Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТАг.
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
Председательствующего судьи Д.В.Е.
При секретаре А.И.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по жалобе М.Г.А. на отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ч* области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости с кадастровым номером НОМЕР, и об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности
У С Т А Н О В И Л:
М.Г.А. просит признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ч* области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, расположенный по АДРЕС, обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ч* области ( далее Управление Росреестра по Ч* области) осуществить государственную регистрацию права собственности М.Г.А. на указанный земельный участок и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
В обоснование указала следующее.
Она является собственницей земельной доли 5,1 га в праве общей долевой собственности на землю по АДРЕС, на основании решения С* районного суда Ч* области от ДАТАг.
Желая выделить земельную долю в натуре, она через представителя обратилась в отдел кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области и получила от этого органа кадастровый паспорт НОМЕР от ДАТАг. На основании указанного паспорта выделенному земельному участку присвоен кадастровый номер НОМЕР и АДРЕС. Обременений объекта недвижимости не имеется; иных лиц, оспаривающих права, нет.
ДАТАг. М.Г.А. через своего представителя обратилась в Управление Росреестра по Ч* области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, выделенный в счет земельной доли АОЗТ "М*", приложив к нему все документы, необходимые для проведения государственной регистрации права собственности, в том числе вышеуказанный кадастровый паспорт.
ДАТАг. её представитель получил уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним НОМЕР от ДАТАг. В указанном уведомлении государственный регистратор ссылается на то, что по сведениям кадастрового учета выделенный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР полностью расположен в землях, находящихся в собственности иного лица.
ДАТАг. представитель М.Г.А. подал на имя руководителя Управления Росреестра по Ч* области заявление по устранению спорных вопросов, не являющихся безусловным основанием для отказа в государственной регистрации и обеспечению законных интересов третьих лиц, в котором сообщила о невозможности устранения выставленных замечаний в силу неясности буквального толкования текста уведомления. Согласно требованиям ст. 19 ФЗ № 122 « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» уведомление о приостановлении государственной регистрации прав на такой земельный участок должно содержать рекомендации по устранению причин этого приостановления и к нему должна быть приложена кадастровая выписка о таком земельном участке, содержащая имеющиеся общедоступные кадастровые сведения о нем. Несмотря на требования закона такие сведения не были предоставлены.
Не приняв во внимание приведенные доводы, государственный регистратор Б.О.Л. ДАТАг. приняла решение об отказе в государственной регистрации права на земельный участок НОМЕР по следующим причинам :
- документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства,
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В тексте сообщения об отказе в государственной регистрации права не указано, в чем заключается несоответствие требованиям действующего законодательства документов, представленных на государственную регистрацию прав, а также о каких противоречиях идет речь.
Кроме того, в сообщении об отказе государственный регистратор вновь написал, что согласно сведениям органа кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, выделенный в счет доли АОЗТ "М*", полностью расположен в землях, находящихся в собственности иного лица.
С указанным отказом не согласна по следующим основаниям.
Государственная регистрация прав лица выполняет формальное условие обеспечения государственной защиты, возникающих из отношений, объектом которых является недвижимое имущество, которая призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов ( свидетельство о государственной регистрации права на общую долевую собственность от ДАТАг. серии НОМЕР НОМЕР М.Г.А.). Государственная регистрация не должна затрагивать самого содержания указанного гражданского права и ограничивать свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Представитель заявителя представил для государственной регистрации права все документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ст. ст. 4,13,18 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», являющиеся основанием для государственной регистрации права. Замечаний к представленным документам по их содержанию в процессе правовой экспертизы документов предъявлено не было.
Согласно п.2 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе. Следовательно, данные, указанные в кадастровом паспорте НОМЕР от ДАТАг., выданном отделом кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области являются истинными и двойному толкованию не подлежат. Потому указание на противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами не основано на нормах закона. (л.д. 4-5 ).
