№ 409 Решение оп иску прокурора С* района к Администрации Д* сельского поселения



Дело НОМЕР

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе

Председательствующего судьи:

Куценко Т.Н.

при секретаре судебного заседания

Романовой М.В.

с участием прокурора

Жариновой А.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению прокурора С* района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц, ГУ* по Челябинской области к Администрации Д* сельского поселения С* района о признании незаконным бездействия по организации работ, связанных размещением отходов, обязании Администрацию Д* сельского поселения С* района и ООО ПКП «У*» ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), к Администрации С* муниципального района об организации утилизации и переработки бытовых отходов, вывозимых с территории Д* сельского поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор С* района Челябинской области, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Д* сельского поселения С* района Челябинской области о признании незаконным бездействия по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории, просил обязать ответчика ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную примерно АДРЕС и вторая свалка примерно АДРЕС.

В обоснование указывает на то, что прокуратурой района совместно с начальником С* территориального отдела ОГУ «Ш*» ГУ* Челябинской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства на территории Д* сельского поселения, по результатам которой установлено, что на территории Д* сельского поселения примерно АДРЕС и вторая свалка примерно АДРЕС, которые стали возможными в результате сброса бытовых отходов неустановленными лицами, отсутствия регулярной уборки территории администрацией сельского поселения.

Указанные свалки находится в непосредственной близости от земель лесного фонда в квартале 73 выделе 16, 19, квартале 112, выделе 27 Д* участкового лесничества соответственно. Площадь обеих свалок ориентировочно 1 га каждая.

На свалках в нарушение экологических требований происходит неконтролируемое горение твердых бытовых, пищевых, строительных отходов в непосредственной близости от лесных участков земель лесного фонда, без организации специальных (геологических, гидрологических) исследований в порядке, установлено законодательством РФ, без согласования нормативов размещения отходов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух с контролирующим органом в области охраны окружающей среды - УТЭН Ростехнадзора по Челябинской области, не производится мониторинг состояния окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Свалки не огорожены, минерализованной полосой не опаханы.

В соответствии с п.18 ст. 32 Устава МО Д* сельского поселения в полномочия администрации входит организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, следовательно, Администрация Д* сельского поселения несет ответственность за организацию сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на своей территории, но не предпринимает необходимых мер по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории.

Образовавшиеся свалки ухудшают санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, создают угрозу возникновения лесного пожара от горящего мусора. л.д. 3 - 5)

Затем прокурор уточнил требования, просил привлечь соответчиком Администрацию С* муниципального района, просил на основании ст. 12 ГК РФ, ст.ст. 34, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН НОМЕР «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП НОМЕР «организация и проведение производственного контроля за соблюдением правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий», ст.ст. 14, 15 ФЗ от ДАТА НОМЕРФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Д* сельского поселения, Уставом С* муниципального района, обязать администрацию Д* сельского поселения:

-ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалки), расположенные примерно АДРЕС и примерно АДРЕС, которые стали возможными в результате сброса бытовых отходов неустановленными лицами, отсутствия регулярной уборки территории администрацией сельского поселения

-организовать на своей территории сбор и вывоз твердых бытовых отходов и мусора в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями;

Обязать Администрацию С* муниципального района Челябинской области организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Д* сельского поселения.

л.д. 10-11)

После установления, что свалка, находящаяся примерно АДРЕС, расположена на территории администрации М* сельского поселения, к участию в деле в качестве соответчика была привлечена Администрация М* сельского поселения, требования в данной части выделены в отдельное производство.

После представления сведений о том, что земельный участок, на котором расположена свалка, находящаяся примерно АДРЕС, передан в аренду ООО ПКП «У*», прокурор вновь уточнил исковые требования, просил прилечь в качестве второго ответчика ООО ПКП «У*»,

-признать незаконным бездействие Администрации Д* сельского поселения С* муниципального района Челябинской области по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории;

- обязать Администрацию Д* сельского поселения Сосновского района и ООО ПКП «У*» ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную примерно АДРЕС;

- обязать Администрацию С* муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Д* сельского поселения Сосновского района.

В судебном заседании прокурор Жаринова А.В. поддержала требования в полном объеме.

Представитель истца ГУ* по Челябинской области поддержал исковые требования в полном объеме, пояснил, что представитель главного управления был на территории свалки неделю назад, никаких мер по ликвидации свалки, либо принятия противопожарных мер для исключения возгорания лесного фонда от свалки не предпринимается.

