П Р И Г О В О Р по делу № 1-149
Именем Российской Федерации
г. Сосновый Бор 21 октября 2010 года
Судья Сосновоборского городского суда Ленинградской области Никишина Е.Н. с участием государственного обвинителя зам. прокурора г. Сосновый Бор Сабурова В.В., подсудимого Сергеева ОВ, защитника Пузырева Е.А., представившего удостоверение № и ордер № при секретаре Казаковой Е.Н., а также потерпевшего ЖВВ
рассмотрев материалы уголовного дела в отношении
СЕРГЕЕВА О.В., <данные изъяты> ранее судимого
25 марта 2005 года по ч.3 ст. 33 и п. «г» ч.2 ст. 161 УК РФ к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года
находящегося под стражей <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ
у с т а н о в и л:
Сергеев О.В. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, а именно:
11 ноября 2006 года около 22 часов 30 минут <адрес> в г. Сосновый Бор Ленинградской области, Сергеев О.В. на почве личных неприязненных отношений, возникших в ходе конфликта с ЖИВ, умышленно нанес последнему не менее пяти ударов ножом по телу в область жизненно важных органов, причинив ЖИВ непроникающие раны на грудной клетке спереди в области третьего ребра слева по средне-ключичной линии, в области пятого ребра по окологрудинной линии справа, в надлопаточной области слева, повлекшие легкий вред здоровью ЖИВ, а также колото-резаную рану шеи слева с повреждениями внутренней сонной артерии и вены, сопровождавшимися массивной наружной кровопотерей, повлекшую тяжкий вред здоровью по признаку опасности для жизни, что повлекло по неосторожности смерть ЖИВ 18 ноября 2006 года в 10 часов 30 минут в реанимационном отделении ФГУП ФМБА «ЦМСЧ-38» Ленинградской области в результате причиненной ему Сергеевым О.В. колото-резаной раны шеи слева с повреждениями внутренней сонной артерии и вены, сопровождавшимися массивной наружной кровопотерей.
Подсудимый Сергеев О.В. вину признал и показал, что 11 ноября 2006 года <адрес> г. Сосновый Бор ранее не знакомый потерпевший ЖИВ спровоцировал конфликт, вышел за ним на улицу и пытался его ударить. Он в целях защиты, поскольку потерпевший был выше его и крупнее телосложением, стал размахивать ножом, при этом случайно задел ЖИВ, после чего, испугавшись, убежал. Согласен, что в результате его действий потерпевшему были причинены повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью, а в дальнейшем и смерть. В содеянном раскаивается, приносит извинение потерпевшему ЖВВ, компенсацию морального вреда признает.
Вина подсудимого Сергеева О.В. подтверждается следующими доказательствами:
Показаниями потерпевшего ЖВВ о том, что ЖИВ был его родным сыном. Проживал вместе с ними. В один из дней осенью 2006 года сын не пришел ночевать, они с женой не беспокоились, решили, что он в очередной раз остался ночевать у своего приятеля ЧЕФ. Сына не было 3 дня, а затем позвонил ЧЕФ и сказал, что сын лежит в больнице порезанный в тяжелом состоянии. ЧЕФ рассказал, что сына порезал молодой человек у <адрес>. ЧЕФ видел, как сын начал падать и у него из шеи фонтаном хлынула кровь. Виновный убежал, а сына на «Скорой помощи» увезли в больницу. Узнав о случившемся, они с женой пошли в больницу, сын находился в реанимации без сознания. Через шесть дней он умер. Смертью сына ему и жене причинен моральный вред, они потеряли близкого человека, кроме того, лишились единственного будущего кормильца в старости.