Заявитель в судебное заседание не явилась, извещена. Просит дело рассмотреть в её отсутствие с участием представителей К.Е.С. и Б.Т.В. ( заявление нал.д. 139).
Представители заявителя К.Е.С. и Б.Т.В. ( доверенность нал.д. 16,32) поддержали доводы, изложенные в заявлении об обжаловании отказа в государственной регистрации права. Дополнили следующее. В решении об отказе в государственной регистрации права заявителя на земельный участок государственный регистратор прав ссылается на решение № Ф36.18/10-166 от 14.07.2010г. о необходимости исправления кадастровой ошибки. По смыслу п.2 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета должен был выявить кадастровую ошибку до постановки земельного участка на кадастровый учет. Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010г. № 42 « Об утверждении порядка ведения государственного кадастра недвижимости» регламентирован порядок устранения кадастровой ошибки - исправление кадастровой ошибки осуществляется в соответствии с пунктами 47-52 Порядка ( п. 42 Приказа). Согласно п. 51 Приказа орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения об исправлении кадастровой ошибки, направляет его заверенную копию с сопроводительным письмом по почтовому адресу правообладателя объекта недвижимости для представления необходимых для исправления такой ошибки документов. Однако, правообладатель М.Г.А. не была уведомлена. Решение о необходимости исправления кадастровой ошибки принято в нарушение Федерального закона « О государственном кадастре недвижимости», Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 04.02.2010г. № 42 и письма Федерального агентства кадастра объектов недвижимости « О кадастровой ошибке» от ДАТАг. ВК/2922. Руководитель Управления Росреестра по Ч* области в сообщении на имя прокурора Ч* области от ДАТАг. подтвердил вышеизложенное, сообщив, что в настоящее время на государственную регистрацию представлены заявления и документы на земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР и НОМЕР, оснований для принятия решений в отказе в государственной регистрации прав не имеется.
Представитель Управления Росреестра по Ч* области П.Ю.В. ( доверенность нал.д. 106) считает заявление не обоснованным. Пояснил следующее. По результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию государственным регистратором были выявлены препятствия для её проведения. Согласно сведениям органа кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, выделенный в счет земельной доли АОЗТ "М*", полностью расположен на землях, находящихся в собственности Российской Федерации, переданных в пользование Г*, что подтверждается письмом начальника отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району от ДАТАг.. О данном препятствии заявитель была уведомлена письмом Управления Росреестра по Ч* области от ДАТАг. В связи с тем, что препятствия в проведении государственной регистрации не были устранены, государственный регистратор правомерно вынес решение об отказе, в котором также сообщил о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР.
Представитель заинтересованного лица Г* Р.И.А. ( доверенность нал.д. 140 ) с заявлением не согласен, считает действия Управления Росреестра по Ч* области законными, так как М.Г.А. претендует на земельный участок, который находится в границах земельного участка, предоставленного Г* на праве постоянного пользования, и являющегося государственной собственностью.
Выслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд считает, что в удовлетворении заявления следует отказать.
Установлено следующее.
М.Г.А. является участником долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 69751163 кв.м. местоположением: Россия Ч* область С* район кадастровый номер НОМЕР ( АОЗТ "М*"), доля в праве общей долевой собственности НОМЕР (л.д. 10-11).
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002г. № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» она решила выделить в счет своей земельной доли земельный участок. Известила об этом остальных участников долевой собственности, опубликовав в газете «Южноуральская панорама» от ДАТАг. НОМЕР) сообщение о намерении выделить в натуре земельный участок площадью 5,1 га, расположенный примерно в 3700 м. северо-восточнее Г* С* района Ч* области(л.д. 48). Межевой план земельного участка изготовило ООО НПП "А*" (л.д. 19).
Отделом кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области земельный участок ДАТАг. поставлен на государственный кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер НОМЕР и ДАТАг. выдан кадастровый паспорт НОМЕР (л.д. 14-15).
ДАТАг. отделом кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области выдан кадастровый план территории (л.д. 57-105), в котором указано, что сведения о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР носят временный характер, обременения отсутствуют (л.д. 81).
Согласно кадастровой выписке от ДАТАг. НОМЕР граница земельного участка с кадастровым номером НОМЕР ( вид права - общая долевая собственность, правообладатель - АОЗТ "М*"), из которого выделялся участок заявителя, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, правообладателем доли в праве НОМЕР является в том числе М.Г.А. (л.д. 128-137).
ДАТАг. М.Г.А. через представителя обратилась в Управление Росреестра по Ч* области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, приложив к нему документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе кадастровый паспорт НОМЕР (л.д. 44-48).
ДАТАг. государственный регистратор прав Б.О.Л. обратилась в отдел кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области и отдел ведения кадастра объектов недвижимости ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Ч* области с запросом о том, не пересекают ли границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного в пользование Г*. Указала следующее. При проведении правовой экспертизы документов, представленных на государственную регистрацию права собственности М.Г.А. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав, так как имеются сведения, что границы данного земельного участка пересекают границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного в пользование Г* (л.д. 50, 50 об.).
Уведомлением НОМЕР от ДАТАг государственный регистратор прав Б.О.Л. приостановила государственную регистрацию права на земельный участок до ДАТАг., указав, что по сведениям кадастрового учета выделенный земельный участок с кадастровым номером НОМЕР полностью расположен в землях, находящихся в собственности иного лица; М.Г.А. не имела права выделять земельную долю в счет чужого земельного участка (л.д. 49).
Копию уведомления о приостановлении государственной регистрации права получила представитель М.Г.А. ДАТАг.
ДАТАг. начальник отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области сообщила государственному регистратору прав Б.О.Л. о том, что земельный участок с кадастровым номером НОМЕР полностью расположен в землях, находящихся в собственности Российской Федерации и переданных в пользование Г* (л.д. 51).
ДАТАг. представитель М.Г.А. подала на имя руководителя Управления Росреестра по Ч* области заявление по устранению спорных вопросов, не являющихся безусловным основанием для отказа в государственной регистрации и обеспечению законных интересов третьих лиц, в котором сообщила о невозможности устранения выставленных замечаний в силу неясности буквального толкования текста уведомления. Представленные на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям Федерального закона « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Также указала, что земельный участок НОМЕР, расположенный по адресу: Ч* область С* район на запад от п.С*, находящийся в собственности Российской Федерации, преобразован в результате инвентаризации в нарушение Методических рекомендаций по составлению проектов территориального землеустройства в случае перераспределения сельскохозяйственных угодий, используемых сельскохозяйственными организациями и ( или ) находящихся в общей долевой собственности, от ДАТАг. Г* не составлял проект территориального землеустройства при проведении инвентаризации земельных участков, используемых на праве постоянного ( бессрочного ) пользования, тем самым ущемил права собственников земельных долей - пайщиков АОЗТ "М*". (л.д. 53-55).
Отдел кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области принял ДАТАг. решение НОМЕР о необходимости исправления кадастровой ошибки, указав следующее.
ДАТАг. выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР, а именно:
В орган кадастрового учета с заявлением от ДАТАг. представлен межевой план, выполненный в связи с образованием земельного участка, расположенного по адресу: Ч* область С* район примерно в 3 700 м. северо-восточнее п.С*, путем выдела в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР. Однако, при нанесении координат на дежурную кадастровую карту и сопоставлении местоположения нанесенных границ указанного земельного участка с картографическим материалом, хранящимся в государственном фонде данных ( карты перераспределения земель Г*) выявлено, что образованный земельный участок расположен в границах земель Г*. (л.д. 29-30).
Государственный регистратор Б.О.Л. ДАТАг. приняла решение об отказе в государственной регистрации права на земельный участок НОМЕР, указав следующее :
- документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства,
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами. В соответствии со ст. 252 ГК РФ и ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности вправе выделить свою долю в натуре только из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Согласно сведениям органа кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, выделенный в счет земельной доли АОЗТ "М*", полностью расположен в землях, находящихся в собственности иного лица. М.Г.А. не имела права выделять свою земельную долю в счет чужого земельного участка. Управлением Росреестра по Ч* области ДАТАг. вынесено решение о необходимости исправления кадастровой ошибки в сведениях Государственного кадастра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР. (л.д. 56).
Суд считает, что отказ Управления Росреестра по Ч* области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, является законным по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц
Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав ( п.2 ст. 19).
У государственного регистратора прав Б.О.Л. возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности М.Г.А. на земельный участок, выделенный в счет земельной доли. Потому государственный регистратор в соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ приостановила государственную регистрацию права, о чем сообщила заявителю и её представителю, и приняла меры по получению дополнительных сведений : сделала запросы в отдел кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области и отдел ведения кадастра объектов недвижимости ФГУ « Земельная кадастровая палата» по Ч* области о том, не пересекают ли границы земельного участка с кадастровым номером НОМЕР границы земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного в пользование Г*.
После получения ответа из отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области о том, что земельный участок М.Г.А. полностью расположен в границах земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и переданного в постоянное пользование Г*; учитывая, что М.Г.А. не представила дополнительные сведения, подтверждающие устранение причин, препятствующих государственной регистрации права собственности на земельный участок, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 19, ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственный регистратор прав обоснованно отказала в государственной регистрации права собственности М.Г.А. на земельный участок с кадастровым номером НОМЕР.
Согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если
- документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства,
- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.
Доводы представителей заявителя о том, что основания для отказа в государственной регистрации права отсутствуют, так как земельный участок М.Г.А. поставлен на кадастровый учет, ДАТАг. выдан кадастровый паспорт НОМЕР от ДАТАг., в котором отсутствуют указания на обременения объекта недвижимости, не обоснованны, так как органом кадастрового учета ДАТАг. выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым номером НОМЕР и принято решение № Ф36.18/10-166 о необходимости исправления кадастровой ошибки.
Доводы представителей заявителя о том, что орган кадастрового учета мог выявить кадастровую ошибку только до постановки земельного участка на кадастровый учет, не обоснованны.
Согласно п.2 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).
Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со 22 настоящего ФЗ) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки ( ч.4 ст. 28 № 221-ФЗ).Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки. ( ч. 5 ст. 28 № 221-ФЗ).
Согласно Порядка ведения государственного кадастра недвижимости,
утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 4 февраля 2010 г. N42 , при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости ; снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН ; исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях ( п.4);при обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки ( п.48); на основании решения уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки и документов, содержащих новые значения подлежащих исправлению кадастровых сведений, либо на основании решения суда новые сведения вносятся в Реестр ( п.49).
Таким образом, по смыслу Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ « О государственном кадастре недвижимости» и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости выявление кадастровой ошибки возможно и после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.
Ссылка представителей заявителя в обоснование жалобы на сообщение руководителя Управления Росреестра по Ч* области от ДАТАг. на имя прокурора Ч* области о том, что оснований для принятия решений в отказе в государственной регистрации прав на земельные участки с кадастровыми номерами НОМЕР и НОМЕР не имеется (л.д. 24-26), не состоятельна, так как государственная регистрация прав осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ государственными регистраторами прав, в обязанности которых входит, в том числе, правовая экспертиза документов и проверка законности сделки; установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав ( ст. ст. 13-15 № 122-ФЗ).
Руководствуясь ст. ст. 193-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
М.Г.А. отказать в удовлетворении жалобы о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ч* области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым номером НОМЕР, об обязании осуществить государственную регистрацию права собственности и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.
Председательствующий
Решение в окончательной форме изготовлено ДАТАг.