О признании незаконным бездействия и возложения обязанности исполнить полномочия по сбору и вывозу ТБО



Дело № 2-1235/2011 года

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАИИ

24 октября 2011 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Дудиной О.С., при секретаре Сахарновой О.К., с участием прокурора Кунициной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «Поляна» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исполнить полномочия по сбору и вывозу ТБО,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Сосногорска обратился в Сосногорский городской суд Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Администрации СП «Поляна», просил признать незаконным бездействие СП «Поляна» в части не осуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в водоохраной зоне ручья Потшыс - ель по ул. Школьная, расположенной в границах СП «Поляна»; обязать администрацию СП «Поляна» исполнить полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а именно: в срок до 01.07.2012 ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные в водоохраной зоне ручья Потшыс - ель по ул. Школьная.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Сосногорска во исполнение Указания прокуратуры Республики Коми «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов в сфере охраны окружающей среды» от 03.04.2009 № 56/7, а также на основании задания прокуратуры республики о проведении проверки соблюдения законодательства об отходах производства и потребления с участием главного специалиста - эксперта Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды Гайдучек Н.Н. 26.09.2011 проведена проверка соблюдения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления на территории муниципального образования сельского поселения «Поляна» (СП «Поляна»), по результатам которой установлено следующее:

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002, статьей 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Частью 2 статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что организацию в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», частью 1 статьи 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», частью 1 статьи 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Аналогичное положение закреплено в пункте 18 статьи 9 Устава СП «Поляна» в редакции решения Совета сельского поселения «Поляна» от 14.12.2006 № 48, который к вопросам местного значения поселения относит организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

В статье 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» раскрыты основные понятия используемые в Федеральном законе, где: отходы производства и потребления - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; обращение с отходами - деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранение отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду; использование отходов - применение отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг или для получения энергии; обезвреживание отходов - обработка отходов, в том числе сжигание и обеззараживание отходов на специализированных установках, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую природную среду; объект размещения отходов - специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).

Согласно требованиям статьи 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе таких принципов как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения или иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух.

Согласно части 2 статьи 16 указанного Федерального закона, к видам негативного воздействия на окружающую среду относится в том числе: размещение отходов производства и потребления.

Из содержания статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и статьи 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается: размещение (захоронение, сброс) отходов в границах населенных пунктов, в границах водоохранных зон, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение опасных отходов и радиоактивных отходов на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Статья 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантирует гражданам Российской Федерации право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Кроме того, согласно положениям пункта 1 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В силу пункта 2 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин имеет доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд.

В соответствии с пунктом 8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации каждый гражданин вправе пользоваться береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства, причаливания плавучих средств.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 27 Водного кодекса Российской Федерации в полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений входит осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а также осуществление мер по охране таких водных объектов.

В силу требований пункта 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления запрещается.

В соответствии с пунктом 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации запрещается размещение мест захоронения отходов производства и потребления в границах водоохранных зон.

На момент прокурорской проверки в водоохраной зоне ручья (50м) Потшыс-ель вдоль всей улицы Школьная п. Поляна выявлено 5 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов населения. Ориентировочный объем отходов составляет 5 куб. м. или 0,9 т. Указанное размещение отходов влечет засорение водного объекта - особенно в весеннее - осенний период, когда во время дождей загрязненный сток от твердых бытовых и жидких отходов стекает в ручей Потшыс-ель с дальнейшим попаданием загрязненных вод в реку Ижма, являющуюся водным объектом, что также влечет за собой ухудшение среды обитания водных биоресурсов в реке Ижма.

В связи с тем, что органом местного самоуправления надлежащим образом не обустроены места для временного сбора и вывоза твердых бытовых отходов, население п.Поляна вынуждено сбрасывать отходы за прилегающей территорией домов на склоне ручья, вследствие чего земли СП «Поляна», водоохранная зона ручья Потшыс-ель вдоль улицы Школьная захламлены бытовыми отходами, что противоречит требованиям законодательства в области охраны окружающей среды.

Ранее Сосногорским городским комитетом по охране окружающей среды в ходе рейдового мероприятия от 21.06.2011 уже устанавливалось наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов вдоль улицы Школьная п. Поляны, однако с момента проведения указанного рейдового мероприятия убрана лишь 1 несанкционированная свалка. Наличие по состоянию на 26.09.2011 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов вдоль улицы Школьная п. Поляны подтверждается фотографиями, сделанными в ходе прокурорской проверки и не оспаривается исполняющей обязанности руководителя администрации СП «Поляна» РЖБ. в ее объяснении от 29.09.2011.

Однако по результатам проведенной прокуратурой проверки установлено, что администрацией СП «Поляна» полномочия по организации сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов не осуществляются. В результате чего, на территории сельского поселения «Поляна», в районе водоохранной зоны ручья Потшыс-ель вдоль всей улицы Школьная, организованы несанкционированные свалки твердых бытовых отходов.

В судебном заседании прокурор настаивал на исковых требованиях, просил признать незаконным бездействие администрации СП «Поляна» в части не осуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в водоохраной зоне ручья Потшыс-ель по ул. Школьная, расположенной в границах СП «Поляна»; обязать администрацию СП «Поляна» исполнить полномочия по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, а именно: в срок до 01.07.2012 г. ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные в водоохранной зоне ручья Потшыс-ель по ул. Школьная.

Ответчик о месте и времени рассмотрения дела извещён, представил суду заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, с иском согласны.

Представитель третьего лица по доверенности - Гайдучек Н.Н., в суде исковые требования прокурора поддержала.

Заслушав прокурора, представителя третьего лица, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, признание иска ответчиком следует принять

В соответствии со ст.173 ГПК РФ, при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

При изложенных обстоятельствах, и принимая во внимание, что представитель ответчика иск признал, учитывая, что доводы прокурора подтверждаются материалами дела, ранее Сосногорским городским комитетом по охране окружающей среды в ходе рейдового мероприятия от 21.06.2011 уже устанавливалось наличие несанкционированных свалок твердых бытовых отходов вдоль улицы Школьная п. Поляны, однако в нарушение указанных прокурором требований законодательства с момента проведения указанного рейдового мероприятия убрана лишь 1 несанкционированная свалка, наличие по состоянию на 26.09.2011 несанкционированных свалок твердых бытовых отходов вдоль улицы Школьная п. Поляны подтверждается актом Сосногорского городского комитета по охране окружающей среды о проведении рейдового мероприятия от 26.09.2011 года, фотографиями, сделанными в ходе прокурорской проверки и не оспаривается исполняющей обязанности руководителя администрации СП «Поляна» РЖБ. в ее объяснении от 29.09.2011, то имеются основания для удовлетворения иска.

На основании изложенного, суд считает, что признание ответчиком исковых требований подлежит принятию, исковые требования подлежат удовлетворению.

             На основании изложенного, руководствуясь ст. 173, 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора города Сосногорска в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования сельского поселения «Поляна» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности исполнить полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Администрации сельского поселения «Поляна» в части не осуществления полномочий по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в водоохранной зоне ручья Потшыс - ель по ул. Школьная, расположенной в границах сельского поселения «Поляна».

Обязать администрацию сельского поселения «Поляна» исполнить полномочия по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов, а именно: в срок до 01.07.2012 ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов, расположенные в водоохраной зоне ручья Потшыс - ель по ул. Школьная в п. Поляна Сосногорского района Республики Коми.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сосногорский городской суд Республики Коми с даты изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 27 октября 2011 года.

       Судья:                                                                                                  Дудина О.С.