РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9 февраля 2012 года р.п. Сосновоборск Сосновоборский районный суд Пензенской области в составе председательствующего судьи Неверовой О.Т. при секретаре Столбовой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в п. Сосновоборск гражданское дело по заявлению Корчевой Надежды Егоровны об оспаривании бездействия Управления социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области при предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, УСТАНОВИЛ: Корчева Н.Е. обратилась в суд с заявлением об оспаривании бездействия Управления социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области при предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась с заявлением в Управление социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области о предоставлении субсидий по оплате коммунальных услуг. К заявлению был приложен весь пакет необходимых документов. Для оказания требуемой услуги она воспользовалась помощью МБУ МФЦ Сосновоборского района, специалист которого передал документы ответчику для исполнения согласно описи. ДД.ММ.ГГГГ специалистом УСЗН и охраны труда администрации Сосновоборского района указанные документы были возвращены ей без каких-либо указаний или разъяснений относительно отказа в предоставлении услуги. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась непосредственно к начальнику УСЗН и охраны труда администрации Сосновоборского района с вопросом о предоставлении ей письменного отказа, но ее просьбу проигнорировали. С данным устным отказом в предоставлении ей субсидий на оплату коммунальных услуг она не согласна. Согласно выписке из лицевого счета на ее счет перечислялись денежные средства от ответчика на оплату коммунальных услуг через филиал СБ* за период ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время никаких изменений в ее семье не произошло. На ее письменное заявление от ДД.ММ.ГГГГ ответчик должен был представить ей письменный ответ в случае отказа в предоставлении данной услуги. Однако такого ответа по настоящее время не имеется, что нарушает ее права на получение субсидий. Поэтому просит признать незаконным отказ в предоставлении ей субсидий на оплату коммунальных услуг и обязать ответчика предоставить ей субсидии с момента получения заявления. В судебном заседании заявитель Корчева Н.Е. поддержала свои доводы, изложенные в заявлении и пояснила, что проживает с мужем и тремя детьми по адресу: <адрес>. Указанное домовладение принадлежит ее супругу- Корчеву А.Я. согласно свидетельству о государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество. Однако, она считает, что как его супруга также имеет право на 1/2 долю в указанном домовладении, поэтому всегда лично обращалась в УСЗН по вопросу предоставления ей субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Так, ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялась такая услуга. При первичном обращении возникал вопрос о том, что ее супруг не зарегистрирован по вышеуказанному адресу. Однако впоследствии супруг временно, ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировался в их доме. С заявлениями о предоставлении субсидий она обращалась ежегодно поздней осенью, чтобы субсидии были предоставлены на 6 месяцев, которые приходятся на зимний период, так как именно зимой коммунальные платежи в их семье превышают размер причитающихся на них средств из семейного бюджета. Так и ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в многофунцкциональный центр Сосновоборского района, где от нее приняли необходимый пакет документов для предоставления субсидий, которые согласно описи ДД.ММ.ГГГГ передали специалистам УСЗН. Однако субсидии ей не предоставили, ДД.ММ.ГГГГ в устной форме специалист вернула ей все документы без объяснений причины отказа в предоставлении субсидий. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к начальнику УСЗН, но выяснилось, что ее документы даже не рассматривались. Считает, что со стороны Управления социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района имеется незаконное бездействие, которое нарушает ее право на получение субсидий. Просила признать незаконным бездействие при решении вопроса предоставления ей субсидий на оплату коммунальных услуг и обязать УСЗН и ОТ предоставить ей указанные субсидии за период с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подачи заявления. Представитель Управления социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области Д* пояснила, что действительно в период ДД.ММ.ГГГГ Корчевой Н.Е. предоставлялись субсидии на оплату коммунальных услуг по ее заявлению. Однако при предоставлении указанной субсидии они руководствовались тем, что это был многодетная семья. В устной форме Корчевой каждый раз разъясняли, что заявление должно быть подано самим собственником дома- Корчевым А.Я., а также о необходимости его регистрации в том жилом помещении, на оплату которого предоставляется субсидия, так как собственник дома был зарегистрирован в <адрес>. Впоследствии Корчев временно зарегистрировался в доме по <адрес>, на оплату коммунальных услуг которого им предоставлялись субсидии. ДД.ММ.ГГГГ из МБУ МФЦ поступил пакет документов по заявлению Корчевой Н.Е. на предоставление субсидий на оплату коммунальных услуг. Однако само заявление не было заполнено в полном объеме, декларация о доходах старшего совершеннолетнего ребенка не была удостоверена подписью специалиста, в чьем присутствии она заполнялась, а также заявление было написано женой собственника дома- Корчевой Н.Е.. Поэтому ДД.ММ.ГГГГ пакет документов был возвращен заявителю и в устной форме Корчевой разъяснили, какие недостатки нужно устранить. Представитель УСЗН и ОТ администрации Сосновоборского района И* пояснила, что заявление Корчевой Н.Е. удовлетворению не подлежит, так как ее супруг Корчев А.Я. является единоличным собственником жилого помещения, расположенного по <адрес>, по данному адресу зарегистрирован по месту пребывания, и имеет регистрацию по постоянному месту жительства- <адрес>. Заявителем на предоставление государственной услуги «Предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» выступила лично Корчева Н.Е.. Так как право на субсидии имеют собственники жилого помещения, должны быть представлены документы, подтверждающие правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Семья Корчевых не соответствует условиям предоставления субсидий, так как собственник дома Корчев А.Я. не имеет постоянной регистрации по адресу <адрес>, а члены его семьи не вправе обращаться за субсидиями, так кА не имеют документов, подтверждающих правовое основание владения и пользования данным жилым домом. Просила в удовлетворении жалобы отказать. Заинтересованное лицо- администрация Сосновоборского района в письменное заявлении ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Суд, заслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, приходит к следующему: В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Согласно ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Исходя из ст.159 ЖК РФ субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее - субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; 3) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений. Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей. Постановлением Правительства РФ №761 от 14.12.2005 года ( в редакции от 24.12.2008 года) «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» приняты Правила предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, согласно п.8 которых для получения субсидий перечисленные в ст.159 ЖК РФ граждане и члены их семей предоставляют копии документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства. Согласно п.41 Правил гражданам и членам их семей, имеющим право на субсидии, предоставляется одна субсидия на жилое помещение, в котором они проживают. Субсидия предоставляется сроком на 6 месяцев. Из п.42 Правил следует, что уполномоченный орган принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в ее предоставлении, рассчитывает размер субсидии и направляет (вручает) соответствующее решение заявителю в течение 10 рабочих дней с даты получения всех необходимых документов. В пункте 21 Методических рекомендаций по применению Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных приказом Министерства регионального развития РФ №58 и Министерства здравоохранения и социального развития №403 от 26.05.2006 года разъяснено, что при оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по постоянному месту жительства, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между супругами, поскольку доходы обоих являются их общим имуществом, и родителем и несовершеннолетними детьми, поскольку родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В судебном заседании установлено, что заявитель Корчева Н.Е. ДД.ММ.ГГГГ обратилась с вопросом подготовки документов для предоставления в УСЗН и ОТ администрации Сосновоборского района в муниципальное бюджетное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Сосновоборского района Пензенской области», который сотрудничает с Управлением социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района по Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ по вопросам обеспечения эффективного взаимодействия по вопросам предоставления гражданам государственных и муниципальных услуг, предусмотренных Перечнем. Ею были предоставлены необходимые документы, проверенные специалистом Центра, впоследствии переданные ДД.ММ.ГГГГ в УСЗН и ОТ администрации района для исполнения. Указанное обстоятельство подтверждается показаниями свидетеля Л*, пояснениями представителя УСЗН и ОТ Д*. Из пояснений сторон следует, что в надлежащем порядке заявление Корчевой Н.Е. рассмотрено не было, документы возвращены ей специалистом УСЗН Д* ДД.ММ.ГГГГ. Решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении не выносилось. Таким образом, оценив в совокупности представленные доказательства, суд считает, что бездействием Управления социальной защит населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области было нарушено право Корчевой Н.Е. на получение субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, причитающуюся ей, как члену семьи собственника жилого помещения Корчева А.Я., поскольку в надлежащем порядке и в установленный срок заявление Корчевой Н.Е. не было рассмотрено, не было принято решения об отказе в предоставлении субсидии с разъяснением причин отказа. Вместе с тем, поскольку право на предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг имеют собственники жилого помещения, которым Корчева Н.Е. не является, не имеется законных оснований для понуждения Управление социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области к выплате субсидии за период с момента обращения Корчевой Н.Е. с указанным заявлением, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Довод заявителя Корчевой Н.Е. о том, что ДД.ММ.ГГГГ по ее заявлению ей предоставлялась такая субсидия, не может быть принят судом во внимание, так как нарушение Правил выплаты субсидии специалистом УСЗН и ОТ, вследствие которого субсидия выплачивалось ранее, не является основанием для удовлетворения данного требования. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 254 -258 ГПК РФ, РЕШИЛ: Заявление Корчевой Надежды Егоровны об оспаривании бездействия Управления социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области при предоставлении субсидии на оплату коммунальных услуг удовлетворить частично. Признать незаконным бездействие Управления социальной защиты населения и охраны труда администрации Сосновоборского района Пензенской области при рассмотрении заявления Корчевой Н.Е. о предоставлении субсидии по оплате коммунальных услуг. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пензенский областной суд через Сосновоборский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. С мотивированным решением суда стороны могут ознакомиться ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий: О.Т.Неверова.