Решение по иску прокурора С* района в защиту интересов неопределенного круга лиц к МУП `К*`



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Давыдовой В.Е.

При секретаре Ахмеровой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску прокурора С* района Челябинской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию « Ко.*» С* района о запрещении осуществлять деятельность по реализации функций органов местного самоуправления

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор С* района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился к муниципальному унитарному предприятию « Ко.*» С* района Челябинской области с иском о запрещении осуществлять деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, осуществляемую по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и уставами муниципальных образований, а именно:

- подготовку, изготовление и переоформление градостроительных планов земельных участков,

- подготовку, изготовление актов выбора земельных участков любой площади как в населенных пунктах, так и вне населенных пунктов,

- подготовку, изготовление, переоформление архитектурно-планировочных заданий,

- подготовку, изготовление разрешения на строительство, в том числе бланка разрешения на строительство.

В обоснование указал следующее.

При рассмотрении обращения Латышева Ю.В. было установлено, что муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» С* района Челябинской области в нарушение Федеральных законов : от 27.07.2010г. № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», от 17.11.1995г. № 169-ФЗ « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции», Градостроительного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, осуществляет за плату услуги, являющиеся муниципальными, а именно :

- подготавливает, изготовляет и переоформляет градостроительные планы земельных участков,

- подготавливает, изготовляет акты выбора земельных участков,

- подготавливает, изготовляет и переоформляет архитектурно-планировочные задания,

- подготавливает и изготовляет разрешения на строительство и бланки разрешения.

Так оформление разрешения на строительство дома в АДРЕС и градостроительного плана Латышеву Ю.В. осуществляло муниципальное унитарное предприятие « Ко.*», которое взяло с него за оказанные услуги 4553 руб. 60 коп.

Тем самым ответчик нарушает права неопределенного круга лиц. ( л.д. 3-7, 113-114).

Помощник прокурора С* района Чиркина К.А. иск поддержала.

Представитель ответчика Т.А.С. иск не признал.

Ответчик в отзыве указал следующее ( л.д. 107). Латышев Ю.В. обратился с заявлением о выдаче разрешения и градостроительного плана земельного участка на строительство индивидуального жилого дома обратился к главе администрации С* муниципального района. По результатам заявления Латышеву Ю.В. был выдан градостроительный план земельного участка, утвержденный распоряжением администрации С* муниципального района от ДАТА, и разрешение на строительство от ДАТА, подписанное главой Сосновского муниципального района. Муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» ни Латышеву Ю.В., ни другому лицу не выдавало градостроительные планы земельных участков. Акты о выборе земельных участков и архитектурно-планировочные задания, подготовку которых осуществляет муниципальное унитарное предприятие « Ко.*», также утверждаются должностными лицами администрации С* муниципального района. Таким образом, предприятие не совмещает функции органов местного самоуправления и функции хозяйствующих субъектов. Деятельность по подготовке градостроительных планов земельных участков, архитектурно-планировочных заданий и актов о выборе земельных участков предусмотрена уставом предприятия.

3 лицо Латышев Ю.В. с иском согласен.

Представитель 3 лица администрации Е* сельского поселения С* муниципального района К.О.Л. мнение по иску не высказала.

3 лицо администрация С* муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещена ( л.д. 228), представитель не явился. В предварительном судебном заседании ДАТА представитель администрации С* муниципального района с иском был не согласен ( л.д. 108-109).

3 лица - администрации А*, В*, Д*, Кр.*, К*, М*, П*, Р*, Са.*, Со.*, Т*, То.* сельских поселений С* муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом и заблаговременно ( л.д. 115-127, 229-236, 239), их представители в судебное заседание не явились. Мнение по иску не сообщили.

3 лица : администрации Сак.* и Ар.* сельских поселений С* муниципального района просят дело рассмотреть в отсутствие их представителей, с иском согласны ( л.д. 237, 238).

3 лицо комитет по управлению имуществом и земельным отношениям С* муниципального района ( привлечен судом - л.д. 108-109) о времени и месте рассмотрения дела извещен ( л.д.227), представитель в судебное заседание не явился, мнение по иску не сообщил.

