Решение об оспаривании решения органа местного самоуправления по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий



копия

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Альбрант М.О.,

при секретаре ФИО2,

с участием заявителя ФИО1,

представителя органа местного самоуправления, решение которого оспаривается, - администрации <адрес> - ФИО3, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления - администрации <адрес> края по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления - администрации <адрес> края по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ссылаясь на то, что она является вдовой участника ВОВ, не имеет на праве собственности какого-либо жилья, проживает в квартире, принадлежащей дочери, состав семьи которой 6 человек, нуждается в улучшении жилищных условий.

При обращении в комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий заявительнице было отказано.

Просит суд признать решение комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, обязать комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> поставить ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по договору социального найма.

В судебном заседании заявительница ФИО1 свои требования поддержала в полном объеме.

Представитель органа местного самоуправления, решение которого оспаривается, администрации <адрес> - ФИО3 в судебном заседании требования не признала, считает, что решение жилищной комиссии законное и обоснованное, так как правовые основания для постановки ФИО1 на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с п.п.2 п.1 ст. 11 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» отсутствуют, представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В силу ст.ст. 51, 53 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ) "О ветеранах" меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации. Указанным лицам предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч. 2 ст. 21 этого же закона независимо от нахождения на иждивении и получения любого вида пенсии или заработка меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В силу статьи 23.2 вышеуказанного Федерального закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

На основании п.п. «а» ст. 2 Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" правительству Российской Федерации постановлено в 2-месячный срок разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона, предусматривающего обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета лиц, названных в пункте 1 настоящего Указа, исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

На основании ст. 2 и 3 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов", меры социальной поддержки по обеспечению жильем предоставляются ветеранам при условии, что они являются нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации и относятся к категории ветеранов. Предоставление ветерану меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляется один раз. При этом норма общей площади жилья, учитываемая при определении объема средств на приобретение ветерану жилого помещения в собственность либо при расчете размера единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, составляет 36 квадратных метров общей площади жилья.

Принятие ветеранов на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и ведение учета осуществляется органом местного самоуправления по месту жительства ветерана в порядке, установленном <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 18-4751 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края".

В силу ст. 5 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4448) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления. Принятие граждан на учет осуществляется на основании заявлений, поданных гражданами по месту своего жительства в орган, осуществляющий принятие на учет, при наличии документов, указанных в статье 6 настоящего Закона, подтверждающих право состоять на учете.

Постановлением администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с законом <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" утверждено Положение о комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес>, к полномочиям которой относятся рассмотрение заявлений граждан в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо отказе в принятии на учет.

Таким образом, органом, имеющим полномочия на принятие решений по вопросу принятия на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма является комиссия по жилищным вопросам при администрации <адрес>.

В соответствии со ст.ст. 2, 4, 11 закона <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 10-4448) "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края" правом состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (далее - учет), обладают граждане Российской Федерации, признанные малоимущими в порядке, определенном законом края, и нуждающиеся в жилых помещениях по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации, а так же граждане, относящиеся к иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края категориям граждан, признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом края основаниям нуждающимися в жилых помещениях (ст. 2).

Как установлено в судебном заседании ФИО1 является вдовой участника Великой Отечественной войны, что подтверждается копией удостоверения серии Б № от ДД.ММ.ГГГГ, справкой УСЗН администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживала с супругом и детьми в <адрес>. С конца ноября 2003 года по настоящее время ФИО1 проживает одной семьей со своей дочерью ФИО4, внучкой ФИО5, 1981 года рождения, и внуком ФИО6, 2007 года рождения, в квартире общей площадью 59,20 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>71, принадлежащей на праве собственности ФИО4 и ФИО5 на основании договора на приватизацию квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. Данные обстоятельства подтверждаются выпиской из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, финансово-лицевым счетом от ДД.ММ.ГГГГ, копией договора на приватизацию квартиры, пояснениями представителя заявительницы.

В соответствии с уведомлением Сосновоборского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ № сведения о правах ФИО1 на имеющиеся у нее объекты недвижимого имущества отсутствуют.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 как вдова участника Великой Отечественной войны обратилась в комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.

ДД.ММ.ГГГГ решением комиссии № ФИО1 было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине того, что норма жилого помещения для постановки на учет (учетная норма) в городе Сосновоборске установлена в размере 12 кв.м. ФИО1 проживает в составе семьи из 4 человек в квартире общей площадью 59,93 кв.м., обеспеченность общей площадью проживающих в квартире составляет 14,99 кв.м., то есть превышает учетную норму. Учитывая данные обстоятельства, комиссией сделан вывод, о том, что ФИО1 не может быть признана нуждающейся в жилом помещении, правовые основания для принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, отсутствуют, ФИО1 представлены документы, которые не подтверждают право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях.

Данное решение суд считает, незаконным, поскольку оно основано на неправильном толковании норм действующего законодательства, регламентирующего правовые гарантии социальной защиты инвалидов и участников ВОВ, а также членов их семей в Российской Федерации, в том числе и вопросы постановки на учет вдов участников ВОВ в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Федеральным законом № 5-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 79-ФЗ) "О ветеранах" предусмотрены правовые гарантии социальной защиты инвалидов и участников ВОВ в Российской Федерации, а также членов их семей в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В соответствии со ст. 21 указанного закона вдова погибшего участника ВОВ имеет право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз не зависимо от имущественного положения.

Аналогичные меры социальной поддержки предусматривает <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов".

Названные лица согласно Указу Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" должны обеспечиваться жильем за счет средств федерального бюджета исходя из общей площади жилья на одного человека 22 кв. метра.

ФИО1, как вдова участника ВОВ, не вступившая в повторный брак, право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем не реализовала, каким-либо жильем не обеспечивалась, следовательно, подлежит постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Доводы представителя администрации <адрес> суд считает не состоятельными, обоснование чему приведено выше.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления - администрации <адрес> края по отказу в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий удовлетворить.

Признать решение жилищной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в отношении ФИО1 незаконным.

Обязать жилищную комиссию по жилищным вопросам при администрации <адрес> принять ФИО1 на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток путем подачи кассационной жалобы через Сосновоборский городской суд <адрес> со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья: М.О. Альбрант