О возложении обязанности по приведению полосы отвода железной дороги в соответствие с требованиями противопожарного законодательства



.

.

.

.

.

.

Дело № 2-180/2011

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2011 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Гадомич Н.В., с участием Сосногорского транспортного прокурора Дорониной Н.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности по приведению полосы отвода железной дороги в соответствие с требованиями противопожарного законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Сосногорский транспортный прокурор обратился в Усть-Вымский районный суд Республики Коми с иском в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «РЖД» о возложении обязанности по приведению полосы отвода железной дороги в соответствие с требованиями противопожарного законодательства.

В обоснование заявления прокурор указал, что Сосногорской транспортной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований противопожарного законодательства Микуньской дистанцией пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Согласно положению о Микуньской дистанции пути целью деятельности Дистанции является оказание транспортных услуг путём содержания железнодорожного пути, искусственных сооружений и путевого обустройства в исправном состоянии. Для достижения указанной цели деятельности в результате ремонта верхнего строения пути образуются промышленные отходы в виде отработанных железнодорожных шпал, которые должны вывозиться с полосы отвода железной дороги для утилизации. Полоса отвода железной дороги – это земельный участок, прилегающий к железнодорожному пути, а также земельный участок, занятый железнодорожными путями или предназначенный для размещения таких путей, занятый или предназначенный для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Согласно Федеральному закону «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.

Из заявления прокурора видно, что полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарников, старых шпал и другого горючего материала. Указанные материалы должны своевременно вывозиться с полосы отвода. Шпалы и брусья при временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах должны укладываться в штабели. В нарушение требований законодательства Сосногорской дистанцией пути полоса отвода железной дороги на протяжении обслуживаемых участков железнодорожного пути, а именно: Микунь-Урдома с 1210 км по 1316 км, Микунь-Сыктывкар с 1 км по 07 км, Микунь-Вендинга с 1 км по 178 км, Селогвож-Кослан с 1 км по 22 км, не очищается от валежника, порубочных остатков, кустарника, старых шпал и другого горючего материала. В весенний, летний и осенний периоды в полосе отвода железнодорожной дороги производится сжигание старых железнодорожных шпал и порубочных остатков, что запрещено Правилами пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. В результате неисполнения требований противопожарного законодательства в весенне-летний период 2010 года имели место лесные пожары в полосе отвода железной дороги на указанных участках. В сентябре 2010 года начальник Микуньской дистанции пути за несоблюдение требований противопожарного законодательства в полосе отвода железной дороги был привлечён к административной ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Сосногорским транспортным прокурором в адрес начальника Микуньской дистанции пути неоднократно направлялись представления с требованиями об устранении нарушений законодательства о противопожарной безопасности. Однако нарушения в полной мере не устраняются, в частности, не производится очистка полосы отвода от отработанных железнодорожных шпал, порубочных остатков и сухой травы, в полосе отвода железной дороги производится сжигание отработанных железнодорожных шпал, порубочных остатков и сухой травы. Кроме того, границы полосы отвода не отделены от опушки леса противопожарной опашкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

Статьёй 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределённого круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Определением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 02 декабря 2010 года гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности по приведению полосы отвода железной дороги в соответствие с требованиями противопожарного законодательства передано по подсудности в Сосногорский городской суд.

В судебном заседании Сосногорский транспортный прокурор исковые требования уточнил, просил обязать ОАО «РЖД» в лице Микуньской дистанции пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» в полосе отвода железной дороги на протяжении обслуживаемых Микуньской дистанцией пути участков железнодорожного пути, а именно: Микунь-Урдома с 1210 км по 1316 км, Микунь-Сыктывкар с 1 км по 97 км, Микунь-Вендинга с 1 км по 178 км, Селогвож-Кослан с 1 км по 22 км, произвести очистку железнодорожных шпал, негодных для укладки в путь, и других горючих материалов в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика Михалюта А.Ю., действующий по доверенности, уточнённые Сосногорским транспортным прокурором исковые требования признал.