Ответчик Администрации Д* сельского поселения Сосновского района извещена, представитель не явился.

Представитель администрации С* муниципального района А.Г.И. (по доверенности от ДАТА.) пояснила, что организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является вопросом местного значения, но в бюджете муниципального района такие расходы не предусмотрены, на территории района не имеется ни одного полигона оформленного в надлежащем порядке для складирования и переработки отходов, но определены места для временного хранения бытовых отходов, утвержденной программы по организации переработки и утилизации отходов в районе не имеется, планируется строительство полигонов для переработки и утилизации отходов, первый полигон будет построен в районе АДРЕС. Земельный участок для размещения полигона предоставлен по договору аренды ООО ПКП «У*».

Представитель ответчика ООО ПКП «У*» О.А.В. не оспаривает, что на территории, переданной предприятию по договору аренды, имеется свалка бытовых отходов, куда продолжают вывозиться отходы, но полагает, что на ООО ПКП «У*» не может быть возложена обязанность по ликвидации свалки, поскольку свалку эту предприятие не организовывало.

Заслушав пояснения сторон, исследовав все представленные доказательства, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими удовлетворению, суд находит иск обоснованным.

В судебном заседании установлено следующее.

ДАТА начальником С* территориального отдела ОГУ «Ш*» Н.А.С. с участием помощника прокурора С* района Сухарева А.С. проведена проверка по организации и функционированию несанкционированных свалок на территории С* муниципального района вблизи населенных пунктов Ур*, Ми*, КП*, КР*, См*, Са*, Ду*.

Результаты проверки оформлены актом от ДАТА

В ходе проведения данной проверки установлено, в том числе:

- АДРЕС выявлена организация и функционирование несанкционированной свалки в непосредственной близости от земель лесного фонда в квартале 73 выделе 16, 19 Д* участкового лесничества. На площади 3 га происходит складирование твердо-бытового мусора, пищевых отходов, строительных отходов. На свалке происходит неконтролируемое горение отходов в непосредственной близости от лесных участков земель лесного фонда. Свалка не огорожена и не опахана минерализованной полосой. Происходит засорение и захламление земель лесного фонда в результате раздувания отходов ветром от валки мусора. Существует угроза возникновения лесного пожара от горящего мусора.

В судебном заседании представитель администрации С* района заявила, что земельный участок, на котором размещается несанкционированная свалка, предоставлен ООО ПКП «У*» под размещение твердых бытовых отходов.

В соответствии с договором НОМЕР от ДАТА между С* муниципальным районом (Арендодатель) и ООО ПКП «У*» (Арендатор), Арендодатель предоставляет в аренду Арендатору земельный участок из категории земель «земли сельскохозяйственного назначения» с кадастровым НОМЕР, расположенный относительно ориентира АДРЕС, под размещение полигона твердых бытовых отходов, общей площадью 73 000 кв.м. без права передачи в субаренду, сроком с ДАТА. по ДАТА

л.д. 63)

Однако, согласно выкопировке из плана лесонасаждений ОГУ «Ш*» Д* участковое лесничество квартал 73, выдел 15-19, следует, что свалка, расположенная примерно АДРЕС расположена как на территории Д* сельского поселения, так и землях карьера, переданного по договору аренды ООО ПКП «У*», что ответчиками не оспорено.

В соответствии с п.п.18 ст. 32 Устава МО Д* сельского поселения администрация… организует сбор и вывоз бытовых отходов и мусора, следовательно, Администрация Д* поселения несет ответственность за организацию сбора и вывоза мусора и бытовых отходов на территории МО Д* сельское поселения.

В силу положений ст. 2 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков (арендаторы), обязаны, в том числе:

- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов;

- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

- не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

- выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

В соответствии с п. 4.4 договора аренды НОМЕР от ДАТА между С* муниципальным районом (Арендодатель) и ООО ПКП «У*» (Арендатор), Арендатор обязан не допускать ухудшения экологической обстановки и захламления участка и прилегающей территории в радиусе 50м., осуществлять мероприятия по охране земель в порядке, установленном законодательством, не нарушать права других землепользователей и природопользователей.

Таким образом, и Администрация Д* поселения, и ООО ПКП «У*» обязаны принимать меры для исключения захламления находящегося в их ведении земельных участков.

Конституцией Российской Федерации установлено, что земля и все другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизнедеятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду и обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию Российской Федерации и требования, установленные соответствующими законодательными актами (ст.ст. 9,15, 58).

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» физические лица обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам.

