Дело № 17.02.2011 г. |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сосновоборский городской суд Ленинградской области в составе председательствующего судьи Гусева А.И.,
при секретаре Блиновой Т.В., с участием сторон, их представителей, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ищенко А.Д. к ЛОГП « Ленфарм», ООО «БСС», о признании незаконными действия должностных лиц, взыскании материального ущерба, компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
В суд с исковым заявлением обратился Ищенко А.Д., в котором просил признать незаконными действия / бездействия/ должностных лиц, Аптеки №, ЛОГП «Ленфарм», ООО « БСС» по обеспечению истца бесплатными лекарствами, взыскать с ООО «БСС» в пользу истца материальный ущерб в размере 31.826 рублей 65 копеек, компенсацию морального вреда в размере 15.000 рублей. Взыскать с ответчика ЛОГП «Ленфарм» компенсацию морального вреда в размере 5.000 рублей.
В судебном заседании 29.11.2010 г. истец Ищенко А.Д., отказался от исковых требований к Аптеке №.
Определением суда от 29.11.2010 г. производство по делу в указанной части прекращено.
В обоснование своих доводов Ищенко А.Д. указал, что является ветераном подразделений особого риска (удостоверение №), с декабря 2000 года инвалид <данные изъяты> – бессрочно, причина инвалидности увечье, полученное при исполнении обязанностей военной службы, связанной с непосредственным участием в действиях подразделений особого риска.
Ищенко А.Д. является ветераном подразделений особого риска, что подтверждается удостоверением № от 09.06.1993 года и приравнивается по льготам к участникам ликвидации последствий аварии и на ЧАЭС.
С 01.01.05 истец имеет право на бесплатное обеспечение необходимыми лекарственными препаратами в порядке гл. 2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Аптека № при временном отсутствии лекарственных средств, необходимых ему, должна была организовать отсроченное обслуживание в течение 10 дней, однако, в 2009 году работники аптеки бесплатное лекарство истцу не выдали, чем нарушили его право на получение бесплатных лекарств в необходимом истцу объеме. Ответчик ЛОГП «Ленфарм», как вышестоящая организация, несмотря на неоднократные обращения, мер по предотвращению нарушения его прав также не предпринял.
Истец указывал, что ООО «БСС», являющееся фармацевтической организацией, поставляющей ЛОГП «Ленфарм» лекарственные средства в рамках программы дополнительного лекарственного обеспечения по государственным контрактам, заключенным с Комитетом по здравоохранению Ленинградской области, в 2009 г. с организацией услуг по отпуску лекарственных средств гражданам, имеющим право на бесплатное обеспечение лекарственными средствами не справилось, в связи с чем, ему был причинен материальный ущерб, так как он был вынужден приобретать лекарства за свой счет. В результате отсутствия необходимых истцу для поддержания здоровья лекарственных препаратов действиями ответчиком истцу причинен моральный вред.
В судебном заседании Ищенко А.Д. поддержал исковые требования, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика ООО «БСС» действующая на основании доверенности Горшкова Н.В. исковые требования не признала, представила суду отзыв указав, что ООО «БСС» является фармацевтической организацией, поставляющей лекарственные средства в рамках реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, по Государственным контрактам. В 2009 году были заключены Государственные контракты на первое и второе полугодие 2009 года с Комитетом по здравоохранению Ленинградской области (Государственный заказчик) на поставку лекарственных средств отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения необходимыми лекарственными средствами в соответствии с ФЗ от 17.07.1999 г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». Согласно условиям контрактов поставка осуществляется в пункты отпуска на основании спецификации Государственного заказчика на лекарственные средства, необходимые для обеспечения льготной категории граждан. Спецификация приложена к каждому государственному контракту. Контракт в 2009 г. был исполнен ООО «БСС» в соответствии с представленной Комитетом здравоохранения квотой, на льготные лекарственные препараты. Отсутствие в аптеке льготных лекарств необходимых истцу находится вне компетенции ООО «БСС». Исходя из данного условия ООО «БСС» не может поставить большее количество лекарственных средств, чем указано в Государственных контрактах.
В соответствии с договором об оказании услуг № от 15.01.2009 г., заключенного между ООО «БСС» и ЛОГП «Ленфарм» в случае отсутствия лекарственного средства, указанного в рецепте, аптечное учреждение должно осуществить отпуск синонимичного лекарственного средства или же отпустить из собственного товарного запаса требуемое лекарственное средство. Также, аптечное учреждение обязано было уведомить ООО «БСС» об отсутствии лекарственного средства и по согласованию с Комитетом по здравоохранению направить в адрес ООО «БСС» дополнительную сводную заявку. Тем не менее, такого уведомления от аптечного учреждения не поступало, поэтому возможность допоставки у ООО «БСС» отсутствовала.
Представитель ответчика ЛОГП «Ленфарм» действующий на основании доверенности Жуков А.А. исковые требования не признал, представил суду отзыв, указав, что в соответствии с договорами № от 15 января 2009 г., уполномоченной фармацевтической организацией, действующей на основании Государственных контрактов, является Общество с ограниченной ответственностью «БСС». В рамках вышеуказанных договоров, ООО «БСС» осуществляло поставку лекарственных средств, согласно утвержденной Комитетом по здравоохранения Ленинградской области заявки, а также заявок ЛОГП «Ленфарм» по отсроченному отпуску. Таким образом, ЛОГП «Ленфарм» оказывало услуги по отпуску лекарственных средств льготным категориям граждан в установленные сроки при условии поставки этих лекарственных средств уполномоченной фармацевтической организацией.
