Дело № 2-200/2010 г. РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с участием адвоката Авдошина ВВ, ордер <***>, удостоверение <***> при секретаре Власовой С.В. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кольчугиной Т.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ по ... о включении определенного периода работы в специальный стаж работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Кольчугина Т.А. обратилась в суд с иском о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включении определенного периода работы в специальный стаж работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости, ссылаясь на то, что <***> она обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ по ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, <***> ей исполняется 50 лет. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <***> в назначение трудовой пенсии отказано по причине не достижения ею возраста 50 лет и отсутствия 25 лет специального стажа. Не был включен в специальный стаж период работы в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО с <***> по <***>, инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО с <***> по <***>, периоды отпусков без сохранения заработной платы, донорские дни, период с <***> по <***> и с <***> по <***> в качестве диспетчера 148-ПЧ Федеральной пожарной службы по охране .... Считает, что решение пенсионного фонда незаконно, просит включить не включенные ответчиком периоды ее работы с <***> по <***>, с <***> по <***>, с <***> по <***>, <***> по <***> в специальный стаж и назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с <***> В судебном заседании истица Кольчугина Т.В. исковые требования поддержала и пояснила, что <***> она обратилась в ГУ Управление пенсионного фонда РФ по ... с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, проработавшему не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от <***> <***> в назначении досрочной трудовой пенсии ей было отказано, поскольку специальный стаж у нее ставил менее 25 лет, и она не достигла возраста 50 лет. Ей не включили в специальный стаж период ее работы в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО с <***> по <***>, с <***> по <***> в качестве инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО, поскольку данные должности не предусмотрены списком. В ППЧ -56 она сначала была принята инструктором по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56, <***> назначена на должность инженера пожарной профилактики, в ее обязанности входило проводить обследования и проверки объектов/ зданий, домов/ на соответствие требованиям пожарной безопасности, проверять средства пожарной безопасности, проводить пожарную профилактику среди населения. Составлять документы по факту обнаружения нарушений пожарной безопасности. Обязанности ее не менялись, фактически она выполняла одну и ту же работу, которая предусмотрены Списком как должность инструктора противопожарной профилактики. Также ответчик не включил ей в специальный стаж период ее работы в качестве диспетчера 148-ПЧ с <***> по <***>, поскольку посчитал, что ПЧ является структурным подразделением Комитета гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области, то есть, относится к субъекту РФ, поэтому не относится к Главному Управлению МЧС России. С данным выводом ответчика она не согласна, пояснив, что согласно записи в ее трудовой книжке 148 ПЧ относилась к Главному Управлению МЧС России по Нижегородской области на сновании приказа от <***> <***> запись <***>. Кроме этого, ей не включили в специальный стаж период временной нетрудоспособности с <***> по <***>, т.к. за нее в этот период не отчислялись страховые выплаты, в чем ее вина отсутствует. Считает, что данные периоды должны быть включены в специальный стаж, поэтому она имеет право на назначение ей досрочной трудовой пенсии по старости. Не включение периодов ее работы, когда она находилась в отпуске без сохранения заработной платы и донорских дней, она не оспаривает. Просит удовлетворить ее исковые требования. Ответчик ГУ Управление пенсионного фонда РФ по ... - Кузнецова Н.В., действующая по доверенности, с иском согласна частично, пояснив, что к ним с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии как работнику, проработавшему не менее 25 лет на должностях государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий обратилась Кольчугина Т.В. В назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости ей было отказано, поскольку у нее специальный стаж составил 22 года 5 дней, что не достаточно для назначения ей досрочной трудовой пенсии по старости, к тому же на момент обращения она не достигла 50 лет. Они не включили ей в специальный стаж периоды работы в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО с <***> по <***>, инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО с <***> по <***>, периоды отпусков без сохранения заработной платы, донорские дни, период с <***> по <***> в качестве диспетчера 148-ПЧ Федеральной пожарной службы по охране ..., а так же с <***> по <***>, когда отчисление страховых взносов работодателем не производилась. Поскольку имеется больничный лист, подтверждающий, что с <***> по <***> Кальчугина Т.В. не работала по болезни, то данный период времени подлежит включению в ее специальный стаж, остальные спорные периоды ее работы включению не подлежат, т.к. Списком не предусмотрены должности инструктора по работе с ПСО и ДПД и инженера пожарной профилактики, а работа в качестве диспетчера, предусмотренная Списком не подлежит включению, т.к. 14 отряд ГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области, которым предоставлены сведения за период с <***> по <***>, находился в двойном подчинении, т.е. являлся структурным подразделением Гражданской защиты в области финансирования и подразделением Главного управления МЧС Росси по Нижегородской области, что также не допускает включение данного периода в специальный стаж Кольчугиной Т.В. 3-е лицо- представитель Главного управления МЧС России по Нижегородской области в судебное заседание не явился, о дне слушании извещен надлежащим образом, просит дело рассмотреть в их отсутствии. В своем отзыве на исковое заявление Кольчугиной Т.В. не возражают на удовлетворение ее требований. Свидетель К.