Решение об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления, об удалении в отставку как Главы местного самоуправления муниципального района



Дело № 2-23/***

                                       Р Е Ш Е Н И Е

           ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

р.п. Сосновское.                                                           *** года.

Сосновский районный суд Нижегородской области в составе председательствующего судьи Рябовой Т.Н.,

С участием помощника прокурора Сосновского района Рябова А.Е.

При секретаре Шишкиной Т.М.

рассмотрев заявление Малышева С.М. об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления об удалении его в отставку как Главы местного самоуправления *** муниципального района *** области.

                                          УСТАНОВИЛ:

Малышев С.М. обратился в суд с заявлением в порядке ст. ст.254,255 ГПК РФ о признании незаконным решения Земского собрания *** муниципального района Нижегородской области от *** года № *** об удалении его в отставку, как главы местного самоуправления *** муниципального района *** области.

В обоснование заявления он ссылался на то, что данное решение незаконно и нарушает его права, принято с нарушением норм федерального законодательства и Устава *** муниципального района *** области, указав, что *** года депутатами Земского собрания *** муниципального района была выдвинута инициатива об удалении главы местного самоуправления в отставку. В качестве основания для удаления его в отставку был указан п.2 части 2 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» -не исполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных вышеуказанным Федеральным законом, иными федеральными законами, Уставом *** муниципального района *** области, выразившееся в не подписании, не обнародовании и не выполнении решения Земского Собрания *** муниципального района от *** года. Данная инициатива была рассмотрена *** года группой депутатов Земского собрания *** муниципального района. При принятии оспариваемого решения заявитель считает, что были нарушены порядок и процедура проведения Земского собрания *** муниципального района.

Очередное заседание Земского собрания *** муниципального района должно было состояться *** года, в виду того, что отсутствовал кворум, в соответствии со ст.15 Регламента работы Земского собрания, утвержденного решением Земского собрания *** муниципального района от *** г. №*** председательствующий заседания перенес его на *** года, рассмотрение вопроса об удалении его в отставку должно быть рассмотрено *** года, однако заседание Земского собрания не состоялось. Рассмотрение вопроса об удалении его в отставку в нарушение требований Устава *** муниципального района и Регламента Земского собрания *** муниципального района было рассмотрено группой депутатов *** года на собрании отдельных депутатов Земского собрания *** муниципального района, а не на заседании Земского собрания, как того требует Устав *** муниципального района и Регламент Земского собрания, поскольку данное заседание Земского собрания было организовано не самим главой местного самоуправления. В нарушение требований федерального закона на момент рассмотрения вопроса об удалении его в отставку отсутствовало мнение Губернатора *** области по данному вопросу.

Кроме того считает, что основанием для удаления главы местного самоуправления в отставку по п.2 ч.2 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ не может быть не подписание только одного решения Земского собрания.

В силу ст.78 ФЗ от 06.10.2003 года №131 -ФЗ его бездействия не были депутатами обжалованы в суде.

Кроме того считает, что неисполнение главой муниципального образования определенной обязанности является основанием для удаления в отставку в соответствии с п.1 ч.2 ст.74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» лишь в случае, если оно повлекло наступление последствий в виде возникновения просроченной задолженности муниципального образования либо нецелевого расходования бюджетных средств, нарушений закона, установленных судом, при осуществлении отдельных переданных государственных полномочий( п.2 и 3 части 14 ст.75 указанного закона). Его бездействие не повлекло последствий указанных в законе, поэтому не могут являться основанием для удаления его в отставку. Просит признать решение Земского собрания *** муниципального района от *** года №*** незаконным.

В судебном заседании Малышев С.М. доводы своего заявления поддержал, пояснив, что *** года на заседании Земского собрания он был избран Главой местного самоуправления *** муниципального района на освобожденной основе, т.е. он на платной основе исполняет обязанности главы местного самоуправления *** муниципального района *** области и является председателем Земского собрания. *** года на заседании Земского собрания *** муниципального района было принято решение «О прекращении трудового договора с главой Администрации *** района», которое он не подписал, поскольку данное решение считает незаконным, противоречащим требованиям закона.

*** года депутаты Земского собрания на заседании приняли решение об удалении его в отставку как Главу местного самоуправления по основанию, предусмотренному п.2 ч.2 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», выразившиеся в неподписании, необнародовании и невыполнении решения Земского собрания от *** года. С данным решением он не согласен, считает его незаконным, по основаниям, указанным в заявлении, дополнив в судебном заседании, что кроме нарушений процедуры созыва и проведения Земского собрания депутатами Земского собрания имели место другие нарушения, а именно то, что председательствующий на заседании Земского собрания был избран не тайным голосованием депутатами, и они неправомочно избрали исполняющим обязанности главы местного самоуправления Локтионову Т.К.

Кроме того, данное решение является недействующим до настоящего времени, поскольку в установленном законом порядке оно не опубликовано в местной газете. Простит признать данное решение незаконным.

Представитель Земского собрания *** муниципального района - и.о. главы местного самоуправления Локтионова Т.К. с заявлением Малышева С.М. не согласна, пояснив, что на заседании Земского собрания *** муниципального района *** года депутаты Земского собрания *** муниципального района признали работу главы местного самоуправления и главы Администрации *** района за истекший период неудовлетворительной. Решением Земского собрания *** муниципального района от *** года они прекратили трудовой договор с главой Администрации *** района, исполнение которого возложили на главу местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. Однако в нарушении требований Федерального закона, Устава *** муниципального района глава местного самоуправления Малышев С.М. не подписал данное решение, не опубликовал его и не исполнил- не издал распоряжение о прекращении трудового договора с Главой Администрации *** района З. А.С. Глава Администрации *** района до настоящего времени работает в своей должности. Своим бездействием Малышев С.М. блокирует работу Земского собрания, не исполняет своих обязанностей, возложенных на него законодательством и Уставом *** муниципального района. В нарушение требований ст.36 ФЗ РФ от 06.10.2003 года он не исполняет обязанности по решению вопросов местного значения, по осуществлению возложенных на него особых полномочий по решению вопросов местного значения, предусмотренных Федеральным Законом «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом *** муниципального района. Глава местного самоуправления подотчетен Земскому собранию *** муниципального района и населению, он обязан обнародовать правовые акты, принятые на заседаниях Земского собрания.

Однако Глава местного самоуправления не публикует и другие правовые акты, принятые Земским собранием - это решения Земского собрания от *** года и от *** года о признании работы Главы местного самоуправления и Главы Администрации *** района неудовлетворительной. При решении вопроса об удалении главы местного самоуправления в отставку они учитывали его работу за истекший период, которая была признана неудовлетворительной, бездействие его по решению других вопросов местного значения. Малышев С.М. должным образом был извещен о месте и времени рассмотрения вопроса об удалении его в отставку, однако на заседание Земского собрания он не явился, по причине болезни, особое мнение им не изложил. С *** года по *** года, когда Малышев С.М. еще исполнял возложенные на него обязанности главы местного самоуправления, он не принял мер к опубликованию и обнародованию решения Земского собрания от *** года, которое должнобыло быть опубликовано в местной газете не позднее пяти дней. Решение Земского собрания от *** года было передано в редакцию местной газеты «***» и уже было напечато, но газета с опубликованным данным решением до населения не дошла, выпуск газеты был запрещен. Тогда они в соответствии с требованиями ч.15 ст.74.1 ФЗ от 06.10.2003 г. приняли все меры к обнародованию и доведению до избирателей решения Земского собрания от *** года. Они выпустили информационный лист с решением Земского собрания *** муниципального района от *** года об удалении главы местного самоуправления в отставку и распостраняли его по магазинам, в сельские администрации, по трудовым коллективам предприятий и учреждений, развешивали на информационные щиты в населенных пунктах. Считает, что они, приняв данное решение большинством голосов депутатов, не нарушили закон.

Шашин Е.А. - депутат Земского собрания *** муниципального района пояснил, что он с заявлением Малышева С.М. не согласен, доводы, изложенные и.о. главы местного самоуправления *** муниципального района в судебном заседании поддерживает, дополнив, что согласно ст.15 Регламента Земского собрания *** муниципального района *** года председательствующим было перенесено заседание Земского собрания из-за отсутствия кворума на *** г. В федеральном законодательстве, в Уставе *** муниципального района и Регламенте Земского собрания не указано в какой форме / письменно, издается распоряжение или устно/ может производиться перенос заседания Земского собрания при отсутствии менее половины от избранного состава депутатов. Кроме того в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» заседание Земского собрания об удалении главы местного самоуправления, являющимся и председателем Земского собрания, проводится депутатом, уполномоченным на это представительным органом, в данном случае процедура проведения Земского собрания и его порядок депутатами Земского собрания были соблюдены. В законе нет указания, что председательствующий избирается тайным голосованием, в Регламент Земского собрания не были внесены изменения, введенные в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» в 2009 г. Подтверждает факт не обнародования в местной газете правовых актов, принятых Земским собранием *** года, *** года и *** года. Решение Земского собрания *** муниципального района от *** года также до настоящего времени не опубликовано в местной газете.

