ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Сосновоборский городской суд <адрес> в составе: председательствующего судьи ФИО5, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об обжаловании решения начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> об отказе в предоставлении информации, У С Т А Н О В И Л: Заявитель ФИО2 обратился в суд с заявлением об обжаловании решения начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> (далее - ИК-17) об отказе в предоставлении информации, ссылаясь на то, что в период отбывания наказания в ИК-17 ДД.ММ.ГГГГ за нарушение распорядка дня, установленного в данном ИУ, он был подвергнут дисциплинарному взысканию в виде помещения в ШИЗО сроком на 03 суток. Несмотря на то, что в настоящее время указанное взыскание погашено, оно имеет негативные последствия, так как отражается в характеризующих его материалах и учитывается при решении вопроса об условно-досрочном освобождении. Решив обжаловать наложенное на него ДД.ММ.ГГГГ взыскание (так как распорядок дня в ИК-17 он не нарушал) он, находясь в СИЗО-1 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ направил в администрацию ИК-17 заявление о предоставлении ему копии Распорядка дня, утвержденного в данном исправительном учреждении. Его заявление поступило в ИК-17 ДД.ММ.ГГГГ. Однако ответ заинтересованного лица, датированный от ДД.ММ.ГГГГ, он получил, находясь в ОИК-30 ГУФСИН России по <адрес>, только ДД.ММ.ГГГГ. Считает, что начальник ИК-17 нарушил положения законодательства о рассмотрении его обращения в предусмотренный соответствующими нормативными актами срок. При этом ответом начальника ИК-17 от ДД.ММ.ГГГГ ему было отказано в предоставлении Распорядка дня, утвержденного в данном исправительном учреждении, со ссылкой на типовую инструкцию о делопроизводстве. Отказ в предоставлении указанного акта, регламентирующего права и обязанности содержащихся в ИК-17 осужденных, нарушает его право на обращение в суд по поводу обжалования данного Распорядка дня и, наложенного за нарушение указанного Распорядка дня, дисциплинарного взыскания. Просит суд признать действия начальника ИК-17 по нарушению сроков рассмотрения его заявления от ДД.ММ.ГГГГ, а также по непредставлению копии Распорядка дня, утвержденного начальником ИК-17 ДД.ММ.ГГГГ, незаконными и нарушающими его права на информацию, обращение и судебную защиту; обязать начальника ИК-17 предоставить ему копию указанного Распорядка дня; вынести представление об увольнении начальника ИК-17 из органов уголовно-исполнительной системы. Заявитель ФИО2 в судебном заседании не участвовал, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен своевременно и надлежащим образом. С учетом того, что заявитель в настоящее время находится в местах лишения свободы, его позиция по настоящему делу подробно изложена в заявлении, право на представление его интересов уполномоченным лицом ФИО2 разъяснено, суд полагает возможным рассмотрение дела без участия заявителя. Заинтересованное лицо – начальник ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания был уведомлен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил, отзыв либо письменное мнение по заявлению ФИО2 в суд не предоставил. Руководствуясь ч.2 ст.257 ГПК РФ, суд рассматривает данное заявление в отсутствие заинтересованного лица. Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям. Согласно п.2 ст.24 Конституции РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 33 Конституции РФ предусматривает, что граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Согласно ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Частью 2 ст.10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан РФ с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ. Согласно п.1 и п.4 ст.12 УИК РФ осужденные имеют право на получение информации о своих правах и обязанностях, о порядке и об условиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указанную информацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбывания наказаний (п.1). Осужденные имеют право обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учреждения или органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управления учреждениями и органами, исполняющими наказания (далее - вышестоящие органы), суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные наблюдательные комиссии, общественные объединения, а также в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (п.4). Статьей 15 УИК РФ установлено, что осужденные могут направлять предложения, заявления, ходатайства и жалобы (п.1). Предложения, заявления и жалобы осужденных могут быть изложены в устной и письменной формах. Они рассматриваются администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания (п.2). Предложения, заявления и жалобы осужденных к лишению свободы, адресованные в органы, указанные в части четвертой ст.12 УИК РФ, направляются через администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания (п.3). Органы и должностные лица, которым направлены предложения, заявления и жалобы осужденных, должны рассмотреть их в установленные законодательством РФ сроки и довести принятые решения до сведения осужденных (п.6). В соответствии с ч.2 ст.8, ст.12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу. Письменное обращение, поступившее в государственный орган или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения. Согласно п.14, п.15 Административного регламента исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденного Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, общий срок рассмотрения обращений подозреваемых, обвиняемых и осужденных не должен превышать месячного срока со дня регистрации обращения. Письменное обращение, поступившее в учреждение или орган УИС, в соответствии с его компетенцией, рассматривается в течение 30 суток со дня его регистрации. Согласно п.19, п.21 Правил внутреннего распорядка, утвержденных Приказом Минюста РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, в каждом исправительном учреждении устанавливается строго регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств (п.19). Распорядок дня, разработанный на основе примерного (приложение N 4), утверждается приказом за подписью начальника ИУ и доводится до сведения персонала и осужденных (п.21). Как установлено в судебном заседании, осужденный ФИО2 для обращения в суд с целью обжалования наложенного на него администрацией ИК-17 дисциплинарного взыскания, покинув данное исправительное учреждение и находясь в СИЗО-1 <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ направил в ИК-17 письменное заявление, содержащее просьбу выслать в его адрес Распорядок дня, установленный в ИК-17, за нарушение которого на ФИО2 было наложено дисциплинарное взыскание. Согласно ответу начальника ИК-17 ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №-А-1, направленному в СИЗО-1 для вручения осужденному ФИО2, последнему было отказано в предоставлении копии Распорядка дня учреждения, так как согласно Инструкции по делопроизводству данный документ является документом внутреннего пользования и выдается только по запросам компетентных органов. В СИЗО-1 <адрес> данный ответ поступил ДД.ММ.ГГГГ вх.№. Однако, осужденный ФИО2 в этот момент уже был переведен для дальнейшего отбывания наказания из СИЗО-1 <адрес> в ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по <адрес>. В соответствии с копией журнала Учета и регистрации входящей корреспонденции для осужденных № н\с (Том 2) ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по <адрес>, ответ начальника ИК-17 от ДД.ММ.ГГГГ был получен осужденным ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в Сосновоборский городской суд от осужденного ФИО2 было подано рассматриваемое заявление, в связи с чем, сроки обращения в суд, предусмотренные ст.256 ГПК РФ, заявителем соблюдены. Судом дважды направлялись заинтересованному лицу – начальнику ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> судебные извещения и запросы, с требованием направить в адрес суда письменный отзыв или мнение по заявленным требованиям с предоставлением подтверждающих документов, однако ответа не последовало. Между тем согласно ч.1 ст.249 ГПК РФ по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) возлагается на орган или лицо, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», предусмотрено, что при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять, среди прочего, соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка. Исходя из изложенного и вышеприведенных норм законодательства об общем сроке рассмотрения обращений осужденных, определяя период рассмотрения заявления ФИО2 начальником ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес>, анализируя имеющиеся в деле материалы (оригинал ответа начальника ИК-17 от ДД.ММ.ГГГГ №-А-1 с отметкой его получения СИЗО-1 ДД.ММ.ГГГГ, отсутствие в деле доказательств даты получения ИК-17 заявления от ДД.ММ.ГГГГ и даты отправки ответа от ДД.ММ.ГГГГ в СИЗО-1) суд приходит к выводу, что ответ осужденному на заявление от ДД.ММ.ГГГГ должен был быть дан не позднее ДД.ММ.ГГГГ. Учитывая периоды на почтовую пересылку между СИЗО-1 и ИК-17, находящимися в черте одного населенного пункта - <адрес>, нарушение срока рассмотрения начальником ИК-17 заявления осужденного ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ судом признается существенным. Кроме того, Правила внутреннего распорядка ИУ обязывают осужденных соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ. Вышеприведенные пункты 19 и 20 Правил предусматривают действие в ИУ строго регламентированного распорядка дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и других конкретных обстоятельств. Приложение № к Правилам содержит примерный распорядок дня осужденных. Пункты 1, 2, 5 примечаний приложения № к Правилам определяют особенности распорядка дня в каждом исправительном учреждении, исходя из местных условий, продолжительности светового дня, времени года, в случае, если осужденные работают на производстве в несколько смен, в выходные и праздничные дни. Распорядок дня в каждом конкретном ИУ напрямую затрагивает права и обязанности осужденных, определяет порядок отбывания наказания, в связи с чем, администрация исправительного учреждения обязана предоставить осужденным указанную информацию, ознакомить их с Распорядком дня в ИУ. Находясь в ином исправительном учреждении, осужденный ФИО2 не имеет возможности ознакомиться с Распорядком дня, установленном ИК-17, каким-либо иным способом кроме как посредством получения копии данного акта. Несмотря на то, что ФИО2 убыл из ИК-17, суд приходит к выводу, что заявитель имеет право на получение этой информации, так как он длительный период содержался в ИК-17, обязан был соблюдать Распорядок дня, установленный в этом исправительном учреждении, имеет право на обжалование в суд или другой компетентный орган наложенных на него за нарушение данного распорядка дня дисциплинарных взысканий, а также положения самого Распорядка дня. Таким образом, установлено, что начальником ИК-17 был нарушен предусмотренный указанными выше законодательными актами срок рассмотрения заявления осужденного ФИО2, а также не предоставлена затрагивающая его права и обязанности информация – Распорядок дня, утвержденный в ИК-17, что создало препятствия к осуществлению осужденным его права на судебную защиту и нарушило право осужденного на предоставление информации о своих правах и обязанностях. В связи с чем, копия Распорядка дня, утвержденного в ИК-17 подлежит направлению осужденному ФИО2 Разрешение поставленного в заявлении ФИО2 вопроса об увольнении начальника ИК-17 из органов уголовно-исполнительной системы не входит в компетенцию суда. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: Заявление ФИО2 об обжаловании решения начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> об отказе в предоставлении информации удовлетворить. Признать незаконными действия начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> по рассмотрению заявления осужденного ФИО2 в неустановленный срок, а также решение начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-А-1 об отказе в предоставлении осужденному ФИО2 распорядка дня учреждения. Обязать начальника ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес> направить осужденному ФИО2, содержащемуся в ФКУ ОИК-30 ГУФСИН России по <адрес>, копию Распорядка дня, утвержденного начальником ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по <адрес>, действовавшего в декабре 2008 года. Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд в десятидневный срок с момента получения копии мотивированного решения. Председательствующий: <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>