Военный прокурор Ч* гарнизона к Коптягину П.В.



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи:

Куценко Т.Н.

При секретаре судебного заседания

Романовой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску военного прокурора Че.* гарнизона в интересах государства в лице В* к Коптягину П.В. о взыскании средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку,

У С Т А Н О В И Л:

Военный прокурор Че.* гарнизона обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации в лице В* к Коптягину П.В., просил взыскать в пользу В* средства федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку в размере 169 710 руб. и расходы по оплате государственной пошлины.

В обоснование требований указал, что приказом начальника училища от ДАТА № Коптягин П.В. был зачислен на 1 курс Ч* Ч* Ч* и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой».

ДАТА Коптягин П.В. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания, который вступил в силу.

В связи с нежеланием учиться Коптягин П.В. был представлен на заседание ученого совета училища. Приказом начальника училища от ДАТА № Коптягин П.В. был отчислен из числа курсантов в связи с невыполнением им условий контракта в части нежелания учиться. За период обучения в Ч* на военную и специальную подготовку Коптягина П.В. из средств федерального бюджета было затрачено 169710 руб., согласно расчету взыскиваемой суммы.

В соответствии с п.7 ст.35 ФЗ от 28.03.1998 года №53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования за нежелание учиться, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку.

(л.д.3-5)

Военный прокурор извещен, не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, на исковых требованиях настаивает.

Истец В* извещен, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик Коптягин П.В. и его представитель извещены надлежащим образом, после отложения слушания дела для представлении доказательств, не явились.

Ранее в судебном заседании ответчик иск не признавал, представил письменные возражения по иску о том, что до момента его отчисления из Ч* Министром обороны был подписан приказ о ликвидации филиала В* в Че.*, всем курсантам было объявлено, что Че.* филиал прекращает свою деятельность, а курсанты подлежат переводу в г.О* (Ом.*), в предложенном для продолжения учебы О* филиале отсутствовали условия для прохождения обучения, которые были для него (ответчика) решающими при выборе ВУЗа (место расположения, профиль училища и пр.) Подавая рапорт на отчисление, он выразил несогласие с переводом в О* филиал учебного центра, а продолжать обучение в Ч* при продолжении его деятельности, он желал. Формулировка в рапорте на отчисление «по нежеланию учиться» была продиктована ему командованием. Полагает, что именно Министерством обороны было нарушено право на образование, а его вина в нарушении обязательств по контракту отсутствует. Договор на обучение по программе военной подготовки при поступлении в ВУЗ с ним не заключался, контракт о прохождении военной службы был подписан им лишь спустя почти два года с момента зачисления в училище. О том, что в случае прекращения учебы, с него могут быть взысканы денежные средства, при поступлении в училище, он не был поставлен в известность. Не доказан и размер взыскиваемых денежных средств. Поскольку контракт был подписан им ДАТА, в п.2 контракта указана подлежащая возмещению денежный сумма – 56570 руб. за один год обучения, а указанная в контракте сумма была взята из расчета фиксированных значений суммы подлежащих возмещению денежных средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемых в ДАТА

Ссылается на то, что контракт вступает в силу со дня его подписания (ДАТА) и обратной силы не имеет.

Просит также учесть его материальное положение, поскольку в настоящее время он не работает, живет с родителями, денежных средств не имеет, имуществом не располагает.

Исследовав все материалы дела, обсудив доводы сторон, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Приказом начальника Ч* от ДАТА № Коптягин П.В. был зачислен на 1 курс Ч* Ч* Ч* и назначен на должность «курсант» с присвоением воинского звания «рядовой» (л.д. 9).

ДАТА Коптягин П.В. заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в образовательном учреждении и пять лет военной службы после его окончания, который вступил в силу ДАТА после объявления приказа начальника Ч* Ч* Ч* и прекратил свое действие ДАТА в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (по нежеланию учиться).

(л.д. 11-12)

Подпунктом «в» пункта 2 указанного контракта предусмотрено возмещение в случаях, предусмотренных ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», средств федерального бюджета, затраченные на его военную и специальную подготовку в размере 56570 руб. за год обучения.

В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от ДАТА №, от ДАТА № Ч* было реорганизовано в форме присоединения к Г* и было создано В*, которое в силу положений ст. 58 ГК РФ п.2 является правопреемником Ч*.

Приказом Министра обороны РФ № от ДАТА до ДАТА филиал В* подлежит ликвидации, при этом начальнику В* поручено до ДАТА организовать перевод курсантов из ликвидированного филиала в г.Че.* в филиал в г.О* для продолжения обучения.

(л.д. 37)

Приказом начальника Ч* Ч* Ч*Ч* Ч* от ДАТА № Коптягин П.В. отчислен из числа курсантов по нежеланию учиться, с ним расторгнут контракт, заключенный на время обучения в военном учебном заведении и пять лет военной службы псе его окончания, досрочно уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, исключен из списков переменного состава училища, всех видов обеспечения с ДАТА, направлен для постановки на воинский учет в ВК С* района Челябинской области.

(л.д. 17)

В соответствии с п.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14 февраля 2000 г. N 9 "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) порядок прохождения военной службы, в частности заключение контракта о прохождении военной службы, прекращение его действия, поступление на военную службу и увольнение с нее, назначение на воинские должности и освобождение от воинских должностей, дисциплинарная и материальная ответственность военнослужащих, а также иные правоотношения, имеющие специфический характер в условиях военной службы, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (в том числе ведомственными), определяющими порядок прохождения военной службы и статус военнослужащих.

Контракт о прохождении военной службы представляет собой административно-правовой договор, который заключен между гражданином с одной стороны и федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, с другой стороны, закрепляет добровольное поступление этого гражданина на военную службу и определяет на определенный срок взаимные права и обязанности его участников в сфере обороны и безопасности государства, установленные законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 7 статьи 35 Федерального закона №53-Ф3 от 28.03.1998 года «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что граждане, отчисленные из военных образовательных учреждений профессионального образования или учебных военных центров при федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшиеся заключить контракты о прохождении военной службы, а также граждане, окончившие указанные образовательные учреждения и уволенные с военной службы ранее срока, установленного контрактом о прохождении военной службы, по основаниям предусмотренным подпунктами «д», «е» и «з» пункта 1, подпунктами «в» и «д» пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона, возмещают средства федерального бюджета, затраченные на их военную или специальную подготовку. Указанные граждане не возмещают средства федерального бюджета, затраченные на обеспечение исполнения ими обязанностей военной службы в период обучения. Порядок исчисления размера возмещаемых средств определяется Правительством Российской Федераций.

Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 06 июля 2006 № 103-ФЗ был уточнен порядок поступления граждан в военные образовательные учреждения профессионального образования, а также заключения контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

При заключении контрактов прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных образовательных учреждениях профессионального образования, условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств, включаются в контракт о прохождении военной службы (абзац 2 п.7 ст. 35 Закона от 06 июля 2006г. № 103-ФЗ).

Согласно пунктов 1 2 ст. 35 Закона от 06 июля 2006г. № 103-ФЗ в военные образовательные учреждения профессионального образования имеют право поступать граждане, не проходившие военную службу, - в возрасте от 16 до 22 лет. Граждане, поступающие в военные образовательные учреждения профессионального образования, должны соответствовать требованиям, установленным для граждан, поступающих на военную службу по контракту. Граждане, зачисленные в военные образовательные учреждения профессионального образования, назначаются на воинские должности курсантов, слушателей или иные воинские должности в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Граждане, не проходившие военную службу, при зачислении в военные образовательные учреждения профессионального образования приобретают статус военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и заключают контракт о прохождении военной службы по достижении ими возраста 18 лет, но не ранее окончания ими первого курса обучения в указанных образовательных учреждениях.

В соответствии с подп. «д» п. 1 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237 началом военной службы считается для граждан, поступивших в военно-учебные заведения и не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее, - день зачисления в указанные учебные заведения.

В соответствии со ст. 4 данного Положения контракт заключается между гражданином (военнослужащим) и от имени Российской Федерации -Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, письменно по типовой форме согласно приложению N 1.

