об оспаривании постановления и свидетельства о праве на землю



Гр.дело № 2-440/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 октября 2010 г. г. Сосновый Бор

Судья Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе:

председательствующего судьи – Михиной И.И.

при секретаре – Овчаровой Е.И.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Григорьевой Лидии Петровны и Макаровой Марины Петровны к Администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области, Мориной Галине Николаевне, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области об оспаривании Постановления Главы администрации МО Сосновоборский городской округ, части Свидетельства о государственной регистрации права собственности на земельный участок, и признании права на приобретение дополнительного земельного участка,

установил:

Григорьева Л.П. и Макарова М.П. обратились в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к Администрации МО Сосновоборский городской округ и Мориной Г.Н. о признании незаконным Постановления Главы администрации МО Сосновоборский городской округ № г. и о признании за истцами права на приобретение дополнительного земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, площадью 454 кв.м., в собственность за плату в размере 2,5 % кадастровой стоимости земельного участка.

В обоснование требований истцы указали, что на основании Свидетельства о праве на наследство по закону они являются собственниками земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по вышеуказанному адресу, а также находящихся по указанному адресу построек: жилого дома с пристройкой, трех сараев, бани с предбанником, навеса, колодца, туалета, забора. Все строения были построены наследодателем. При этом, при передаче ему в собственность земельного участка баня и сараи оказались за пределами границ. Несмотря на указанные обстоятельства, как наследодатель, так и истцы продолжали пользоваться как строениями, так и земельным участком, на котором строения расположены. В 2006-2007 годах истцы обращались в Администрацию МО Сосновоборский городской округ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, в чем им было отказано. В марте 2010 года истцы обратились повторно с заявлением о предоставлении участка и узнали, что земельный участок с находящимся на нем сараем предоставлен постановлением Администрации МО Сосновоборский городской округ в собственность Мориной Г.Н., что привело к нарушению прав истцов, предусмотренных ст.36 п.1 Земельного кодекса РФ.

Определением Сосновоборского городского Ленинградской области суда от 18 мая 2010 года приняты меры обеспечения иска - наложен арест на земельный участок площадью 454 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, выделенный в собственность Мориной Г.Н. (л.д.53,54,55)

Определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 25.08.2010 г. определение Сосновоборского городского Ленинградской области суда от 18 мая 2010 г. оставлено без изменения, частная жалоба Мориной Г.Н. – без удовлетворения.(л.д.178-180)

После уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ требования Григорьевой Л.П. и Макаровой М.П. (л.д.203-208) сводятся к признанию незаконным Постановления Главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области № г.; признанию недействительным Свидетельства о государственной регистрации права собственности серии №. выданного Мориной Галине Николаевне УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в части регистрации права собственности Мориной Галины Николаевны на земельный участок площадью - 360 кв.м., расположенного по адресу <адрес>; признанию за Григорьевой Лидией Петровной и Макаровой Мариной Петровной права на приобретение дополнительного земельного участка площадью 454 кв.м.по адресу <адрес>, в собственность за плату в размере 2, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Истцы Григорьева Л.П. (л.д.57-58) и Макарова М.П. извещенные о времени и месту слушания дела в суд в суд не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.(л.д.85,86)

В судебном заседании представители истцов Григорьевой Л.П. и Макаровой М.П. – Григорьев А.С., действующий на основании доверенности от 23.01.2010 года, сроком на 3 года, с полным объемом процессуальных прав (л.д.7,89-90), и Макарова Е.П. действующая на основании доверенности от 14.01.2010 года, сроком на 3 года, с полным объемом процессуальных прав (л.д.6, 59-60), поддержали доводы, изложенные в иске (л.д.2-3) и письменных пояснениях по существу дела (л.д.153-155, 238). Просят удовлетворить иск в полном объеме. (л.д.89-93, 184-195)