Депутаты Земского собрания *** муниципального района - Рыбкина Н.К., Васюнин Е.А., Малов А.В., Калашников Л.К., Кочеткова А.А., Бакина Е.В., Зрячев С.А., Ширыбанов А.В., Чикин Н.И., Галкин К.Б., Груненков Е.А., Федин И.В., Кальмин А.А., Торгов Д.И. с заявлением Малышева С.М. не согласны, доводы, изложенные и.о. главы местного самоуправления *** муниципального района Локтионовой Т.К. поддержали, дополнив, что, будучи лишенными возможности опубликовать решение Земского собрания от *** года «Об удалении в отставку главы местного самоуправления Малышева С.М.» в местной газете, они в своих трудовых коллективах гражданам распостраняли информационные листы и копии решения Земского собрания от *** года, в беседах доводили до избирателей информацию о данном принятом решение. Считают, что Малышев С.М. не исполняет возложенные на него обязанности по решению вопросов местного значения.

Выслушав участников процесса, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, выслушав мнение прокурора, суд приходит к следующему;

Малышев С.М. решением Земского собрания *** муниципального района *** области от *** года за №*** избран главой *** муниципального района. Лд.191

24 мая 2009 года вступил в действие Федеральный Закон № 90-ФЗ от 07 мая 2009 года, которым внесены изменения в Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации », в соответствии со ст.74.1 которого представительный орган муниципального образования вправе удалить в отставку главу муниципального образования по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта РФ.

Основаниями для удаления главы муниципального образования являются:

1. решения, действия (бездействие) главы, повлекшие (повлекшее) наступление последствий, предусмотренных п.п.2 и 3 ч.1 ст.75 настоящего федерального закона

2. неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящих Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования и (или) обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта РФ

3. неудовлетворительная оценка деятельности главы муниципального образования представительным органом муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представительным органом, данная два раза подряд.

4. несоблюдение ограничений и запретов и неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами - / п.4 -введен ФЗ от 21.11. 2011 г. №329-ФЗ/.

В соответствии с вышеуказанным законом инициатива об удалении главы муниципального образования в отставку, оформляется обращением, и может быть выдвинута не менее чем 1/3 от установленной численности депутатов, вносится в представительный орган вместе с проектом решения об удалении главы муниципального образования, о чем уведомляется не позднее следующего дня за днем внесения обращения глава муниципального образования и высшее должностное лицо субъекта РФ.

Рассмотрение инициативы об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта РФ ( руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Срок рассмотрения представительным органом муниципального образования инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в соответствии с законом составляет - не позднее месяца со дня внесения обращения, решение об удалении главы в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее 2/3 от установленной численности депутатов.

Судом установлено, что *** года инициативная группа депутатов Земского собрания *** муниципального района / 14 депутатов из 23 общего состава депутатов/ обратилась с обращением вместе с проектом решения об удалении в отставку главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. лд.16,129

Из текста обращения депутатов следует, что основаниями выдвижения данной инициативы явились:

Неисполнение Главой местного самоуправления *** муниципального района *** области Малышевым С.М. обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных ФЗ РФ от 06.10.2003 г. № 131 -ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом *** муниципального района, выразившиеся в не подписании, не обнародовании и невыполнении решения Земского собрания *** муниципального района *** области от *** года»

Указанное в обращении депутатов Земского собрания *** муниципального района основания инициирования отставки главы местного самоуправления, предусмотрены п.2 ч.2 ст.74.1 ФЗ РФ« Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Данное обращение с проектом решения инициативной группы депутатов было направлено *** Земскому собранию, главе местного самоуправления Малышеву С.М., и *** года было направлено в адрес Губернатора *** области.

*** года Губернатором *** области в адрес депутатов Земского собрания муниципального района было направлено письменное мнение по вопросу об удалении главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. в отставку, т.1 л.д.9-12, которое *** года было отозвано Губернатором *** области для доработки. Лд.13 т.1.

