О признании незаконными действий и решений УИК



Дело № 2-86/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 января 2012 года Сосногорский городской суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Катрыч В.В., при секретаре Гадомич Н.В., с участием прокурора Чуры Е.К., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сосногорске гражданское дело по заявлению Иванова И.С. о признании незаконными решений и действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка №332 по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва,

У С Т А Н О В И Л:

Иванов И.С. обратился в Сосногорский городской суд с заявлением о признании решений № 10 от 04.12.2011 года, № 11 от 04.12.2011 года, № 12 от 04.12.2011 года и действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка №332 пгт. Нижний Одес Сосногорского района Республики Коми по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва незаконными.

Из заявления Иванова И.С. следует, что 04 декабря 2011 года он был направлен от политической партии «Российская объединённая демократическая партия «Яблоко» наблюдателем в Участковую избирательную комиссию избирательного участка №332.

В ходе наблюдения Ивановым И.С. было замечено следующее нарушение: в помещении для голосования 04.12.2011 года в 16 часов 31 мин. отсутствовали бюллетени, ещё не выданные членам комиссии с правом решающего голоса для выдачи избирателям. В связи с указанным обстоятельством он обратился с жалобой в Участковую избирательную комиссию. Не получив ответ на жалобу, Иванов И.С. повторно обратился с жалобой на отсутствие бюллетеней в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей.

После подачи второй жалобы в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 332, Иванов И.С. ушёл из помещения для голосования, в 19 часов 40 минут Иванов И.С. вернулся в помещение для голосования. После окончания голосования и закрытия дверей в помещение для голосования, Иванов И.С. был удалён из помещения решением комиссии, так как, вернувшись в помещение для голосования, он не зарегистрировался.

На основании требований Иванова И.С. о рассмотрении жалоб, избирательная комиссия выдала ему решения № 10 и № 11 по результатам рассмотрения жалоб и решение об удалении Иванова И.С. из помещения для голосования. На вопрос Иванова И.С., когда ему выдадут копию протокола об итогах голосования, председатель комиссии ШРВ. ответила, что выдадут позже.

В 22 часа 40 минут 04.12.2011 года Иванов И.С. пришёл за копией протокола об итогах голосования, однако ему было отказано в выдаче копии протокола и в выдаче мотивированного ответа на его заявление о выдаче копии протокола.

В судебном заседании Иванов И.С. поддержал требования о признании решений по его жалобам и удалению из помещения, а также действий участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 незаконными, от требования об отмене решения участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 об итогах голосования отказался.

Заслушав объяснения Иванова И.С., объяснения заинтересованных лиц, заключение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьёй 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу статьи 90 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, осуществлять проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днём голосования, - немедленно.

В соответствии со статьёй 30 Федерального закона № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» наблюдателей вправе назначить каждая политическая партия, зарегистрировавшая федеральный список кандидатов.

Наблюдатель вправе находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования; наблюдать за выдачей избирательных бюллетеней избирателям; знакомиться с протоколом избирательной комиссии, в которую он направлен, и протоколами непосредственно нижестоящих избирательных комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, с документами, приложенными к протоколам об итогах голосования, о результатах выборов, получать от соответствующей избирательной комиссии заверенные копии указанных протоколов; обжаловать решения и действия (бездействия) избирательной комиссии, в которую он направлен, в непосредственно вышестоящую избирательную комиссию или в суд.

Наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии, участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

В силу статьи 61 Федерального закона № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчёта голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Из содержания жалобы Иванова И.С., с которой он обратился 04.12.2011 года в участковую избирательную комиссию избирательного участка № 332, следовало, что в помещении для голосования отсутствовали чистые бюллетени, ещё не выданные членам комиссии, бюллетеней не было на виду у членов комиссии и наблюдателей.

Не получив ответ на указанную жалобу, Иванов И.С. повторно обратился в комиссию с жалобой на отсутствие в поле зрения наблюдателей и членов комиссии чистых бюллетеней, также в жалобе Иванов И.С. указал на несвоевременное получение информации, получение которой предусмотрено законом.

По указанным жалобам участковой избирательной комиссией избирательного участка № 332 04.12.2011 года были приняты решения.

Из решения № 10 от 04.12.2011 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 следует, что жалоба Иванова И.С. является неправомерной, так как помещение, где проходит голосование (отдел ЗАГСа администрации) является единым местом для голосования.

Из решения № 11 от 04.12.2011 этой же комиссии следует, что вторая жалоба наблюдателя Иванова И.С. не подлежит удовлетворению, так как была подана повторно.

Из принятых комиссией решений видно, что в принятии решений участвовали наблюдатели, что не соответствует требованиям статьи 30 Федерального закона № 51 «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», из которой следует, что наблюдатель не вправе участвовать в принятии решений избирательной комиссией.

В соответствии со статьёй 28 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» участковая избирательная комиссия рассматривает жалобы (заявления) на нарушения Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения.

Из статьи 29 указанного закона следует, что на заседаниях избирательных комиссий при рассмотрении жалоб (заявлений) вправе присутствовать заявители, представители заинтересованных сторон, которые могут давать объяснения и представлять доказательства по существу рассматриваемого вопроса.

Из содержания статей 3, 20, 28, 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» следует, что деятельность избирательной комиссии осуществляется коллегиально. Избирательная комиссия обязана работать открыто и гласно.

В силу статьи 5.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение прав члена избирательной комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации и копий избирательных документов, документов референдума, получение которых предусмотрено законом, - влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от одной тысячи до двух тысяч рублей.

