о признании незаконными бездействия по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и возложении обязанности по устранению нарушений



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>.

Сосновоборский городской суд <адрес>.

В составе: председательствующего судьи Андреевой Т.Д.

при секретаре ФИО2

с участием представителя истца ФИО3 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.

Ответчика индивидуального предпринимателя ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора по <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц, к индивидуальному предпринимателю ФИО1 <данные изъяты> о признании незаконными бездействия по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и возложении обязанности по устранению нарушений,

У С Т А Н О В И Л:

Управление Роспотребнадзора по <адрес>, обратилось в суд с иском к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о признании незаконными бездействия по устранению нарушений законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и возложении обязанности по устранению нарушений, ссылаясь на то, что в октябре 2010 года специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в магазине «Шанс», расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлен факт нарушения ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, при проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания, установлено, что нарушения не устранены, требования предписания не выполнены.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 продолжает осуществление своей деятельности с нарушением санитарного законодательства, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей, создает угрозу жизни и здоровья граждан, а также угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, не обеспечивая при этом благоприятную среду обитания неопределенного круга лиц.

Просит суд признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 Мирисмаила Ибиш оглы по устранению нарушений санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании (п.п. 2.7., 1.З., 5.4., 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании в магазине «Шанс» индивидуального предпринимателя ФИО1 в по адресу: <адрес>, в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу следующим образом:

- обеспечить вывоз мусора и пищевых отходов (представить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и пищевых отходов и документы, подтверждающие осуществление вывоза мусора и пищевых отходов (чеки, акты));

- не осуществлять фасование пищевых продуктов при отсутствии специальных фасовочных помещений для разных групп товаров, оборудованных двухгнездными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смеситель и раковиной для мытья рук персонала;

- организовать производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, - обеспечить проведение инструментальных измерений микроклимата, освещенности, шума; представить протоколы инструментальных измерений (микроклимата, освещенности, шума), проведенных аккредитованным испытательным центром;

- разработать программу производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона.

В судебном заседании представитель истца Управления Роспотребнадзора по <адрес> ФИО3 исковые требования поддержала в полном объеме, по основаниям изложенным в иске.

Ответчик ФИО1 обстоятельства изложенные в иске подтвердил, суду пояснил, что недостатки не были устранены в связи с коротким сроком данным для их устранения.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям:

Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том, числе способом пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, присуждения к исполнению обязанности в натуре, а так же иными способами, предусмотренными законом.

Согласно п. 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 322 (Положение) Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по <адрес> (Управление Роспотребнадзора по <адрес>) организовано в соответствии с Положением как территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" главные государственные санитарные врачи и их заместители уполномочены предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

На основании п.5 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.

В соответствии с п.3 ст. 39 этого же закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

В силу п.п.1.3, 1.4, 2.7, 5.4, Санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ассортимент продовольственного сырья и пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, должен соответствовать виду и типу организации торговли. Планировка и технические возможности организации торговли должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам для обеспечения требуемых условий приема, хранения, переработки и реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов, соблюдение правил личной гигиены работниками. В организациях торговли, независимо от форм собственности, организуется производственный контроль.В хозяйственной зоне устраиваются навесы для хранения тары и площадки для сбора мусора и пищевых отходов. Для сбора мусора и пищевых отходов предусматривают раздельные контейнеры с крышками (или специально закрытые конструкции), установленные на площадках с твердым покрытием, размеры которых превышают площадь основания контейнеров на 1 м во все стороны. Площадки для сбора мусора и пищевых отходов располагаются на расстоянии не менее 25 м от организации торговли. Допускается сокращать указанное расстояние, исходя из местных условий размещения организаций торговли. Контейнеры и мусоросборники очищаются при заполнении не более чем на 2/3 их объема, но не реже 1 раза в сутки. В теплое время года они подвергаются дезинфекции с применением средств, разрешенных органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке. Вывоз контейнеров и мусоросборников производится специальным транспортом, использование которого для перевозки продовольственного сырья и пищевых продуктов не проводится. При централизованном сборе мусора мусоросборники должны доставляться чистыми и продезинфицированными.

Помещения для хранения и подготовки пищевых продуктов к продаже должны быть приближены к загрузочным и местам реализации и не должны быть проходными.

В организациях торговли необходимо предусматривать отдельные фасовочные для разных групп пищевых продуктов. Фасовочные для скоропортящихся пищевых продуктов оборудуются холодильным оборудованием для хранения продуктов.

Фасовочные помещения оборудуются двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители и раковинами для мытья рук.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Как установлено в судебном заседании

в октябре 2010 года специалистами Управления Роспотребнадзора по <адрес> проведена внеплановая проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 в магазине «Шанс», расположенном по адресу: <адрес>.

В ходе проведенной проверки установлен факт нарушения ответчиком законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения п. 5 ст. 15 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»:

п. 2.7. - не представлен договор со специализированной организацией на вывоз мусора, документы, подтверждающие вывоз мусора (чеки, акты) не представлены, отсутствуют;

п.п. 1.З., 5.4. - ассортимент пищевых продуктов, реализуемых в организации торговли, не соответствует техническим возможностям, имеющимся условиям приема, реализации продуктов - осуществляется фасовка продуктов при отсутствии специальных фасовочных помещений для разных групп товаров, оборудованных двухгнездными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смеситель и раковиной для мытья рук персонала (реализуются с нарезкой колбасные изделия, сыры, фасуются макаронные, крупяные изделия, рыба свежемороженая, полуфабрикаты

мясные);

п. 1.4. - не организован производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил - не представлены протоколы инструментальных измерений: микроклимата - 2 раза в год, освещенности, шума - 1 раз в год согласно программе производственного контроля, утвержденной ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ (п. 2.3.2 программы), замеры физических факторов не проведены;

п. 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» - не организован производственный контроль за оборотом молока и молочной продукции в соответствии с разработанной программой производственного контроля, программа производственного контроля, разработанная в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» не представлена, отсутствует.

Должностным лицом, уполномоченным осуществлять государственный надзор, индивидуальному предпринимателю ФИО1 выдано предписание об устранении выявленных нарушений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, при проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания, установлено, что нарушения не устранены, требования предписания не выполнены.

При проведении внеплановой проверки с целью контроля выполнения указанного предписания ДД.ММ.ГГГГ установлено, что нарушения требований санитарного законодательства индивидуальным предпринимателем ФИО1 не устранены, требование об их устранении не выполнено. За невыполнение в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор, было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 Мирисмаила Ибиш оглы (протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ № по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ). Материалы дела направлены для рассмотрения по подведомственности.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также предписаний должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Индивидуальный предприниматель продолжает осуществление своей деятельности с нарушениями санитарных правил, оказывая неблагоприятное воздействие на жизнь и здоровье людей.

Вышеуказанное является серьёзным нарушением санитарного законодательства, влекущим нарушение прав граждан на безопасную среду обитания, а именно:

- отсутствие своевременного вывоза мусора и пищевых отходов не исключает скопления и захламления прилегающей территории и ведет к загрязнению окружающей среды, скоплению и распространению грызунов, которые являются переносчиками зооантропонозных заболеваний, что может привести к возникновению массовых инфекционных заболеваний;

- осуществление фасования пищевых продуктов в организациях торговли при отсутствии фасовочных отделений, оборудованных двухгнездными моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смесители, способствует несоблюдению правил личной гигиены персоналом, а также ведет к нарушению режима обработки инвентаря, используемого при осуществлении фасования товара, не исключает возможность вторичного микробного загрязнения готовых пищевых продуктов после фасования сырых продуктов, что может привести к возникновению и распространению массовых инфекционных заболеваний;

- отсутствие производственного контроля на рабочих местах персонала (уровни освещенности, шума, параметров микроклимата) ведет к отсутствию контроля за температурой, освещенностью, шумом, не исключает неблагоприятного воздействия указанных факторов на среду обитания населения, в частности персонал, не позволяет своевременно устранить негативное воздействие физических факторов при их несоответствии гигиеническим нормативам, что создает угрозу причинения вреда здоровью, т.к. повышенные показатели температуры оказывают вредное влияние на органы сердечно-сосудистой системы, органы дыхания, пониженные показатели освещенности оказывают вредное воздействие на органы зрения, не позволяют осуществлять качественный контроль за сопроводительными документами на пищевые продукты, на сырье, поступающие в организацию, что может привести к предоставлению потребителям некачественных и небезопасных пищевых продуктов, к возникновению инфекционных заболеваний, пищевых отравлений;

- отсутствие производственного контроля за соблюдением требований Федерального закона № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» влечет: 1) отсутствие контроля, в том числе, не проведение идентификации молока и продуктов переработки молока с целью установления их соответствия сведениям, содержащимся в информации для потребителей, декларации о соответствии или сертификате соответствия, что может стать причиной реализации потребителю фальсифицированной молочной продукции, не соответствующей требованиям Технического регламента; 2) несоблюдение графиков и режимов проведения санитарной обработки, уборки, не своевременное проведение работ по дезинфекции, дезинсекции и дератизации оборудования, инвентаря, помещений, не проведение мероприятий по выполнению требований гигиены и как следствие, обсеменение оборудования, инвентаря с последующей контаминацией молочных продуктов и возможному возникновению и распространению инфекционных заболеваний.

Осуществление индивидуальным предпринимателем ФИО1 деятельности по реализации пищевых продуктов с нарушением требований санитарного законодательства создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний, не обеспечивает благоприятную среду обитания неопределённого круга лиц.

Бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 нарушает ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, так как нарушается право неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, которая, согласно ст. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ, включает в себя совокупность объектов, явлений и факторов окружающей (природной и искусственной) среды, определяющей условия жизнедеятельности человека.

Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1 проявил бездействие по устранению нарушений требований санитарного законодательства, в связи с чем его бездействие является противоправным.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

признать бездействие индивидуального предпринимателя ФИО1 <данные изъяты> по устранению нарушений санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании (п.п. 2.7., 1.З., 5.4., 1.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию») противоправным, нарушающим права, свободы и законные интересы неопределённого круга лиц.

Обязать ответчика устранить сохраняющиеся нарушения требований санитарного законодательства и законодательства о техническом регулировании в магазине «Шанс» индивидуального предпринимателя ФИО1 в по адресу: <адрес>, в срок 1 месяц со дня вступления решения суда в законную силу следующим образом:

- обеспечить вывоз мусора и пищевых отходов (представить договор со специализированной организацией на вывоз мусора и пищевых отходов и документы, подтверждающие осуществление вывоза мусора и пищевых отходов (чеки, акты));

- не осуществлять фасование пищевых продуктов при отсутствии специальных фасовочных помещений для разных групп товаров, оборудованных двухгнездными ваннами с подводкой горячей и холодной воды через смеситель и раковиной для мытья рук персонала;

- организовать производственный контроль за соблюдением санитарных норм и правил в соответствии с программой производственного контроля, утвержденной ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ, - обеспечить проведение инструментальных измерений микроклимата, освещенности, шума; представить протоколы инструментальных измерений (микроклимата, освещенности, шума), проведенных аккредитованным испытательным центром;

- разработать программу производственного контроля за хранением, транспортировкой и реализацией молока и молочной продукции в соответствии со ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию» № 88-ФЗ, отвечающую требованиям ст. 21 указанного закона.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Д. Андреева