В судебном заседании ответчик Морина Г.Н. (л.д.61-62) и адвокат Вещикова И.Н. представившая удостоверение № 4641 и действующая на основании ордера № 4 (серии А 861504) от 28 июля 2010 года и на основании доверенности от 23 декабря 2009 года, сроком на 3 года, с полным объемом процессуальных прав (л.д.148-150), иск не признали, поддержали возражения изложенные в письменном отзыве (л.д.83-84, 218-219), частной жалобе (л.д.104-105) и пояснили, что решением от ДД.ММ.ГГГГ МО «Город Сосновый Бор» Ленинградской области установлен максимальный и минимальный размер земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель (в редакции ред. Решений Совета депутатов муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ

Пунктами 1.1. и 1.2., указанного выше Решения, минимальный размер земельного участка для индивидуального жилищного строительства (индивидуальной жилой застройки) и для ведения личного подсобного хозяйства (приусадебный земельный участок составляет 600 квадратных метров.

Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для ведения личного подсобного хозяйства, принадлежащий на праве собственности Мориной Г.Н., составлял 300 кв.м.,что в половину меньше минимального размера земельного для данной категории земель, согласно Решению от ДД.ММ.ГГГГ № 5.

Обжалуемым Постановлением Администрации МО «Сосновоборский городской округ» Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в связи с проведением территориального землеустройства и уточнения границ объекта землеустройства был утвержден проект границ и изменение разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>

Согласно п. 3.2. данного Постановления Морина Г.Н. зарегистрировала в УФРС по СПб и ЛО в соответствии с ФЗ РФ от 21.0.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» изменения относительно разрешенного использования земельного участка и его площади. Прирезка Мориной Г.Н. дополнительного земельного участка, а также порядок согласования границ с правообладателями смежного земельного участка истцами Макаровой М.П. и Григорьевой Л.Н. были проведены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав истцов. Что подтверждается заключением на листе 10 межевого плана № № кадастрового инженера ФИО14

Обосновывая свое право, истцы указали, что на истребуемом земельном участке расположен баня и сарай истцов, которые в соответствии со ст. 222 ГК РФ)..

Испрашиваемый истцами земельный участок относится к категории земель - земли населенных пунктов с разрешенным использованием для индивидуального жилищного строительства. Решением от ДД.ММ.ГГГГ № 5 МО «Город Сосновый Бор» Ленинградской области минимальная площадь земельного участка под ИЖС составляет 600 кв.м., таким образом, земельный участок площадью 454 кв.м., который просят передать им в собственность истцы, не соответствует указанной норме.

Просят применить срок исковой давности ( л.д.220-221) и в удовлетворении иска Григорьевой Л.П. и Макаровой М.П. – отказать в полном объеме.(л.д.83-84,218-219)

Представитель ответчика Администрации Муниципального образования Сосновоборский городской округ (л.д.215) извещенный надлежащим образом о времени и месте слушания дела в суд не явился, представил письменный отзыв (л.д.215-217) в котором просит отказать истцам в удовлетворении иска. Также представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя Администрации.

Ответчик - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области извещенное надлежащим образом о времени и месте слушания дела в суд в суд представителя не направило, сведений об уважительных причинах неявки представителя суду не сообщили, возражений на иск не представили, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявлял.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований – СМУП «Городской кадастровый и проектный центр» (л.д.188-202) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области - извещенные о времени и месту слушания дела в суд представителей не направили, сведений об уважительных причинах неявки представителей суду не сообщили, возражений на иск не представили, самостоятельных требований относительно предмета спора не заявляли, в заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие своих представителей.

Разрешая вопрос о возможности рассмотрения настоящего дела в отсутствие истцов Григорьевой Л.П. и Макаровой М.П., представителей ответчиков - Администрации Муниципального образования Сосновоборский городской округ и Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований – СМУП «Городской кадастровый и проектный центр», и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области извещенных о времени и месте слушания дела, суд исходил из того, что по смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах (принят и открыт для подписания, ратификации и присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН № 2200 А –ХХ1 от 16.12.66 г.; ратифицирован Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18.09.73 г № 4812-У111) лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе; определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что вышеуказанные лица не сообщили об уважительных причинах своей неявки в судебное заседание, суд с учетом вышеизложенного и требований ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в их отсутствие.

