочий, предусмотренных ст. 21, 22 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности Администрацией городского поселения «Войвож», по результатам которой установлено наличие на территории муниципального образования пожарных водоемов, собственник которых не известен: № ПВ-6, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=, территория ДК «Нефтяник»; № ПВ-1, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-2, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-4, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-5, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-7, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-8, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-9, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-10, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-13, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ= - поворот на ТПМ; № ПВ-14, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-15, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-16, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ= № ПВ-18, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=. По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок права на указанные пожарные водоемы не зарегистрированы. Изложенные обстоятельства подтверждены в суде исследованными доказательствами. В соответствии со статьей 254 ГПК РФ - гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы. На основании части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод неопределенного круга лиц. Согласно статье 255 ГПК РФ - к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно пункту 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» - исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. Следовательно, для признания судом незаконным бездействия органа местного самоуправления необходимо наличие совокупности следующих условий установления факта нарушения прав и свобод неопределенного круга лиц, соблюдения срока обращения с заявлением в суд; установления незаконности бездействия Администрации городского поселения «Войвож». При рассмотрении настоящего дела данные условия нашли своё подтверждение. Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Факт бездействия Администрации городского поселения «Войвож» выразившего в непринятии мер по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож» установлен прокурором по итогам проверки проведенной в период с 01 августа 12 августа 2011 года. Поскольку с рассматриваемым заявлением, прокурор обратился 12 августа 2011 года, то срок обращения в суд им не пропущен. Рассматривая требования прокурора по существу, суд приходит к следующему. Преамбулой Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» установлено, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских поселениях обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 этого закона, при этом согласно ст.1 настоящего закона он принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан. В силу п. 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. При этом в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под первичными мерами пожарной безопасности понимается реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров. Согласно ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относится, в том числе: создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях. В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» финансовое обеспечение мер первичной пожарной безопасности в границах муниципального образования, является расходным обязательством муниципального образования. Согласно ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности включают в себя, в частности, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения. Отсутствие собственника расположенных на территории муниципального образования пожарных водоемов препятствует органам местного самоуправления исполнять предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ обязанности по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в частности, обязанность по обеспечению надлежащего состояния указанных источников противопожарного водоснабжения, поскольку согласно п. 3 ч. 1 ст. 14 Закона № 131-ФЗ муниципальные образования владеют, пользуются и распоряжаются тем имуществом, которое является муниципальной собственностью. Ненадлежащее содержание противопожарных объектов как следствие их бесхозяйности не позволяют обеспечить необходимый уровень пожарной безопасности на территории муниципального образования «Войвож», что влечет нарушение прав неопределенного круга лиц. Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. Из изложенного следует, что обязанность по обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйных пожарных водоемов лежит на Администрации городского поселения «Войвож». С 2009 года, имея сведения о том, что находящиеся на территории муниципального образования пожарные водоемы отвечают признакам бесхозяйного имущества, Администрация городского поселения с заявлением о постановке на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества не обратилась. Таким образом, обжалуемое прокурором бездействие Администрации городского поселения «Войвож», выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож» следует признать незаконным. В силу ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа местного самоуправления действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. С учетом изложенного на Администрации городского поселения «Войвож» возлагается обязанность в целях устранения допущенных нарушений обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож». Учитывая вышеизложенное, заявление прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194-199, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление прокурора г. Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации городского поселения «Войвож» по постановке на учет бесхозяйного имущества пожарных водоемов, находящихся на территории муниципального образования, возложении обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения удовлетворить. Признать незаконным бездействие Администрации городского поселения «Войвож», выразившееся в не обращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож»: - пожарный водоем № ПВ-1, ПВ-2, ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-6, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-1, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-2, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-3, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-4, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-5, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-7, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-8, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-9, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-10, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-13, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ= - поворот на ТПМ; - пожарный водоем № ПВ-14, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-15, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-16, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-11, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=; - пожарный водоем № ПВ-18, расположенный по адресу =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=.. Обязать Администрацию городского поселения «Войвож» в целях устранения допущенных нарушений обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет как бесхозяйного недвижимого имущества - пожарных водоемов, расположенных на территории городского поселения «Войвож». Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Решение суда изготовлено председательствующим на компьютере в совещательной комнате. Судья В.Б. Краснов .