Д Е Л О № 1-37/10
П Р И Г О В О Р
Именем Российской Федерацииг. Сосновый Бор 03 августа 2010 г.
Судья Сосновоборского городского суда Ленинградской области Суворов Н.В.,
с участием государственного обвинителя, старшего помощника прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области Тихомирова С.А.,
потерпевшей Г.Н.,
подсудимого Серова С.А.,
защитника, адвоката Петрова Р.Ю., представившего удостоверение №, ордер №,
при секретаре Мозонен О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении СЕРОВА Сергея Александровича, ДД.ММ.ГГГГ, уроженца <адрес>, гражданина РФ, со средним специальным образованием, работающего в филиале ОАО «Концерн Энергоатом» «Ленинградская АЭС», слесарем турбинного цеха, холостого, имеющего малолетнего ребенка, зарегистрированного по адресу: Ленинградская область, г<адрес> не судимого,
обвиняющегося в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ,
у с т а н о в и л:
Серов С.А. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, а именно:
04 октября 2009 года в период времени с 14 часов до 20 часов Серов С.А., будучи в состоянии алкогольного опьянения, находясь в квартире 76 дома 6 по ул. Космонавтов в г. Сосновый Бор Ленинградской области, в ходе конфликта с гр. Б., возникшего на почве личной неприязни, умышленно, с целью причинения тяжкого вреда здоровью, нанес последнему не менее 30 ударов руками, ногами и табуретом по голове и телу, причинив ему повреждения в виде: ушиба головного мозга, выразившегося субдуральным кровоизлиянием по всей поверхности левого полушария, в затылочной области правого полушария, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки в височно-теменной области левого полушария и на основании ствола головного мозга; множественных кровоизлияний, местами в сочетании с ссадинами и небольшими ранками на лице и волосистой части головы; перелома большого правого рога и соединения левого большого рога с местом подъязычной кости; двух переломов и двух надломов обеих пластинок щитовидного хряща; двух надломов, перелома дуги и двух надломов пластинки перстневидного хряща и двух переломов первого и второго полуколец трахеи; прямых переломов ребер слева по окологрудной линии 2-го ребра и 3,4,5 ребер по средне-ключичной линии и непрямых переломов 2,3,7 ребер по передней подмышечной линии; отрыва брыжейки тонкой кишки на протяжении 1,8 м; трех разрывов тонкой кишки, множественных кровоизлияний в стенку и слизистую тонкой кишки, кровоизлияний в слизистую толстой кишки, обильного пропитывания кровью околопочечной, забрюшинной клетчатки и сальника; двух кровоподтеков волосистой части головы, 5 участков пропитывания кровью внутренней поверхности кожно-мышечного лоскута головы, 16 кровоподтеков на лице, 6 ран на лице, шее и слизистой оболочке губ и десны в области верхней челюсти слева, 3 ссадин и 24 кровоподтеков на передней поверхности грудной клетки, плечевого пояса и живота. Повреждения в виде внутричерепной травмы, переломов хрящей гортани, закрытого повреждения органов брюшной полости квалифицируются как тяжкий вред здоровью, от которых последовала смерть Б. на месте происшествия.
В судебном заседании подсудимый Серов С.А. свою вину признал частично и показал, что утром 04 октября 2009 года ему позвонил и пригласил в гости Б., с которым он до этого дважды встречался в общей компании. Около 12 часов он пришел домой к Б., который угостил его коньячным спиртом, и в разговоре стал рассказывать про свою жизнь. В процессе общения он, Серов С.А., выпил около 4 рюмок коньячного спирта, Б. выпил еще больше. Затем Б. попросил его уйти домой, на что он согласился и пошёл одеваться. В прихожей Б. неожиданно ударил его головой в лицо, отчего он (Серов С.А.) присел на колени, из носа у него пошла кровь. Поднявшись, он спросил Б., за что тот его ударил, но Б. ему не ответил и потащил его на кухню, где сделал ему подсечку, в результате чего оба они упали на пол. Б. захрипел, у него пошла носом кровь. Он поднял Б. и дал ему воды. Немного посидев, Б. вскочил и попытался ударить его (Серова С.А.) по лицу, но он толкнул его кулаком в грудь, и Б. упал на спину. Он, Серов С.А., вышел из квартиры, закрыл за собой дверь и пошёл домой. По дороге он вспомнил, что забыл куртку, и вернулся обратно. Дверь в квартиру Б. была незаперта, он зашёл в прихожую, забрал куртку и вышел. Никаких ударов, за исключением толчка в грудь, он Б. не наносил, между ними была только борьба. Явку с повинной он написал по принуждению сотрудников милиции, в отсутствие адвоката. В последующем судебном заседании Серов С.А. полностью признал вину в содеянном, пояснив, что всё сделал так, как указано в предъявленном ему обвинении, в том числе нанёс Б. несколько ударов табуретом. При этом Серов С.А. пояснил, что ранее отрицал свою вину из-за страха получить большой срок наказания. Однако в дальнейшем Серов С.А. отказался от признательных показаний и вернулся к прежней своей позиции, отрицал свою вину и настаивал на непричастности к причинению смерти Б.