Изучив материалы настоящего дела, материалы гражданского дела № 2-29/2008 г. по иску Григорьевой Л.П. и Макаровой М.П. к Мориной Г.Н. о сносе самовольной постройки, выслушав стороны, изучив доказательства, представленные суду в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что на основании Свидетельства о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ г., выданного нотариусом Здвижковой Г.С.ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированному в реестре за № № (л.д.14-15) истцы Григорьева Лидия Петровна и Макарова Марина Петровна являются собственниками земельного участка площадью 1200 кв.м., предоставленного для ведения индивидуального приусадебного хозяйства, расположенного по вышеуказанному адресу, а также находящихся по указанному адресу построек: жилого дома с пристройкой, трех сараев, бани с предбанником, навеса, колодца, туалета, забора. Все строения были построены наследодателем - Макаровым Петром Павловичем (л.д.211-214, 16-19, 27-32,34-35). При этом, при передаче ему в собственность земельного участка (Свидетельства о праве собственности на землю № № г., выданного Сосновоборским городским Комитетом по земельной реформе) (л.д.8) баня и сараи оказались за пределами границ (л.д.34-35). Несмотря на указанные обстоятельства, как наследодатель, так и истцы продолжали пользоваться как строениями, так и земельным участком, на котором строения расположены. Земельный участок общей площадью 594 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, кадастровый номер №, находится в долевой собственности Макаровой М.П, на основании Свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.1997 г. серии №, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (л.д..20-22) и Григорьевой Л.П., на основании Свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ.1997 г. серии №, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по ? доли каждой (л.д.23-25, 115-123). Указанные Свидетельства о праве на наследство по закону и право собственности на вышеперечисленное имущество истцами было зарегистрировано в ММП «Землемер» г. Сосновый Бор 27 декабря 1996 г., внесено в реестровую книгу под номером № №, инвентарное дело № №

В 2006-2007 годах истцы обращались в Администрацию МО Сосновоборский городской округ с заявлением о предоставлении указанного земельного участка в собственность, в чем им было отказано (л.д.26,33). В марте 2010 года истцы обратились повторно с заявлением о предоставлении участка (л.д.12) и узнали, что земельный участок с находящимся на нем сараем предоставлен постановлением Администрации МО Сосновоборский городской округ в собственность Мориной Г.Н.(л.д.77-78).

Оспариваемым Постановлением главы администрации Сосновоборского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении проекта границ и изменении разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>» (далее - Постановление от ДД.ММ.ГГГГ) в связи с проведением территориального землеустройства и уточнением границ объекта землеустройства Администрация утвердила проект границ инв. № № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 660 кв.м. Объектом проведения кадастровых работ являлся земельный участок площадью 300 кв.м., находящийся в собственности Мориной Г. Н. на основании Свидетельства на право собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству (л.д..9-11 и л.д.22-24 гр.дела №2-29/ 2008г.) Утверждение проекта границ происходило в рамках процедуры постановки на кадастровый учет в связи с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

При этом оспариваемым Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ уполномоченного органа - Администрацией Сосновоборского городского округа, изменено разрешенное использование земельного участка, находящегося в собственности у Мориной Г. Н., с «ведения личного подсобного хозяйства» на «индивидуальную жилую застройку» и увеличена площадь основного земельного участка Мориной Г. Н. на 360 кв.м.

В обоснование своих действий Администрация МО Сосновоборский городской округ сослалась на Решение Совета депутатов Сосновоборского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ г. № 5 «О предельных (максимальных и минимальных) размерах земельных участков, предоставляемых в собственность из находящихся в государственной и муниципальной собственности земель» и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

При этом в судебном заседании установлено, что при проведения в 2007 г. процедуры согласования границ кадастровыми инженерами СМУП «Горкадастрпроекта», разработавшими спорный проект границ земельного участка, расположенного по адресу <адрес> общей площадью 660 кв.м. инв. № (л.д.76)., нарушен установленный Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ в соответствии с указанным Федеральным законом.

