Дело 2-795/2011 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 07 сентября 2011 года город Сосногорск Сосногорский городской суд Республики коми в составе: председательствующего судьи Краснова В.Б., при секретаре Вахотиной Н.Р., с участием старшего помощника прокурора г. Сосногорска Карчевской Р.М., представителя Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» - Малой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Сосногорска в интересах Максимовой А.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах Максимовой А.И. (далее по тексту - истец) с иском к ГУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» (далее по тексту - ответчик) о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных ч.1(1) ст.18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Основанием иска указано, что Максимова А.И., являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогический работник образовательного учреждения, работавший в сельской местности, в том числе и после выхода на пенсию. Ответчиком Максимовой А.И. необоснованно отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с тем, что образовательное учреждение, работая в котором Максимова А.И. вышла на пенсию, не является муниципальным или государственным образовательным учреждением, а поэтому Максимовой А.И. меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, как педагогическому работнику, работавшему в сельской местности после выхода на пенсию не положены. Не согласившись с позицией ответчика, Максимова А.И. обратилась к прокурору г. Сосногорска с заявлением о защите нарушенных социальных прав. Старший помощник прокурора г. Сосногорска Карчевская Р.М. на удовлетворении исковых требований настаивала, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Максимова А.И. в судебное заседание, будучи извещена о месте и времени рассмотрения дела, не явилась, направила заявление, в котором просила дело рассмотреть в её отсутствие. Ранее в судебном заседании поддержала иск прокурора, пояснила, что являлась получателем мер социальной поддержки как педагогический работник. Представитель ответчика Малая Е.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска прокурору г. Сосногорска в интересах Максимовой А.И. отказать, представила письменный отзыв на исковое заявление. Суду пояснила, что меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Поскольку истец вышла на пенсию из детского сада Крутянского леспромхоза объединения «Ухталес», который не является государственным образовательным учреждением Республики Коми или муниципальным образовательным учреждением в Республике Коми она не имеет права на меры социальной поддержки в соответствии с Законом 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковые требования прокурора г. Сосногорска в интересах Максимовой А.И. к ГУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В судебном заседании установлено, что Максимова А.И., родившаяся =ДД. ММ. ГГГГ.=, проживает по адресу: =АДРЕСНЫЕ ДАННЫЕ=. С 01 июня 1968 года по 01 июля 1968 года Максимова А.И. работала заведующей детским садом-яслями Асфальтитового рудника Ухтинского комбината, 01 июля 1968 принята переводом заведующей в детский сад Крутянского лесокомбината, с 03 июля 1969 года по 25 ноября 1980 года - воспитателем, с 29 января 1981 года - воспитатель ясли-сада Крутянского леспромхоза, с 03 сентября 1984 года по 08 апреля 1987 года - воспитателем детского комбината цеха №5 Сосногорского газоперерабатывающего завода, с 27 апреля 1987 года по 01 сентября 1988 года - воспитателем детского сада Крутянского леспромхоза объединения Ухталес, 07 декабря 1988 года - и.о. заведующей детским садом Крутянского леспромхоза, с 01 мая 1989 года - методистом детского комбината, с 04 октября 1990 года - воспитателем детского комбината, с 09 марта 1992 года - заведующей детским садом, 08 июня 1993 года истец уволена по собственному желанию в связи с уходом на пенсию (ст.31 Кодекс законов о труде Российской Федерации) (л.д. 10-13, 52-55). Согласно протоколу №143 Сосногорского рай(гор) СО с 05 августа 1993 года Максимовой А.И. назначена пенсия (л.д.49). Педагогический стаж работы в сельской местности Максимовой А.И. составляет более 10 лет. Являлась получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг как педагогический работник. В настоящее время проживает в поселке Верхнеижемский, является получателем пенсии. 22 февраля 2011 года Максимова А.И. обратилась в ГУ РУ «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию (л.д.7). 10 марта 2011 года ГУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» Максимовой А.И. отказано в предоставлении мер социальной поддержки в виде льготы по оплате жилья и коммунальных услуг (л.д.8). Данные обстоятельства подтверждены материалами дела, сторонами не оспариваются. Абз.3 п.5 ст.55 Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» (в редакции Федерального закона от 13.01.1996 № 12-ФЗ) было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ данная норма была дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации. Названное законоположение не привнесло каких-либо изменений в порядок реализации данной меры социальной поддержки педагогических работников сельских (поселковых) образовательных учреждений. По сути, оно воспроизводит правовое регулирование, содержащееся в Федеральном законе от 06.05.2003 № 52-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым было закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных указанными в его ст.2 положениями федеральных законодательных актов, в том числе абзацем третьим пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях. Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 № 322-О-П отметил, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, т.е. соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения. Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ не предполагалась отмена льготы, гарантированной статьей 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» для проживающие и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений, в том числе вышедших на пенсию, - в нем не содержатся положения, препятствующие реализации предоставленного указанным лицам права на данную льготу на всей территории Российской Федерации, а также положения о возможности введения подобного рода ограничительных условий. Что касается механизма предоставления социальных гарантий, то его изменение не должно вести к отмене этих гарантий или существенному снижению ранее достигнутого уровня их предоставления. В соответствии с ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми, работающим и проживающим в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, предусмотрено предоставление мер социальной поддержки в виде освобождения от оплаты за пользование жилым помещением (плата за наем), за содержание и ремонт жилого помещения, коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, газоснабжение (в том числе по поставке бытового газа в баллонах) в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, электроснабжение и отопление (теплоснабжение). Установленные данной частью меры социальной поддержки сохраняются за педагогическими работниками государственных образовательных учреждений Республики Коми, проживающими в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, вышедшими на пенсию и имеющими стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. Наряду с указанными нормативно-правовыми актами право педагогических работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением предусмотрено Постановлением Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 №203, утвердившего перечень проживающих в сельской местности и рабочих поселках Коми АССР работников просвещения, здравоохранения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, которым предоставляются бесплатно коммунальные услуги. Постановлением Правительства Республики Коми от 18.10.2004 года № 177 было признано утратившим силу Постановление Совета Министров Коми АССР от 07.07.1986 №203 «О нормах коммунальных услуг работникам здравоохранения, просвещения, культуры, социального обеспечения и сельского хозяйства, проживающим в сельской местности и рабочих поселках». В последующем Постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2007 года № 313 внесены изменения в Постановление Правительства Республики Коми от 18.10.2004 №177 и дополнено словами «за исключением третьей колонки приложения №2 к Постановлению в части перешедших на пенсию педагогических работников». В абз. «д» третьей колонки приложения №2 Постановления Совета министров Коми АССР от 07.07.1986 №203 указано на необходимость распространения на педагогмических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности, действие подпункта «б» п.6 Постановления Совета Министров ССР от 04.05.1971 №255, которым закреплено право указанных работников, ушедших на пенсию, на бесплатное жилое помещение с отоплением и освещением. Учитывая вышеприведенные нормы закона, и принимая во внимание, что Максимова А.И. продолжает в настоящее время проживать в сельской местности, является получателем пенсии и имеет стаж работы более 10 лет в образовательном учреждении, расположенном в сельской местности, ранее пользовалась мерами социальной поддержки как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности Максимова А.И. имеет право на меры социальной поддержки применительно ч. 1 (1) с. 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми». Доводы ответчика о том, что образовательное учреждение, в котором работала истец, не является государственным или муниципальным образовательным учреждением Республики Коми не свидетельствуют о наличии оснований для отказа в предоставлении истцу мер социальной поддержки, поскольку ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» не связывает наличие права на получение мер социальной поддержки с видом собственности образовательного учреждения, педагогические работники которого, вышедшие на пенсию, сохраняют право на получение мер социальной поддержки. При этом в соответствии с ст.3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании», указано на недопустимость снижения объема мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона. Таким образом, отказ ГУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» в предоставлении мер социальной поддержки Максимовой А.И. является незаконным. Предоставление мер социальной поддержки обусловлено наличием права на них, реализация которых зависит от волеизъявления обладателя этого права. Истец 22 февраля 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлением мер социальной поддержки как педагогическому работнику, вышедшему на пенсию, в связи с чем право на получение мер социальной поддержки у последней возникло с указанной даты и подлежит восстановлению. В соответствии с подпунктом 16 пункта 5 Положения об Агентстве Республики Коми по социальному развитию, утвержденному Указом Главы республики Коми от 11.08.2009 № 91, Агентство организует в установленном порядке предоставление мер социальной поддержки, в том числе, иным категориям граждан в соответствии с законодательством Республики Коми и законодательством Российской Федерации в части переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предоставлению установленных федеральными законами мер социальной поддержки. Предметом деятельности ГУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» является предоставление государственных услуг в сфере социальной защиты и социального обслуживания населения, в том числе назначение и предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то обязанность по предоставлению мер социальной поддержки истцу должна быть возложена на ответчика. В связи с изложенным исковые требования прокурора г. Сосногорска в интересах Максимовой А.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки, установленные ч. 1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», с 22 февраля 2011 года, с момента обращения в учреждение ГУ РК «ЦСЗН г. Сосногорска» подлежат удовлетворению. На основании изложенного, руководствуясь ст.194 - 198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск прокурора г. Сосногорска в интересах Максимовой А.И. к Государственному учреждению Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, возложении обязанности по предоставлению мер социальной поддержки удовлетворить. Признать незаконным отказ Государственного учреждения Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» в предоставлении Максимовой А.И. мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг. Обязать Государственное учреждение Республики Коми «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения г. Сосногорска» предоставлять Максимовой А.И. меры социальной поддержки населения по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренные ч.1 (1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 года № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» с 22 февраля 2011 года. Решение суда может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение десяти дней со дня изготовления мотивированного решения. Мотивированное решение изготовлена 12 сентября 2011 года. Судья В.Б. Краснов .