Решение об оспаривании бездействия ОМСУ по содержанию дорог местного значения



Дело <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ <адрес>

Сосновоборский городской суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Петрушиной Л.М.,

при секретаре ФИО1,

с участием: старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2,

представителя заинтересованного лица - администрации г. ФИО3, действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора <адрес> края об оспаривании бездействия администрации <адрес> по разработке и принятию порядка по содержанию дорог местного значения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия администрации <адрес> по разработке и принятию порядка по содержанию дорог местного значения, мотивируя тем, что в нарушение положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Федерального закона «О безопасности дорожного движения», Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» заложенные в бюджет <адрес> на 2011 год денежные средства на капитальный ремонт, ремонт и содержание дорог местного значения рассчитаны без учета порядка по содержанию дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

Прокурор <адрес> просит признать незаконным бездействие администрации <адрес> по разработке порядка по содержанию дорог местного значения, правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, а также нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения, обязать администрацию <адрес> разработать порядок по содержанию дорог местного значения, правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели, нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> ФИО2 заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица - администрации <адрес> ФИО4, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, суду пояснила, что в соответствии со статьей 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности. В настоящее время администрация <адрес> в своей деятельности по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог руководствуется «Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования» (принятыми и введенными в действие Письмом Росавтодора от ДД.ММ.ГГГГ N ОС-28/1270-ис) и «Методическими указаниями по расчету расходов на текущее содержание и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства <адрес>», изданными Главным управлением развития экономики и планирования администрации <адрес> в 2004 году. Положения указанных документов распространяются на автомобильные дороги общего пользования и рекомендуются к выполнению при капитальном ремонте, ремонте и содержании автомобильных дорог и сооружений на них. Расчет расходов на текущее содержание и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства, в том числе дорог местного значения, также рассчитывается на основании данной методики. Тем более, что в самой методике указано, что все работы по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений, разработке проектов, смет и ведомостей дефектов рекомендуется выполнять на основе данных диагностики (осмотра и исследования состояния) дорог и сооружений на них. Таким образом, отсутствует необходимость в дублировании уже установленных технических норм. Считает заявление прокурора <адрес> не обоснованным и не подлежащим удовлетворению.

Суд, заслушав старшего помощника прокурора <адрес> ФИО2, представителя администрации <адрес> ФИО4, изучив материалы дела, считает требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, помимо прочих, относятся: формирование, утверждение, исполнение бюджета городского округа и контроль за исполнением данного бюджета; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 11 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относятся утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 17 данного Закона содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 18 Закона ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Порядок ремонта автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.

В соответствии с ч. 1 ст. 34 указанного Закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

Согласно ст. 7 Устава <адрес> (в ред. решения Сосновоборского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ -Р), зарегистрированного в Управлении Минюста РФ по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, к вопросам местного значения города относятся в частности формирование, утверждение, исполнение бюджета города и контроль за исполнением данного бюджета; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 38 Устава в целях решения вопросов местного значения администрация города разрабатывает и исполняет бюджет города.

Как установлено в судебном заседании, органом местного самоуправления -администрацией <адрес> не разработан порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, также нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и основанные на них правила расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

Администрация <адрес> в своей деятельности по организации и выполнению работ по ремонту и содержанию автомобильных дорог руководствуется «Методическими рекомендациями по ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования», принятыми и введенными в действие Письмом Росавтодорога от ДД.ММ.ГГГГ № ОС-28/1270-ис, и «Методическими указаниями по расчету расходов на текущее содержание и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства <адрес>, изданными Главным управлением развития экономики и планирования администрации <адрес> в 2004 году. Расчет расходов на текущее содержание и капитальный ремонт объектов внешнего благоустройства, в том числе дорог местного значения, также рассчитывается администрацией города на основании указанной методики.

В бюджете <адрес> на капитальный ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения в 2010 году была запланирована сумма в размере 15820 тыс. рублей 70 копеек, на 2011 год – 6920 тыс. рублей 70 копеек на основании указанных рекомендаций и указаний.

При этом, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог местного значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Согласно ч. 3 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели утверждаются органом местного самоуправления.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 86 БК РФ расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам. Указанные расходные обязательства муниципального образования устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.

Таким образом, принятие правовых актов, касающихся деятельности по организации и выполнению работ по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения, является обязательным для органа местного самоуправления, поскольку их принятие преследует цель эффективного использования бюджетных средств города, а также обеспечения безопасности дорожного движения в городе.

На основании изложенного, суд признает бездействие администрации <адрес> по установлению порядка содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения незаконным.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Удовлетворить заявление прокурора <адрес> края в интересах неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации <адрес> по разработке и принятию порядка по содержанию дорог местного значения.

Признать незаконным бездействие администрации <адрес> по разработке и принятию порядка содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

Обязать администрацию <адрес> разработать и принять порядок содержания и ремонта автомобильных дорог местного значения, нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения и правила расчета размера ассигнований местного бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог местного значения.

Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Сосновоборский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: <данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>