Решение о признании незаконным бездействия администрации г. Сосновоборска



Дело <данные изъяты>Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сосновоборский городской суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Петрушиной Л.М.,

при секретаре ФИО1,

с участием заявителя - заместителя прокурора <адрес> ФИО2,

представителя администрации <адрес> ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> края в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконными бездействия администрации <адрес> в не проведении инвентаризации и не оформлении права собственности на водопроводные сети города,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> края в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании незаконными бездействия администрации <адрес> в не проведении инвентаризации и не оформлении права собственности на водопроводные сети города, ссылаясь на следующие обстоятельства.

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверке были выявлены нарушения требований законодательства в сфере тарифного регулирования и законодательства о муниципальной собственности. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на услуги по холодному водоснабжению и утилизации (захоронению) ТБО для муниципального унитарного предприятия «Жилкомсервис» на 2010 год и согласована производственная программа. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ установлены тарифы на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» на 2010 год. Данными постановлениями на 2010 год утверждены тарифы на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и МУП «ЖКС» в размере 5,12 руб./м3 (без НДС) и 7,77 руб./м3 (без НДС) соответственно. При этом, на 2009 год постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждены тарифы на услуги по холодному водоснабжению, оказываемые ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и МУП «ЖКС» в размере 4,47 руб./м3 (без НДС) и 7,06 руб./м3 (без НДС) соответственно.

Стоимость тарифа на услуги по холодному водоснабжению, утвержденного для МУП «ЖКС» в размере 7,77 руб./м3 состоит из следующих показателей:

- покупка воды от ТГК-13 – 5,12 рублей;

- потери воды – 0,62 рубля;

- содержание, текущий и капитальный ремонт водопроводных сетей – 1,76 рублей;

- рентабельность – 0,27 рублей.

В части обоснованности включения расходов в состав тарифа на содержание, ремонт водопроводных сетей и потери воды в процессе ее транспортировки установлено, что производственной программой, утвержденной для МУП «ЖКС» на 2010 год, предусмотрен объем покупки у ОАО «Енисейская ТГК (ТГК-13)» и МУП «ЖКС» 3341,4 тыс. м3 холодной воды, в том числе объем потерь воды в системе водоснабжения (объем воды, теряющейся при ее транспортировании, хранении, распределении и охлаждении) – 359,67 тыс.м3, что составляет 10,76 %.

Указанные потери состоят из расходов на противопожарные нужды (1010 м3), расходы воды на проверку пожарных гидрантов (2356 м3), непредвиденные расходы вследствие аварий в сетях (37000 м3), расходы воды, не зарегистрированные средствами измерений (6439 м3), внутридомовые утечки (269334 м3), естественная убыль воды (13720 м3), технологические расходы (29811 м3).

Однако в ходе проверки установлено, что объем потерь воды при транспортировке в размере 359,67 м3 заложенный в тариф на 2010 год не подтверждается документально за 2009 год. Кроме того, участок обслуживаемых сетей протяженностью 37,7 тыс.м. достоверно не определен.

Инвентаризация водопроводных сетей проведена лишь по трем микрорайонам города. Согласно техническим паспортам протяженность водопроводных сетей составляет 28611,99 м., кроме того, иной технической документацией подтверждена протяженность водопроводных сетей в размере 6758 м. Таким образом, на ДД.ММ.ГГГГ документально подтверждается протяженность водопроводных сетей в размере 35369,99 м., оставшиеся 2329,91 м. техпаспортами и иной технической документацией не подтверждаются.

Таким образом, проверка показала, что со стороны администрации <адрес> надлежащим образом не осуществляется владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности города, а именно не проведена инвентаризация и не оформлено право собственности на все водопроводные сети города. Указанные сети надлежащим образом не переданы в хозяйственное ведение МУП «ЖКС» осуществляющему обслуживание указанных сетей.

Указанные бездействия администрации <адрес> привели к установлению на 2010 год необоснованных тарифов на холодную воду.

Просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> в не проведении инвентаризации и не оформлении прав собственности на водопроводные сети города, обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести инвентаризацию водопроводных сетей города, оформить технические паспорта на все водопроводные сети города, зарегистрировать право собственности на водопроводные сети.

В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО2. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении, дополнив, что орган местного самоуправления должен эффективно управлять и распоряжаться муниципальным имуществом, формируя и рационально используя местные финансы. Администрацией <адрес> не зарегистрировано право собственности на водопроводные сети в 1-4 микрорайонах, по <адрес> комсомола, Весенняя, Солнечная, 9 пятилетки, от станции 2 подъема до очистных сооружений, в коммунально-складской зоне, от насосной станции 2 подъема до города. Государственная регистрация права муниципальной собственности на указанные объекты недвижимости и организация учета данных объектов влечет эффективность использования муниципальной собственности. При этом зарегистрировать объекты недвижимости возможно только после проведения технической инвентаризации водопроводных сетей <адрес>, подготовки всей необходимой технической документации. Четкое определение протяженности водопроводных сетей города влияет на размеры тарифа холодного водоснабжения, а следовательно, и на права и обязанности жителей <адрес>, вносящих оплату по утвержденным тарифам.

Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> ФИО3 в судебном заседании требования прокурора по существу признала, суду пояснила, что мероприятия по технической инвентаризации и паспортизации объектов инженерной инфраструктуры города являются очень затратными, по расчетам БТИ на указанные мероприятия администрации <адрес> понадобится около 1000 000 рублей. Приложением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на 2009 год», предполагалось распределение субсидий бюджетам муниципальных образований края на проведение технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов. В соответствии с данным законом муниципальному образованию выделялись средства с учетом долевого финансирования за счет средств местного бюджета в размере не менее 1 процента от суммы предоставляемой субсидии. Таким образом, в 2007 году была проведена инвентаризация канализационных, тепловых и водопроводных сетей 5,6,7 микрорайонов, очистные сооружения, кабельные линии города, в 2009 году - канализационные сети 1-4 микрорайонов. Однако, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в <адрес> «О краевом бюджете на 2009 год и плановый период 2010 - 2011 годов» данное приложение о субсидировании было исключено и финансирование данных мероприятий было возложено на городской бюджет в полном объеме. Учитывая дотационность бюджета <адрес>, в настоящее время разрабатывается программа по технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры, находящиеся в муниципальной собственности города. Данная программа предусмотрена для безболезненного для бюджета способа финансирования указанных мероприятий. Разрабатываются схемы корректировки бюджета.

Кроме того, имеющиеся технические паспорта на водопроводные сети в 1-4 микрорайонах устарели, для регистрации права собственности необходимо проведение инвентаризации и получение новых паспортов. Протяженность водопроводных сетей <адрес> составляет около 35344,90 метров, из которых, по ее мнению, подтверждается технической документацией 33014,99 метров. В настоящее время сказать точную протяженность водопроводных сетей <адрес> не возможно, поскольку нет технических паспортов на водопроводы в коммунально-складской зоне. Проведение органом местного самоуправления технической инвентаризации, паспортизации и государственной регистрации прав на объекты коммунальной инфраструктуры предусмотрено законом. На основании изложенного, считает заявление прокуратуры <адрес> обоснованным, однако, в предложенный прокуратурой срок провести связи инвентаризацию, паспортизацию и государственную регистрацию прав на объекты коммунальной инфраструктуры администрация <адрес> не сможет из-за отсутствия на эти финансовых средств.

Заслушав лиц, участвующих в деле, свидетеля ФИО4, ФИО5, исследовав материалы дела, суд считает заявление прокурора <адрес> обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:

В соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изм. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.

В соответствии с п. 2 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 921 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" основными задачами государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства являются:

а) обеспечение полной объективной информацией органов государственной власти, на которые возложен контроль за осуществлением градостроительной деятельности;

б) формирование в целях совершенствования планирования развития территорий и поселений обобщенной информационной базы об объектах капитального строительства и их территориальном распределении;

в) обеспечение полноты и достоверности сведений о налоговой базе;

г) информационное обеспечение функционирования системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастра недвижимости;

д) сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для проведения государственного статистического учета.

Согласно п. 6 данного Положения техническая инвентаризация и государственный технический учет объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц.

Согласно п. 7 указанного Положения по результатам технической инвентаризации на каждый объект капитального строительства оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития Российской Федерации. Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства (далее - Единый государственный реестр).

В целях разработки и осуществления мероприятий по снижению потерь воды в системах коммунального водоснабжения, сокращению и устранению непроизводительных затрат, повышению эффективной работы в организациях водопроводно-канализационного хозяйства Российской Федерации Приказом Минпромэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ была утверждена Методика определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжения.

В соответствии с п. 3.1 Методики объем неучтенных расходов и потерь воды надлежит устанавливать способами, объективность и достоверность которых может быть проверена на любом этапе их определения.

Как установлено в судебном заседании, протяженность водопроводных сетей <адрес>, являющихся важнейшими объектами капитального строительства, достоверно не определена.

Согласно технической документации органом местного самоуправления – администрацией <адрес> была проведена техническая инвентаризация сооружений коммунальной инфраструктуры: водопроводных сетей в 5, 6 и 7-ом микрорайоне <адрес>, в результате которой установлено, что протяженность водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, микрорайон , составляет 2575,46 м.; протяженность водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, микрорайон , составляет 2366,43 м., протяженность водопроводной сети, расположенной по адресу: <адрес>, 7 микрорайон 340,40 кв.м. Данные сооружения коммунальной инфраструктуры находятся в муниципальной собственности <адрес>, право муниципальной собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, о чем свидетельствуют выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ.

Однако администрацией <адрес> не проведена инвентаризация следующих сооружений коммунальной инфраструктуры: водопроводные сети в 1-4, 11 микрорайонах <адрес>, водопроводная сеть по <адрес> (профилакторий, баня, больница), по ул. 9 пятилетки в коммунально-складской зоне, от насосной станции 2 подъема до города, от насосной станции 2 подъема до очистных сооружений, водопроводные сети по <адрес> комсомола, Весенняя, Солнечная, 9 пятилетки. Права на данные объекты недвижимого имущества не зарегистрированы, то есть в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о праве муниципальной собственности на указанные объекты отсутствуют, что подтверждается уведомлениями государственного регистратора Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (Сосновоборский отдел) от ДД.ММ.ГГГГ.

