Решение по иску Нажметовой А.Я. к Управлению Росреестра по Ч* области



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи:

Н.Т. Куценко

При секретаре судебного заседания:

М.В. Романовой

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Нажметовой А.Я. о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета и обязании поставить на кадастровый учет земельный участок,

У С Т А Н О В И Л:

Нажметова А.Я. обратилась в суд с жалобой на действия государственного органа, просила признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДАТА № отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ч* области и обязать поставить на кадастровый учет земельный участок № на основании заявления от ДАТА №..

В обоснование указывает на то, что решением отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ч* области от ДАТА № отказано в осуществлении кадастрового учета вновь созданного земельного участка.

Действия государственного органа считает незаконными, поскольку он сослался на документы, не имеющие отношения к документам, представленным ею с заявлением от ДАТА № для постановки земельного участка № на кадастровый учет:

- на протокол проверки документов от ДАТА, который не имеет отношения к земельному участку, о постановке которого на учет было подано заявление, межевой план и объявление в газете «Сосновская нива» № от ДАТА датированы более поздней датой, чем дата в оспариваемом решении протокола от ДАТА;

- схема образуемого земельного участка, послужившего основанием для отказа в постановке на кадастровый учет, не имеет отношения к земельному участку, о постановке на учет которого подано заявление от ДАТА;

- ответ Главного управления лесами по Ч* области, на который имеется ссылка в оспариваемом решении, не может иметь отношение к земельному участку, о постановке на учет которого подано заявление ДАТА

Считает, что в полномочия Главного управления лесами не входит определение границы земельных участков, и возможность делать выводы о принадлежности земельных участков к участкам лесного фонда, поставленным на кадастровый учет, такие выводы могут быть сделаны Управлением Росреестра на основании точных координат земельных участков лесного фонда, поставленных на кадастровый учет.

(л.д. 4)

Нажметова А.Я. неоднократно извещалась судом о дне и времени судебного заседания по адресу регистрации и почтовому адресу, указанному в жалобе, по контактному телефону, сообщенному ее представителем, но в судебное заседание ни разу не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие.

Представитель заявителя Черняков И.Г. извещен, не явился в очередной раз, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 99).

Заинтересованное лицо ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Ч* области (привлечено судом) извещено надлежащим образом, просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

(л.д. 99-102)

В судебном заседании представитель Управления Росреестра по Ч* области М.А.Е. выразила несогласие с жалобой, пояснила, что ДАТА отделом кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Росреестра по Ч* области было принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета земельного участка, по заявлению Нажметовой А.Я. от ДАТА При проверке документов, представленных для кадастрового учета было установлено, что в границах образуемого земельного участка расположены участки, занятые лесом, поэтому был направлен запрос в Главное управление лесами по Ч* области, исходя из ответа на который было установлено, что в состав образуемого земельного участка входят лесные участки, принадлежащие к землям лесного фонда, которые не могут входить в состав земельного участка, принадлежащего участникам общей долевой собственности АОЗТ «М*». Работы по установлению на местности положения земельного участка для Нажметовой А.Я. выполнял кооператив «Г*», ориентиры выделяемого земельного участка согласно объявлению в газете, определялись относительно с.Б* и п.Кр.*.

ДАТА Нажметова А.Я. вновь обратилась с заявлением о постановке на кадастровый учет земельного участка, выделяемого из общедолевых земель АОЗТ «М*», при этом межевание выполнял уже НП НПКТИО «Стр.*», а ориентиры были указаны относительно д.Ко.* и д.Ка.*, но фактически выделялся участок, расположенный на тех же самых землях лесного фонда, что было установлено при нанесении координат поворотных точек образуемого земельного участка на дежурную кадастровую карту ГКН.

Ссылается на то, что карта перераспределения земель АОЗТ «М*» является неотъемлемой частью сведений ГКН и при принятии решения о постановке в ГКУ земельных участков, орган кадастрового учета обязан проверить порядок формирования земельного участка, проверить наличие наложения границ образуемого земельного участка. Геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом «О геодезии и картографии», который предусматривает возможность закрепления местоположения границ на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков или указаний на картах лесов. Участки лесного фонда, прошедшие или не прошедшие ГКУ, являются федеральной собственностью и не могут быть переданы в пользование иным лицам в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.

Заслушав пояснения представителя органа, чьи действия обжалуются, исследовав все материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения жалобы Нажметовой А.Я.

Установлено, что Нажметова А.Я. является наследником имущества Нажметова Я.Ш., умершего ДАТА, получила свидетельство о праве на наследство, которое состоит из земельной доли площадью 5,1 га, в праве общей долевой собственности на земельный участок площадью 69751163 кв.м., находящийся в АОЗТ «М*» С* района Ч* области.

(л.д. 77)

ДАТА Нажметова А.Я. получила свидетельство о государственной регистрации общей долевой собственности № в праве на земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования площадью 69751163 кв.м., находящийся в АОЗТ «М*» С* района Ч* области с кадастровым №.

(л.д. 114 об.)