*** года было принято решение депутатами Земского собрания за №*** об удалении Главы местного самоуправления *** муниципального района *** области Малышева С.М. в отставку по основаниям, предусмотренным п.2 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; неисполнение Главой местного самоуправления *** муниципального района *** области Малышевым С.М. обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами, Уставом *** муниципального района, выразившееся в неподписании, необнародовании и невыполнении решения Земского собрания *** области от *** года, с *** года. Были досрочно прекращены полномочия Главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. в связи с удалением его в отставку с *** года. Исполнение полномочий главы местного самоуправления были возложены на Локтионову Т.К. лд.7-8

Согласно ст.11 Европейской Хартии местного самоуправления от 15 октября 1985 года, ратифицированной Российской Федерацией, органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту.

В соответствии со ст.133 Конституции РФ местное самоуправление гарантируется правом на судебную защиту, данное положение во взаимосвязи со ст.46 Конституции РФ призвано обеспечить защиту в суде прав и законных интересов граждан, в том числе заявителя, чьи права затронуты в процессе удаления его, как главы муниципального образования, в отставку.

Вышеприведенные выводы суда основаны, в том числе, и на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ № 7-П от 02.04.02 «По делу о проверке конституционности отдельных положений Закона Красноярского края «О порядке отзыва депутата представительного органа местного самоуправления » и Закона Корякского автономного округа «О порядке отзыва представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Корякском автономном округе» в связи с жалобами заявителей А.Г.Злобина и Ю.А.Хнаева».

Согласно главе 25 Гражданско-Процессуального Кодекса РФ граждане вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считают, что нарушены их права и свободы.

Право на судебную защиту главы муниципального образования, удаленного в отставку, должно служить предупреждению необоснованному удалению в отставку.

Судом установлено, что *** года на заседании Земском собрании *** муниципального района из 23 депутатов присутствовало 17 депутатов, за принятие решение об удалении главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. в отставку проголосовал 17 депутатов, т. е. не менее 2/3 от установленной численности депутатов /лд.81/

Как следует из доводов заявителя Малышева С.М., он не оспаривает тот факт, что он не подписал, не обнародовал и не исполнил решение Земского собрания *** муниципального района от *** года «О прекращении трудового договора с главой Администрации *** муниципального района З. А.С», которое считает незаконным, принятым с нарушением федерального закона.

Решением Земского собрания *** муниципального района от *** года за №*** лд.17-18 т.1 «О прекращении трудового договора с главой Администрации *** муниципального района был прекращен трудовой договор-контракт от *** года с главой Администрации *** муниципального района *** области З. А.С. по п.2 ст.278 Трудового кодекса РФ.

Данным решением на главу местного самоуправления возлагалась обязанность издать распоряжение о прекращении трудового договора-контракта в главой Администрации *** района, и опубликовать решение Земского собрания, которое Главой местного самоуправления Малышевым С.М. не было подписано, не обнародовано и не исполнено, что стороны в суде подтвердили.

     В настоящем судебном заседании суд не рассматривает законность и обоснованность принятого решения Земского собрания от *** года о прекращении трудового договора с главой Администрации *** муниципального района *** области З. А.С.

Согласно ст.36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»-

1. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

4. Глава муниципального образования в пределах полномочий, установленных частью 2 настоящей статьи:

1) представляет муниципальное образование в отношениях с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями, без доверенности действует от имени муниципального образования;

2) подписывает и обнародует в порядке, установленном уставом муниципального образования, нормативные правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования;

3) издает в пределах своих полномочий правовые акты;

4) вправе требовать созыва внеочередного заседания представительного органа муниципального образования;

5) обеспечивает осуществление органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

5. Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования.

6. Полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае:

2.1) удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона;

Согласно ст. 34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - 1. Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

3. Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования…

       10. В исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;…

9) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

10) принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку.

11. Иные полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

13. Нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования, направляется главе муниципального образования для подписания и обнародования в течение 10 дней. Глава муниципального образования, исполняющий полномочия главы местной администрации, имеет право отклонить нормативный правовой акт, принятый представительным органом муниципального образования. В этом случае указанный нормативный правовой акт в течение 10 дней возвращается в представительный орган муниципального образования с мотивированным обоснованием его отклонения либо с предложениями о внесении в него изменений и дополнений. Если глава муниципального образования отклонит нормативный правовой акт, он вновь рассматривается представительным органом муниципального образования. Если при повторном рассмотрении указанный нормативный правовой акт будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, он подлежит подписанию главой муниципального образования в течение семи дней и обнародованию.