В.И. показала, что должность инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО и должность инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО идентичны. Она с Кольчугиной Т.В. работали вместе с 1984 г., выполняли одинаковые функциональные обязанности, ездили по району, обследовали жилые дома, организации, детские сады на соответствие их требованиям пожарной безопасности. Кольчугина работала инструктором добровольной пожарной дружины. Работали ежедневно с 8.00 до 17 час 15 мин., была пятидневная рабочая неделя, получали одинаковую заработную плату. Свидетель Т.Ю.А. показал, что Кольчугина Т.В. работает в пожарной части 27 лет, постоянно. Должности инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО и должность инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО идентичны, т.к. одинаковые их функциональные обязанности, нагрузка. У Кольчугиной и К были одинаковые функциональные обязанности, общие вопросы в работе. С 2005г. по 2007 г пожарная часть - 56 подчинялась ГУ МЧС, являлась его структурным подразделением, комитету гражданской защиты и пожарной безопасности не подчинялась. Кольчугина Т.В. также подчинялась по своей работе ГУ МЧС, а не Комитету гражданской защиты и пожарной безопасности. Свидетель Р.С.А. показал, что с 1990 г. работает инженером пожарной профилактики ППЧ-56, данная должность записана в ее трудовой книжке. С инструктором по работе с ПСО они выполняют одинаковые функциональные обязанности. Кольчугина работает в данной организации с 1984 г. Должности инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО и должность инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО одинаковые. По своей работе они подчиняются ГУ МЧС. Выслушав стороны, свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему: В соответствие со ст. 27 ФЗ « О трудовых пенсиях в Российской Федерации». №173-ФЗ от 17.12.2001 г./с последующими изменениями/ 1. Трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 18) мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; 2. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций), предусмотренных подпунктами 19 - 21 пункта 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2002 г. N 437 установлено, что в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом_на_досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 п. 1ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Указанный список предусматривает и должность диспетчера пожарной части (код 21704), инженера пожарной охраны (код 22562), инструкторы по противопожарной профилактики ( код 23165). В судебном заседании установлено, что Кольчугина Т.В. с <***> по <***> работала в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО, с <***> по <***> работала в должности инженера пожарной профилактики ППЧ-56 ... ОППО, с <***> и по настоящее время работает в 148-ПЧ Главного управления МЧС России по Нижегородской области в должности диспетчера. С <***> по <***> была временно нетрудоспособна ввиду болезни. В <***> Кольчугина Т.В. обратилась к ответчику по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п.18 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. №173-ФЗ. <***> истице было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии. Отказывая в удовлетворении требований о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с работой на должностях государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ГУ Управление пенсионного фонда РФ по ... не включил в специальный стаж истице период ее работы с <***> по <***> в качестве инструктора по работе с ПСО и ДПД ... ППЧ-56 ... ОППО, с <***> по <***> инженера пожарной профилактики ППЧ-56, поскольку в списке должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 18 п. 1ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не предусмотрена должность инструктора противопожарной профилактике отряда, пожарной части и инженера пожарной профилактики. Вместе с тем до вступления в силу Постановления Правительства Российской Федерации от 18.06.2002 N 437 при рассмотрении вопросов о льготном пенсионном обеспечении работников противопожарных служб применялся Перечень оперативных должностей работников Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел), утвержденный Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 27.07.2001 N 696 (зарегистрировано в Минюсте России 31.08.2001 N 2916). Согласно данного приказа в перечне также отсутствуют данные должности. В судебном заседании установлено, что в спорные периоды работы Кольчугина Т.В. выполняла должностные обязанности инструктора противопожарной профилактики, т.е. проводила обследование и проверку обслуживаемых объектов/ зданий, сооружений, помещений/ на соответствие их требованиям пожарной безопасности и по их результатам оформляла необходимые документы, проверяла техническое состояние средств пожарной автоматики и пожаротушения. В соответствии с штатным расписанием - 56 ... профессиональной пожарной части, утвержденным Приказов УВД Горьковского облисполкома от <***> группа пожарной профилактики состоит из инструктора по противопожарной профилактики, в штатном расписании отсутствуют должности инструктора по работе с ПСО и ДПД и инженера пожарной профилактики (л.д.90-92). Согласно приказа <***>. начальника управления пожарной охраны УВД Горьковского облисполкома - назначить Кольчугину Т.В. на должность инженера пожарной профилактики ... ППЧ-56 ... ОППО с окладом <***> рублей в месяц, освободив ее от должности инструктора пожарной профилактики той же части с <***> (л.д.67-69). Согласно Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20.12.2005 года №25 « О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовую пенсию» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал… Давая оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к выводу, что периоды работы Кольчугиной Т.В. с <***> по <***> и с <***> по <***> подлежат включению в специальный стаж работы как работа в качестве инструктора по противопожарной профилактике. Суд не усматривает вины Кольчугиной Т.В. в несоответствии в записи трудовой книжке и в расхождении ее должности по штатному расписанию. Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика, что Кольчугиной Т.В. не подлежит включению в специальный стаж период ее работы в качестве диспетчера с <***> по <***>. Причиной отказа включения в специальный стаж работы Кольчугиной Т.В. данного периода работы явилось то обстоятельство, что пожарная часть 148, в которой осуществляла свою работу Кольчугина Т.В., являлась структурным подразделением Комитета гражданской обороны и пожарной безопасности Нижегородской области, т.е. истец осуществлял работу в государственной противопожарной службе субъекта РФ, а в соответствии с положениями ФЗ от 17.12.2001 г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (статья 27 пункт 1 подпункт 18), досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (т.е. сотрудникам федеральной противопожарной службы). Федеральным законом от 22.08.2004 г. №22-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации...» разграничены полномочия между федеральными органами государственной власти и органам) государственной власти субъектов РФ, внесены изменения в статью 5 ФЗ от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности». Указанным выше нормативным актом предусмотрено, что в государственную противопожарную службу входят федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ. На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.10.2004 г. №487 Главное управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Нижегородской области о 01.01.2005 г. реорганизовано в Главное управление МЧС России по Нижегородской области. Одновременно был создан Комитет гражданской защиты и пожарной безопасности Нижегородской области. Постановлением Правительства РФ от 15.12.2004 года № 779 было утверждено Соглашение между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Нижегородской области о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов организации тушения пожаров и предупреждения чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий и ликвидации их последствий, где согласно ст. 2 данного соглашения МЧС России осуществляет оперативное управление силами и средствами, руководство деятельностью единых дежурно-диспетчерских служб, а Правительство Нижегородской области обеспечивает в установленном порядке финансовыми и материально-техническими средствами по вопросам организации тушения пожаров, предупреждения и ликвидации чрезвычайными ситуациями. В соответствии с Положением о 148 Пожарной части ГУ МЧС России по Нижегородской области по охране ... (л.д.16), указанная часть является самостоятельным структурным подразделением Главного управления МЧС России по Нижегородской области и создана для защиты жизни и здоровья людей, материальных ценностей от пожара (пункт 1.2). Штат подразделения утверждается приказом Главного Управления МЧС России по Нижегородской области. Согласно трудового договора <***> от <***> Кольчугина Т.В. с <***> работает диспетчером в 148 -ПЧ 14-ОГПС ГУ МЧС России по Нижегородской области (л.д.6). Согласно записи <***> в трудовой книжке Кольчугиной Т.В. указано, что на основании приказа от <***> <***> с <***> в связи с ликвидацией управления по делам ГО и ЧС ... 148 пожарная часть по охране ... передана в подчинение Главного управления МЧС России по Нижегородской области (л.д.14). Таким образом, оценивая приведенные выше доказательства, можно сделать вывод о том, что структурная и функциональная принадлежность пожарной части 148 ГУ МЧС России по Нижегородской области всегда оставалась за Главным управлением МЧС России по Нижегородской области, в связи с чем истец по делу - Кольчугина Т.В. в период с <***> по <***> осуществляла свою деятельность в государственной противопожарной службе Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, т.е. являлась сотрудником федеральной противопожарной службы. Кроме того, суд не может согласиться с доводами ответчика, что периоды работы Кольчугиной Т.В. с <***> по <***> не подлежат включению в специальный стаж, и считает, что данный период подлежит включению в специальный трудовой стаж Кольчугиной Т.В., поскольку в указанный период времени истица была освобождена от работы ввиду болезни, что подтверждается копией листка нетрудоспособности серии <***> от <***>, а в силу п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <***> <***> - в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности. В соответствии с положениями статьи 19 Федерального закона от 17.12.2001г. №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. На момент обращения Кольчугиной Т.В.с заявлением в пенсионный фонд о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости <***>, она не достигла необходимого возраста, но поскольку <***> истице Кольчугиной Т.В. исполнилось 50 лет, и на данный период времени она имела необходимый специальный стаж 25 лет, поэтому досрочная трудовая пенсия по старости должна быть ей назначена с <***> Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ : Исковые требования Кольчугиной Т.В. к Государственному Учреждению - Управлению пенсионного фонда РФ по ... о включении в специальный стаж определенного периода работы и назначении досрочной трудовой пенсии по старости удовлетворить. Включить Кольчугиной Т.В. в специальный трудовой стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с работой на должностях Государственной противопожарной службы /пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб/ Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий периоды работы с <***> по <***> и с <***> по <***> в качестве инженера / инструктора/ по противопожарной профилактики /по работе с ПСО и ДПД/ ППЧ-56 ... ОППО, с <***> по <***> год и с <***> по <***> в качестве диспетчера 148 пожарной части Главного Управления МЧС России по Нижегородской области по охране .... Обязать Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда РФ по ... назначить Кольчугиной Т.В. досрочную трудовую пенсию по старости, начиная с <***>. Судья: Решение в окончательной форме изготовлено <***>. Судья: Решение вступило в законную силу. Судья
п.Сосновское <***>
Сосновский районный суд Нижегородской области в составе:
председательствующего судьи Крутовой О.В.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по ... в пользу Кольчугиной Т.В. в возмещение судебных расходов по оплате государственной пошлины 200 рублей.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сосновский суд в течение 10 дней со дня изготовления решения суда в окончательной форме.