Заслушав представителя ответчика, допросив свидетеля Ледовского С.А., исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства, суд считает, что исковые требования Сосногорского транспортного прокурора подлежат удовлетворению.

Из материалов дела следует, что в результате проверки соблюдения требований противопожарного законодательства Микуньской дистанцией пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» были выявлены нарушения правил пожарной безопасности. Полоса отвода железной дороги на протяжении обслуживаемых Микуньской дистанцией пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» участков железнодорожного пути Микунь-Урдома с 1210 км по 1316 км, Микунь-Сыктывкар с 1 км по 97 км, Микунь-Вендинга с 1 км по 178 км, Селогвож-Кослан с 1 км по 22 км не очищена от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего материала, в полосе отвода железной дороги производится сжигание старых железнодорожных шпал и порубочных остатков.

В соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» земли железнодорожного транспорта должны использоваться в соответствии с земельным, градостроительным, экологическим, санитарным, противопожарным и иным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 27 Правил пожарной безопасности в лесах, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 417, полосы отвода железных дорог в местах прилегания их к лесным массивам должны быть очищены от сухостоя, валежника, порубочных остатков и других горючих материалов. Границы полос отвода должны быть отделены от опушки леса противопожарной опушкой шириной от 3 до 5 метров или минерализованной полосой шириной не менее 3 метров.

В силу пункта 396 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утверждённых Приказом МЧС РФ от 18 июня 2003 года № 313, полоса отвода железных дорог должна содержаться очищенной от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего материала.

Шпалы и брусья при временном хранении на перегонах, станциях и звеносборочных базах должны укладываться в штабели. Площадка под штабели и территория на расстоянии не менее 3 метров должны очищаться от сухой травы и другого горючего материала, окапываться или опахиваться.

В полосе отвода запрещается разводить костры и сжигать хворост, порубочные остатки, оставлять сухостойные деревья и кустарники.

Из материалов дела видно, что ответчиком полоса отвода железной дороги на протяжении обслуживаемых участков железнодорожного пути не очищена от валежника, порубочных остатков и кустарников, старых шпал и другого горючего материала. Более того, в весенний – осенний периоды в полосе отвода железной дороги производится сжигание старых железнодорожных шпал и порубочных остатков. В результате нарушений Правил пожарной безопасности в полосе отвода железной дороги имели место пожары: 20 мая 2010 года на участке железнодорожного пути Вездино-Межог, 2-3 августа 2010 года на участке Микунь-Разъезд 14 км, 19 августа 2010 года на участке Микунь-Сыктывкар.

По результатам проверки соблюдения требований противопожарного законодательства Микуньской дистанцией пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Сосногорским транспортным прокурором составлено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности. Однако, до настоящего времени полоса отвода железной дороги на участках железнодорожного пути Микунь-Урдома с 1210 км по 1316 км, Микунь-Сыктывкар с 1 км по 97 км, Микунь-Вендинга с 1 км по 178 км, Селогвож-Кослан с 1 км по 22 км не очищена от валежника, порубочных остатков и кустарника, старых шпал и другого горючего материала, в полосе отвода железной дороги производится сжигание старых железнодорожных шпал и порубочных остатков.

При указанных обстоятельствах исковое требование Сосногорского транспортного прокурора подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 – 198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Исковое требование Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к ОАО «Российские железные дороги» о возложении обязанности по приведению полосы отвода железной дороги в соответствие с требованиями противопожарного законодательства удовлетворить.

Обязать ОАО «Российские железные дороги» в лице Микуньской дистанции пути Сосногорского отделения Северной железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» в полосе отвода железной дороги на протяжении обслуживаемых Микуньской дистанцией пути участков железнодорожного пути, а именно: Микунь-Урдома с 1210 км по 1316 км, Микунь-Сыктывкар с 1 км по 97 км, Микунь-Вендинга с 1 км по 178 км, Селогвож-Кослан с 1 км по 22 км, произвести очистку железнодорожных шпал, негодных для укладки в путь, и других горючих материалов в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение 10 дней через Сосногорский городской суд Республики Коми.

Председательствующий: В.В.Катрыч

.

.

.

.

.

.

.