Данные обстоятельства установлены в ходе проведения прокуратурой <адрес> проверки соблюдения законодательства в сфере тарифного регулирования и законодательства о муниципальной собственности и не оспариваются заинтересованным лицом – администрацией <адрес>.

Проверкой также установлено и нашло свое подтверждение в судебном заседании, что согласно производственной программе МУП «Жилкомсервис» <адрес>, согласованной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , общая протяженность водопроводных сетей <адрес> составляет 37,7 кв.м., при этом документально подтверждена протяженность водопроводных сетей длиной 35369,99 м. (исполнительная техническая документация, технические паспорта, выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ), оставшиеся 2329,91 м. водопроводных сетей какой-либо технической документацией не подтверждается.

Представленные администрацией <адрес> в судебном заседании исполнительная техническая документация по водопроводу от насосной станции 2 подъема до ТК-13, технический паспорт на водопроводную сеть по <адрес> (профилакторий, баня, больница); технический паспорт на водопроводную сеть микрорайона (<адрес> комсомола, Энтузиастов, Солнечная, Труда); технический паспорт на водопроводную сеть микрорайона (<адрес>, Юности, Труда, Ленинского комсомола); технический паспорт на водопроводную сеть микрорайона (<адрес> комсомола, Юности, Энтузиастов, 9 пятилетки); технический паспорт на водопроводную сеть микрорайона (<адрес> пятилетки, Ленинского комсомола, Энтузиастов), технический паспорт сооружения «проходной коллектор», расположенного <адрес>, жилая застройка, на водопровод, не свидетельствуют о действительной протяженности водопроводных сетей на указанной территории <адрес>, поскольку выполнены по состоянию на 2006 – 2007 и прежние годы. На водопроводные сети в коммунально-складской зоне вообще отсутствует какая-либо техническая документация. В настоящее время требуется проведение технической инвентаризации и получение технических паспортов на данные водопроводные сети.

Не проведение инвентаризации водопроводных сетей, и как следствие не выполнение действий по регистрации в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> прав муниципальной собственности на недвижимое имущество – водопроводные сети, препятствует их эффективному использованию и содержанию органом местного самоуправления.

Кроме того, сведения о протяженности водопроводных сетей города используются при расчетах тарифов на холодное водоснабжение. В соответствии с методическими рекомендациями по формированию тарифа (цен) на услуги систем водоснабжения и водоотведения в <адрес>, утвержденным приказом Управления ЖКХ и жилищной политики администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -п, тариф формируется из учета затрат на оплату воды, полученной со стороны, затрат на предоставление услуг (обслуживание и содержание сетей), расчетной прибыли и объема отпущенной воды, который равен объему воды, полученной со стороны, за минусом потерь. Потери рассчитываются в соответствии с Методикой определения неучтенных расходов и потерь воды в системах коммунального водоснабжении, утвержденной Приказом Минпромэнерго РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Указанные затраты должны определяться исходя из протяженности водопроводных сетей города.

Согласно пояснениям в судебном заседании свидетелей ФИО4, являющегося начальником технического отдела коммунальной энергетики МУП «Жилкомсервис», и ФИО5, являющейся экономистом по планированию МУП «Жилкомсервис», в настоящее время существует необходимость проведения инвентаризации водопроводных сетей <адрес>, протяженность которых документально не подтверждена, в связи с чем, точно не определена, тогда как указанный показатель влияет на размеры тарифов по холодному водоснабжению.

Таким образом, отсутствие точных сведений о протяженности водопроводных сетей города может повлечь установление необоснованных тарифов на холодное водоснабжение, что нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей <адрес>. Проведение инвентаризации объектов капитального строительства, в данном случае водопроводных сетей города, регистрация права муниципальной собственности на данные объекты преследует цель эффективного использования и содержания данного недвижимого имущества, установление экономически обоснованных тарифов на холодное водоснабжение для жителей города. Незаконным бездействием ответчика нарушены требования действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, суд признает бездействие администрации <адрес> по не проведению инвентаризации и не регистрации права муниципальной собственности на водопроводные сети города незаконным.

Принимая во внимание доводы администрации <адрес> о признании необходимости проведения технической инвентаризации объектов капитального строительства – водопроводных сетей города и доводы об уровне дотационности бюджета <адрес>, а также объем работ и затраты, необходимые для осуществления мероприятий по инвентаризации вышеуказанных объектов недвижимости и их государственной регистрации, суд считает соответствующим бюджетному процессу и возможным установить администрации <адрес> срок для проведения мероприятий до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившиеся в не проведении мероприятий по инвентаризации объектов капитального строительства - водопроводные сети <адрес> и государственной регистрации права муниципальной собственности на данные объекты.

Обязать администрацию <адрес> провести инвентаризацию водопроводных сетей <адрес>, оформить технические паспорта и зарегистрировать право муниципальной собственности на водопроводные сети <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>