Из показаний свидетеля БСС, работавшего на период 11 ноября 2006 года, охранником <адрес> следует, что 11 ноября 2006 года около 22 часов он пришел на работу и увидел в павильоне ЖИ. Между ним и подсудимым возник конфликт и они вышли на улицу. Через некоторое время он вышел на улицу и увидел, что ЖИВ и Сергеев О.В. стоят напротив друг друга. ЖИВ схватил Сергеева О.В. за правое плечо. Сергеев О.В. левой рукой отбил руку ЖИВ, а правой, в которой у него было что-то металлическое, стал бить ЖИВ в грудь, в живот и в шею. Сергеев О.В. нанес ЖИВ приблизительно 4 удара. ЖИВ схватился за шею. Подбежав к ЖИВ, он увидел, что у него из шеи бьет кровь. Сергеев О.В. сначала отбежал, а потом вернулся и ударил ЖИВ ногой по ягодицам, после чего вместе с ПАИ перепрыгнули через ограждение и убежали от павильона.
Из показаний свидетеля ДВВ, работавшего на период 11 ноября 2006 года барменом <адрес> усматривается, что 11 ноября 2006 года около 22 часов в павильоне между посетителями произошел конфликт. Потерпевший, как установлено в дальнейшем ЖИВ вел себя шумно, приставал к посетителям, требовал громче включить радио, танцевал, кинул в сидящих за столиком двух парней, один из которых был Сергеев О.В., варежки и банку с пивом. Затем Сергеев О.В. с ЖИВ вышли на улицу. Он и охранник БСС тоже вышли на улицу. Он увидел, что ЖИВ и Сергеев О.В. стоят лицом друг к другу, при этом ЖИВ отбивает протянутую к нему Сергеевым О.В. руку и хватается за шею, из которой шла кровь. В это же время он увидел в руке у Сергеева О.В. нож, который Сергеев О.В. убрал в карман куртки и побежал в сторону магазина «Природа», перепрыгнул через ограждение. Затем вернулся и ударил ЖИВ ногой по ягодицам, после чего вместе с ПАИ убежал в сторону магазина «Природа». ЖИВ на машине «Скорой помощи» увезли в больницу.
Показаниями свидетеля ПАИ о том, что 11 ноября 2006 года он с Сергеевым О гуляли по городу, выпили бутылку коньяка, потом зашли в <адрес> В палатке у Сергеева О.В., как в дальнейшем было установлено с ЖИВ, произошел конфликт. Когда они вышли на улицу, он тоже вышел на улицу и увидел, что Сергеев О.В. и ЖИВ стоят на расстоянии 2-3-х метров от палатки лицом друг к другу. ЖИВ держал Сергеева О.В. за руку и спрашивал, что ему нужно. Сергеев правой рукой ударил ЖИВ в область головы. Он оглянулся, на вышедшего в этот момент ЧЕФ, а когда вновь посмотрел на ЖИВ, увидел, что он схватился рукой за шею, куда его ударил Сергеев. По лицу, шее и рукам у ЖИВ сильно потекла кровь, а Сергеев О.В. уже оказался за ограждением и кричал ему бежим. Потом Сергеев О.В. перескочил обратно через ограду, подбежал к ЖИВ и пнул его ногой по ягодицам, после чего они вдвоем убежали от пивной палатки. Сергеев О.В. пояснил ему, что боялся ЖИВ и поэтому нанес ему ножом два удара в горло и три удара в живот, показал нож, которым ударил ЖИВ. Нож имел металлическую гладкую ручку, кольцо, чтобы вставлять указательный палец и выемки для остальных пальцев.
Из показаний свидетеля ЧЮВ следует, что 11 ноября 2006 года супруги Ю, ЖИ со своим приятелем ЧЕ и она зашли в <адрес> купили пиво и сидели за столиком. За одним из соседних столов сидел Сергеев О.В. с ПАИ Сергеев О.В. стал повторять движения ЖИВ и смеяться над ним. У ЖИВ с Сергеевым О.В. возникла ссора, они вышли на улицу. Через приоткрытую дверь она увидела, что находящегося на улице ЖИВ кто-то толкает. Она вышла на улицу и увидела, что ЖИВ держится рукой за шею, из которой шла кровь. К нему подбежал ЧЕФ, закрыл ему рану рукой и довел до скамейки. Подъехавшая машина «Скорой помощи» увезла ЖИВ в больницу. ЮА пытался догнать Сергеева О.В. или ПАИ, но им удалось убежать.