Данное обстоятельство подтверждается заключением, проведенной в рамках гражданского дела №2-29/2008 г. землеустроительной экспертизы (гр.дело № 2-29/2008 л.д.79-92), согласно которой площадь фактически занимаемого участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Григорьевой Л.П. и Макаровой М.П. по поворотным точкам, по существующим заборам и прилегающим строениям составила 1575,04 кв.м., что не соответствует площади указанной в свидетельство на право собственности на землю, равной 1188 кв.м. Увеличение площади произошло на 374,04 кв.м. за счет только свободных земель принадлежащих г. Сосновый Бор.

Фактическая площадь земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего Мориной Г.Н. по существующим заборам и прилегающим строениям составила 187,18 кв.м., что не соответствует площади указанной в свидетельство на право собственности на землю, равной 300 кв.м. Уменьшение площади произошло на 112,82 кв.м.

Согласно данного заключения конфигурации обоих земельных участков не соответствуют конфигурации земельным участкам указанным в свидетельствах о праве собственности на землю серии №, серии №, серии №.

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости., а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Однако 06 июля 2009 г. Управлением федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Сосновоборский отдел) право собственности на земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, общей площадью 660 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, зарегистрировано за Мориной Г.Н., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № №, кадастровый номер №.(л.д.64, 65-67, 124-144,185,183)

21 сентября 2009 г. Управлением федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Сосновоборский отдел) право собственности на жилой дом, 1-этажный, общей площадью 20,4 кв.м., инв. № №, лит.А, расположенный по адресу <адрес>, зарегистрировано за Мориной Г.Н., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № №, кадастровый номер №. (л.д.68,70-75,184)

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; иными способами, предусмотренными законом.

В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

В соответствии с частями 1-3 статьи 60 ЗК РФ нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях признания судом недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, повлекших за собой нарушение права на земельный участок; самовольного занятия земельного участка; в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

В силу абз.2 п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 17.07.2009) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 28.09.2001) и Постановления Правительства Ленинградской области от 27.03.2007 N 67 (ред. от 19.11.2007) "Об утверждении Методических рекомендаций по взаимодействию органов местного самоуправления Ленинградской области и органов государственной власти Ленинградской области при реализации полномочий, необходимых для принятия решения о распоряжении земельными участками в Ленинградской области в связи с принятием Федерального закона от 18 декабря 2006 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (далее - земельные участки), осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Распоряжение земельными участками осуществляется уполномоченными на распоряжение земельными участками органами местного самоуправления муниципальных районов и городского округа Ленинградской области в пределах границ соответствующих муниципальных районов и городского округа.

При применении Методических рекомендаций органы местного самоуправления городского округа осуществляют полномочия по решению вопросов местного значения поселения и полномочия по решению вопросов местного значения муниципального района, установленные Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В соответствии с ч. 2 ст. 11 ЗК РФ органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу п.2 ст.49 Устава муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области (в редакции, действующей с 08 июля 2009 г.) администрация городского округа исполняет полномочия по решению вопросов местного значения, возложенные законодательством на органы местного самоуправления и не отнесенные настоящим Уставом к полномочиям представительного органа городского округа и главы администрации.

В соответствии со статьей 55 Устава муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Глава администрации городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ленинградской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа городского округа, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.

Администрация Сосновоборского городского округа в пределах своих полномочий об издании муниципальных актов по вопросам местного значения, предоставленных ей ст. 7 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" № 131-ФЗ, приняла Постановление № №.

Право наделения граждан земельными участками также предоставлено действующим законодательством органам местного самоуправления.

В частности, в ст. 29 ЗК РФ указано, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 61 ч.1 ЗК РФ ненормативный акт исполнительного органа государственной власти или ненормативный акт органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующий закону или иным нормативным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица в области использования и охраны земель, может быть признан судом недействительным.