В соответствии со ст.43 ФЗ РФ № 131-ФЗ в систему муниципальных правовых актов входит устав муниципального образования.

Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.31 Устава *** муниципального района в *** области, принятого Решением Земского собрания *** муниципального района *** области от *** года № ***, зарегистрированного ГУ Минюста РФ по *** области *** г. - Глава местного самоуправления является высшим должностным лицом *** муниципального района и наделен собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и подконтролен и подотчетен населению района и Земскому собранию лд.26-56.

В силу ст. 32 Устава *** муниципального района Глава местного самоуправления подписывает и опубликовывает в порядке, установленном настоящим Уставом, нормативные правовые акты, принятые Земским собранием, издает в пределах своих полномочий правовые акты, вправе требовать созыва внеочередного заседания Земского собрания.

Делая анализ вышеуказанным нормам Федерального закона и Устава *** муниципального района суд приходит к выводу, что Глава местного самоуправления в рассматриваемой ситуации имел безусловную обязанность подписать и обнародовать правовой акт, принятый представительным органом *** года за №***, придав ему правовую форму действующего акта. Ни Федеральный закон, ни Устав *** муниципального района не предусматривают отказа в подписании правового акта, даже в случае его противоречия федеральному закону, законодательству субъекта РФ или Уставу муниципального образования. В таком случае глава муниципального образования вправе лишь после подписания и обнародования решения, оспорить его в судебном порядке. Таким образом, вне зависимости от соответствия или несоответствия решения представительного органа законодательству отказ в его подписании является нарушением указанных положений Федерального закона и Устава.

Вышеуказанные выводы суда основаны на правовой позиции Конституционного суда РФ от 02.11.2011 года № 1464-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Льговского городского Совета депутатов Курской области на нарушение Конституционных прав и свобод положениями части 13 статьи 35, пункта 2 части 4 статьи 36, пункта 2 части 2 и части 4 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», где неисполнение главой муниципального образования его отдельных нормативно закрепленных обязанностей является в том числе не подписание и обнародование нормативных правовых актов представительного органа муниципального образования.

Неподписание и необнародование, неисполнение решения представительного органа -Земского собрания *** муниципального района от *** года за № ***, является бездействием главы местного самоуправления Малышевым С.М., т.е. неисполнением им определенных обязанностей, установленных Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом *** муниципального района, является основанием удаления в отставку в соответствии с п.2 ч.2 ст.74.1 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В решении Земского собрания *** муниципального района *** области от *** года за №*** указаны основания удаления в отставку Главы местного самоуправления Малышева С.М., предусмотренные п.2 ч.1 ст.74.1 ФЗ РФ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»- неисполнение в течение трех и более месяцев обязанностей по решению вопросов местного значения, осуществлению полномочий, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, уставом муниципального образования, выразившиеся в неподписании, необнародовании и невыполнении решения Земского собрания от *** года.

Заявитель подтверждает факт, что он не подписал, не обнародовал и не исполнил решение Земского собрания от *** года, т. е. не исполнил в течение трех и более месяцев своих обязанности по решению вопросов местного значения, по осуществлению полномочий, предусмотренных Федеральным Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Уставом *** муниципального образования., которые наделяют его собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В Определении от 4 октября 2011 года N 1264-О-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что неисполнение главой муниципального образования в течение столь длительного срока своих обязанностей (кроме случаев, когда это вызвано уважительными причинами - болезнью, действиями (бездействием) иных лиц и органов, не находящихся в подчинении главы муниципального образования, действием непреодолимой силы и др.) с очевидностью свидетельствует о фактическом самоустранении главы муниципального образования от их исполнения, существенно затрудняет либо делает невозможным реализацию полномочий иных органов местного самоуправления, органов государственной власти, осуществление гражданами прав, свобод и несение ими обязанностей в сфере местного самоуправления, т.е. нарушает нормативно установленный порядок осуществления функций местного самоуправления.

Удаление главы муниципального образования в отставку в указанном случае выступает мерой его ответственности перед представительным органом муниципального образования, а в конечном итоге - и перед населением, гарантируя восстановление установленного законом порядка осуществления местного самоуправления на территории соответствующего муниципального образования, подконтрольность и подотчетность главы муниципального образования населению и представительному органу муниципального образования, обеспечению принципа гласности работы избирательного органа и должностных лиц перед избирателями, обеспечивая баланс полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в системе местного самоуправления.

Анализ собранных по делу доказательств позволяет суду прийти к выводу, что имелись, предусмотренные законом основания для принятия решения представительным органом об удалении Главы местного самоуправления в отставку *** года.

Как следует из объяснений депутатов Земского собрания, при решении данного вопроса они учитывали также его работу за истекший период в качестве главы местного самоуправления, которая была ранее признана ими неудовлетворительной.

Доводы заявителя о том, что при рассмотрении данного вопроса на Земском собрании были нарушены порядок и процедура удаления главы местного самоуправления в отставку Главы местного самоуправления, предусмотренная Федеральным законом и Уставом *** муниципального района, не нашли подтверждения в судебном заседании.

Суд считает их несостоятельными и опровергающими собранными по делу доказательствами.

Инициатива депутатов представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы местного самоуправления была выдвинута *** года более чем 1/3 от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования/ 14 депутатов из 23 общего состава депутатов/.лд.129/.

Указанное обращение в соответствии с требованиями закона было вручено с проектом решения в тот же день Главе местного самоуправления Малышеву С.М., направлено в Земское собрание и на следующий день направлено Губернатору *** области.

*** года Губернатором *** области в адрес депутатов Земского собрания муниципального района было направлено письменное мнение по вопросу об удалении главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. в отставку, л.д.9-12, которое *** года было отозвано Губернатором *** области для доработки. Лд.13 т.1.

Проанализировав требования данного закона и документы, направленные Губернатором *** области, суд приходит к выводу, что мнение Губернатора *** области по данному вопросу было высказано. Между тем законодательное наделение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) правом выражения мнения по вопросу об удалении главы муниципального образования в отставку призвано обеспечить надлежащее взаимодействие органов государственной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления в решении вопросов, затрагивающих права и законные интересы граждан, и определяется необходимостью оказания органами государственной власти субъекта Российской Федерации содействия развитию местного самоуправления (пункт 3 статьи 1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ ред. 30.11.2011 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").

Указанное мнение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в данном случае имеет для представительного органа муниципального образования рекомендательный характер, как было указано в определении Конституционного суд РФ от 02.11.2011 года № 1464-О-О.

Обращение депутатов представительного органа об удалении главы местного самоуправления в отставку было рассмотрено в течение одного месяца со дня внесения соответствующего обращения, т. е. срок рассмотрения данного обращения был соблюден.

Решение представительного органа об удалении главы местного самоуправления в отставку от *** года было принято более 2/3 от установленной численности депутатов Земского собрания / 17- « за» от 23 общего состава депутатов/.

Решение об удалении главы местного самоуправления подписано депутатом, председательствующим на заседании Земского собрания, что не противоречит требованиям ч.10 ст.74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Доводы заявителя о том, что председательствующим на заседании Земского собрания *** года был избран открытым голосованием депутат Земского собрания, что противоречит положениям Устава *** муниципального района и Регламента *** муниципального района, суд считает несостоятельными, поскольку данная процедура не противоречит федеральному закону, а статья 7 ФЗ №131 от 06.10.03 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ » определяет, что муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Закону.

Поэтому, если муниципальный правовой акт противоречит ФЗ №131, действует норма федерального закона.

Избрание депутатами временно исполняющего обязанности главы местного самоуправления Локтионову Т.К. также не влияет на законность принятого решения, данная процедура предусмотрена в ст.33 ч.2 Устава *** муниципального района.

При рассмотрении и принятии решения об удалении Главы местного самоуправления в отставку права Малышева С.М. были соблюдены, он заблаговременно получил уведомление о дате и месте рассмотрения соответствующего заседания, как на *** года, так и на *** года, был *** года ознакомлен с обращением депутатов и с проектом решения представительного органа, о чем заявитель Малышев С.М. подтвердил в судебном заседании, что также подтверждается письменными доказательствами лд. 14,15,16, 90-92.

Он имел возможность дать объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для удаления его в отставку.

Однако он, будучи должным образом извещенным о времени и месте рассмотрения обращения депутатов Земского собрания об удалении его в отставку, отказался присутствовать на данном заседании, особого мнения по данному вопросу депутатам не представлял. Суд приходит к выводу, что отсутствие его на заседании Земского собрания *** года не влияет на законность оспариваемого решения.

    Процедура и права главы местного самоуправления, предусмотренные ч.13 ст.74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутатами Земского собрания соблюдены.

    Глава местного самоуправления считает, что *** года было проведено незаконное внеочередное заседание Земского собрания, которое он как глава местного самоуправления не созывал.

Однако из анализа представленных протоколов заседаний Земского собрания видно, что *** года заседание Земского собрания *** муниципального района, на котором присутствовало 8 депутатов из 23 от установленного числа депутатов Земского собрания, с утвержденной повесткой дня не состоялось из-за отсутствия кворума.

На данном заседании председательствующий Малышев С.М. уведомил всех присутствующих депутатов и приглашенных об уведомлении, полученном им от депутатов Земского собрания, где они просили перенести заседание Земского собрания с *** года на *** и рассмотреть вопрос об удалении в отставку главы местного самоуправления Малышева С.М. по основанию п.2 ч.2 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», после чего попросил депутатов явиться на заседание Земского собрания *** года на 10 час. для рассмотрения вопросов по повестке дня лд.90-92.

Согласно ст.15 Регламента Земского собрания *** района *** области, утвержденного решением Земского собрания *** района от *** г. №***, с изм. И допол. от *** г. № *** « если на заседании Земского собрания присутствовали менее половины от избранного состава депутатов Собрания, то по предложению председательствующего заседание переносится на другое время, а депутатам в письменном виде /либо телефонограммой/ или в какой-то иной форме сообщается о месте и времени проведения заседания, которое определяется с учетом времени для доставки указанного сообщения» лд.64

Как следует из протокола заседания Земского собрания от *** года председательствующий Глава местного самоуправления из-за отсутствия кворума перенес заседание Земского собрания на *** года, что не противоречит Регламенту Земского собрания *** района и подтверждает, что Малышев С.М. должным образом был извещен о времени и месте рассмотрения вопроса об удалении его в отставку. В федеральном законе и Уставе *** муниципального района отсутствуют нормы о форме переноса заседание Земского собрания, поэтому отсутствие письменного решения Главы местного самоуправления о переносе Земского собрания с *** года на *** года не является нарушением.

    Согласно ч.15 ст.74.1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - Решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку подлежит официальному опубликованию (обнародованию) не позднее чем через пять дней со дня его принятия. В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что после принятия решения об удалении в отставку Главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М. депутаты Земского собрания приняли все меры к опубликования данного решения в местной газете, как также установлено в ст. 45 Устава *** муниципального района, согласно которой «муниципальные правовые акты района, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования в районной газете «***».

Как следует из показаний свидетеля Я. Т.А., что *** года к ней обратились депутаты Земского собрания с вопросом об опубликовании в местной газете «***» решения Земского собрания *** муниципального района от *** года «Об удалении в отставку главы местного самоуправления». *** года она данное решение отдала в типографию для опубликования в газете « ***» на *** г.

*** года ей позвонили соучредители газеты из Государственно-правового департамента *** области и запретили опубликовывать данное решение Земского собрания в газете, о чем она получила письменное уведомление. Данное решение в местной газете опубликовано не было, что подтверждается письменным документом лд.105.

В соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

Как следует из Постановления Пленума Верховного суда от 29.11.2007 года в ред. От 10.06.2010 года №13- О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части-

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке Российской Федерации (то есть на русском языке) в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативных правовых актов, принятых данным органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, в исключительных случаях при отсутствии в публичном образовании периодического издания, осуществляющего официальное опубликование нормативных правовых актов, принимаемых в этом публичном образовании, и при опубликовании оспариваемого акта в ином печатном издании либо обнародовании акта (например, в порядке, предусмотренном учредительными документами публичного образования) необходимо проверять, была ли обеспечена населению публичного образования и иным лицам, чьи права и свободы затрагивает принятый акт, возможность ознакомиться с его содержанием. Если такая возможность была обеспечена, порядок опубликования нормативного правового акта не может признаваться нарушенным по мотиву опубликования не в том печатном издании либо доведения его до сведения населения в ином порядке.