Из показаний свидетеля ЮОН усматривается, что 11 ноября 2006 года около 22 часов она была очевидцем как в <адрес> у подсудимого с ЖИВ возник конфликт и они вышли на улицу. Минуты через три она увидела через приоткрытую дверь, что на улице ЖИВ с кем-то дерется. Она вышла на улицу и увидела, что на летней площадке стоит ЖИВ, немного наклонившись вперед, а напротив стоит Сергеев О.В. и держит в руке что-то острое. Данным предметом он нанес удар в шею ЖИВ, у которого из шеи брызнула кровь. ПАИ закричал Сергееву О.В., чтобы он убегал. ЖИВ схватился за шею, захрипел и навалился на подбежавшего ЧЕФ Вышедший из павильона ее муж побежал за Сергеевым О.В., но не догнал. ЧЕФ рукой пережимал ЖИВ рану на шее до приезда «Скорой помощи», которая увезла его в больницу.
Из показаний свидетеля ЮАВ следует, что 11 ноября 2006 года вечером около 22 часов он с женой и знакомыми зашли <адрес> заказали пиво и сидели за столиком. Он уснул, проснулся от криков жены и ЧЕФ, доносившихся с улицы. Он выбежал из павильона и увидел лежавшего ЖИВ, голова которого находилась на коленях у ЧЕФ, из шеи текла кровь, ЧЕФ пытался остановить кровь. Или от жены или ЧЮВ он услышал, что ЖИВ порезали ножом, а потом увидел убегающего подсудимого. Он побежал за ним, но не догнал. Когда вернулся, на месте уже была машина «Скорой помощи», в которой увезли ЖИВ
Показаниями свидетеля ЧЕФ о том, что 11 ноября 2006 года вечером к нему пришел ЖИ. Они пошли домой к супругам Ю, у которых находилась в гостях ЧЮ Потом все вместе зашли в <адрес> По просьбе ЖИВ включили музыку и он стал приплясывать. ЖИВ снял кепку, он был совершенно лысый. Подсудимый и ПАИ смеялись над ЖИВ, между ними произошла ссора. Подсудимый предложил выйти ЖИВ с ним на улицу. Он тоже вышел на улицу и увидел, что перед павильоном на площадке стоит ЖИВ, а метрах в двух от него, ближе к павильону, стоял подсудимый. В руке у подсудимого было что-то похожее на нож. Подсудимый подбежал к ЖИВ и сделал какое-то движение, вроде как ткнул ЖИВ в область шеи слева, а затем побежал в сторону остановки «Природа». Из шеи ЖИВ фонтаном стала бить кровь. Он подбежал к ЖИВ, подхватил его, положил на плиты площадки, зажал рану рукой. Кто-то вызвал «Скорую помощь» и ЖИВ увезли в больницу.
Показания свидетеля КТС подтверждают, что подсудимый Сергеев О.В. ему лично рассказывал о конфликте 11 ноября 2006 года в <адрес> с потерпевшим ЖИВ, в ходе которого Сергеев О.В. нанес потерпевшему ножом несколько ударов, один по шее, остальные по туловищу. От полученных ударов потерпевший упал, а Сергеев О.В. и ПАИ, который был с ним в тот день, убежали. Рассказывая, Сергеев переживал о случившемся. Он посоветовал ему идти в милицию, но Сергеев отказался, так как имел судимость и боялся.
Из показаний свидетеля ССЮ, матери подсудимого Сергеева О.В. следует, что около 3-4 лет назад в ноябре месяце сын рассказал ей, что после конфликта в <адрес> он ударил мужчину ножом. Они узнали, что мужчина находится в реанимации. Сын уехал в г. Санкт-Петербург, она сообщила ему о смерти потерпевшего по телефону. Все эти года она поддерживала с сыном связь, который жил в г. Санкт-Петербурге на съемной квартире, работал неофициально в разных местах.
Показаниями свидетеля СЕВ, сестры обвиняемого Сергеева О.В. о том, что несколько лет назад, приблизительно в 10-х числах ноября месяца вечером брат ушел на улицу и вернулся поздно чем-то встревоженный. Ранее они договаривались пойти в тот вечер вместе на дискотеку. По дороге брат рассказал, что он с приятелем зашел в пивную палатку, где у него произошел конфликт с незнакомым мужчиной. Он испугался, достал нож из кармана и хотел напугать его, стал размахивать ножом. Она догадалась, что брат задел ножом этого мужчину, раз испугался и убежал, но сам брат ей об этом не сказал. Через какое-то время брат уехал из города, так как испугался, что его арестуют. От мамы, которая постоянно ездила в больницу и узнавала о здоровье потерпевшего, ей стало известно, что ЖИВ умер.
Из показаний свидетеля ПНФ матери ПАИ следует, что от сына, который рассказал 12 ноября 2006 года ей известно, что накануне он вместе с подсудимым был в пивной палатке, где у Сергеева О.В. произошел конфликт с ранее незнакомым потерпевшим. Они вышли на улицу. Когда вышел сын, он увидел, что у потерпевшего из шеи или из головы идет кровь, а Сергеев О.В. убегает от палатки.
Протоколом осмотра места происшествия и фототаблицей – помещения <адрес> от 11 ноября 2006 года, в котором отражена обстановка помещения и территории около палатки, на плитке которой имеются многочисленные пятна бурого цвета (т.1,л.д.43-47)
Заключением медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ и заключением дополнительное медицинской экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которым смерть ЖИВ насильственная и наступила от тяжкого телесного повреждения: колото-резаной раны шеи слева с повреждением внутренней сонной артерии и вены, сопровождавшихся массивной наружной кровопотерей. Кроме этой раны, на трупе ЖИВ обнаружены непроникающие раны: на грудной клетке спереди в области третьего ребра слева по средне-ключичной линии в направлении спереди назад слева направо глубиной 1,5 см, в области пятого ребра по окологрудинной линии справа глубиной 0,6 см. в направлении спереди назад, в надлопаточной области слева в направлении сверху вниз, сзади наперед глубиной до 1,5 см. Эти раны шеи, груди и живота причинены колюще-режущим предметом типа ножа и, кроме раны на шее, относятся к легким телесным повреждениям. С учетом характерных судебно-медицинских особенностей ран у ЖИВ и, принимая во внимание антропологические данные Сергеева О.В., можно сделать вывод о том, что нанесение указанных повреждений возможно было при расположении ЖИВ и Сергеева О.В. лицом друг к другу. Обнаруженные у ЖИВ повреждения имеют одинаковую давность (т.1 л.д.135-144,156- 165)
Телефонограммой из ЦМСЧ-38 о поступлении ЖИВ 11 ноября 2006 года в 22 часа 50 минут в реанимационное отделение ЦМСЧ-38 с резаными ранами горла, плеча, живота (т.1 л.д.41)
Телефонограммой из ЦМСЧ-38 о смерти ЖИВ 18 ноября 2006 года в реанимационном отделение ЦМСЧ-38 (т.1 л.д.52)
Анализируя исследованные по делу доказательства, суд считает вину подсудимого Сергеева О.В. доказанной, оценивая приведенные доказательства, в их совокупности, суд находит их относимыми, допустимыми и достоверными и квалифицирует действия подсудимого Сергеева О.В. по ч. 4 ст. 111 УК РФ – умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.
Об умысле Сергеева О.В. на причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшему
свидетельствует локализация и механизм образования повреждений, направленность наносимых ударов ножом в область жизненно-важных органов, а именно удара в область шеи, повлекшее за собой смерть ЖИВ Заключение медицинской судебной экспертизы и показания судебно-медицинского эксперта ХЭР в совокупности с показаниями вышеуказанных свидетелей свидетельствуют в умышленном нанесении Сергеевым О.В. ножевых ударов ЖИВ
Довод подсудимого Сергеева О.В., что ранение потерпевшему им было причинено в ходе самообороны, суд считает необоснованным. Каких-либо объективных данных, которые свидетельствовали, что действия потерпевшего ЖИВ на месте происшествия носили характер общественно опасного посягательства, сопряженного с насилием, опасным для жизни и здоровья подсудимого или иных лиц, или создавали непосредственную угрозу применения такого насилия, в судебном заседании установлено не было. Оснований для вывода, что Сергеев О.В., нанося ЖИВ ножевые ранения, действовал в состоянии необходимой обороны либо превысил пределы такой обороны, не имеется.
Характер примененного орудия, локализация причиненной раны и глубина раневого канала объективно свидетельствуют о том, что Сергеев О.В. умышленно причинил ЖИВ телесные повреждения, которые квалифицированы как повлекшие тяжкий вред здоровью.
Довод Сергеева О.В., что он нанес ЖИВ телесные повреждения случайно, при размахивании перед собой ножом, опровергается заключением медицинской судебной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой длина от верхней трети раны до глотки примерно около 5 см. Раневой канал направлен снизу вверх и кпереди и проникает в область глотки. В надлопаточной области слева линейная горизонтальная рана длиной 3 см, направлена сзади наперед, сверху вниз глубиной до 1, 5 см. Эксперт ХЭР пояснила, что исходя из характерных особенностей раны шеи можно сделать вывод о том, что данное повреждение было нанесено с достаточной силой для проникновения в полость глотки. Направление хода раневого канала надлопаточной области указывает на то, что данное повреждение было нанесено колюще-режущим предметом сверху вниз и сзади наперед, что не соответствует показаниям Сергеева О.В.
При назначении наказания подсудимому Сергееву О.В. суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, личность подсудимого, длительное время скрывающегося от правоохранительных органов, положительную характеристику по месту жительства, состояние здоровья.
Обстоятельством, смягчающим наказание подсудимого Сергеева О.В., является аморальное поведение потерпевшего, явившегося поводом к конфликту между подсудимым и потерпевшим, что подтверждается показаниями свидетелей БСС и ДВВ, работниками пивного павильона, не являющимися заинтересованными лицами.
Отягчающих наказание обстоятельств подсудимого Сергеева О.В. не установлено.
Принимая во внимание общественную опасность совершенного преступления, особую степень тяжести преступления и наступившие последствия, в виде смерти потерпевшего, а также влияние назначенного наказания на исправление осужденного и на условия жизни его семьи, суд считает наказание Сергееву О.В. должно быть сопряжено с изоляцией от общества, оснований применения ст. ст. 64, 73 УК РФ не усматривается.
Подсудимый Сергеев О.В. совершил преступное деяние в период испытательного срока, будучи условно осужденным по приговору Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 25 марта 2005 года. Таким образом, данное условное осуждение подлежат отмене, с присоединением не отбытого наказания частично к наказанию, назначенному по настоящему приговору.
Гражданский иск, заявленный потерпевшим ЖВВ в сумме 1 500 000 рублей в счет компенсации морального вреда подлежит удовлетворению и взысканию с подсудимого Сергеева О.В. частично с учетом физических и нравственных страданий потерпевшего, требований разумности и справедливости на основании ст. ст. 151 и 1101 ГК РФ. Не подлежит сомнению, что в результате смерти ЖИВ потерпевшему ЖВВ был причинен моральный вред, так как он испытал тяжелые нравственные страдания в связи с невосполнимой утратой своего сына.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 307, 308 и 309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Признать СЕРГЕЕВА О.В. виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ и назначить наказание в виде 7 (семи) лет лишения свободы.
На основании ст. 70 УК РФ присоединить неотбытое наказание, частично в виде 1 (одного) года лишения свободы, к наказанию, назначенному Сергееву О.В. по настоящему приговору, окончательно назначить ему наказание в виде 8 (восьми) лет лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения в отношении Сергеева О.В. оставить содержание под стражей. Срок наказания исчислять с 21 октября 2010 года. Зачесть в срок отбытия наказания время нахождения под стражей в период предварительного следствия с 14 сентября 2004 года по 16 сентября 2004 года и с 3 июня 2010 года по 21 октября 2010 года.
Взыскать с Сергеева О.В. в пользу ЖВВ 600 000 (шестьсот тысяч) рублей в счет компенсации морального вреда.
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Ленинградский областной суд в течение 10 суток со дня провозглашения, а осужденным Сергеевым О.В., содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения копии приговора. В случае подачи кассационной жалобы, осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, либо с использованием видеоконференц-связи.
Председательствующий