Статьями 3, 23, 24, 34, 51, 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что основными принципами охраны окружающей среды являются соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть с учетом экономических и социальных факторов, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Из пояснений представителя истца ГУ* следует, что свалка, расположенная у д.Ур*, не отодвинута от лесного массива на достаточное по пожарным требованиям расстояние, не опахана минерализованной полосой, на данной свалке периодически возникает неконтролируемое горение, что сохдает опасность возникновения лесного пожара, поскольку участки лесного фонда находятся в непосредственной близости от данной свалки.

В то же время, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными правовыми актами Российской Федерации (ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).

Условия, при соблюдении которых допускается временное хранение отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью), установлены Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН НОМЕР «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденными Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДАТА

Однако суду не представлено сведений о том, что условия и способы сбора, хранения и захоронения отходов производства и потребления на свалке, расположенной примерно АДРЕС, соответствуют требованиям СанПиН, что проведены специальные геологические, гидрологические исследования, по заключению которых размещение отходов производства безопасно для окружающей среды.

При отсутствии таких сведений требования прокурора об обязании ответчиков Администрацию Д* сельского поселения С* района и ООО ПКП «У*» ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную примерно АДРЕС, подлежат безусловному удовлетворению, поскольку размещение вышеуказанной свалки, находящейся как на землях поселения, так и на землях переданных в аренду на 49 лет ООО ПКП «У*», не соответствуют требованиям СанПиН, в силу чего опасно, поскольку ее существование ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку на территории поселения, создает угрозу возникновения лесного пожара от горящего мусора.

Также подлежащими удовлетворению суд полагает и требования к ответчику Администрации С* муниципального района об обязании организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Д* сельского поселения С* района.

В силу положений п.п.14 ст. 15 Федерального закона от ДАТА НОМЕРФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Закон об охране окружающей среды в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления (наряду с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации) за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Федеральный закон от ДАТА НОМЕРФЗ "Об отходах производства и потребления" относит к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами организацию утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Органы местного самоуправления муниципального района реализуют указанные полномочия самостоятельно или заключают договоры на осуществление деятельности по утилизации и переработке отходов.

Экологическая функция местного самоуправления представляет собой закрепленную в компетенции субъектов местного самоуправления возможность и обязанность осуществлять комплекс мероприятий, направленных на обеспечению благоприятной окружающей среды на территории муниципального образования.

Однако, на территории С* района не имеется полигонов для утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, при этом суду не представлено сведений о разработке и утверждении комплексной Программы по организации утилизации и переработки бытовых отходов.

Ссылка представителя ответчика ООО ПКП «У*» на то, что предприятие заключило договор на разработку рабочего проекта «полигона твердых бытовых отходов в АДРЕС», а также на наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам и нормам для строительства объекта, не принимается судом, поскольку ни заключение договора на проектные работы по размещению полигона твердых бытовых отходов, ни получение санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии предполагаемого использования земельного участка санитарным правилам и нормам для строительства объекта - полигона твердых бытовых отходов в АДРЕС, не указывает на то, что существующая свалка отвечает требованиям СанПиН НОМЕР «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденным Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации ДАТА

А поскольку суду не представлено сведений о том, что условия и способы сбора, хранения и захоронения отходов производства и потребления на территории МО Д* сельское поселение соответствуют требованиям СанПиН, что проведены специальные геологические, гидрологические исследования, по заключению которых размещение отходов производства примерно в АДРЕС безопасно для окружающей среды, то требования прокурора о признании незаконным бездействия Администрации Д* сельского поселения С* муниципального района Челябинской области по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории подлежит удовлетворению.

Статья 12 ГК РФ определяет способы защиты гражданских прав, к которым относится принуждение к исполнению обязанностей в натуре, защита гражданских прав может быть осуществлена и иными способами, предусмотренными законом.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, ст. 12 ГК РФ, ст. 42 ЗК РФ, ст. 34, 35 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Администрации Д* сельского поселения С* муниципального района Челябинской области по организации работ, связанных с размещением (хранением, захоронением) твердых бытовых отходов, отходов производства и потребления, образующихся на подведомственной территории.

Обязать Администрацию Д* сельского поселения С* района и ООО ПКП «У*» ликвидировать несанкционированное размещение отходов (свалку), расположенную примерно в 1 км. от трассы Челябинск-Екатеринбург, в 1700 м. юго-западнее от оз.Урефты.

Обязать Администрацию С* муниципального района организовать утилизацию и переработку бытовых отходов, вывозимых с территории Д* сельского поселения С* района.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий: