Решение на бездействия по обеспечению требований пожарной безопасности



Дело № 2-204/2010

                                         Р Е Ш Е Н И Е

      ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Сосновское                                     <***> года.

Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рябовой ТН.

С участием помощника прокурора Сосновского района Ежова ДС.

При секретаре Шишкиной ТМ,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора ... района в интересах ... сельсовета ... муниципального района и неопределенного круга лиц к ... сельской администрации ... муниципального района на бездействия по обеспечению требований пожарной безопасности.

                                          УСТАНОВИЛ:

Прокурор ... района обратился в суд с исковым заявлением в интересах ... сельсовета ... муниципального района и неопределенного круга лиц к ... сельской администрации ... муниципального района на бездействия по обеспечению требований пожарной безопасности, ссылаясь на то, что проверкой, проведенной прокуратурой ... района ... области, установлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности.

Согласно п.3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

На основании п.1 ст.179 БК РФ указанные программы принимаются исполнительным органом местного самоуправления, т.е. администрацией муниципальных образований.

В ходе проверки исполнения законодательства о пожарной безопасности установлено, что администрацией муниципального образования ... сельсовет не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Как следует из ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности нарушает права граждан в сфере пожарной безопасности.

В ходе проведенной проверки соблюдения требований пожарной безопасности на территории населённых пунктов ... сельской администрации ... муниципального района выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №313 в таких населенных пунктах как с. ..., д. ..., д. ..., д. ..., д. ..., д. ..., д. ... д. ..., д. .... В основном данные нарушения в вышеуказанных населенных пунктах сводятся к тому, что не произведено углубление и очистка искусственных пожарных водоемов, не обеспечены переносными пожарными мотопомпами, отсутствуют пирсы с твердым покрытием для подъезда к водоемам и забору воды, не обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения, пожарные водоемы не обеспечены указателями, нет к деревням дорог с твердым покрытием. В связи с чем, прокурор обратился в суд в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... сельсовет ... муниципального района ... области, выражающееся в непринятии мер по надлежащему обеспечению требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Обязать ... сельскую администрацию ... муниципального района в течении 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности и обязать ... сельскую администрацию ... муниципального района устранить нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №31, выявленные в ходе проведенной проверки.

    В судебном заседании прокурор свои исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, уточнив, что просит признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... сельсовет ... муниципального района ... области, выражающееся в непринятии мер по разработке и принятию муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности и обязать ... сельскую администрацию ... муниципального района устранить нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 №31, выявленные в ходе проведенной проверки, в сроки указанные в предписании № <***>

    Ответчик - глава ... сельской администрации муниципального образования ... сельсовета ... муниципального района ... области Марушин ВМ. с исковыми требованиями прокурора не согласен, пояснив, что они уже приступили к устранению нарушений, выявленных в ходе проверки отделением ГПН по ... району. Построили пирс в д. ..., скоро введут в эксплуатацию еще один пирс. Однако в виду отсутствия финансирования трудоемкие, объемные работы по устранению нарушений они устранить не могут даже в сроки, установленные в предписании. У них нет в местном бюджете средств на строительство всех пирсов в населенных пунктах, нет средств для постройки дорог с твердым покрытием до деревень, указанных в предписании. Строительство дорог с твердым покрытием в некоторые деревни, где проживают менее 10 человек, вообще считают нецелесообразным.

Они разработали мероприятия по реализации целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности, но у них с Администрацией ... района имеется соглашение, где часть своих полномочий в частности в области пожарной безопасности переданы частично районной администрации. Без финансирования из районного бюджета на данные цели они своими средствами выявленные нарушения не устранят в полном объеме. Целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности они примут на ближайшем заседании сессии депутатов.

3-е лицо- представитель Администрации ... района Чикина ЭМ, действующая по доверенности с требованиями прокурора согласна частично, пояснив, что своими средствами ... сельская администрация устранить выявленные нарушения по пожарной безопасности не сможет.

Представители Андронов ВВ и Медведев ВО, в судебном заседании пояснили, что разработана и утверждена новая долгосрочная целевая программа «Пожарной Безопасности ... муниципального района на 2011-2013 г.», где предусмотрено на эти цели в районном бюджете больше денежных средств, чем было ранее, но конкретно по какому сельскому совету будет проводиться работа по исполнению пожарной безопасности не определено. ... район в основном дотационный, поэтому в районе также нет денежных средств для выделения сельским советам финансовой помощи на строительство дорог на их территориях, и на другие дорогостоящие мероприятия. По ... сельской администрации запланировано создание своей муниципальной пожарной службы, выделение техники и постройки здания для этих целей.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

С <***> года по <***> года на территории ... сельской администрации ... муниципального района проводилась проверка отделением государственного пожарного надзора по ... району, в ходе которой были выявлены грубейшие нарушения законодательства о пожарной безопасности, правил и норм пожарной безопасности.

По выявленным нарушениям в адрес ... сельской администрации ... муниципального района было вынесено предписание № <***> по устранению нарушений требований пожарной безопасности в сроки, указанные в предписании.

В ходе проверки были выявлены нарушения пожарной безопасности в

с....

1) Не произведено углубление и очистка искусственного пожарного водоёма на ул....