Вина подсудимого в содеянном подтверждается следующими доказательствами.
Показаниями потерпевшей Г.Н. о том, что Б. являлся её родным отцом, который её воспитал, и с которым она поддерживала отношения до его смерти. По характеру отец был спокойным и неконфликтным человеком, спиртным не злоупотреблял. Последний раз она встречалась с отцом 03 октября 2009 года, когда приезжала с мужем к нему в гости, где также находился её двоюродный брат, С. Посидев в квартире отца некоторое время, все присутствующие, включая отца, поехали к ней и её мужу в гости. Затем все мужчины поехали домой к С., а она осталась дома. Через некоторое время её муж, отец и брат вернулись обратно. Около 02 часов ночи она вызвала отцу такси, и он поехал домой. На следующий день, 04 октября 2009 года, она пыталась звонить отцу, но его мобильный телефон был отключен. 05 октября 2009 года ей позвонил С., с которым её отец вместе работал, и сообщил, что Б. не вышел на работу, а в дальнейшем ей стало известно, что отец погиб.
Показаниями свидетеля Н. о том, что Б. являлся её соседом, проживал этажом выше, в квартире, расположенной над её квартирой. 04 октября 2009 года после 12 часов она вернулась домой с дачи, зашла в квартиру, и, пройдя на кухню, услышала голоса, доносившиеся из квартиры Б. Судя по голосам, разговаривали между собой два человека в спокойном тоне. Затем ей показалось, что Б. громко кричит, разговаривая по телефону, так как по натуре он был человеком эмоциональным, и по телефону всегда говорил громко. Около 14 часов 30 минут в квартире Б. раздался стук, как будто на пол что-то упало, и сразу же после этого оттуда донёсся жуткий крик, похожий на утробный вой, так что она, Н., перепугалась и позвонила в милицию, где ей ответили, чтобы она обращалась после 23 часов. Далее из квартиры Б. стали доноситься звуки, похожие на падение чего-либо, глухие удары, звуки борьбы, которые продолжались около получаса, после чего наступила тишина. Спустя несколько часов, в районе 19 часов вечера, из квартиры Б. донеслись звуки шагов, а затем со стороны кухни раздался стук, который продолжался недолго, так что она (Ночка Л.А.) подумала, что Б. проспался и начал что-то ремонтировать. На следующий день ей стало известно о насильственной смерти Б.
Показаниями свидетеля С. о том, что Б. являлся его дядей, с которым он поддерживал хорошие отношения. По характеру дядя был спокойным человеком, спиртным не злоупотреблял, в состоянии опьянения агрессии ни к кому не проявлял. 03 октября 2009 года в дневное время Б. ему позвонил, они встретились, сходили на рынок, расположенный возле магазина «Сосновый Бор», приобрели там разливной коньяк и пошли к Б. домой, где его распили. Позже к Б. пришла его дочь, Г.Н., вместе со своим мужем, Г.Р. Посидев у Б., они разошлись, однако затем снова встретились у него (С.) дома, куда Б. пришел вместе с Серовым С.А., которого представил, как бывшего коллегу по работе. Через некоторое время все вместе, за исключением Серова С.А., поехали в гости к Г.Н., откуда около 02 часов ночи Б. уехал на такси домой. ДД.ММ.ГГГГ Б. не вышел на работу, на телефонные звонки не отвечал. В этот же день он вместе с Г.Р. пошёл к Б. домой, где в кухне квартиры, на полу, обнаружил его труп со следами многочисленных повреждений. Рядом с трупом находился разбитый табурет. Увидев случившееся, он, С., вызвал милицию.
Аналогичными показаниями свидетеля Г.Р.
Протоколом осмотра места происшествия: квартиры 76 дома 6 по ул. Космонавтов, в котором зафиксирован факт обнаружения трупа Б. с множественными повреждениями, отражена обстановка в квартире, зафиксировано изъятие следов пальцев рук, следов вещества бурого цвета и деревянного табурета со следами вещества бурого цвета, фрагментов обоев, зеркала.
Заключением эксперта (дактилоскопическая экспертиза), согласно которому след участка ладони руки и след пальца руки, изъятые в ходе осмотра места происшествия, оставлены ладонью и указательным пальцем правой руки Серова С.А.
Заключением судебно-медицинского эксперта, согласно которому при судебно-медицинском исследовании трупа Б. выявлены повреждения в виде: ушиба головного мозга, выразившегося субдуральным кровоизлиянием по всей поверхности левого полушария, в затылочной области правого полушария, кровоизлияниями под мягкие мозговые оболочки в височно-теменной области левого полушария и на основании ствола головного мозга; множественных кровоизлияний, местами в сочетании с ссадинами и небольшими ранками на лице и волосистой части головы; перелома большого правого рога и соединения левого большого рога с местом подъязычной кости; двух переломов и двух надломов обеих пластинок щитовидного хряща; двух надломов, перелома дуги и двух надломов пластинки перстневидного хряща и двух переломов первого и второго полуколец трахеи; прямых переломов ребер слева по окологрудной линии 2-го ребра и 3,4,5 ребер по средне-ключичной линии и непрямых переломов 2,3,7 ребер по передней подмышечной линии; отрыва брыжейки тонкой кишки на протяжении 1,8 м; трех разрывов тонкой кишки, множественных кровоизлияний в стенку и слизистую тонкой кишки, кровоизлияний в слизистую толстой кишки, обильного пропитывания кровью околопочечной, забрюшинной клетчатки и сальника; двух кровоподтеков волосистой части головы, 5 участков пропитывания кровью внутренней поверхности кожно-мышечного лоскута головы, 16 кровоподтеков на лице, 6 ран на лице, шее и слизистой оболочке губ и десны в области верхней челюсти слева, 3 ссадин и 24 кровоподтеков на передней поверхности грудной клетки, плечевого пояса и живота. Повреждения в виде внутричерепной травмы, переломов хрящей гортани, закрытого повреждения органов брюшной полости квалифицируются как тяжкий вред здоровью. Смерть Б. последовала от сочетанной тупой травмы головы, шеи, грудной клетки и живота, сопроводившейся ушибом головного мозга и острой массивной кровопотерей, в сочетании с аспирацией желудочного содержимого.
Заключением судебно-медицинского эксперта, согласно которому у Серова С.А. установлено повреждение в виде кровоподтека на правой верхней конечности, не причинившее вред здоровью, которое могло образоваться от воздействия твердого тупого предмета по механизму удара или по механизму давления, и могло быть получено за 3-4 суток до момента осмотра.
Заключением эксперта (судебно-биологическая экспертиза), согласно которому из образцов, изъятых в ходе осмотра места происшествия, а именно: в соскобе с пола, 7-ми фрагментах обоев из кухни, 3-х фрагментах обоев из прихожей, табуретке, зеркале, а также одежде Б., обнаружена кровь человека, которая могла произойти как от Б., так и от Серова С.А. На трусах, клине спортивных брюк и в нижней передней части футболки Б. обнаружена сперма, которая могла произойти как от Б., так и от Серова С.А.
Заключением эксперта (молекулярно-генетическая экспертиза), согласно которому установленное сочетание генетических признаков в одном пятне крови на спортивных брюках Б., в следах крови в соскобе с пола у ванной, на семи фрагментах обоев из кухни, на трех фрагментах обоев из прихожей характерно для генотипа Серова С.А. и не свойственно генотипу Б., от Б. эта кровь не происходит. В следах крови на табурете, зеркале, в большинстве пятен на футболке, в следах спермы на футболке и трусах Б. выявлен набор генетических признаков, который свойственен самому потерпевшему и отличается от генотипа Серова С.А., происхождение указанных следов от Серова С.А. исключается. Выявленный генотип следов крови в объекте на футболке Б. содержит более двух генетических признаков, что свидетельствует о смешении крови двух и более лиц. Установленный генотип включает в себя признаки, свойственные Серову С.А., а также признаки, характерные для Б. Выявленный генотип следов спермы на спортивных брюках Б. включает в себя признаки, характерные для Б., и не содержит признаки, свойственные Серову С.А. Присутствие биологического материала Серова С.А. в этих следах исключается.
Заключением эксперта (медико-криминалистическая экспертиза) согласно которому на ткани футболки Б. обнаружены повреждения левого плечевого шва и нижнего шва левого рукава с переходом на левой боковой шов, что не исключает возможность их образования от контактного взаимодействия ткани футболки с деревянным табуретом, равно как и ногой, обутой в плотную обувь на резиновой подошве, в том числе и в кроссовки или ботинки Серова С.А., представленные на экспертизу.
Протоколом проверки показаний на месте, в ходе которой Серов С.А. наглядно показал, как он наносил Б. удары табуретом.
Протоколом осмотра вещественных доказательств (футболки и брюк Б., туфель и кроссовок Серова С.А., зеркала, табурета, фрагментов бумажных обоев, соскоба вещества красно-бурого цвета, образцов крови Б. и Серова С.А.)
Сведениями о входящих и исходящих звонках абонентского номера, принадлежащего Серову С.А., подтверждающими наличие 04 октября 2009 года исходящих вызовов с его мобильного телефона на абонентский номер, принадлежащий Б.
Протоколом явки с повинной Серова С.А. от 07 октября 2009 года.
Протоколом задержания подозреваемого Серова С.А., в котором имеется его объяснение о том, что с задержанием он согласен, так как 04 октября 2009 года он, находясь в гостях у Б., в ходе конфликта избил последнего.
Оценивая исследованные доказательства в их совокупности, суд находит вину подсудимого Серова С.А. в совершении инкриминируемого преступления установленной. Все исследованные доказательства были получены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона, являются допустимыми, достоверными, а в совокупности – достаточными для разрешения уголовного дела. Доводы Серова С.А. относительно его непричастности к совершению преступления опровергаются совокупностью исследованных доказательств, том числе протоколом проверки его показаний на месте в ходе предварительного следствия, произведённой с участием защитника. Его утверждение о том, что явка с повинной была им написана по принуждению сотрудников милиции, является голословным, поскольку жалоб на действия должностных лиц, осуществлявших оперативное сопровождение уголовного дела, от Серова С.А. не поступало, а все следственные действия с его участием производились в присутствии защитника. В ходе судебного разбирательства Серов С.А. неоднократно изменял свои показания, что суд расценивает как способ его защиты, преследующей цель избежать уголовной ответственности за содеянное.
В соответствии с заключением комиссии экспертов (стационарная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза) Серов С.А. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием психики не страдает, и не страдал в период инкриминируемого ему деяния, мог и в настоящее время может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Также в период инкриминируемого ему деяния Серов С.А. в состоянии аффекта (физиологического аффекта, ином эмоциональном состоянии, существенно ограничивающем способность к осознанию и регуляции действий) не находился.
С учётом изложенного суд признаёт Серова С.А. вменяемым и квалифицирует его действия по ст. 111 ч. 4 УК РФ, как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершённого преступления, личность подсудимого, его отношение к содеянному, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи.
К обстоятельствам, смягчающим наказание, суд относит наличие у Серова С.А. малолетнего ребенка, явку с повинной, противоправность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления.
Обстоятельств, отягчающих наказание Серова С.А., суд не усматривает.
Принимая во внимание, что Серов С.А. совершил преступление особой степени тяжести, повлекшее необратимые последствия в виде смерти человека, суд считает необходимым назначить ему наказание в виде реального лишения свободы на длительный срок, необходимый для обеспечения достижения позитивных целей наказания.
Представленные защитником справки об операциях на глазах, перенесённых Серовым С.А. в 2001 – 2002 годах, не могут учитываться при назначении наказания, поскольку не являются медицинским заключением и не содержат сведений о состоянии его здоровья.
Исковые требования потерпевшей Г.Н. относительно компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей, суд, с учётом требований разумности и справедливости, предусмотренных ч. 2 ст. 1101 ГК РФ, имущественного положения подсудимого, считает подлежащими частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 303, 304, 307-309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Серова Сергея Александровича признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ст. 111 ч. 4 УК РФ, за которое назначить наказание в виде 9 (девяти) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Серову С.А. оставить заключение под стражу, срок наказания исчислять с 03 августа 2010 года. Зачесть в срок отбытия наказания время содержания под стражей в период с 07 октября 2009 года по 03 августа 2010 года.
Вещественные доказательства: зеркало, футболку и брюки Б. – передать потерпевшей Г.Н., в случае невостребования уничтожить; туфли и кроссовки Серова С.А. возвратить по принадлежности, в случае невостребования уничтожить; табурет, фрагменты бумажных обоев, соскоб вещества красно-бурого цвета, образцы крови Б. и Серова С.А. – уничтожить.
Взыскать с Серова Сергея Александровича в пользу Г.Н. компенсацию морального вреда в размере 600000 (шестьсот тысяч) рублей, в остальной части иска отказать.
Приговор может быть обжалован в Ленинградский областной суд через Сосновоборский городской суд Ленинградской области в течение десяти суток со дня провозглашения, а осуждённым – в тот же срок со дня вручения ему копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы осуждённый вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции.
Судья: