о возложении обязанности установить квоту для трудоустройства инвалидов



Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сосновоборский городской суд в составе:

- председательствующего – судьи Астраханцевой Е.Ю.

- при секретаре – ФИО1

с участием:

- истца – старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, к ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес> о возложении обязанности установить квоту для трудоустройства инвалидов,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц – инвалидов, обратился в суд о признании незаконным бездействия ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> по неустановлению квоты для трудоустройства инвалидов, возложении на ответчика обязанности установить данную квоту, ссылаясь на то, что в соответствии с требованиями ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», <адрес> «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», во всех организациях, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, численность работников которых составляет более 100 человек, должны быть установлены квоты для трудоустройства инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников: от 101 до 2000 человек – 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов, свыше 2000 человек – 2% от среднесписочной численности работников, но не менее 60 рабочих мест для инвалидов. Однако в ходе проведения общенадзорной проверки прокуратурой города было выявлено, что ответчик – ФБУ ОИК-40, имеющий численность работников более 100 человек, данное квотирование не произвел, не осуществляет трудоустройство инвалидов.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 доводы иска поддержала, пояснив, что не согласна с возражениями ответчиков, поскольку квотирование мест для инвалидов в соответствии с требованиями федерального законодательства, должны производить все организации, не зависимо от форм собственности, организационно-правовых форм и специфики работы. Какие-либо предприятия, в том числе, с вредными условиями работы, не освобождены законом от данной обязанности в области социальной защиты инвалидов. Федеральным законом строго определена категория организаций, освобожденных от обязанности квотирования рабочих мест для инвалидов – это только общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе, хозяйственные товарищества и общества, уставный капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов. Также неосновательны доводы ответчиков о том, что ФБУ ОИК-40 является федеральным бюджетным учреждением, и в полномочия его начальника не входит увеличение численности штата работников, поскольку требуемое квотирование должно производиться в пределах уже установленной штатной численности, в пределах установленного бюджетного финансирования, и не вызывает их увеличения.

Представитель ответчика ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> ФИО3 заявила о рассмотрении дела в ее отсутствие. В ранее состоявшемся судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что в соответствии со ст.3 <адрес> «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края», финансирование мероприятий по квотированию рабочих мест для инвалидов осуществляется за счет средств работодателей, добровольных пожертвований юридических лиц и граждан, других источников. Согласно ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы, прав и социальных гарантий ее сотрудников, является расходным обязательством РФ. ФБУ ОИК-40, являясь казенным учреждением, имеет финансовое обеспечение только за счет бюджета РФ, и на основании бюджетной сметы, поэтому в нарушение требований Бюджетного кодекса РФ не правомочно самостоятельно финансировать создание и содержание квотируемых рабочих мест для инвалидов, т.к. в федеральном бюджете ассигнования на данные цели не предусмотрены.

Кроме того, персонал ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> в соответствии с ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», делится на сотрудников уголовно-исполнительной системы, имеющих специальные звания, и рабочих и служащих учреждения. Данные категории персонала имеют существенные различия в правовом регулировании работы: в порядке приема на работу и требованиям, предъявляемым к данным работникам при их приеме на работу, в порядке прохождения службы и др. В силу специфики работы, связанной с необходимостью постоянного контроля за лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы, к принимаемым на службу сотрудникам, имеющим специальные звания, предъявляются существенные требования в отношении, в том числе, состояния их здоровья. Сотрудники УИС, имеющие специальные звания, принимаются на работу начальником ГУФСИН края, а не начальником ОИК-40. Поэтому численность работников для возникновения обязанности квотирования рабочих мест для инвалидов такой специфической организации, как исправительное учреждение, должна учитываться применительно к численности рабочих и служащих учреждения, к которым не применяются ограничения по состоянию здоровья, не имеющим специальных званий. Численность «аттестованного состава» в ОИК-40 – 287 человек, а гражданского персонала – 79 человек, поэтому, исходя из данной численности – 79 лиц «гражданского» персонала, ОИК-40 не должно квотировать рабочие места для инвалидов.

В соответствии с УИК РФ, ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», основным назначением уголовно-исполнительных учреждений является исправление и воспитание осужденных, в том числе, путем привлечения их к труду. В соответствием с Положением ФБУ ОИК-40, на «не аттестованные» должности начальник ОИК-40 имеет право трудоустраивать лиц, отбывающих наказание в данном исправительном учреждении, в чем также заключается специфика учреждения. И в соответствии со своими основными задачами, установленными федеральным законодательством, первоочередным правом трудоустройства на «гражданские» должности в исправительное учреждение должны пользоваться отбывающие наказание осужденные, а не инвалиды.

Представитель ответчика ГУФСИН России по <адрес> ФИО4 заявил о рассмотрении дела в его отсутствие, направив письменный отзыв на иск о непризнании исковых требований. В отзыве указал, что по своей сути и специфике служба в УИС приравнена к военной, в отношении которой действуют свои нормы права. В соответствии с Инструкцией «О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы», регламентирующей порядок прохождения службы сотрудниками УИС, для кандидатов на службу установлены существенные ограничения здоровья, в связи с чем инвалиды, т.е. лица, имеющие нарушения здоровья, связанные со стойкими расстройствами функций организма, не могут быть приняты на службу в органы и учреждения УИС в силу своих физических недостатков. Основной функцией учреждений и органов УИС является деятельность, связанная с исполнением наказаний, выражающаяся в изоляции от общества социально опасных граждан. Не принимая во внимание данные обстоятельства, прокуратура требуя обеспечить трудоустройство в ОИК-40 инвалидов, фактически настаивает на постоянном контактировании социально-незащищенных слоев (инвалидов) с социально опасными элементами на период исправления последних. В связи с изложенным, иск прокурора не подлежит удовлетворению, поскольку из расчета численности работников ОИК-40 для признания необходимым квотирования рабочих мест для инвалидов необходимо исключить сотрудников учреждения. Численность гражданского персонала составляет 79 единиц, в связи с чем на данное учреждение не распространяется обязанность по установлению данных квот.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, признает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.1 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Согласно п.2 ст.20, п.2 ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ путем проведения специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда – установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. Организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной деятельности работников (но не менее 2 и не более 4).

В соответствии со ст.4 <адрес> «О квотировании рабочих мест для инвалидов в организациях края» квота для инвалидов устанавливается в процентах от среднесписочной численности работников без учета численности лиц, работающих по совместительству. Размер квот оставляет для организаций численностью: от 100 от 2000 человек – 3% от среднесписочной численности работников, но не менее 4 рабочих мест для инвалидов; свыше 2000 человек – 2% от среднесписочной численности работников, но не менее 60 рабочих мест для инвалидов.

Как установлено в судебном заседании, ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес> является учреждением, исполняющим уголовные наказания в виде лишения свободы, предназначено для отбывания наказаний осужденными, с лимитом численности 1100 человек. Штатная численность объединения составляет: аттестованный состав (сотрудники УИС) – 287 единиц, гражданский персонал (рабочие и служащие учреждения) – 79 единиц.

В соответствии со ст.24 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», к работникам уголовно-исполнительной системы относятся лица, имеющие специальные звания сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - сотрудники уголовно-исполнительной системы), рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы, федерального органа уголовно-исполнительной системы и его территориальных органов, а также следственных изоляторов, предприятий, научно-исследовательских, проектных, лечебных, учебных и иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему. Работники уголовно-исполнительной системы, состоящие в штатах учреждений, исполняющих наказания, объединений учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, федеральных государственных унитарных предприятий уголовно-исполнительной системы и следственных изоляторов, входящих в уголовно-исполнительную систему, являются персоналом учреждений, исполняющих наказания.

Согласно ст.26 данного ФЗ, сотрудники уголовно-исполнительной системы на территории Российской Федерации независимо от занимаемой должности, места нахождения и времени суток обязаны в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом в ближайший орган внутренних дел Российской Федерации.

Статьей 28 данного ФЗ предусмотрено, что сотрудники уголовно-исполнительной системы применяют физическую силу, специальные средства и оружие на территориях учреждений, исполняющих наказания, прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования, и на охраняемых объектах в порядке, предусмотренном настоящим Законом и другими законами. Сотрудники уголовно-исполнительной системы обязаны проходить специальную подготовку и периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и оружия, а также на умение оказывать первую помощь пострадавшим.

В соответствии со ст.ст.1, 7, 8, 9 Постановления Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел РФ и текста присяги сотрудника органов внутренних дел РФ», в соответствии с ФЗ № 1117-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ распространяющего свое действие на сотрудников уголовно-исполнительной системы, сотрудниками органов внутренних дел РФ (и уголовно-исполнительной системы) являются граждане РФ, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава, которым в установленном законом порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава УИС. Сотрудники УИС после прохождения соответствующей подготовки имеют право на постоянное ношение и хранение табельного огнестрельного оружия и спецсредств. Профессиональная подготовка сотрудников уголовно-исполнительной системы включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую подготовку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. На службу в органы и учреждения уголовно-исполнительной системы принимаются в добровольном порядке граждане, способные по своим деловым, личным и нравственным качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности. Гражданин РФ не может быть принят на службу в органы УИС, если он не отвечает требованиям, предусмотренным ст.8 Положения, в том числе, по состоянию здоровья.

Согласно п.п. 3.3, 4.3 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел РФ в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ, кадровыми подразделениями по месту службы сотрудников уголовно-исполнительной системы осуществляются периодические проверки сотрудников на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Годность к службе по состоянию здоровья кандидатов определяется ВВК в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.

Суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.24 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы», порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний. Организация деятельности рабочих и служащих, их трудовые отношения регламентируются законодательством Российской Федерации о труде и правилами внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания.

На основании изложенного, в силу специфики работы в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, что обусловливает предъявление специальных требований к состоянию здоровья сотрудников (т.е. «аттестованных» лиц) в связи с необходимостью применения при наступлении служебной необходимости физической силы, спецсредств, огнестрельного оружия в процессе осуществления постоянного надзора за социально-опасными лицами, осужденными за совершение преступлений, изолированными от общества, наличия права на постоянное ношение огнестрельное оружие, предусмотренной законом обязанности в любое время и в любом месте, не зависимо от исполнения служебных обязанностей, принимать необходимые меры к спасению людей, предотвращению и пресечению преступлений и правонарушений, задержанию подозреваемых в их совершении лиц, суд считает, что законодательство в сфере защиты прав и законных интересов инвалидов в части их трудоустройства не распространяется на трудовые правоотношения в сфере работы в исправительных учреждениях, т.к. к данным правоотношениям в соответствии со ст.24 ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» необходимо применять специальное законодательство, а именно: данный закон, иные нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, и только в области не урегулированных ими правоотношений – трудовое законодательство РФ.

Суд считает, что квотирование рабочих мест для инвалидов возможно только в отношении специальностей рабочих и служащих исправительных учреждений («гражданских», не «аттестованных» лиц), поскольку их трудовые отношения регулируются законодательством РФ о труде, их труд не связан с непосредственным осуществлением надзора за осужденными и их изоляцией от общества. Однако, в ФБУ ОИК-40 ГУФСИН РФ по <адрес> в штатном расписании предусмотрено 79 данных должностей, что в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не создает для ответчика обязанности по квотированию рабочих мест для инвалидов.

Квотирование рабочих мест для инвалидов исходя из численности всего персонала исправительного учреждения (как «аттестованных» лиц, так и рабочих и служащих) с учетом того, что лица, являющиеся инвалидами, могут быть трудоустроены только на вакансии рабочих и служащих в силу наличия у них стойких расстройств здоровья, существенно нарушает баланс между интересами социальной защиты инвалидов и надлежащего функционирования учреждения уголовно-исполнительной системы, основной целью которого является содержание и исправление лиц, осужденных к лишению свободы, т.к. допускает превышение требуемого количества квотируемых рабочих мест над общим количеством вакансий рабочих и служащих.

Суд считает неосновательным довод истца о том, что иск подлежит удовлетворению, поскольку обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов возлагается на все организации, независимо от их организационно-правовых форм, т.к. статус учреждений, связанный с исполнением наказания в виде лишения свободы, к организационно-правовым формам учреждений не относится, в связи с тем, что определяет их нахождение в уголовно-исполнительной системе – федеральной службе исполнения наказаний.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л :

Отказать прокурору <адрес> в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>, ГУФСИН России по <адрес> по неустановлению квоты для трудоустройства инвалидов, возложении на ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России, ГУФСИН России по <адрес> обязанности установить квоту для трудоустройства инвалидов в ФБУ ОИК-40 ГУФСИН России по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись

Копия верна

Судья: Астраханцева Е.Ю.