Контракт на время обучения в военном образовательном учреждении профессионального образования и на пять лет военной службы после его окончания (подп. "г" п. 3 ст. 38 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе") заключается с военнослужащим, обучающимся по очной форме в военном образовательном учреждении высшего, среднего профессионального образования, адъюнктуре или военной докторантуре. Он может быть как первым (подп. "б" п. 5 ст. 9 Положения о порядке прохождения военной службы), так и новым (п. 2 ст. 8 данного Положения).

Согласно п.п. «б» п.5 ст. 4 указанного Положения условия контракта включают в себя обязанность гражданина возместить в случаях, предусмотренных Федеральным законом, средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку, а также размер подлежащих возмещению средств.

При заключении контрактов с гражданами, обучающимися в военно -учебных заведениях (поступающими в них), этим гражданам разъясняются порядок исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на их военную или специальную подготовку, включаемых в контракты, и состав расходов, исходя из которых определяется размер указанных средств.

Контракт вступает в силу со дня его подписания должностным лицом, определенным настоящим Положением, о чем издается соответствующий приказ.

Срок контракта исчисляется со дня (календарной даты) вступления его в силу и прекращает свое действие …со дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части при увольнении с военной службы, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Первый контракт заключают ранее не проходившие военную службу по контракту граждане в возрасте от 18 до 40 лет.

Первый контракт заключается с военнослужащим, поступающим в военно -учебное заведение или обучающимся в нем, - на время обучения в военно -учебном заведении и на пять лет военной службы после его окончания.

Постановлением Правительства РФ от 25.06.2007г. № 402 утверждена Методика исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан РФ в военных образовательных учреждениях профессионального образования.

В силу п.2 Методики исчисления размера подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку граждан Российской Федерации в военных образовательных учреждениях профессионального образования, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 25 июня 2007 г. N 402, размер подлежащих возмещению средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку граждан в военно-учебных заведениях, определяется исходя, из расходов, произведенных военно-учебным заведением для выполнения квалификационных требований.

Пунктом 3 данной Методики предусмотрено, что в состав указанных в пункте 2 настоящей методики расходов включаются расходы: на содержание и эксплуатацию, ремонт и обслуживание вооружения и военной техники, подлежащих изучению (освоению) и (или) используемых в процессе обучения, элементов тренажерной базы и базы для обще военной подготовки; на приобретение материальных запасов, используемых в образовательном процессе для выполнения квалификационных требований; на содержание преподавателей (оклад месячного денежного содержания и процентная надбавка за выслугу лет, вещевое обеспечение - для военнослужащих, оплата труда - для лиц гражданского персонала), которые проводят учебные занятия по учебным дисциплинам в соответствии с квалификационными требованиями.

В пункте 5 указанной Методики содержится, что период, на который определяются расходы, указанные в пункте 3 настоящей методики, составляет 1 финансовый год.

В соответствии с п. 6 указанной Методики размер подлежащих возмещению средств, включаемый в контракт, определяется исходя из фиксированного значения суммы этих средств. Фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств рассчитывается федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы, по формуле: ФЗ = (PI + Р2 + РЗ) / ШЧ, где: ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; Р1 - стоимость износа основных средств, тыс. рублей в год; Р2 -стоимость расхода материальных запасов, тыс. рублей в год; РЗ - расходы на содержание преподавателей, тыс. рублей в год; ШЧ - штатная численность переменного состава военно-учебного заведения, человек. Расчет фиксированного значения суммы подлежащих возмещению средств осуществляется до 01 июля года, в котором военнослужащим заключен контракт, по данным года, предшествовавшего заключению контракта.

Граждане возмещают средства федерального бюджета, затраченные на военную подготовку, по текущему значению суммы подлежащих возмещению средств. Текущее значение суммы подлежащих возмещению средств устанавливается для граждан, отчисленных из военно-учебных заведений за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшихся заключить контракт, - в размере, рассчитанном по формуле: ТЗ = ФЗ х (ПЛО + ПМО / 12), где: ТЗ - текущее значение суммы подлежащих возмещению средств в случае отчисления из военно-учебного заведения, тыс. рублей; ФЗ - фиксированное значение суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракт, тыс. рублей в год; ПЛО - количество полных лет обучения (1 год - 365 дней) в военно-учебном заведении; ПМО - количество полных месяцев обучения (1 месяц - 30 дней), прошедших со дня зачисления в военно-учебное заведение (для первого года обучения) либо со дня истечения полного года обучения (для последующих лет обучения ) (п.7 Методики).