ДАТА в газете «Сосновская нива» опубликовано объявление Нажметовой А.Я. о намерении выделить в счет земельной доли земельный участок площадью 5,1 га, расположенный в 11,03 км на юго-восток от центра с.Б* и 6,7 км на юго-запад от центра п.Кр.*.

(л.д.116)

По результатам кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенного по АДРЕС, кооперативом «Г*» был составлен межевой план.

ДАТА представитель Нажметовой А.Я. Черняков И.Г. обратился в Управление Росреестра по Ч* области с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости.

Решением отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ч* области от ДАТА № отказано в осуществлении кадастрового учета вновь созданного земельного участка, поскольку при проверке представленных для кадастрового учета документов установлено, что в соответствии с картографическим материалом документов государственного фонда данных в границах образуемого земельного участка расположены участки, занятые лесом, которые не являются сельскохозяйственными угодьями.

Для установления факта принадлежности выявленных лесных участков к землям лесного фонда, которые поставлены на государственный кадастровый учет с кадастровым №, был направлен запрос в Главное управление лесами по Ч* области.

В соответствии с ответом на запрос было установлено, что лесные участки, входящие в границы образуемого земельного участка принадлежат к землям лесного фонда и не смогут входить в состав земельного участка с кадастровым №, принадлежащего участникам общедолевой собственности АОЗТ «М*», из которого осуществляется выдел вновь образуемого участка.

(л.д. 104-105)

ДАТА в газете «Сосновская нива» опубликовано объявление Нажметовой А.Я. о намерении выделить в счет земельной доли земельный участок площадью 5,1 га, расположенный в 7,0 км на северо-восток от д.Ко.* и 8,7 км на северо-восток от д.Ка.*.

(л.д.144)

По результатам кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым №, расположенного по АДРЕС, НП НПКТИО «Стр.*» был составлен межевой план.

(л.д. 128-141)

ДАТА представитель Нажметовой А.Я. обратился в Управление Росреестра по Ч* области с заявлением о государственном кадастровом учете объекта недвижимости.

Решением отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ч* области от ДАТА № отказано в осуществлении кадастрового учета вновь созданного земельного участка, поскольку при проверке представленных для кадастрового учета документов установлено, что в соответствии с картографическим материалом документов государственного фонда данных Управления, а именно проектом перераспределения земель АОЗТ «М*», в границах образуемого земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, расположены участки, занятые лесом, которые в соответствии с ч.1 ст. 79 ЗК РФ не являются сельскохозяйственными угодьями.

В решении указано также, что часть образуемого земельного участка расположена в границах земель, переданных в ведение администрации сельского поселения, следовательно, образование вышеуказанного земельного участка осуществляется за счет земель общей долевой собственности, земель государственной и муниципальной собственности и земель лесного фонда.

(л.д. 104-105)

Нажметова А.Я. не согласна с указанным решением, полагает его не основанным на законе.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ст. 254 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 10.02.2009г.)

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ).

Таким образом, для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение права, необходимо установление совокупности двух условий - во-первых, несоответствия оспариваемого решения требованиям закона, в том числе при отсутствии полномочий по его принятию либо нарушения процедуры его принятия и, во-вторых, нарушение принятым решением прав и свобод заявителя.

Суд полагает, что оспариваемое решение не противоречит требованиям закона.

Согласно ст.13 Закона № 101-ФЗ местоположение земельного участка, выделяемого в счет земельной доли, определяется участником долевой собственности в соответствии с решением общего собрания участников долевой собственности при утверждении границ части находящегося долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей.

В случае, если общее собрание участников долевой собственности не утвердило границы части находящегося в долевой собственности земельного участка, предназначенной для выделения в первоочередном порядке земельных участков в счет земельных долей, участник долевой собственности на земельный участок обязан известить в письменной форме о своем намерении выделить земельный участок в счет своей земельной доли остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого в счет своей земельной доли земельного участка.

Нажметова А.Я. осуществила действия по выделению земельного участка в счет земельной доли путем публикации сообщения в СМИ.

Поскольку Нажметова А.Я. получила свидетельство о государственной регистрации общей долевой собственности в праве на земельный участок категории земель - земли сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного использования, то она вправе выделять в счет земельный доли земельный участок исключительно из земель сельскохозяйственного назначения.

К сельскохозяйственным угодьям относятся пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (ст. 79 ЗК РФ).

Исходя из схемы расположения образуемого земельного участка, составленной кооперативом «Г*», земельный участок площадью 5,1 га, расположенный в 11,03 км на юго-восток от центра с.Б* и 6,7 км на юго-запад от центра п.Кр.*, налагается на земли лесного фонда, что подтверждается выкопировкой из плана лесонасаждений К* участкового лесничества, представленной по запросу Управления Росреестра ОГУ «Ш*» Главного управления лесами Ч* области и выкопировкой из дежурной кадастровой карты.

(л.д. 113, 118-121)

Исходя из чертежа образуемого земельного участка, расположенного по АДРЕС, составленного НП НПКИТИО «Стр.*», данный участок также частично налагается на земли лесного фонда К* участкового лесничества, что подтверждается той же выкопировкой из плана лесонасаждений Кременкульского участкового лесничества и выкопировкой из дежурной кадастровой карты.

(л.д. 141, 150, 151)

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В соответствии со ст. 70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", который регулирует отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы РФ, о границах между субъектами РФ, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных законом сведений.

Статьей 27 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" предусмотрены случаи отказа в постановке на учет земельного участка, в том числе, если такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

Исходя из того, что земельный участок, о постановке на кадастровый учет которого подано заявление Нажметовой А.Я., образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, в том числе, землям лесного фонда, отказ в постановке на кадастровый учет такого участка соответствует закону.

Доводы Нажметовой А.Я. о том, что государственный орган ссылается на протокол проверки документов от ДАТА, который не имеет отношения к земельному участку, о постановке на учет которого было подано заявление, суд не принимает, поскольку из представленного для обозрения материала по решению от ДАТА № следует, что протокол проверки документов по заявлению Нажметовой А.Я. от ДАТА датирован ДАТА, соответственно, дата вынесения протокола ДАТА, указанная в оспариваемом решении, является технической опиской.

Также несостоятельным является утверждение заявителя о том, что ответ Главного управления лесами по Ч* области, на который имеется ссылка в оспариваемом решении, не может иметь отношение к земельному участку, о постановке на учет которого подано заявление ДАТА

Из пояснений представителя Управления Росреестра следует, что при проверке документов, представленных Нажметовой А.Я. для кадастрового учета участка, межевание которого выполнял НП НПКТИО «Стр.*», а ориентиры были указаны относительно д.Ко.* и д.Ка.*, при нанесении координат поворотных точек образуемого земельного участка на дежурную кадастровую карту ГКН, а также при сопоставлении указанных координат с представленными Главным управлением лесами по Ч* области документами, полученными на запрос Управления при первоначальном обращении Нажметовой А.Я., было установлено, что в состав образуемого Нажметовой А.Я. земельного участка также входят лесные участки, принадлежащие к землям лесного фонда.

Поскольку из представленных по запросу Управления Росреестра по Ч* области ОГУ «Ш*» Главного управления лесами Ч* области документов следовало, что и повторно образуемый Нажметовой А.Я. частично налагался на лесные участки, принадлежащие к землям лесного фонда, то в решении об отказе в осуществлении кадастрового учета обоснованно имелась ссылка на данные документы.

Суд полагает несостоятельными доводы Нажметовой А.Я. о том, что выводы о принадлежности земельных участков к участкам лесного фонда, могут быть сделаны только Управлением Росреестра на основании точных координат земельных участков лесного фонда, поставленных на кадастровый учет, а Главное управление лесами не полномочно определять границы земельных участков и делать выводы о принадлежности земельных участков к участкам лесного фонда, поставленным на кадастровый учет.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При несоответствии между сведениями на бумажных носителях и электронных носителях приоритет имеют сведения на бумажных носителях.

Картографической основой государственного кадастра недвижимости являются карты, планы, требования к которым определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В соответствии со ст. 7 Лесного кодекса РФ от 04 декабря 2006г. № 200-ФЗ лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69и92настоящего Кодекса.

В соответствии с п.п. 2 и 2 ст. 68 Лесного кодекса РФ геодезические и картографические работы проводятся в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 209-ФЗ "О геодезии и картографии".

В случаях, предусмотренных пунктом 4 части 1статьи 68 ЛК РФ (закрепление местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков), местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных, лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.

Следовательно, представленные ОГУ «Ш*» Главного управления лесами Ч* области характеристики лесного фонда по границам земельного участка, выделяемого из земель АОЗТ «М*», а также выкопировка из плана лесонасаждений К* участкового лесничества, позволяли определить местоположение границ лесных участков, соотнести их с местоположением земельного участка, о кадастровом учет которого было подано заявление Нажметовой А.Я. и прийти к выводу о том, что в границах образуемого земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, расположены участки, занятые лесом, которые в соответствии с ч.1 ст. 79 ЗК РФ не являются сельскохозяйственными угодьями.

В силу положений ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, соответственно, участки лесного фонда, прошедшие и не прошедшие государственный кадастровый учет, являются исключительной собственностью Российской Федерацией и не могут быть переданы в пользование иных лиц в порядке, предусмотренном Земельным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с п.2 ч.2 ст. 27 Закона «О государственном кадастре недвижимости» орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Исходя из того, что представленные Нажметовой А.Я. документы для кадастрового учета документы не соответствовали требованиям закона, то орган кадастрового учета обоснованно принял решение об отказе в осуществлении кадастрового учета.

Поскольку судом не установлено ни нарушений прав заявителя на выделение земельного участка в счет земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения и постановку его на кадастровый учет, ни несоответствия закону оспариваемого решения об отказе в постановке земельного участка на кадастровый учет, то оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 193-198, 254-257 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Нажметовой А.Я. о признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета от ДАТА № отдела кадастрового учета земельных участков и государственного земельного контроля по г.Ч* и С* району Управления Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Ч* области и обязании поставить на кадастровый учет земельный участок № на основании заявления от ДАТА № отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий Т.Н.Куценко