Из объяснений председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 ШРВ., секретаря участковой избирательной комиссии РОГ. следует, что протокол при рассмотрении жалоб Иванова И.С. не вёлся, решение принималось большинством голосов, бюллетени выдавала председатель комиссии по мере необходимости каждому члену участковой комиссии на их рабочем месте под роспись по сто штук.

Также из объяснений председателя участковой избирательной комиссии ШРВ. следует, что в своей деятельности комиссия руководствовалась разъяснениями, включенными в Рабочий блокнот, подготовленный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в целях оказания помощи участковым избирательным комиссиям.

Однако из Разъяснений, которыми руководствовалась избирательная комиссия, видно, что на всех заседаниях УИК ведётся протокол. В протоколе заседания УИК в краткой форме отражается основное содержание выступлений и принятых решений; при рассмотрении жалоб (заявлений) содержание выступлений и принятых решений отражается подробно.

Также из разъяснений следует, что после открытия в 8.00 по местному времени помещения для голосования, председатель УИК, в целях повышения информированности наблюдателей, иных лиц, присутствующих в день голосования в помещении для голосования, должен выдать членам УИК избирательные бюллетени по ведомости для выдачи их избирателям в помещении для голосования, а не выдавать их по мере необходимости членам комиссии, как указала в своих объяснениях председатель комиссии. Из объяснений Иванова И.С. следует, что именно на это нарушение, он указывал в своих жалобах и в суде.

Объяснения председателя участковой избирательной комиссии ШРВ. о том, что решения № 10 и № 11 от 04.12.2011 года принимались большинством голосов, не подтвердились в суде, поскольку протокол на заседаниях УИК не вёлся, в решениях также отсутствуют сведения о результатах голосования по принятым решениям.

При принятии УИК решения (решение принимается большинством голосов) в случае равного числа голосов членов комиссии с правом решающего голоса, поданных «за» и «против», голос председателя комиссии является решающим. Также из материалов дела видно, что решения №10 и № 11 от 04.12.2011 года избирательной комиссии не являются мотивированными. Мотивированность, как требование, предъявляемое к решению избирательной комиссии, означает обязательность наличия в нём исчерпывающе аргументированных выводов. В указанных решениях выводы комиссии отсутствуют. Из содержания жалобы, зарегистрированной в 18 часов 00 минут 04.12.2011 года видно, что Иванов И.С. указывает на нарушение прав наблюдателя на осуществление наблюдения и на своевременное получение информации, ссылаясь на статью 5.6 КоАП РФ, однако указанная жалоба по существу не рассмотрена.

Председателем УИК может быть сделано замечание наблюдателю о нарушении им избирательного законодательства, и в случае неоднократных нарушений наблюдателем избирательного законодательства он может быть удалён из помещения для голосования. Решение об этом принимается УИК простым большинством голосов от числа присутствующих членов с правом решающего голоса и оформляется в письменном виде.

Наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают избирательное законодательство и препятствуют работе УИК. Правоохранительные органы, получив указанное решение комиссии, обеспечивают удаление наблюдателя из помещения для голосования и принимают меры по привлечению его к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из решения № 12 от 04.12.2011 года следует, что члены УИК № 332 решили удалить наблюдателя Иванова И.С. с избирательного участка по причине не регистрации на избирательном участке. В 18 часов 20 минут 04.12.2011 года Иванов И.С. выбыл с избирательного участка, вернувшись, не зарегистрировался в реестре наблюдателей. Таким образом, комиссия решила, что наблюдатель не явился на участок.

Избирательным законодательством предусмотрено, что наблюдатель вправе приступить к работе в день голосования в любое время с момента работы УИК.

Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии города Сосногорска действие участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 в части удаления наблюдателя Иванова И.С. с избирательного участка признано незаконным, однако решение № 12 от 04.12.2011 года территориальной комиссией отменено не было. В территориальную избирательную комиссию могут быть обжалованы и решения и действия УИК, нарушающие избирательные права граждан и наблюдателей.

В судебном заседании оснований для удаления Иванова И.С. из помещения для голосования не установлено, в связи с чем, требование Иванова И.С. о признании решения № 12 от 04.12.2011 года участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 об удалении Иванова И.С. из помещения для голосования незаконным следует удовлетворить.

Из материалов дела видно, что 04.12.2011 года в 15 часов 50 минут секретарём участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 РОГ. получено заявление от Иванова И.С. о выдаче ему протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

В соответствии с нормами Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» после подписания протокола об итогах голосования по требованию наблюдателя участковая избирательная комиссия обязана выдать заверенную копию протокола об итогах голосования.

Копия протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по требованию Иванова И.С., ему не выдана, указанное обстоятельство в судебном заседании заинтересованными лицами не оспаривалось.

УИК обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избирательной компании заявления, давать лицам, направившим обращения, письменные ответы. Из объяснений заинтересованных лиц следует, что письменный ответ об отказе в выдаче копии протокола об итогах голосования Иванову И.С. не был направлен ему комиссией.

При таких обстоятельствах по делу требования Иванова И.С. о признании указанных выше действий избирательной комиссии незаконными подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, статьями 259-261 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Заявление Иванова И.С. о признании решений № 10 от 04.12.2011 года, № 11 от 04.12.2011 года, № 12 от 04.12.2011 года и действий Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 пгт. Нижний Одес Сосногорского района Республики Коми незаконными - удовлетворить.

Признать решения № 10 от 04.12.2011 года, № 11 от 04.12.2011 года, № 12 от 04.12.2011 года Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 - незаконными.

Признать отказ Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 в выдаче Иванову И.С. копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования – незаконным.

Признать отказ Участковой избирательной комиссии избирательного участка № 332 в выдаче мотивированного ответа на заявление Иванова И.С. о выдаче копии протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования - незаконным.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сосногорский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья В.В.Катрыч