Дело НОМЕР
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДАТАг. | с. Долгодеревенское |
Сосновский районный суд Челябинской области в составе
Председательствующего судьи: | Куценко Т.Н. |
при секретаре судебного заседания | Романовой М.В. |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, Главного Управления лесами по Челябинской области к Администрации М* сельского поселения Сосновского района о ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора, к Администрации С* муниципального района об организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Сосновского района Челябинской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Д* сельского поселения Сосновского района Челябинской области о признании незаконным бездействия по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории, просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную примерно в 1 км. от трассы Ч*-Е*, в 1700 м. юго-западнее от оз.У* и вторая свалка примерно в 250 м. северо-западнее п.М*.
В обоснование указывает на то, что прокуратурой района совместно с начальником Сосновского территориального отдела ОГУ «*» Главного Управления лесами Челябинской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории К* сельского поселения, по результатам которой установлено, что на территории Д* сельского поселения примерно в 1 км. от трассы Ч*-Е*, в 1700 м. юго-западнее от оз.У* и вторая свалка примерно в 250 м. северо-западнее п.М*, которые стали возможными в результате сброса бытовых отходов неустановленными лицами, отсутствия регулярной уборки территории администрацией сельского поселения.
Указанные свалки находится в непосредственной близости от земель лесного фонда в квартале 73 выделе 16, 19, квартале 112, выделе 27 Д* участкового лесничества соответственно. Площадь обеих свалок ориентировочно 1 га каждая.
На свалках в нарушение экологических требований происходит неконтролируемое горение твердых бытовых, пищевых, строительных отходов в непосредственной близости от лесных участков земель лесного фонда, без организации специальных (геологических, гидрологических) исследований в порядке, установлено законодательством РФ, без согласования нормативов размещения отходов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с контролирующим органом в области охраны окружающей среды - УТЭН Ростехнадзора по Челябинской области, не производится мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Свалки не огорожены, минерализованной полосой не опаханы.
В соответствии с п.18 ст. 32 Устава МО Д* сельского поселения в полномочия администрации входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, следовательно, Администрация Д* сельского поселения несет ответственность за организацию сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на своей территории, но не предпринимает необходимых мер по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории.
Образовавшиеся свалки ухудшают санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, создают угрозу возникновения лесного пожара от горящего мусора. л.д. 3 - 5)
Затем прокурор уточнил требования, просил привлечь соответчиком Администрацию С* муниципального района, просил на основании ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 34, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «организация и проведение производственного контроля за соблюдением правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», ст.ст. 14, 15 ФЗ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом К* сельского поселения, Уставом С* муниципального района, обязать администрацию Д* сельского поселения:
-ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки), расположенные примерно в 1 км. от трассы Ч*-Е*, в 1700 м. юго-западнее от оз.У* и примерно в 250 м. северо-западнее п.М*, которые стали возможными в результате сброса бытовых отходов неустановленными лицами, отсутствия регулярной уборки территории администрацией сельского поселения
-организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;
Обязать Администрацию С* муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Д* сельского поселения.
л.д. 10-11)
После установления, что свалка, находящаяся примерно в 250 м. северо-западнее п.М*, расположена на территории администрации М* сельского поселения, к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация М* сельского поселения, требования в данной части выделены в отдельное производство.
В судебном заседании прокурор Жаринова А.В. поддержала требования к администрации М* сельского поселения в части обязании ликвидировать свалку и организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями и к администрации С* района об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории М* сельского поселения.
После отложения слушания дела для представления ответчиком доказательств в обоснование возражений по иску, прокурор в судебное заседание не явился, извещен.
Представитель истца Главного Управления лесами по Челябинской области Р.Р.В. (по доверенности) поддержал исковые требования в части обязания Администрацию М* сельского поселения ликвидировать свалку и к администрации С* района об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории М* сельского поселения, в обоснование исковых требований и в подтверждение наличия свалки на землях, граничащих с землями лесного фонда, представил фотографии с изображением места несанкционированного размещения отходов по состоянию на ДАТАг..
Представитель ответчика Администрации М* сельского поселения Сосновского района глава сельского поселения Г.В.Г. пояснил, что администрацией приобретен мусоровоз и передан в аренду ООО «Ж*», с которым заключены договоры на вывоз твердых бытовых отходов с территорий детского сада, школы, садоводческого товарищества «*» и других учреждений, населенные пункты на территории поселения оборудованы площадками, на которых размещены контейнеры для мусора, не оспорил наличие на землях поселения свалки примерно в 250 м. северо-западнее п.М*, пояснил, что ранее на данную свалку вывозила мусор, в том числе, и администрация М* поселения, но уже три года мусор вывозится на территорию полигона по утилизации твердых отходов, расположенный в 1400 м. на юго-запад от п.М* и 800м. на северо-восток от п.Ме*, на данный участок был составлен и подписан акт выбора ДАТАг., постановлением главы администрации С* района НОМЕР от ДАТАг. предварительно согласовано место размещения полигона по утилизации твердых отходов, но окончательно все документы не оформлены. Не оспорил, что свалка, расположенная примерно в 250 м. северо-западнее п.М* не локализована, не отодвинута от леса на безопасное по пожарным нормам расстояние, не опахана.
Представитель администрации С* муниципального района А.Г.И. (по доверенности от ДАТАг.) пояснила, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения, но в бюджете муниципального района такие расходы не предусмотрены, на территории района не имеется ни одного полигона оформленного в надлежащем порядке для складирования и переработки отходов, но определены места для временного хранения бытовых отходов, утвержденной программы по организации переработки и утилизации отходов в районе не имеется, планируется строительство полигонов для переработки и утилизации отходов, первый полигон будет построен в районе д.У*. Места для складирования отходов определены в Са*, К*, Д*, В* и М* поселениях, вывоз отходов производят предприятия ЖКХ.
Заслушав пояснения сторон, исследовав все представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению в части обязания администрацию М* сельского поселения ликвидировать обе свалки и обязания администрацию С* района организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории К* сельского поселения, суд находит иск обоснованным.
В судебном заседании установлено следующее.
ДАТАг. начальником Сосновского территориального отдела ОГУ «*» Н.А.С. с участием помощника прокурора Сосновского района Сухарева А.С. проведена проверка по организации и функционированию несанкционированных свалок на территории С* муниципального района вблизи населенных пунктов У*, М*, Кр*, К*, См*, Са*, Ду*.
Результаты проверки оформлены актом от ДАТАг.
В ходе проведения данной проверки установлено, в том числе:
- в 250 м. северо-западнее п.М* выявлена организация и функционирование несанкционированной свалки на землях лестного фонда в квартале 112 выделе 27 Д* участкового лесничества. На площади 1 га происходит складирование твердо-бытового мусора, пищевых отходов, строительных отходов. На свалке происходит неконтролируемое горение отходов в непосредственной близости от лесных участков земель лесного фонда. Свалка не огорожена и не опахана минерализованной полосой. Происходит засорение и захламление земель лесного фонда в результате раздувания отходов ветром от свалки мусора. Существует угроза возникновения лесного пожара от горящего мусора.
Установлено, что указанная свалка расположена на территории М* сельского поселения, что ответчиками не оспаривается.
В соответствии с п.п.25 ст. 27 Устава МО М* сельского поселения администрация… организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, следовательно, именно Администрация М* сельского поселения несет ответственность за организацию сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории МО М* сельское поселения.
В судебном заседании достоверно установлено, что на территории МО М* сельского поселения имеется несанкционированное размещение отходов (свалка), расположенная примерно в 250 м. северо-западнее п.М*
Конституцией Российской Федерации установлено, что земля и все другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию Российской Федерации и требования, установленные соответствующими законодательными актами (ст.ст. 9,15, 58).
В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.
Статьями 3, 23, 24, 34, 51, 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть с учетом экономических и социальных факторов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Из пояснений представителя истца Главного управления лесами, а также представителя ответчика администрации К* сельского поселения Ж.С.В. следует, что свалки отодвинуты от лесного массива на достаточное по пожарным требованиям расстояние, свалка в п.К* опахана минерализованной полосой, однако, данные свалки не ликвидированы.
В то же время, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Условия, при соблюдении которых допускается временное хранение отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью), установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003г.
Однако суду не представлено сведений о том, что условия и способы сбора, хранения и захоронения отходов производства и потребления на территории МО М* сельское поселение, а именно на свалке, расположенной примерно в 250 м. северо-западнее п.М*, соответствуют требованиям СанПиН, что проведены специальные геологические, гидрологические исследования, по заключению которых размещение отходов производства безопасно для окружающей среды.
При отсутствии таких сведений требования прокурора об обязании Администрации М* сельского поселения Сосновского района ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную примерно в 250 м. северо-западнее п.М*, подлежат безусловному удовлетворению, поскольку размещение вышеуказанных свалок не соответствуют требованиям СанПиН, в силу чего опасно, поскольку их существование ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, создает угрозу возникновения лесного пожара от горящего мусора.
Также подлежащими удовлетворению суд полагает и требования к ответчику Администрации С* муниципального района об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории М* сельского поселения Сосновского района.
В силу положений п.п.14 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Закон об охране окружающей среды в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления (наряду с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Органы местного самоуправления муниципального района реализуют указанные полномочия самостоятельно или заключают договоры на осуществление деятельности по утилизации и переработке отходов.
Экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечению благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.
Однако, на территории Сосновского района не имеется полигонов для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а суду не представлено сведений о разработке и утверждении комплексной Программы по организации утилизации и переработки бытовых отходов, из пояснений представителей сельского поселения следует, что вывозить бытовые отходы даже для временного хранения некуда, имеющиеся свалки являются несанкционированными, ни одно из мест для размещения отходов не отвечает требованиям СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003г.
Доводы об отсутствии финансирования судом не принимаются, поскольку к вопросам местного значения муниципального района относятся также … формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района, а также контроль за исполнением данного бюджета, что позволяет предусмотреть статью расходов на организацию утилизации и переработку бытовых отходов в бюджете.
Статья 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав, к которым относится принуждение к исполнению обязанностей в натуре, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.
В тот же время, исковые требования в части обязания ответчика Администрацию М* сельского поселения организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями не подлежат удовлетворению, поскольку в судебное заседание ответчиком представлены доказательства, подтверждающие заключение администрацией поселения договоров на вывоз твердых бытовых отходов с территории поселения, и при это суду не представлено доказательств того, что на территории М* сельского поселения нее осуществляется сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 34, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить требования в части.
Обязать Администрацию М* сельского поселения Сосновского района ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную:
-примерно 250 м. северо-западнее п.М* Сосновского района Челябинской области.
Обязать Администрацию С* муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории сельского поселения Сосновского района.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий: