о признании бездействия по противопожарному обустройству лесов незаконным



Гр.дело №2-30/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18 января 2012 года г. Сосновоборск

Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Андреевой Т.Д.,

при секретаре ФИО2,

с участием:

помощника прокурора г. Сосновоборска Столбовского А.В., действующей по поручению прокурора <адрес>,

представителя ответчика ООО «<данные изъяты>» ФИО4, действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Богучанского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «Енисейский фанерный комбинат» о признании бездействия по противопожарному обустройству лесов незаконным и возложении обязанности произвести противопожарное обустройство лесов,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с заявлением, впоследствии уточненном, к ООО «<данные изъяты>» о признании бездействия по противопожарному обустройству лесов незаконным и возложении обязанности произвести противопожарное обустройство лесов, ссылаясь на то, что ответчик в нарушение природоохранного законодательства, а также договора аренды лесных участков №3 от 07 апреля 2008 года, не выполняет свои обязательства по обеспечению пожарной безопасности на осваиваемых лесных участках, расположенных в КГКУ «Гремучинское лесничество». Просил суд признать незаконным бездействие ответчика за 2011 год по невыполнению противопожарных мероприятий, а именно: по не участию в разработке оперативного плана по тушению лесного пожара в лесном фонде, по не участию в разработке и утверждении плана противопожарных мероприятий, по устройству противопожарных минерализованных полос протяженностью 19,1 км и уходу за противопожарными минерализованными полосами протяженностью 38,2 км, не создание резервов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах в размере 05 тонн, не создание двух добровольных пожарных дружин по 50 человек, не организация трех ПСПИ (пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) на арендуемом лесном участке; обязать ответчика в срок до 01 мая 2012 года выполнить работы по противопожарному благоустройству лесов: подготовить проектируемый ежегодный объем мероприятий по участию в разработке оперативного плана по тушению лесного пожара в лесном фонде, разработать и утвердить план противопожарных мероприятий, обустроить противопожарные минерализованные полосы протяженностью 19,1 км и уходу за противопожарными минерализованными полосами протяженностью 38,2 км, создать резерв горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах в размере 05 тонн, создать две добровольные пожарные дружины по 50 человек, оборудовать три ПСПИ на арендуемом лесном участке.

В судебном заседании помощник прокурора г. Сосновоборска Красноярского края Столбовский А.В. требования заявления поддержал по изложенным в заявлении основаниям.

Представитель ответчика ООО «<данные изъяты>» ФИО4 в судебном заседании требования заявления признал частично, пояснил, что в 2011 году ООО «Енисейский фанерный комбинат» лесозаготовками на участке Гремучинского лесничества не занималось, поэтому ряд противопожарных мероприятий не производился. Требования истца об участии в разработке оперативного плана по тушению лесного пожара в лесном фонде и по созданию 02 добровольных пожарных дружины по 50 человек он не признает в полном объеме, так как данные обязанности ст.ст.53.3, 53.8 ЛК РФ возложены на уполномоченные государственные органы. Требование о разработке и утверждению плана противопожарных мероприятий ответчиком также не признается, так как данная обязанность у арендатора земельного участка действующим законодательством не предусмотрена. Требования заявления о создании противопожарных минерализованных полос протяженностью 19,1 км и об уходе за данными полосами протяженностью 38,2 км ответчик признает, но в меньшем объеме – 10,6 км и 21,2 км соответственно, так как фактически лесозаготовка на арендуемом участке в 2011 году не велась. Требования о создании резервов ГСМ на период пожарной опасности в количестве 05 тонн и оборудование трех ПСПИ считает соответствующими действующему законодательству, однако так как указанные противопожарные мероприятия носят сезонный и невосполнимый характер, перенос их на следующий сезон не имеет практического смысла.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, Агентства лесной отрасли Красноярского края в судебное заседание не явился о причинах не явки суду не сообщил.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.606, ст.615 ГК РФ по договору аренды арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.

Согласно ст.8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с п.3, п.5 ст.12 ЛК РФ эксплуатационные леса подлежат освоению в целях устойчивого, максимально эффективного получения высококачественной древесины и других лесных ресурсов, продуктов их переработки с обеспечением сохранения полезных функций лесов. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются среди прочего проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.

Согласно п.4 ст.15 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах устанавливаются для каждого лесного района уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.3 ст.53 ЛК РФ правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.2, ч.3 ч.5 ст.53.1 ЛК РФ с п.3, п.5 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 года №417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» такие меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров: противопожарное обустройство лесов (включает в себя, среди прочего, строительство, реконструкцию и эксплуатацию пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря; устройство противопожарных минерализованных полос), обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (включает в себя среди прочего: приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря; создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов); б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (пункт «а») на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно ст.53.2, ст.53.3, ч.3 ст.53.8 ЛК РФ органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров, мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров. Для участия в выполнении работ по тушению лесных пожаров и осуществлению отдельных мер пожарной безопасности в лесах органы государственной власти вправе привлекать добровольных пожарных.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ между Агентством лесной отрасли администрации <адрес> (арендодателем) и ООО «<данные изъяты>» (арендатором) был заключен договор аренды лесных участков , предметом которого явилась предоставление ответчику во временное владение и пользование на срок 49 лет лесного участка, находящегося в государственной собственности для заготовки древесины, с целью создания в <адрес> края лесоперерабатывающего комплекса по производству 350000 кубометров фанеры в год и 100000 кубометров шпона в год, оценочной стоимостью 3808 млрд. рублей. За использование лесного участка арендатор уплачивает арендодателю арендную плату, с учетом коэффициента, в размере 38446830 рублей в год.

В соответствии с п.2 данного договора лесные участки общей площадью 910411,3 Га, предоставляемые в аренду по данному договору располагаются в соответствующих лесничествах Балахтинского, Ачинского, Березовского, Емельяновского, Сухобузимского, Большемуртинского, Козульского и Богучанского (Гремучинское лесничесво) районах Красноярского края.

Согласно подпунктам «в» и «е» п.13 указанного договора аренды, арендатор обязан среди прочего: в установленном порядке разработать и представить арендодателю проект освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы; ежегодно до начала пожароопасного сезона, разрабатывать и утверждать у арендодателя план тушения лесных пожаров на арендованных участках; соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах, Правил санитарной безопасности в лесах РФ; осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для вертолетов, прокладку противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами РФ.

В соответствии с приложению №1, актом приема-передачи к договору аренды №3 от 07 апреля 2008 года ответчику был передан, среди прочих для осуществления заготовки древесины лесной участок в Гремучинском лесничестве, имеющий в государственном лесном реестре №24-008-2007-11-3307-101 и состоящий из следующих кварталов на участке Мандашенское: №85,87,92, которые относятся к первому классу природной пожарной опасности.

В соответствии с п.13 и таблицей 5.2 Проекта освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО «<данные изъяты>» для заготовки древесины, расположенного в <адрес>, ООО «Енисейский фанерный комбинат» предусмотрел организационно-технические мероприятия по противопожарному обустройству переданной ему в аренду территории следующих видов и объемов: устройство противопожарных минерализованных полос в объеме 19,1 км в год, уход за противопожарными минерализованными полосами в размере 38,2 км в год; организация ПСПИ – 03 штуки ежегодно; создание запаса горюче-смазочных материалов на период пожарной опасности – 05 тонн ежегодно, и др.

При этом как следует из указанного проекта (стр.45, абз.2), а также письма КГКУ «Гремучинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если заготовка леса не ведется, арендатор обязан ежегодно создавать 10,6 км минерализованных полос и производить за ними уход.

Указанный проект получил положительное заключение экспертной комиссии №257, утвержденное приказом Агентства лесной отрасли Красноярского края от 31.12.2008 года №3290.

Согласно письму КГКУ «Гремучинское лесничество» от ДД.ММ.ГГГГ в 2011 году ООО «<данные изъяты>» не выполнил ни одного противопожарного мероприятия на спорном лесном участке. Данный факт не оспаривается представителем ответчика.

Таким образом, бездействие ответчика, выразившееся в непроведении мероприятий по противопожарному обустройству лесов, создает угрозу возникновения и распространения лесных пожаров, противоречит вышеприведенным нормам законодательства РФ, является нарушением обязательств принятых ООО «<данные изъяты>» по договору аренды лесных участков от ДД.ММ.ГГГГ, является незаконным, а следовательно, данные мероприятия подлежат исполнению ответчиком в полном объеме.

При этом, судом учитывается, что несмотря на обязательства ответчика предусмотренные договором от ДД.ММ.ГГГГ и вышеназванным Проектом освоения лесов, в связи с изменениями, внесенными в Лесной кодекс РФ Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №442-ФЗ, обязанности предусмотренные ст.53.3 ЛК РФ по разработке планов тушения лесных пожаров, а также ст.53.8 ЛК РФ по созданию добровольных пожарных дружин возложены на уполномоченные государственные органы, а не на арендатора лесного участка. При таких обстоятельствах данные требования удовлетворению не подлежат.

Что касается требования о разработке и утверждения плана противопожарных мероприятий, то суд приходит к выводу, что оно удовлетворению не подлежит как данная обязанность у арендатора земельного участка действующим законодательством не предусмотрена.

Суд, исходя из заявленных требований, определяет срок для исполнения обязанностей по противопожарному обустройству спорного лесного участка ответчиком - до 01 мая 2012 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Богучанского района Красноярского края, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО «<данные изъяты>» о признании бездействия по противопожарному обустройству лесов незаконным и возложении обязанности произвести противопожарное обустройство лесов – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие ООО «<данные изъяты>» за 2011 год на лесном участке Гремучинского лесничества, имеющем в государственном лесном реестре номер 24-008-2007-11-3307-101, по не устройству противопожарных минерализованных полос протяженностью 10,6 км и уходу за противопожарными минерализованными полосами протяженностью 21,2 км, по не созданию резервов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах в размере 05 тонн, по не организации трех ПСПИ (пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря) на арендуемом лесном участке.

Обязать ООО «<данные изъяты>» в срок до 01 мая 2012 года выполнить работы по противопожарному благоустройству лесов на лесном участке Гремучинского лесничества, имеющем в государственном лесном реестре номер 24-008-2007-11-3307-101, а именно: обустроить противопожарные минерализованные полосы протяженностью 10,6 км и выполнить работы по уходу за противопожарными минерализованными полосами протяженностью 21,2 км; создать резервы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в лесах в размере 05 тонн; организовать 03 пункта сосредоточения противопожарного инвентаря.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сосновоборский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: Т.Д. Андреева