Основание:ППБ 01-03 п.94

2) К искусственному водоёмам по ул.... и ул.... отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основание: ППБ 01-03 п.94

3) с.... не обеспечены переносной пожарной мотопомпой.

Основание:ППБ 01-03 п.31

4) Пожарные водоёмы не обеспечены соответствующими указателями (выполненными с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90.

д....

5) К искусственному водоёму по ул.... отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основание: ППБ 01-03 п.94

6) д.... не обеспечена переносной пожарной мотопомпой.

Основание: ППБ 01-03 п.31

7) Пожарные водоёмы не обеспечены соответствующими указателями (выполненными с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90.

д....

8) Не произведено углубление и очистка искусственных пожарных водоёмов на ул...., ул....

Основание: ППБ 01-03 п.94

9) К искусственному водоёмам по ул...., ... отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основание: ППБ 01-03 п.94

10) д.... не обеспечена переносной пожарной мотопомпой.

Основание: ППБ 01-03 п.31

11) Пожарные водоёмы не обеспечены соответствующими указателями (выполненными с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90

д....

12) д.... не обеспечена переносной пожарной мотопомпой.

Основание: ППБ 01-03 п.31

13) Пожарные водоёмы не обеспечены соответствующими указателями (выполненными с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90.

д....

14) К искусственному водоёму отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основание: ППБ 01-03 п.94

15) Пожарные водоёмы не обеспечены соответствующими указателями (выполненными с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90

16) д.... не обеспечена переносной пожарной мотопомпой.

Основание: ППБ 01-03 п.31

д....

17) Не произведено углубление и очистка искусственного пожарного водоёма.

Основание: ППБ 01-03 п.94

18) К искусственному водоёму отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Основание: ППБ 01-03 п.94

19) Пожарный водоём не обеспечен соответствующим указателем (выполненным с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90

д....

20) д.... не обеспечена источниками наружного противопожарного водоснабжения.

Основание: Правила пожарной безопасности в РФ, зарегистрированы в Минюсте РФ 27.06.2003 г., регистрационный номер 4838 (ППБ 01-03) п.3, СНиП 2.04.02-84* «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения» п.2.11, 2.12, 9.30.

21) д.... не обеспечена переносной пожарной мотопомпой.

Основание: ППБ 01-03 п.31

22) ул.... не обеспечена дорогой с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 1*, п.2*; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ статья 63.

д....

23) д.... не обеспечена дорогой с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.07.01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 1*, п.2*; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ статья 63.

24) К искусственному водоёмам отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основание: ППБ 01-03 п.94

25) Пожарный водоём не обеспечен соответствующим указателем (выполненным с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90

д....

26) д.... не обеспечена дорогой с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.07.01-89*

«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 1*, п.2*; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ статья 63.

27) К искусственному водоёму отсутствует площадка (пирс) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м, для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Основание: ППБ 01-03 п.94

28) Пожарный водоём не обеспечен соответствующим указателем (выполненным с использованием светоотражающих покрытий).

Основание: ППБ 01-03 п.90

д....

29) д.... не обеспечена дорогой с твёрдым покрытием для беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара.

Основание: ППБ 01-03 п.3; СНиП 2.07.01-89*«Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», приложение 1*, п.2*; Федеральный закон от 22.07.2008г. №123-ФЗ статья 63.

Выявленные в ходе проверки нарушения требований законодательства, правил и норм противопожарной безопасности, ставят под угрозу интересы и благополучие неопределенного круга лиц.

Согласно п.3 ст. 63 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности включают в себя разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

На основании п.1 ст.179 БК РФ - Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ и их формирования и реализации устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, т.е. указанные программы принимаются исполнительным органом местного самоуправления- администрацией муниципальных образований.

В судебном заседании установлено, что администрацией муниципального образования ... сельсовет не разработана муниципальная целевая программа по вопросам обеспечения пожарной безопасности. Данный факт в судебном заседании ответчик признал частично, пояснив, что программа не утверждена в установленном законом порядке.

В соответствии с ч.2 ст.4 Конституции РФ, Конституция и Федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

Как следует из ч.1 ст.17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по изданию муниципальных правовых актов.

Отсутствие муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности нарушает права граждан в сфере пожарной безопасности.

Согласно п.9 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения поселения.

На основании ч.2 ст.18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

В силу ст.19 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

На основании ст.21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Давая оценку собранным по делу доказательствам в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению с учетом уточняющих требований.

                    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                 Р Е Ш И Л:

Иск прокурора ... района в интересах ... сельсовета ... муниципального района и неопредленного круга лиц к ... сельской администрации ... муниципального района на бездействия по обеспечению требований пожарной безопасности удовлетворить.

              Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования ... сельского Совета ... муниципального района ... области, выразившееся в непринятии муниципальной целевой программы по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Обязать ... сельскую администрацию ... муниципального района в течение 1 месяца со дня вступления решения Сосновского суда в законную силу разработать и принять муниципальную целевую программу по вопросам обеспечения пожарной безопасности.

Обязать ... сельскую администрацию ... района устранить нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 г. №31, выявленные в ходе проверки отделением государственного пожарного надзора по ... району в сроки, установленные в предписании № <***> от <***> года.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Сосновский суд в течение 10 дней с момента изготовления мотивированного решения.

                       

                     

Решение вступило в законную силу

Судья:                                              Рябова ТН.