Исследовав представленные доказательства, суд считает иск обоснованным.

Муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» С* района создано с целью : осуществления разработки планов застройки территории района, выполнения работ по инженерным изысканиям, ведения дежурных планов, выполнение проектных работ, проведения научно-исследовательских работ в области градостроительства, осуществления авторского и технического надзора за строительством, выполнения функций « заказчика-застройщика и единого заказчика, генерального подрядчика», участия в приёмке в эксплуатацию законченных строительством объектов. Его учредителем является К2 ( в настоящее время - К1) ( л.д. 87-101).

Согласно утвержденного перечня с ДАТА муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» выполняло следующие платные работы:

- градостроительный план земельного участка под строительство индивидуального жилого дома,

- изготовление градостроительного плана,

- вынос красных линий ( контрольный обмер ) земельного участка,

- градостроительный план под строительство пристроя,

- акт о выборе земельного участка,

- архитектурно-планировочное задание для промышленных объектов,

- работа в архиве,

- переоформление градостроительного плана без замены проекта,

- подготовка бланка разрешения, справка в суд,

- акт о выборе земельного участка вне населенных пунктов ( стоимость зависит от площади) ( л.д.10).

Латышев Ю.В. заплатил муниципальному унитарному предприятию « Ко.*» ДАТА 4 553 руб. 60 коп. за градостроительный план земельного участка ( л.д. 9).

Муниципальным унитарным предприятием « Ко.*» ему был изготовлен и выдан градостроительный план земельного участка для строительства индивидуального жилого дома и хозяйственных построек по АДРЕС ( л.д. 39-44).

ДАТА Латышев Ю.В. обратился в муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» с заявлением о возврате уплаченных им за оформление градостроительного плана денежных сумм, так как орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы ( л.д. 36).

Письмом от ДАТА ему было отказано в удовлетворении заявления, так как предприятие является хозрасчетным и не может выполнять работы, связанные с подготовкой градостроительного плана, безвозмездно ( л.д. 37).

После этого Латышев Ю.В. обратился к прокурору С* района ( л.д. 8).

В связи с его обращением была проведена проверка и предъявлен указанный иск.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно утвержденного перечня с ДАТА муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» выполняет следующие платные работы:

- вынос в натуру границ земельного участка, разбивка строений и вынос осей под строительство жилого дома,

- подготовка акта о выборе земельного участка,

- выкопировка с генерального плана,

- работа в архиве,

- справка о расположении индивидуального жилого дома на земельном участке( л.д.224).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности установлены Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Градостроительным кодексом РФ.

Согласно ст. 8 Градостроительного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов в области градостроительной деятельности относится выдача разрешений на строительство.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся : выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения.

Согласно п. 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 настоящей статьи, не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.

Архитектурно-планировочное задание выдается по заявке заказчика (застройщика) органом, ведающим вопросами архитектуры и градостроительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации ( ч.3 ст. 3 Федерального закона РФ от 17.11.1995г. № 169-ФЗ « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации»).

Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов, с предварительным согласованием мест размещения объектов ( ст. 30 ЗК РФ).

Порядок предоставления земельных участков с предварительным согласованием мест размещения объектов установлен п. 5 ст. 30 ЗК РФ и включает в том числе: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном ст. 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объектов.

В соответствии со ст. 31 ЗК РФ

- гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст.29 ЗК РФ, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта ( п.1);

- орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями ( п.2);

- результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. ( п.5).

Совокупность указанных норм свидетельствует о том, что

- изготовление ( в том числе подготовка, переоформление и т.п.) градостроительного плана земельного участка, выдача разрешений на строительство, архитектурно-планировочное задание осуществляется органами местного самоуправления бесплатно и предоставляются гражданам и юридическим лицам;

- бремя подготовки акта выбора земельного участка при осуществлении процедуры предоставления земельного участка с предварительным согласованием мест размещения объектов возложено на органы местного самоуправления и осуществляется бесплатно.

В соответствии со ст.ст. 6,14,16 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия по вопросам местного значения, отнесенные к предметам ведения органа местного самоуправления, осуществляются выборными и иными органами местного самоуправления, наличие и компетенция которых определяются уставом муниципального образования.

Муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» С* района не является органом местного самоуправления ( л.д. 129-223).

Муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» С* района является коммерческим предприятием, основной целью которого является извлечение прибыли ( ст. 113 ГК РФ, ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002г. № 161-ФЗ « О государственных и муниципальных унитарных предприятиях»).

Муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, является деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований (ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Государственные и муниципальные услуги предоставляются заявителям на бесплатной основе ( ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов ( ч.3 ст. 15 Федерального закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции»).

Выполнение муниципальным унитарным предприятием « Ко.*» С* района Челябинской области на платной основе работ по подготовке, изготовлению и переоформлению градостроительных планов земельных участков; подготовке изготовлению актов выбора земельных участков любой площади как в населенных пунктах, так и вне населенных пунктов; подготовке, изготовлению, переоформлению архитектурно-планировочных заданий; подготовке, изготовлению разрешения на строительство, в том числе бланка разрешения на строительство, нарушают как требования Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Градостроительного кодекса РФ,, Земельного кодекса РФ, Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»), Федерального закона РФ от 26.07.2006г. № 135-ФЗ « О защите конкуренции»), так и права неопределенного круга лиц, так как ответчик осуществляет на платной основе деятельность, которую обязаны осуществлять органы местного самоуправления бесплатно.

Учредителем муниципального унитарного предприятия « Ко.*» С* района Челябинской области является К1.

Представленный ответчиком прейскурант выполняемых им с ДАТА, в котором отсутствуют работы по подготовке, изготовлению и переоформлению градостроительных планов земельных участков; подготовке, изготовлению, переоформлению архитектурно-планировочных заданий; подготовке, изготовлению разрешения на строительство, в том числе бланка разрешения на строительство, не является основанием для отказа в удовлетворении иска, так как до ДАТА муниципальное унитарное предприятие « Ко.*» С* района выполняло за плату оказанные работы и может выполнять их в будущем.

В соответствии со ст.ст. 11,12 ГК РФ защита нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется, в том числе: путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законами.

Доводы ответчика о том, что он осуществляет подготовку актов о выборе земельных участков и архитектурно-планировочных заданий, которые утверждаются должностными лицами администрации С* муниципального района;таким образом, предприятие не совмещает функции органов местного самоуправления и функции хозяйствующих субъектов, а деятельность по подготовке градостроительных планов земельных участков, архитектурно-планировочных заданий и актов о выборе земельных участков предусмотрена уставом предприятия, потому ответчик может её осуществлять, суд считает необоснованными.

Уставом муниципального унитарного предприятия « Ко.*» С* района действительно предусмотрена подготовка градостроительных планов земельных участков, архитектурно-планировочных заданий и актов о выборе земельных участков.

Однако, из анализа норм Федеральных законов « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», « Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», « Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», Земельного кодекса РФ и Градостроительного кодекса РФ, следует, что деятельность по подготовке, изготовлению и переоформлению градостроительных планов земельных участков; подготовке изготовлению актов выбора земельных участков ; подготовке, изготовлению, переоформлению архитектурно-планировочных заданий; подготовке, изготовлению разрешения на строительство, должна осуществляться бесплатно органами местного самоуправления.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора С* района Челябинской области удовлетворить.

Запретить муниципальному унитарному предприятию « Ко.*» С* района Челябинской области осуществлять деятельность по реализации функций органов местного самоуправления, осуществляемую по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и уставами муниципальных образований, а именно:

- подготовку, изготовление и переоформление градостроительных планов земельных участков,

- подготовку, изготовление актов выбора земельных участков любой площади как в населенных пунктах, так и вне населенных пунктов,

- подготовку, изготовление, переоформление архитектурно-планировочных заданий,

- подготовку, изготовление разрешения на строительство, в том числе бланка разрешения на строительство.

Взыскать с муниципального унитарного предприятия « Ко.*» С* района Челябинской области государственную пошлину в доход бюджета в размере 4 000 руб.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.

Председательствующий

<данные изъяты>

Копия верна. <данные изъяты>

Судья В.Е. Давыдова