В соответствии со статьей 55 Устава муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области Глава администрации городского округа в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Ленинградской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами представительного органа городского округа, издает постановления администрации городского округа по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ленинградской области, а также распоряжения администрации городского округа по вопросам организации работы администрации городского округа.

Судом установлено, что на основании Постановления Главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден проект границ и изменение разрешенного использования земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, принадлежащего ответчице Мориной Г.Н.

06 июля 2009 г. Управлением федеральной регистрационной службы по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Сосновоборский отдел) право собственности на данный земельный участок, зарегистрировано за Мориной Г.Н., о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации № №, и выдано Свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок серии № г.

В судебном заседании установлено, что право собственности истцов на строения, расположенные на спорном земельном участке, возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

Суд не соглашается с доводами ответчицы Мориной Г.Н. о том, что выденение её земельного участка площадь. 600 кв.м. под ИЖС законно о обосновано, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, площадью 300 кв.м. предоставлен Мориной Г.Н. в 1994 г. не может служить основанием для присоединения к данному участку земельного участка площадью 600 кв.м., на котором расположены строения, принадлежащие истцам, зарегистрированные ими в установленном законом порядке, о чем свидетельствует запись в Бюро технической инвентаризации, и ни кем не оспорено. Причем сарай истцов обозначен как объект недвижимости на плане земельного участка ответчицы Мориной Г.Н., границы которого оспариваются. Данные объекты не могут считаться самовольными постройками, поскольку возведены на ранее выделенном истцам участке большей площадью, что подтверждается имеющимися в материалах дела архивными справками.

Суд не соглашается с доводами Администрации Муниципального образования Сосновоборский городской округ поскольку увеличение площади земельного участка Мориной Г.Н. противоречило действующему законодательству, поскольку на прирезанном участке находятся объекты, находящиеся в собственности третьих лиц – а именно, истцов по делу.

Истцами неоднократно в Администрацию МО Сосновоборский городской округ предоставлялись копии свидетельства о праве на наследство, в которых указаны сараи и баня, которые вышли за пределы земельного участка истцов, вызваны ограничением размере участка в 12соток. Копии архивных справок истцов, имеющиеся в материалах дела, подтверждают выделение им земельного участка большего размера, на котором были законно построены баня и сарай. Впоследствии в связи с ограничением земельного участка в 12 соток, баня и сарай не вошли в выделенный участок переданный в собственность, то есть на участок площадью 0,036 га.. Но истцы участком пользовались и продолжают пользоваться в настоящее время. Весь участок площадью 0,156 га огорожен одним целым забором.

Об оспариваемом постановлении истцам стало известно, когда они обратились в ООО АН «Руслан» для производства землеустроительных работ, необходимых для присвоения используемому им участку под баней и сараем кадастрового номера и узнали, что Постановлением Главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области №. Мориной Г.Н. предоставлен в собственность земельный участок с находящимся на нем сараем, принадлежащим нам.

Суд не соглашается с доводами Администрации МО Сосновоборский городской округ об отсутствии у истцов наличия права выкупа земельного участка по п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ по следующим основаниям.

В соответствии с п. 5 ст. 20 ЗК РФ, действовавшим до 01.09.2006г., граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования, имеют право приобрести их в собственность.

Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном бессрочном пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

Из материалов дела усматривается, что предметом спора является земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> площадью 454 кв.м., который состоит из земельного участка, выделенного ответчику площадью 360 кв.м и земельного участка площадью 94 кв.м, на которой расположена принадлежащая истцам баня.

Отсутствие данных о межевании спорного земельного участка правового значения для разрешения иска не имеет, в связи с чем указанные доводы не могут быть приняты во внимание.

В судебном заседании установлено, что право собственности истцов на строения, расположенные на спорном земельном участке, возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.

В 1992 году земельные участки предоставлялись в упрощенном порядке, и в государственную базу данных не вносились полноценные сведения о них, в частности не указывались точные сведения о местоположении границ участков. В результате чего на плане границ земельный участок и жилой дом с надворными постройками на нем прописаны схематично, декларативно, без координат земельного участка. Таким образом подготовка проекта границ земельного участка истца и установление его границ на местности (межевание земель) осуществлялись в установленном законом порядке земельный участок и дом № №, с надворными постройками в <адрес> состоит на учете по декларативному признаку, однозначно в координатах не определен

Из анализа представленных суду доказательств следует, что процедура межевания земельного участка ответчика, определение его границ в натуре и постановки на кадастровый учет противоречит требованиям статьей 68, 69 Земельного кодекса РФ, статьям 1,3 Федерального закона от 18 июня 2001 г. N 78-ФЗ "О землеустройстве" (с изм. от 18 июля 2005 г.), Федеральному закону «О государственном кадастре недвижимости» и "Методическим рекомендациям по проведению межевания объектов землеустройства" (утв. Росземкадастром 17.02.2003) (вред. от 18.04.2003).

В соответствии с абзацем 2 пункта 7 ЗК РФ границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости., а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.22 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с заявлением в орган кадастрового учета должен быть представлен межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка). До вступления в силу приказа Минюста России «Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке» в качестве межевого плана принималось Описание земельных участков, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению документов о межевании, утвержденными приказом Росземкадастра от 02.10.2002г, №П/327 (письмо Федерального агентства кадастра объектов недвижимости № ВК/0878 от 04.03.2008 г.).

При таких обстоятельствах, по мнению суда, исковые требования истца в части признания недействительным Постановления Главы администрации МО Сосновоборский городской округ № № г. подлежат удовлетворению, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ истцами в обоснование своих исковых требований представлены достаточные доказательства несоответствия нормативного акта закону или иным правовым актам и нарушения гражданских прав и охраняемых законом их интересов.

Так же суд принимает во внимание, что ответчиком заявлено ходатайство о применении последствий вследствие пропуска истцом права на обжалование оспариваемого Постановления, поскольку уполномоченные истцами лица и сами истцы до истечения трех месяцев, его в суде не обжаловали.

Суд не соглашается в доводами ответчиков о том, что истцами пропущен срок на обжалование оспариваемого Постановления, поскольку судом пропуск прока не установлен..

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация является юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Истцом в обоснование своих исковых требований указаны и предоставлены суду достаточные доказательства, свидетельствующие о недействительности государственной регистрации права собственности Мориной Г.Н. на спорный земельный участок.

Согласно ч.1,2 ст.28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных п.1 ст. 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных п. 1 ст. 24 ЗК РФ.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, занятые объектами археологического наследия, ограничиваются в обороте. В то же время в силу п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте, если федеральным законодательством разрешено такое предоставление.

В соответствии со ст. 36 ЗК РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды на них имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений и сооружений, расположенных на этих земельных участках, в порядке и на условиях, установленных Кодексом и федеральными законами.

До 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности: гражданам являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность.

При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах: двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

Установление в нормативном порядке цены земли, по которой продаются указанные в комментируемой статье земельные участки собственникам находящихся на них зданий, строений и сооружений, имеет целью снижение для этих лиц цены участка по сравнению с рыночной и создание, таким образом, благоприятных условий для приобретения земельных участков. Таким образом реализуется один из принципов земельного законодательства о единстве судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.

Цена земли, устанавливаемая субъектами РФ с учетом требований п. 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" N 137-ФЗ от 25.10.2001 (ред. от 27.12.2009) привязана к размеру ставки земельного налога.

В соответствии с нормами ч.2 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам и устанавливается данным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.

В соответствии со ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Согласно п.2 Постановления Правительства Ленинградской области "О регулировании отдельных вопросов приобретения прав на земельные участки, находящиеся в собственности Ленинградской области, муниципальной собственности или государственная собственность на которые не разграничена, в Ленинградской области" N 310 от 11.12.2007 г. продажа в Ленинградской области земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность, осуществляется по цене, равной 2,5 процента кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.