Программа дополнительного лекарственного обеспечения в 2009 году была реализована в рамках государственных контрактов на поставку лекарственных средств, заключенных между Комитетом по здравоохранению и ООО «БСС».
Согласно условиям государственных контрактов поставка лекарственных средств в 2009 году осуществлялась в ассортименте и количестве согласно спецификации прилагающейся к государственному контракту, составленной с учетом потребностей каждого из муниципальных районов ЛО, указанных в их ежегодных заявках. ЛОГП «Ленфарм» принимало от ООО «БСС», а затем отпускало льготникам только те лекарственные средства, которые были поставлены в рамках государственных контрактов.
Договор № от 15.01.2009 об оказании услуг был заключен с ООО «БСС» во исполнение государственных контрактов, в связи с чем, ЛОГП «Ленфарм» не имело объективной возможности отпускать льготникам те лекарственные средства, которые не были включены в ежегодную заявку Сосновоборского муниципального района и соответственно не были поставлены ООО «БСС».
Выслушав участников судебного разбирательства, свидетелей, специалиста ФИО5, исследовав материалы дела, оценив доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично, по следующим основаниям:
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
На основании ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» истец, являясь участником подразделений особого риска, имеет право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включается дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами. Согласно положениям приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 года № 328 «Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан» в случае временного отсутствия лекарственных средств необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Из материалов дела следует, что ряд рецептов Ищенко А.Д., находящиеся на отсроченном отпуске более одного месяца, были сняты с обеспечения.
В соответствии с государственными контрактами, заключенными между Комитетом по здравоохранению Ленинградской области (государственным заказчиком) и ООО «БСС» (управляющей фармацевтической компанией), обязательства по поставке и обеспечению лекарственными средствами льготных категорий граждан должно нести ООО «БСС», при этом моментом надлежащего исполнения ООО «БСС» обязательств является дата передачи лекарственного средства гражданам в пунктах отпуска (аптеках).
В судебном заседании Ищенко А.Д. пояснил, что в 2009 г. в виду отсутствия в Аптеке № необходимых ему лекарственных средств как льготной категории граждан, вынужден был приобрести лекарства по рецепту врача за наличный расчет, на сумму 31.826 рублей 65 копеек, что подтверждается кассовыми чеками, представленными истцом.
Определением суда от 14.12.2010 г., по делу была назначена комиссионная судебно медицинская экспертиза, проведение которой поручено <данные изъяты>.
Согласно заключению экспертов № от 25.01.2011 г. с учетом наличия, у Ищенко А.Д. заболеваний, он нуждается, и нуждался в 2009 г. в постоянном непрерывном приеме лекарственных препаратов указанных в 49 рецептах за 2009 г., назначение лекарственных препаратов врачом было необходимо, лекарственные препараты соответствуют диагнозу.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 Закона, предоставляется дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами.
Согласно п. 8 ст. 6.1 названного Закона право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в частности, инвалиды.
В силу п. 5 ст. 6.3 этого же Федерального закона порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Указанный Порядок утвержден приказом Министра здравоохранения и социального развития РФ от 29 декабря 2004 г. N 328.
Предоставление гражданам социальных услуг в части обеспечения необходимыми лекарственными средствами определено разделом II данного Порядка, согласно п. 2.7 которого в случае временного отсутствия лекарственных средств, необходимых гражданину, аптечное учреждение организует в течение 10 рабочих дней с даты обращения его отсроченное обслуживание или осуществляет отпуск аналогичного лекарственного средства, предусмотренного Перечнем лекарственных средств, взамен выписанного или иного лекарственного средства по вновь выписанному рецепту.
Поскольку обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями, то надлежащим ответчиком по делам о компенсации расходов, произведенных гражданами в связи с приобретением необходимых для лечения инвалидов лекарственных средств, указанных в рецепте, выписанном врачом на бесплатной основе, в случае отсутствия этих лекарственных средств в аптеках, являются соответствующие уполномоченные фармацевтические организации, выигравшие конкурс на заключение этих контрактов в каждом конкретном субъекте Российской Федерации либо иным способом уполномоченные субъектом Российской Федерации на реализацию этих лекарственных средств.
На основании изложенного суд находит требования истца, о взыскании с ответчика ООО «БСС», как фармацевтической организации, выигравшей в 2009 г. конкурс на заключение государственных контрактов на поставку лекарственных средств, расходов, произведенных им в связи с приобретением необходимых для лечения лекарственных средств законными и обоснованными.
Согласно ст.151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласен ост.1099 ГКРФ моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации в случаях, предусмотренных законом.
Требования о компенсационных выплатах затраченных истцом на приобретение лекарственных препаратов являются требованиями имущественного характера.
ФЗ от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» прямого указания о компенсации морального вреда, при нарушении норм закона не содержит.
Доказательств, причинения вреда здоровью несвоевременным получением лекарственных средств по льготному рецепту и причинения из-за этого нравственных и физических страданий истцом Ищенко А.Д. в суд не представлено. При таких обстоятельствах в удовлетворении требований истца, о взыскании с ООО «БСС», ЛОГП «Ленфарм» компенсации морального вреда суд полагает отказать.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р е ш и л:
В удовлетворении остальной части исковых требований Ищенко А.Д., отказать.
Решение может быть обжаловано в Ленинградский областной суд через суд гор. Сосновый Бор в течение десяти дней.
Судья Гусев А.И.
Мотивированное решение составлено 21.02.2011 г.
Копия верна
Судья Гусев А.И.