Как следует из расчета фиксированных значений суммы подлежащих возмещению средств, размер которых включается в контракты о прохождении военной службы, заключаемые в ДАТА в военно-учебных заведениях Главного автобронетанкового управления Министерства обороны РФ, фиксированное значение на человека по специальности «Автотехническое обеспечение войск» составило 56570 руб. (л.д. 21)

Из индивидуальной карты учета средств федерального бюджета, затраченных на военную подготовку гражданина в период обучения в военно-учебном заведении на Коптягина П.В. следует, что при отчислении из военно -учебного заведения срок обучения составил 3 года. Сумма денежных средств, затраченных на обучение составляет 169710 руб. = (56 570 рублей х 3 года + 0/12).

Контракт с Коптягиным П.В. о прохождении военный службы был заключен в соответствии с утвержденной типовой формой контракта о прохождении военной службы, на срок обучения, который составляет пять лет и на пять лет военной службы после обучения, поэтому началом военной службы и обучения считается день зачисления ответчика в учебное заведение, а именно с ДАТА (приказ № от ДАТА) и поэтому срок обучения следует исчислять не с момента заключения контракта о прохождении военной службы, а с момента начала обучения.

И потому с ответчика подлежат взысканию денежные средства федерального бюджета, затраченные на его военную или специальную подготовку в размере 169710 руб. в год согласно расчета, произведенного за 3 года обучения по специальности «<данные изъяты>».

Суд не принимает доводы ответчика о том, что Министерство обороны нарушило его право на образование, поскольку приказом Министра обороны РФ № от ДАТА до ДАТА при ликвидации филиала В* в г.Че.* начальнику В* было поручено до ДАТА организовать перевод курсантов из ликвидированного филиала в г.Че.* в филиал в г.О* для продолжения обучения.

Доводы ответчика о том, что формулировка в рапорте на отчисление «по нежеланию учиться» была продиктована ему командованием и не соответствовала его намерениям, суд полагает несостоятельными, поскольку они не подтверждены допустимым доказательствами.

Суд критически относится к показаниям свидетеля З.И.Б., который показал, что он, якобы написал рапорт об отчислении в связи с ликвидацией училища в г.Че.* и в связи с отсутствием в О* филиале соответствующей специальности, что такой же рапорт написал и Коптягин П.В., но данный рапорт был порван.

Следует учесть, что свои рапорта об отчислении Коптягин П.В. и З.И.Б. подавали в разнее время и разным лицам, при подаче рапорта Коптягиным П.В. свидетель не присутствовал, кроме того, в военном билете З.И.Б. также указано, что он отчислен из числе курсантов по нежеланию учиться, а не по иной причине. (л.д. 62)

В силу пункта 3 статьи 11 ГПК Российской Федерации в случае отсутствия норм права, регулирующих спорное отношение, суд применяет нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм разрешает дело, исходя из общих начал и смысла законодательства (аналогия права).

В соответствии статьи 11 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» размер денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного ущерба, может быть снижен командиром (начальником) воинской части с разрешения вышестоящего командира (начальника), а также судом с учетом конкретных обстоятельств, степени вины и материального положения военнослужащего.

С учетом материального положения Коптягина П.В., отсутствия у него работы и самостоятельного дохода, а также объектов недвижимости на праве собственности, суд полагает возможным уменьшить размер возмещения указанных выше затрат до 110 000 рублей.

Согласно п.3 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3400 руб.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Коптягина П.В. в пользу В* денежные средства, затраченные на его военную и специальную подготовку в военном образовательном учреждении профессионального образования для возмещения в федеральный бюджет, уменьшенные до 110000 руб.

Взыскать с Коптягина П.В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 3400 руб.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней со дня получения мотивированного решения.

Председательствующий <данные изъяты>

Копия верна. <данные изъяты>

Судья: Т.Н.Куценко