Копия
д.№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Долгодеревенское ДАТА
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Огура В.И.
при секретаре судебного заседания Гайнановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: пер. Школьный,7а, гражданское дело по иску Ч* природоохранного прокурора в защиту неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Ми.*, Ур.* к Обществу с ограниченной ответственностью "Э*" о понуждении к исполнению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Ч* природоохранный прокурор, действуя в защиту неопределённого круга лиц и Российской Федерации в лице Ми.*, Ур.* обратился с иском к Обществу с ограниченной ответственностью "Э*" о понуждении к исполнению действий, в котором попросил: обязать ответчика оформить в установленном законодательством порядке в срок до ДАТА решение о предоставлении водного объекта (река Б*) в пользование для сброса сточных вод по выпуску №, расположенных на землях П* сельского поселения С* муниципального района Челябинской области разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) по выпуску № в реку Б*, а также приостановить эксплуатацию № до получения разрешительных документов: решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты
В обоснование исковых требований указано, что № переданы Администрацией П* сельского поселения ответчику по договору поручения № на управление муниципальными системами коммунальной инфраструктуры от ДАТА и дополнительным соглашением № от ДАТА к данному договору. Согласно п. 1.1 Договора поручения № (в редакции дополнительного соглашения №) ООО "Э*" осуществляет эксплуатацию переданных объектов и производство коммунальных услуг своими силами. В нарушение требований действующего законодательства ответчик с ДАТА осуществляет сброс сточных вод через выпуск № в поверхностный водный объект общего пользования - реку Б*, без разрешительных документов: решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, что способствует загрязнению водного объекта. Срок действия решения на водопользование от ДАТА № на сброс сточных вод по выпуску № в реку Б* закончился ДАТА. Срок действия разрешения № от ДАТА на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) закончился ДАТА. Факт использования ответчиком для сброса сточных вод водного объекта река Б* без оформленных в установленном законом порядке документов на водопользование подтверждается постановлением о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, информацией О*, объяснениями директора ООО "Э*" и другими документами. Невыполнение ответчиком обязанности по использованию водного объекта реки Б* для сброса сточных вод в соответствие с требованиями водного законодательства, не оформлению в установленном законодательством порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) нарушает интересы Российской Федерации, закрепившей императивные экологические требования безопасного для окружающей среды использования водных объектов, приоритета охраны водных объектов и обеспечения прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, а также право граждан, проживающих и пребывающих на территории Ч* области, на благоприятные условия жизнедеятельности, обеспечение чистой питьевой водой. Река Б* впадает в р. М*, питающую Ш* водохранилище. Сброс хозяйственно-бытовых стоков способствует ухудшению качества воды.
В дальнейшем (ДАТА, л.д.103-104) Ч* природоохранный прокурор представил уточнённые исковые требования, в которых попросил суд:
- Приостановить эксплуатацию объекта "*" до приёмки (ввода) его в эксплуатацию.
- Обязать ответчика оформить в установленном законодательстве порядке в трёх месячный срок с момента ввода в эксплуатацию объекта "*" решение о предоставлении водного объекта (река Б*) в пользование для сброса сточных вод и разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) в реку Б*.
В обоснование уточнённых исковых требований указано, что на сегодняшний день строительно-монтажные работы на объекте выполнены полностью, ведутся пусконаладочные работы. Не введённый в эксплуатацию объект работает в биологическом режиме, через него проходят канализационные стоки. Сброс сточных вод в поверхностный водный объект общего пользования - реку Б* осуществляется без разрешительный документов.
В дальнейшем (ДАТА л.д.132-136) Ч* природоохранный прокурор представил уточнённые исковые требования, в которых попросил суд:
- Признать действия ООО "Э*" по эксплуатации очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации на АДРЕС и сбросу сточных вод в реку Б* незаконными,
- Обязать ООО "Э*" устранить выявленные нарушения, выразившиеся в эксплуатации очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации на АДРЕС и сбросу сточных вод в реку Б* без решения о предоставлении водного объекта (река Б*) в пользование для сброса сточных вод и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты),
- Приостановить эксплуатацию объекта "*" и сброс сточных вод в реку Б* до устранения выявленных нарушений.
