прокурор в интересах неопределенного круга лиц



Дело № 2-495/2011 29 сентября 2011 года

РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИСосновоборский городской суд Ленинградской области

в составе председательствующего судьи В.Н. ОРЛОВОЙ,

при секретаре ЗУЕВОЙ О.Ю.,

с участием представителя истца – Архип Т.В., представителя ответчика – Курдяевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области об обязании оборудовать вход в помещение ОУФМС по г.Сосновый Бор специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор г. Сосновый Бор Ленинградской области обратился в Сосновоборский городской суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Сосновоборский городской округ Ленинградской области об обязании администрации Сосновоборского городского округа Ленинградской области в срок до 01.04.12г. оборудовать вход в помещение ОУФМС по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Петра Великого, дом № 15 - специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

В обоснование заявленного требования указал, что в ходе проведения прокуратурой г. Сосновый Бор проверки соблюдения прав инвалидов и маломобильных групп населения юридическими лицами города на предмет доступности для данной категории населения объектов социальной инфраструктуры установлено, что вход в помещение отдела управления федеральной миграционной службы России по г.Сосновый Бор (далее по тексту – ОУФМС по г.Сосновый Бор) по указанному адресу не доступен для маломобильных групп населения, в том числе для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, полагал, что таким образом вход в помещения здания не отвечает требованиям доступности для маломобильных групп населения и инвалидов. Помещение в здание ОУФМС имеет вход, расположенный выше уровня поверхности земли, однако вход не оснащен пандусами, перилами и другими приспособлениями для перемещения инвалидов и маломобильных групп населения.

В судебном заседании прокурор на иске настаивала, указав, что ненадлежащее соблюдение администрацией муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области законодательства о социальной защите инвалидов и других маломобильных групп населения нарушает их право на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Представитель ответчика, первоначально признав иск по праву и оспаривая сроки исполнения, указанные в иске прокурора, в дальнейшем исковые требования прокурора не признала, пояснив, что федеральным законодательством обязанность органов местного самоуправления переоборудовать или реконструировать действующие объекты не установлена, более того не указаны сроки приведения существующих объектов в соответствие с требованиями доступности для инвалидов. Органы местного самоуправления, исходя из степени социальной значимости объекта, самостоятельно согласуют конкретный перечень объектов социального назначения, которые должны быть снабжены пандусами и иными специальными приспособлениями и оборудованием для инвалидов. При принятии решений принимаются во внимание обращения граждан-инвалидов и предложения общественных организаций инвалидов. Пояснила, что в бюджете Сосновоборского городского округа на 2011 и 2012 годы денежные средства на данные цели не заложены, что в случае выделения средств в следующих годах, переоборудование зданий будет возможно в рамках долгосрочной муниципальной программы. Поскольку расходы на разработку проекта реконструкции или переоборудования и выполнение работ подлежат финансированию из местного бюджета, утверждение и изменение которого относится к исключительной компетенции совета депутатов Сосновоборского городского округа, согласно ст. 27 Устава муниципального образования Сосновоборского городского округа Ленинградской области, полагала, что администрация Сосновоборского городского округа не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям и просила привлечь в качестве ответчика муниципальное образование Сосновоборский городской округ.

Прокурор, изменив количество лиц, участвующих в деле, представил в суд измененное исковое требование, указав в качестве ответчиков муниципальное образование МО Сосновоборский городской округ в лице администрации МО Сосновоборский городской округ и Совет депутатов Сосновоборского городского округа.

Зампредседателя совета депутатов МО Сосновоборский городской округ в своем письменном отзыве на иск № 06-01/429 от 5.09.11 г., направленном в суд, указал, что проектирование и оборудование входа в помещение ОУФМС России по г.Сосновый Бор специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов требует выделения дополнительных финансовых средств из бюджета городского округа, т.к. в бюджете 2011 года такие средства не предусмотрены; что в соответствии с бюджетным законодательством РФ и ч. 12 ст. 35 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6.10.03 г. № 131-ФЗ (с изменениями на 2.08.11 г.) нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, предусматривающие осуществление расходов из средств местного бюджета, могут быть внесены на рассмотрение представительного органа муниципального образования только по инициативе главы местной администрации или при наличии заключения главы местной администрации; что в соответствии с ч. 15 ст. 35 указанного закона управление и (или) распоряжение представительным органом муниципального образования или отдельными депутатами (группами депутатов) в какой бы то ни было форме средствами местного бюджета в процессе его исполнения не допускаются, за исключением средств местного бюджета, направляемых на обеспечение деятельности представительного органа муниципального образования и депутатов; что в связи с этим совет депутатов не вправе самостоятельно (без инициативы администрации) принимать решения о перераспределении бюджетных средств с целью изыскания средств на проектирование и оборудование входа в здание ОУФМС России по г.Сосновый Бор специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов.

В ходе слушания дела, изменив исковые требования, представитель прокуратуры просила суд исключить из числа ответчиков Совет депутатов Сосновоборского городского округа и обязать администрацию МО Сосновоборский городской округ оборудовать вход в помещение ОУФМС специальным приспособлением для инвалидов и других маломобильных групп населения в срок до 1.04.12 г.

УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области – третье лицо по делу исковые требования прокурора поддержало, в своем письменном отзыве на иск представитель УФМС сообщил, что «…вход в здание по адресу: г.Сосновый Бор, Ленинградской области, ул.Петра Великого, дом № 15, - не доступен для маломобильных групп населения, в т.ч. для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках, т.о. вход в здание не отвечает требованиям доступности для маломобильных групп населения и инвалидов,… в соответствии с п.2 ст. 154 ЖК РФ капитальный ремонт общего имущества проводится за счет средств собственника жилищного фонда,… собственником…является Муниципальное образование Сосновоборский городсой округ Ленинградской области…»; дело просило рассмотреть без участия своего представителя.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования прокурора не признала.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и за­конных интересов неопределенного круга лиц.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ч. 2).

Подписав в 2008 году Конвенцию о правах инвалидов от 13.12.06г. (далее по тексту - Конвенция), Российская Федерация тем самым показала готовность страны к формированию условий, направленных на соблюдение международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.

Подписание Конвенции фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов.

Согласно Конвенции государства-участники должны принимать надлежащие меры для обеспечения инвалидам наравне с другими гражданами доступа к физическому окружению (здания и сооружения, окружающие человека в повседневной жизни), транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности:

на здания, дороги, транспорт и другие объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места;

на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные и экстренные службы.

В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон) реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов .

В соответствии со ст. 15 Закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно - правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, местам отдыха, культурно - зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также и производство транспортных средств общего пользования, средств и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов использования их инвалидами не допускаются.

Согласно абз. 4 ст. 15 Закона в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной структуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, в том числе заключающееся в оборудовании в указанных зданиях и сооружениях пандусов закреплены в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ст. ст. 2, 24 и 48) и Федеральном законе от 30.12.09г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», (ст. ст. 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах (СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»).

В соответствии с п. 3. 13. СНиП 35-01- 2001 (приняты Постановлением Госстроя РФ от 16.07.01г. № 73) «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (далее по тексту СНиП) в здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1 -2 %.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема (п.3.9 СНиП).

Согласно п. 3. 17. СНиП помещения, где могут находиться инвалиды на креслах - колясках, следует, как правило, размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания кроме лестниц следует предусматривать пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0, 45 м., в соответствии с п. 3. 32. СНиП, необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0, 7 и 0, 9 м., у лестниц - на высоте 0, 9 м.

Судом установлено, что на момент рассмотрения дела по существу вход в помещение ОУФМС по г.Сосновый Бор по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Петра Великого д. 15, - не оборудован специальными приспособлениями для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, что подтверждается актом проверки прокуратурой города от 19.05.11 г. здания по адресу: г.Сосновый Бор, ул.Петра Великого, дом № 15, в ходе которой производилось фотографирование, данный факт ответчиком не оспаривается.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра прав на недвижимого имущества и сделок с ним № 27/011/2011-065 от 15.07.11 г. и № 27/015/2011-064 от 15.07.11 г. объект № 47-78-27/017/2010-167, расположенный по адресу: г.Сосновый Бор, Ленинградской области, ул. Петра Великого, дом № 15 (насосная перекачка ливневых вод ! 1/15); и помещения административного назначения по тому же адресу ( объект № 47-78-27/026/2010-168) - находятся в собственности муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области.

Отсутствие специального приспособления у входа в ОУФМС по г.Сосновый Бор ответчиком не оспаривается, однако, не признавая иск, администрация МО Сосновоборский городской округ каких-либо заслуживающих внимания доводов, позволяющих освободить ответчика от обязанности по оборудованию входа в здание ОУФМС по г.Сосновый Бор специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения не представила. Отсутствие финансирования на 2011 г.-2012 г. в бюджете МО Сосновоборский городской округ с учетом изложенного не может служить основанием к освобождению ответчика от обязанности установления специальных приспособлений для обеспечения инвалидов и других маломобильных групп населения в здание ОУФМС по г.Сосновый Бор и нарушения их прав, провозглашенных Конвенцией, подписанной Российской Федерацией и обязательной для исполнения Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Срок устранения препятствий, установленный прокурором в исковом заявлении – до 1.04.12 г., признается судом разумным

На основании вышеизложенного суд признает исковые требования прокурора об обязании администрации муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области оборудовать вход в помещения здания ОУФМС по г.Сосновый Бор специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения обоснованным и подлежащим удовлетворению.

Прокурор, орган местного самоуправления - администрация муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области освобождены от уплаты государственной пошлины в соответствии с п. п. 9 и 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ, поэтому в соответствии с ч. 4 ст. 103 ГПК РФ судебные расходы понесенные судом в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора г. Сосновый Бор Ленинградской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального образования Сосновоборский городской округ Ленинградской области в срок до 01.04.12г. оборудовать вход в помещения здания, где находится отдел управления федеральной миграционной службы России по городу Сосновый Бор, по адресу: Ленинградская область, г. Сосновый Бор, ул. Петра Великого, д. 15, специальным приспособлением для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд в течение десяти дней со дня его вынесения через Сосновоборский городской суд Ленинградской области.

СУДЬЯ В.Н. ОРЛОВА