Данные требования нашли свое закрепление в позиции Конституционного суда в определении № 1624-О-О от 08.12.2011 года « По жалобе граждан Андреевой Т.А., Морозова Ф.В. и других на нарушение их конституционных прав п.1 статьи 1 Федерального Закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», где указано, что предметом регулирования Федерального закона "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" являются отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией (граждан, организаций, общественных объединений) к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления (часть 1 статьи 2). В нем закрепляются основные принципы и способы обеспечения доступа к информации о деятельности данных органов (статьи 4 и 6), устанавливаются форма и способы предоставления такой информации, права пользователей и ответственность должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих за нарушение права на доступ к ней (статьи 7, 8 и 25).

Согласно Федеральному закону "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" доступ пользователей к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления обеспечивается посредством ее обнародования (опубликования) в средствах массовой информации (статья 12), размещения в сети Интернет (статьи 13 и 14), присутствия граждан (физических лиц), в том числе представителей организаций (юридических лиц) и общественных объединений, на заседаниях, проводимых коллегиальными государственными органами и коллегиальными органами местного самоуправления (статья 15), размещения такой информации в помещениях, занимаемых этими органами, и иных отведенных для этих целей местах (статья 16), предоставления возможности ознакомления с ней в соответствующих государственных и муниципальных учреждениях, а также через библиотечные и архивные фонды (статья 17), обращения с запросом в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 18), другими способами, предусмотренными законами и (или) иными нормативными правовыми актами, а в отношении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления - также муниципальными правовыми актами (пункт 7 статьи 6)

В ч.15 ст.74.1 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрен кроме опубликования и способ обнародования принятого решения об удалении главы местного самоуправления в отставку.

Свидетель П. М.Н. в судебном заседании пояснил, что он в конце *** года занимался обнародованием решения Земского собрания от *** года об удалении в отставку главы местного самоуправления Малышева С.М. Он развозил информационные листы и копии решения Земского собрания от *** года и распостранял их в с. ..., с. ..., с. ..., д. .... Они оставляли их в сельских советах, в магазинах данных населенных пунктов, разъясняли гражданам, находящимся в магазинах, решение Земского собрания от *** года, раздавали им копии данного решения и информационные листы. Развешивали информационные листы на информационных щитах в п. ... у здания почты, на автостанции п. ....

Свидетель Р. Д.В. пояснил, что он как помощник депутата Земского собрания *** года занимался работой по обнародованию информационных листов с решением Земского собрания ** муниципального района от *** года об удалении в отставку главы местного самоуправления в п. ***, разносил листы по домам гражданам по ул. ..., ... и другим. Развозил информационные листы с данным решением в ... сельскую администрацию, ... сельскую администрацию, ... сельскую администрацию. В селах ... оставлял данные информационные листы в магазинах, разъяснял гражданам, находящимся в магазинах, суть данного решения. В своей организации довел до сведения данное решение Земского собрания рабочим.

В судебном заседании установлено, что поскольку опубликование решения Земского собрания *** муниципального района от *** года «Об удалении в отставку главы местного самоуправления *** муниципального района Малышева С.М.» в местной газете было невозможно по причинам, указанным выше, то населению и иным лицам была обеспечена возможность ознакомиться с содержанием оспариваемого правового акта иным способом, путем обнародования данное решения размещением информации в общественных местах- в магазинах района, на предприятиях и учреждениях района, сельских администрациях, путем размещения информационных листов с данным решением на информационных щитах, размещения листов по жилым домам граждан в районе.лд.79,121,122,123,124,125,126,127128,240,241.

Давая оценку данным действиям депутатов и лиц, выполняющих обязанности по обнародованию решения Земского собрания от ***, суд приходит к выводу, что таким способом была доведена до сведения данная информация значительному числу населения района, что по мнению суда является правовым основанием считать, что данное решение было обнародовано в установленном законом порядке, поэтому может считаться действующим на момент рассмотрения дела и подлежащим рассмотрению как действующий правовой акт.

Согласно ч.4 ст. 258 ГПК РФ- Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий представительного органа и нарушений в его принятии не усматривает, в связи с чем считает, что заявление Малышева С.М. удовлетворению не подлежит.

                    Руководствуясь ст. ст. 194-199, 258 ГПК РФ, суд

                                        Р Е Ш И Л:

Заявление Малышева С.М. о признании решения Земского собрания *** муниципального района *** области от *** года № *** «Об удалении Главы местного самоуправления *** муниципального района Нижегородской области в отставку» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Сосновский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение не вступило в законную силу

Судья:                                                   Рябова Т.Н.