Гр.дело №2-450/2012 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 19 июля 2012 года г. Сосновоборск Сосновоборский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Петрушиной Л.М., при секретаре ФИО3, с участием: помощника прокурора г. Сосновоборска Красноярского края Ермолаева Д.В., представителя заинтересованного лица Администрации г. Сосновоборска Красноярского края Горбуновой С.В., действующей на основании доверенности №470 от 15.02.2012 года, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора г. Сосновоборска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта Администрации г. Сосновоборска, У С Т А Н О В И Л: Прокурор г. Сосновоборска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта Администрации г. Сосновоборска, ссылаясь на то, что Постановлением Главы Администрации г. Сосновоборска №786 от 30.05.2012 года утвержден Порядок списания муниципального имущества. Однако в соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящемся в муниципальной собственности является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования. Таким образом, приятие указанного Постановления не входит в компетенцию Главы Администрации г. Сосновоборска. Данный нормативно-правовой акт обязателен для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение и действует независимо от того возникли или прекратились конкретные правоотношения, был опубликован в городской общественно-политической газете «Рабочий» №22 от 31.05.2012 года. Просит суд признать Постановление Главы Администрации г. Сосновоборска от 30.05.2012 года №786 «Об утверждении порядка списания муниципального имущества» полностью противоречащим закону и недействующим с 31.05.2012 года. В судебном заседании помощник прокурора г. Сосновоборска Ермолаев Д.В. требования заявления поддержал в полном объеме по изложенным в нем основаниям. Представитель заинтересованного лица Администрации г. Сосновоборска Горбунова С.В. в судебном заседании требования заявления не признала, пояснила, что Сосновоборским городским Советом депутатов Красноярского края 29.11.2006 года было принято Решение №126-Р «Об утверждении положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью г. Сосновоборска». Однако данное Решение не содержит Порядка списания муниципального имущества. Считает, что «списание» не является распоряжением имуществом, так как к моменту списания имущество достигает нулевой стоимости и объект прекращает свое существование. К моменту списания объект уже снят с баланса на основании постановления Администрации и бухгалтерских документов. После этого создается комиссия и происходит списание (ликвидация, утилизация). Федеральным законодательством не установлено, в чьей компетенции находится распоряжение списанным муниципальным имуществом. Считает, что Постановление Главы администрации г. Сосновоборска не противоречит действующему законодательству и просит суд отказать в удовлетворении требований прокурора. Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Согласно ч.6 ст.43 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» глава местной администрации в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, издает постановления местной администрации по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии с п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится, среди прочего, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Согласно ч.3 ст.252 ГПК РФ признание требования органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, принявшими оспариваемый нормативный правовой акт, для суда необязательно. Часть 2 ст.253 ГПК РФ предусматривает, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. Пункт 4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ. Как установлено в судебном заседании, Сосновоборским Городским Советом депутатов Красноярского края 29.11.2006 года было принято Решение №126-Р «Об утверждении положения о порядке владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью города Сосновоборска», которое распространяется на отношения, возникающие при управлении и распоряжении, в том числе отчуждении, имущества, принадлежащего на праве собственности муниципальному образованию город Сосновоборск. Главой Администрации г. Сосновоборска 30.05.2012 года было подписано Постановление №786 «Об утверждении порядка списания муниципального имущества». В разделе 7 Порядка списания муниципального имущества (далее - Порядок) указано, что данный Порядок обязателен для исполнения предприятиями, учреждениями, пользователями, а также иными юридическими лицами, которые используют муниципальное имущество. Порядком предусмотрено следующее: 1.2 Под процедурой списания имущества понимается комплекс действий, связанных с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования и (или) распоряжения вследствие полной или частичной утраты потребительских свойств, в том числе физического или морального износа, либо выбывшем из владения, пользования распоряжения вследствие гибели, уничтожения или хищения. 3.1 Решение о списании имущества принимается Администраций города. 5.1 В целях проведения хозяйственной операции по списанию имущества, а также оформления необходимой технической и бухгалтерской документации предприятиями, учреждениями, пользователями приказом (распоряжением) руководителя создается постоянно действующая комиссия по списанию имущества или специально созданная комиссия по списанию имущества (далее - Комиссия). 5.3. В функции Комиссии входит проведение мероприятий, в том числе, осмотр имущества, определение его технического состояния, установление пригодности (целесообразности) его дальнейшего использования, возможности и эффективности восстановления; определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списываемого имущества и проведение их оценки. 6.1. Списание имущества с бухгалтерского баланса предприятий, учреждений, пользователей, внесение отметки о выбытии в инвентарную карточку основного средства, а также разборка (демонтаж) и утилизация имущества проводятся на основании постановления администрации о прекращении права оперативного управления, хозяйственного ведения в связи со списанием имущества и акта на списание основных средств ОС-4, ОС-4а, ОС-4б. 6.2. Списание имущества с бухгалтерского баланса не проводится в случае обоснованного отказа администрацией города Данное постановление Главы Администрации г. Сосновоборска было опубликовано в городской общественно-политической газете «Рабочий» №22 от 31.05.2012 года. Статья 209 ГК РФ предусматривает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно ст.215 ГК РФ имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью. От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 ГК РФ. Как указано в оспариваемом постановлении, списанием имущества являются действия, связанные с признанием имущества непригодным для дальнейшего использования. Из вышеприведенных положений оспариваемого Прядка списания муниципального имущества усматривается, что Главой Администрации г. Сосновоборска определен комплекс действий непосредственно предшествующих снятию имущества с баланса: осмотр, определение технического состояния имущества, установление пригодности, определение возможности использования отдельных узлов и деталей, возможности восстановления (ремонта) имущества и др. - то есть действий осуществляемых для принятия решения об определении юридической судьбы муниципального имущества, осуществляемых с имуществом, находящимся в формально исправном состоянии и формально пригодным для дальнейшей эксплуатации, пока в установленном оспариваемом Порядке не будет принято соответствующее решение о признании имущества негодным. Таким образом, суд приходит к выводу, что распоряжение муниципальным имуществом - это действия органов местного самоуправления по определению юридической судьбы муниципального имущества, в том числе передаче его иным лицам в собственность, на ином вещном праве, в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление, а также списание этого имущества. Таким образом, Постановление Главы Администрации г. Сосновоборска от 30.05.2012 года №786 принято за пределами компетенции указанного должностного лица и противоречит п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ. Часть 3 ст.253 ГПК РФ предусматривает, что решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица. Учитывая изложенное, оспариваемое положение нормативного правового акта подлежит признанию недействующим с 30.05.2012 года. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ Р Е Ш И Л: Заявление прокурора г. Сосновоборска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, об оспаривании нормативного правового акта Администрации г. Сосновоборска – удовлетворить. Признать Постановление Главы Администрации г. Сосновоборска Красноярского края от 30.05.2012 года №786 «Об утверждении порядка списания муниципального имущества» противоречащим п.5 ч.10 ст.35 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» – незаконным и недействующим с 30 мая 2012 года. Опубликовать настоящее решение после вступления его в законную силу в печатном издании – городской газете «Рабочий», в котором было официально опубликовано Постановление Главы Администрации г. Сосновоборска Красноярского края от 30.05.2012 года №786. Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Сосновоборский городской суд в течение 01 месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Председательствующий: Л.М. Петрушина