В судебном заседании старший помощник Ч* природоохранного прокурора - Авчинникова И.П. исковые требования поддержала в полном объёме, по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Ми.* представило письменное мнение, из которого следует, что с ДАТА на новых ОСК ведутся пуско-наладочные работы. ДАТА в связи с неэффективностью работы и перегруженностью старые ОСК выведены из эксплуатации. В связи с этим все сточные воды посёлка направлены на новые ОСК. Режим работы - круглосуточный. Срок окончания наладочных работ, по результатам которых будет достигнута проектная эффективность очистки сточных вод - ДАТА так как старые ОСК выведены из эксплуатации и новые ОСК весь период пуско-наладочных работ принимают все стоки посёлка, то в результате приостановления их эксплуатации в реку Б* (водоём рыбохозяйственного назначения 2 категории) будут сбрасываться неочищенные сточные воды пос. П* с повышенным содержанием следующих показателей: биологическое потребление кислорода, железо общее, аммоний-ион, нитриты, нитраты, синтетические поверхностно-активные вещества, фосфаты, нефтепродукты, хлориды и др. Сброс сточных вод вводный объект возможен при наличии решения о предоставлений водного объекта в пользование, выдаваемого Минпромом Ч* области, а также в пределах объёмов сточных вод, установленных проектом нормативов допустимого сброса сточных вод (далее - проект НДС), в котором также установлено максимальное содержание загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах. Получение решения Минпрома о предоставлении водного объекта в пользование ООО "Э*" возможно и без утвержденного проекта НДС на срок, необходимый для его утверждения по нормативам предельно допустимых концентраций, устанавливаемых для водных объектов рыбохозяйственного значения. Разрешение на сброс загрязняющих веществ выдается Уп.*. Получение разрешения на сброс загрязняющих веществ осуществляется при наличии утверждённого проекта НДС и зарегистрированного решения о предоставлении водного объекта в пользование (п.п. 8.2 п.8 ст.2 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Ур.* о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, представители не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Представитель ответчика - директор ООО "Э*" Б.С.О. исковые требования признал частично, не признал требования о приостановлении эксплуатации очистных сооружений, так как это требования являются невыполнимыми.
Представитель третьего лица - Мин.* - Т.Е.С. (доверенность от ДАТА), представила отзыв, что факт не оформления в установленные сроки разрешительных документов на сброс сточных вод является нарушением требований водного и природоохранного законодательства, но не является фактом "реальной угрозы причинения вреда здоровью человека". Приостановка эксплуатации новых очистных сооружений приведет к сбросу без очистки хозяйственно-бытовых сточных вод пос. П* в количестве 800-1000 м3/сутки в р. Б*. Поступление загрязненных сточных вод в поверхностный водный объект повлечёт ухудшение качества воды в р. Б* по органическим и микробиологическим показателям в несколько раз, то есть приведёт к нарушению п. 6 ст.56 Водного кодекса РФ.
Администрация С* муниципального района и администрация П* сельского поселения Челябинской области о месте и времени рассмотрения дела извещены своевременно, представители не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.
Исследовав представленные доказательства, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению частично по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено следующее:
Согласно договору поручения № на управление муниципальными системами коммунальной инфраструктуры от ДАТА и дополнительными соглашением № от ДАТА и № от ДАТА Администрация П* сельского поселения (Доверитель) поручила, а ООО "Э*" (Поверенный) взял на себя обязательство совершать от имени и за счёт доверителя следующие юридические действии: осуществление управления муниципальными системами коммунальной инфраструктуры, обеспечивающие бесперебойное производство коммунальных услуг для потребителей, находящиеся на территории П* сельского поселения л.д.22-26.
В силу ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
Срок действия выданного ООО "Э*" решения на водопользование от ДАТА № на сброс сточных вод по выпуску № в реку Б* закончился ДАТА, а срок действия выданного ООО "Э*" разрешения № от ДАТА на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) закончился ДАТА л.д.31-34,35.
Согласно п.4.7 Муниципального контракта № от ДАТА в срок до ДАТА должны быть выполнены пуско-наладочные работы на объекте "*" л.д.93-101.
Представитель ответчика - директор ООО "Э*" Б.С.О. пояснил, что к ДАТА пуско-наладочные работы на объекте "*" не выполнены.
Статьями 3, 34, 39, 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002г. "Об охране окружающей среды" установлены принципы охраны окружающей среды при осуществлении юридическими лицами хозяйственной и иной деятельности: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, приоритет сохранения естественных экологических систем, допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды и обеспечение снижения ее негативного воздействия в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также иных наилучших существующих технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды.
Запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно п. 6 ст. 56 Водного кодекса Российской Федерации сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как установлен в судебном заседании и не отрицается ответчиком - им осуществляется отвод и сброс сточных вод в поверхностный водный объект, находящийся в федеральной собственности.
Согласно пункту 8 ст.1 Водного кодекса РФ-водопользователем является физическое лицо или юридическое лицо, которым предоставлено право пользования водным объектом.
При этом в соответствии с п. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ под использованием водных объектов понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц.
Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п. 7 ст. 1 Водного кодекса РФ).
Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса РФ).
В силу ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование.
Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч. 1 ст. 35 Водного кодекса РФ).
Согласно ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Таким образом, при сбросе загрязненных, без очистки, ливневых сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, либо через техническое сооружение, обеспечивающее сброс сточных вод в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешение на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты.
В нарушение требований действующего законодательства ООО "Э*" с ДАТА осуществляет сброс сточных вод в поверхностный водный объект общего пользования - реку Б*, без разрешительных документов: решения о предоставлении водного объекта в пользование, а также разрешения на сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты, что способствует загрязнению водного объекта.
Факт использования ООО "Э*" для сброса сточных вод водного объекта река Б* без оформленных в установленном законом порядке документов на водопользование подтверждается постановлением о привлечении к административной ответственности по ст.7.6 КоАП РФ, информацией О*, объяснениями директора ООО "Э*" и другими документами.
Невыполнение ООО "Э*" обязанности по использованию водного объекта реки Б* для сброса сточных вод в соответствие с требованиями водного законодательства, не оформлению в установленном законодательством порядке решения о предоставлении водного объекта в пользование и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты) нарушает интересы Российской Федерации, закрепившей императивные экологические требования безопасного для окружающей среды использования водных объектов, приоритета охраны водных объектов и обеспечения прав граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду, а также право граждан, проживающих и пребывающих на территории Челябинской области, на благоприятные условия жизнедеятельности, обеспечение чистой питьевой водой. Река Б* впадает в р.М*, питающую Ш* водохранилище. Сброс хозяйственно-бытовых стоков способствует ухудшению качества воды.
При таких обстоятельствах суд считает, что имеются необходимые основания для признания незаконными действия ООО "Э*" по эксплуатации очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации на АДРЕС и сбросу сточных вод в реку Б* и для обязания ООО "Э*" устранить выявленные нарушения, выразившиеся в эксплуатации очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации на АДРЕС и сбросу сточных вод в реку Б* без решения о предоставлении водного объекта (река Б*) в пользование для сброса сточных вод и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты).
Суд считает, что в удовлетворении требований прокурора о приостановлении эксплуатации объекта "*" и сброс сточных вод в реку Б* до устранения выявленных нарушений должно быть отказано по следующим основаниям:
Согласно письменному мнению Ми.* - в результате приостановления эксплуатации объекта "*", в реку Б* (водоём рыбохозяйственного назначения 2 категории) будут сбрасываться неочищенные сточные воды пос. П* с повышенным содержанием следующих показателей: биологическое потребление кислорода, железо общее, аммоний-ион, нитриты, нитраты, синтетические поверхностно-активные вещества, фосфаты, нефтепродукты, хлориды и др.
Согласно письму Управления Ф* - приостановление эксплуатации объекта - очистных сооружений канализации на ст. П* на стадии окончания пусконаладочных работ в зимний период нецелесообразно, потому что губительно скажется на биологической очистке технологической цепи очистки сточных вод и на длительный период отодвинет сроки выхода очистных сооружений на проектную мощность. Решение о приостановлении эксплуатации очистных сооружений канализации о прекращении сброса сточных вод в р. Б* практически может быть реализовано только при отключении от питьевого водоснабжения жителей, предприятий, организаций и объектов ведомства Ю*, эксплуатируемых в районе ст. П*, что создаст угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний среди населения в преддверии новогодних праздников и каникул.
Согласно отзыву Мин.*: приостановка эксплуатации новых очистных сооружений приведет к сбросу без очистки хозяйственно-бытовых сточных вод пос. П* в количестве 800-1000 м3/сутки в р. Б*. Поступление загрязненных сточных вод в поверхностный водный объект повлечёт ухудшение качества воды в р. Б* по органическим и микробиологическим показателям в несколько раз, то есть приведёт к нарушению п. 6 ст.56 Водного кодекса РФ.
Таким образом, удовлетворение требований прокурора и приостановление эксплуатации объекта "*" и сброс сточных вод в реку Б* до устранения выявленных нарушений приведёт, к прямому сбросу сточных вод в реку Б*, то есть к большему вреду окружающей среде, чем эксплуатация указанного объекта в настоящее время.
При этом суд учитывает, что на АДРЕС отсутствуют альтернативные очистные сооружения, которые могли быть взять на себя очищение сточных вод в случае приостановления эксплуатации объекта "*".
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.193-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Ч* природоохранного прокурора удовлетворить частично.
Признать незаконными действия ООО "Э*" по эксплуатации очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации на АДРЕС и сбросу сточных вод в реку Б*
Обязать ООО "Э*" устранить выявленные нарушения, выразившиеся в эксплуатации очистных сооружений хозяйственно-бытовой канализации на АДРЕС и сбросу сточных вод в реку Б* без решения о предоставлении водного объекта (река Б*) в пользование для сброса сточных вод и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую природную среду (водные объекты).
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> В.И. Огур
Копия верна. <данные изъяты>
<данные изъяты>