Ограничительное толкование оспариваемого положения пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" привело бы - в нарушение закрепленного в статье 19 Конституции РФ принципа равенства - к неравному подходу по отношению к собственникам недвижимого имущества как субъектам права, находящимся в равном положении. По смыслу данного законоположения и с учетом преследуемых законодателем общих целей правового регулирования, любой собственник недвижимого имущества, имеет право на приобретение в собственность земельного участка на льготных условиях - независимо от времени приобретения недвижимости.

Баня и сараи, расположенные на отыскиваемом земельном участке площадью 454 кв. м в д<адрес> (360 кв.м — дополнительный земельный участок с расположенными сараями, 94 кв. м — дополнительный земельный участок с расположенной на нем баней), построены наследодателем истцов до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации 2001 года и Земельного кодекса РСФСР 1991 года, они перешли по наследству к истцам, их право на эти постройки зарегистрировано в установленном законом порядке на основании свидетельства о праве на наследство от 16 декабря 1996 года..

Следовательно, истцы имеют на основании вышеназванных норм закона исключительное право на приобретение дополнительного, спорного земельного участка площадью 454 кв.м в <адрес>, в собственность, а действиями ответчиков нарушены законные права истцов на этот земельный участок, которым они начали пользоваться задолго до принятия ЗК РСФСР 1991 года.

Следовательно, у суда при разрешении спора имеются правовые основания для применения п. 1.1 ст. 36 ЗК РФ, согласно которому продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам зданий. строении, сооружении, расположенных на этих земельных участках, осуществляется по цене, установленной соответственно органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

В соответствии со ст. 11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Статей 37 ЗК РФ установлено, что объектом купли-продажи могут быть только земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет.

Отсутствие межевого дела и кадастрового плана спорного участка не может являться основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку истцы просят суд о признании за ними права выкупа, а не права собственности.

При удовлетворении иска ими в установленном законом порядке будет изготовлен кадастровый план земельного участка, необходимый для государственной регистрации права на участок, поскольку по смыслу закона «О государственном земельном кадастре» и ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» при отсутствии правоустанавливающих документов земельный участок не может быть поставлен на кадастровый учет.

В связи с чем судебная практика идет по тому пути, что при разрешении спора о праве на земельный участок суды в мотивировочной части решения указывают выводы о наличии или отсутствии субъективного права истца на спорный земельный участок, а не ограничиваются указанием на отсутствие постановки спорного участка на кадастровый учет.

В связи с изложенным просим удовлетворить наш иск и признать незаконным Постановление Главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области №. о предоставлении Мориной Г.Н. земельного участка в <адрес>, с расположенными на нем нашими сараями и признать за нами, Макаровой Мариной Петровой и Григорьевой Лидией Петровной, право на приобретение дополнительного (к участку площадью 1188 кв.м) земельного участка площадью 454 кв.м (360 кв. м + 94 кв. м) по адресу: <адрес>, в общую долевую собственность за плату в размере 2,5 процента кадастровой стоимости продаваемого земельного участка.

При таких обстоятельствах исковые требования истцов подлежат удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ суд,

РЕШИЛ:

Исковые требования Григорьевой Лидии Петровны и Макаровой Марины Петровны – удовлетворить.

Признать незаконным Постановление Главы администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области № <данные изъяты>

Признать недействительным Свидетельство о государственной регистрации права собственности серии № выданное Мориной Галине Николаевне УФРС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, в части регистрации права собственности Мориной Галины Николаевны на земельный участок площадью - 360 кв.м., расположенный по адресу <адрес>

Признать за Григорьевой Лидией Петровной и Макаровой Мариной Петровной право на приобретение дополнительного земельного участка площадью 454 кв.м.по адресу <адрес>, в собственность за плату в размере 2, 5 процента кадастровой стоимости земельного участка.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней

Судья - подпись

Копия верна:

Судья - И.И. Михина