Дело № копия
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Петрушиной Л.М.,
при секретаре ФИО2,
с участием:
представителя заявителя ФИО1 – ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя администрации <адрес> – ФИО4, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании отказа органа местного самоуправления - администрации <адрес> края в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,
У С Т А Н О В И Л:ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании отказа органа местного самоуправления - администрации <адрес> края в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что она является ветераном Великой Отечественной войны и вдовой участника Великой Отечественной войны. Комиссия по жилищным вопросам при администрации <адрес> отказала ей в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине того, что норма жилого помещения для постановки на учет в <адрес> установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека, в то время как она проживает в составе семьи из 4 человек в квартире общей площадью 70,90 кв.м., обеспеченность общей площадью проживающих в квартире составляет 17,73 кв.м., то есть превышает учетную норму. Считает, что данное решение незаконно, необоснованно и нарушает ее права. Она не является собственником данной квартиры, также не имеет другого жилья, не получала пособия на приобретение квартиры, никогда не участвовала в приватизации жилья.
Просит суд признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № незаконным, обязать комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> поставить её на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, о дате, времени и месте судебного заседания была уведомлена своевременно и надлежащим образом.
Представитель заявителя ФИО1 – ФИО3 в судебном заседании требования, изложенные в заявлении, поддержала в полном объеме по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель органа местного самоуправления, решение которого оспаривается, администрации <адрес> - ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № в судебном заседании требования заявления не признала, пояснила, что решение жилищной комиссии является законным и обоснованным, так как норма жилой площади, приходящаяся на каждого из проживающих членов семьи заявителя составляет 17.73 кв.м, что превышает учетную норму.
Заслушав представителя заявителя ФИО3, представителя органа, решение которого оспаривается, администрации <адрес> ФИО4, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.46 Конституции РФ и ст.1 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» от ДД.ММ.ГГГГ №, граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.21 Федерального закона «О ветеранах» №5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством РФ. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Согласно ч.2 ст.21 этого же закона независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В силу ст.23.2 вышеуказанного Федерального закона, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов РФ полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
На основании ст.2 и 3 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов» предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. Обеспечение жильем ветеранов, намеренно ухудшивших жилищные условия в целях приобретения или сохранения права состоять на учете, производится не ранее чем по истечении пяти лет со дня совершения указанных действий.
Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края».
В силу ст.5 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, при наличии документов, указанных в ст.6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.
Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» утверждено Положение о комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес>, к полномочиям которой относятся рассмотрение заявлений граждан в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказе в принятии на учет.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны, вдовой умершего участника Великой Отечественной войны ФИО5, что подтверждается удостоверениями серии ВВ № от ДД.ММ.ГГГГ, серии В № от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством о смерти I-ФР №.
С 1995 года по 2001 год ФИО1 и её муж ФИО5 проживали в семье своей старшей дочери - ФИО6 в <адрес>. С 2001 года по 2009 год заявительница и её супруг (по 2003 год) проживали в семье своего сына ФИО7 в <адрес>, где ДД.ММ.ГГГГ скончался ФИО5 С 2009 до мая 2010 года заявительница проживала в семье своей дочери ФИО3, состоящей из 4 человек в <адрес> края. С мая 2010 года по настоящее время ФИО1 проживает в квартире, принадлежащей на праве собственности её дочери ФИО3, расположенной в <адрес>12. В данном жилом помещении кроме заявительницы зарегистрированы ФИО3, ФИО8 Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги по указанному адресу от ДД.ММ.ГГГГ, финансово-лицевым счетом № от ДД.ММ.ГГГГ, договором мены № от ДД.ММ.ГГГГ, копией паспорта ФИО1
В соответствии с выписками из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, а также уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним у ФИО1 отсутствуют права собственности на жилые помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, действующая в интересах ФИО1 как вдовы участника Великой Отечественной войны, обратилась в комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> о постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии № ФИО3, было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий ФИО1 по причине того, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на ФИО1 составляет 17,73 кв.м, что выше учетной нормы, установленной в <адрес>
Данное решение суд считает, незаконным, поскольку оно основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регламентирующего правовые гарантии социальной защиты инвалидов и участников ВОВ, а также членов их семей в Российской Федерации, в том числе и вопросы постановки на учет вдов умерших инвалидов ВОВ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Федеральным законом № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О ветеранах» предусмотрены правовые гарантии социальной защиты инвалидов и участников ВОВ в РФ, а также членов их семей в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Аналогичные меры социальной поддержки предусматривает <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».
Суд приходит к выводу, что ФИО1 как вдова участника ВОВ, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не реализовала, каким-либо жильем не обеспечивалась, следовательно, подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление ФИО1 об оспаривании отказа органа местного самоуправления - администрации <адрес> края в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.
Признать решение жилищной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в отношении ФИО1 незаконным.
Обязать жилищную комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> принять ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток путем подачи кассационной жалобы через Сосновоборский городской суд <адрес> со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий: подпись.
Копия верна.
Судья: Л.М. Петрушина