мо признании права на получение мер социальной поддержки



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОСИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сосновоборский городской суд в составе:

- председательствующего – судьи Астраханцевой Е.Ю.

- при секретаре – ФИО4

с участием:

- старшего помощника прокурора <адрес>ФИО5

- истца – ФИО1

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах ФИО1 к администрации <адрес> о признании права на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, возложении обязанности поставить на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> в интересах ФИО1 обратился в суд с иском о признании ФИО1 имеющим право на получение мер социальной поддержки в виде обеспечения жильем как ветерана Великой Отечественной войны, постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, ссылаясь на то, что ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны, ФИО2 второй группы бессрочно. ФИО1 проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>37, принадлежащим его дочери ФИО6 Поскольку ФИО1 не имеет собственного жилья ни на праве собственности, ни по договору социального найма, в соответствии со ст.ст.15, 23.3 ФЗ «О ветеранах», п. «а» ст.2 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ст.ст.2. <адрес> «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», ФИО1 является нуждающимся в предоставлении ему меры социальной поддержки по обеспечению жилым помещением. Однако в нарушение указанных требований закона комиссия по жилищным вопросам администрации <адрес> отказалась поставить ФИО1 на учет нуждающихся в жилом помещении.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО5 исковые требования поддержала.

Истец ФИО1 исковые требования поддержал, пояснил, что ранее проживал в <адрес>, где ему с женой по договору социального найма была предоставлена 2-комнатная квартира, которую они впоследствии приватизировали. Когда его жена умерла, в 2006 году он продал данную квартиру за 200 000 рублей, которые разделил между своими детьми, и выехал в <адрес> проживать к дочери ФИО6 С июня 2006 года он проживает в <адрес>: сначала в квартире дочери по адресу: <адрес>175, а затем, когда дочь с мужем купили 3-комнатную квартиру по адресу: <адрес>37, переехал с ними в эту квартиру, зарегистрировавшись по месту проживания. Проживая с дочерью и ее мужем, они вели общее совместное хозяйство: он отдавал дочери свою пенсию, а она приобретала для него и других членов семьи продукты, необходимые вещи, оплачивала жилье и коммунальные услуги. Примерно 3 раза дочь арендовала для него отдельное жилье на небольшие периоды времени: это было связано с семейными причинами (он уставал от совместного проживания с внуками и детьми дочери и хотел пожить отдельно). В настоящее время дочь также сняла для него по договору коммерческого найма 1-комнатную квартиру по <адрес>58, где он проживает с мая 2011 года.

Представитель ответчика — администрации <адрес> ФИО7 исковые требования не признала, заявила о рассмотрении дела в отсутствие ответчика, в письменном отзыве на иск указала, что ФИО1 не может быть признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, т.к. учетная норма жилого помещения в <адрес> установлена равной 12 кв.м общей площади жилого помещения на 1 человека, а ФИО1 проживает в семье составом 3 человека в квартире общей площадью 80,80 кв.м, т.е. его обеспеченность жилой площадью составляет 26,94 кв.м, что существенно превышает учетную норму.

Представитель 3-го лица - Министерства социальной политики <адрес> ФИО8 возразила относительно удовлетворения исковых требований, заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В письменном отзыве на иск указала, что ФИО1 не нуждается в предоставлении жилого помещения, т.к. является членом семьи собственника жилого помещения общей площадью 80,80 кв.м, пользуется всеми правами пользования данным жилым помещением наряду с его собственником, обеспечен жилой площадью 26,94 кв.м, что превышает установленную для <адрес> норму нуждаемости в предоставлении жилья.

Суд, заслушав стороны, свидетеля ФИО9, изучив материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено в судебном заседании, ФИО1 является ветераном Великой Отечественной войны. ДД.ММ.ГГГГ, продав принадлежащее ему жилье в <адрес>, ФИО1 снялся с регистрационного учета по месту проживания и выехал в <адрес> для совместного проживания с дочерью ФИО10 С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживал в принадлежащей его дочери квартире по адресу: <адрес>175, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО1 зарегистрирован по месту проживания как член семьи собственника и проживает в принадлежащей его дочери ФИО10 квартире по адресу: <адрес>37, общей жилой площадью 80,80 кв.м, составом семьи 3 человека.

Решением комиссии по жилищным вопросам администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, на основании п.п.2 п.1 ст.11 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории края» - в связи с предоставлением документов, которые не подтверждают нуждаемость ФИО1 в жилом помещении.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 ФЗ «О ветеранах» обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО2 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ, осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего ФЗ. Вставшие на учет после ДД.ММ.ГГГГ обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством РФ. ФИО2 войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Согласно ч.1 ст.15 указанного ФЗ, ФИО3 войны из числа лиц, указанных в п.п. «а»- «ж», «и» п.п.1 п.1 ст.2 настоящего ФЗ, предоставляется в том числе, обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ФИО3 войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями ст.23.2 настоящего ФЗ. ФИО3 войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.

Таким образом, за счет средств федерального бюджета жилыми помещениями обеспечиваются ветераны, нуждающиеся в жилых помещениях. Пунктом 1 Указа Президента РФ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны» постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семьи погибших (умерших) ФИО2 и ФИО3 войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах». Вместе с тем, согласно предписаниям по исполнению данного Указа, при предоставлении социальной выплаты для приобретения жилого помещения компетентным органом должна быть проведена проверка обстоятельств нуждаемости лица в улучшении жилищных условий и наличия у него соответствующего права.

В силу ст.4 <адрес> «О порядке обеспечения жильем в <адрес> ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов реализуются путем предоставления ветерану жилого помещения в собственность или, по его письменному заявлению, путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, а также путем предоставления жилого помещения по договору социального найма в случае обеспечения жилым помещением путем строительства.

В соответствии со ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственниками жилых помещений, либо членами собственника жилого помещения; а также являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно ч.ч.1,2 ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наряду с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

В силу п.п.11, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», в отношении родителей и детей установления факта ведения ими общего хозяйства, оказания материальной и иной поддержки не требуется. Отсутствие ведения общего хозяйства между собственником и лицом, вселенным им в спорное жилое помещение, либо прекращение ведения ими общего хозяйства, само по себе не может свидетельствовать о прекращении семейных отношений с собственником жилого помещения.

Комиссия по жилищным вопросам администрации <адрес> обоснованно признала ФИО1 не нуждающимся в жилом помещении, принимая во внимание, что ФИО1 является членом семьи собственника жилого помещения — квартиры по адресу: <адрес>37, общей жилой площадью 80,80 кв.м, принадлежащей его дочери ФИО6, при составе семьи проживающих в данной квартире — 3 человека. При данных обстоятельствах, ФИО1 обеспечен жилой площадью — 26,94 кв.м. Учетная норма для предоставления жилья в <адрес> — 12 кв.м.

Суд принимает во внимание, что ФИО1 длительное время проживает по постоянному месту жительства в жилом помещении, принадлежащем его родной дочери: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в квартире по адресу: <адрес>175, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время в квартире по адресу: <адрес>37, ведет с дочерью общее хозяйство, что признается и ФИО1, и ФИО6 Данные обстоятельства подтверждают предусмотренные ст.31 ЖК РФ права ФИО1 на указанное жилое помещение, как члена семьи собственника жилого помещения.

ФИО1 и ФИО9 подтвердили, что при совместном проживании между ними установлены семейные отношения. Кроме того, при вселении ФИО1 в указанное жилое помещение по адресу: <адрес>37, им с собственником жилого помещения не было заключено соглашение о правах, иных, чем предусмотренные ст.31 ЖК РФ.

Суд критически относится к представленным истцом договорам коммерческого найма, заключенным ФИО1 на период с ДД.ММ.ГГГГ на 3 месяца, и на период с ДД.ММ.ГГГГ на 6 месяцев, поскольку данные договоры не свидетельствуют о выездах ФИО1 с места постоянного жительства: квартиры по адресу: <адрес>37 на другое постоянное место жительства и о прекращении семейных отношений ФИО1 с его дочерью, считая данные выезды временными, обусловленными не причинами невозможности совместного проживания, а вызванными необходимостью признания Шмелева нуждающимся в предоставлении жилья.

Суд приходит к данному выводу, принимая во внимание следующие обстоятельства: кратковременность данных выездов и последующее возвращение ФИО1 для проживания в квартиру, членом семьи собственника которой он является, его длительная регистрация по месту проживания в данном жилом помещении, показания свидетеля ФИО6, согласно которым она заключила для отца договор коммерческого найма на квартиру по адресу: <адрес>, ул.9 пятилетки 19-9 ДД.ММ.ГГГГ и сняла отца с регистрационного учета по месту проживания из своей квартиры именно для того, чтобы комиссией по жилищным вопросам администрации <адрес> ФИО1 был признан нуждающимся в жилом помещении, а после отказа в 2010 году в постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ФИО1 снова въехал в квартиру по <адрес>37, ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в данной квартире по месту проживания как член ее семьи. С сентября 2010 года до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проживал совместно с дочерью в принадлежащей ей квартире, как член семьи собственника жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ — после поступления в суд искового заявления прокурора <адрес> о признании ФИО1 нуждающимся в улучшении жилищных условий, ФИО9 заключила договор комерческого найма о проживании отца в течении 6 месяцев в квартире по адресу: <адрес>58, не сняв его с регистрационного учета по месту проживания в принадлежащем ей жилом помещении, что в совокупности в вышеизложенными обстоятельствами свидетельствует о временности выезда ФИО1 из квартиры по адресу: <адрес>37.

Также о временности выезда ФИО1 из квартиры по адресу: <адрес>37 и о том, что он продолжает оставаться членом семьи собственника данного жилого помещения, свидетельствует тот факт, что с ДД.ММ.ГГГГ до дня вынесения решения суда ФИО1, как ФИО3 войны и члены его семьи: собственник квартиры ФИО9 и ее муж в отношении квартиры по адресу: <адрес>37 пользуются следующими льготами: ФИО1 получает оплату в размере 50% оплаты общей площади жилого помещения, 50% оплаты коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья (22 кв.м) и нормативов потребления коммунальных услуг согласно ст.8 <адрес> «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», ФИО1 и членам его семьи, совместно с ним проживающим в данной квартире. предоставляется льгота в виде 50% оплаты общей площади жилого помещения, 50% оплаты коммунальных услуг, согласно ст.14 ФЗ «О ветеранах», что подтверждается информацией Управления социальной защиты населения администрации <адрес>. Предоставление данных льгот ФИО1 и членам его семьи продолжается и после заключения им договора коммерческого найма в отношении другой квартиры.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований, заявленных к администрации <адрес>, о признании права ФИО1 на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем, постановке ФИО1 на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Сосновоборский городской суд.

Председательствующий: Астраханцева Е.Ю.