д.№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Долгодеревенское ДАТА
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Огура В.И.
при секретаре судебного заседания Гайнановой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: пер. Школьный,7а, гражданское дело по иску Челябинского природоохранного прокурора в защиту интересов Российской Федерации и прав граждан к Министерству строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области, Министерству промышленности и природных ресурсов Ч* области, Администрации С* муниципального района Ч* области о понуждении к исполнению обязанностей,
У С Т А Н О В И Л:
Челябинский природоохранный прокурор обратился с иском к Администрации С* муниципального района Ч* области и Администрации В* сельского поседения С* муниципального района Ч* области о понуждении ответчиков в срок до ДАТА построить и ввести в эксплуатацию централизованную систему питьевого водоснабжения Вознесенского сельского поселения, принять меры к защите населения и территории от чрезвычайной ситуации техногенного характера, посредством выполнения мероприятий по рекультивации загрязнённых нефтепродуктами земель (л.д.6-8).
ДАТА (л.д.82-85) и ДАТА (л.д.154-158) прокурор свои требования уточнял, а ДАТА (т.2 л.д.50-51) представил уточнённое исковое заявление, в котором попросил:
- обязать Министерство промышленности и природных ресурсов, Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области в срок до ДАТА солидарно убрать нефтепродукты с поверхности двух участков, общей площадью 6053 кв.м., расположенных в северо-западной части земельного участка кадастровый № земель промышленности, на территории В* сельского поселения С* муниципального района, и принять меры по восстановлению земельных ресурсов путем рекультивации загрязнённых почв.
- понудить администрацию С* муниципального района Ч* области при формировании бюджета предусмотреть финансирование, осуществление межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, защите населения, и предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с возгоранием нефтепродуктов на вышеуказанных техногенных объектах, и ухудшением качества водоснабжения населения Вознесенского сельского поселения путём участия в строительстве водопровода в поселении и ликвидации техногенных объектов в срок до ДАТА.
В обоснование исковых требований указано следующее:
На балансе областного Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства стоит имущественный комплекс битумогудронохранилища А*, находящийся на земельном участке кадастровый № земли промышленности, являющемся собственностью Ч* области, на территории В* сельского поселения С* муниципального района.
В результате разгерметизации этих объектов произошел сброс нефтепродуктов на рельеф местности в результате почва на участках (площадью 3937 м кв. вдоль бывшей железнодорожной ветки, на прилегающем участке площадью 2116 кв.м.) расположенных в северо-западной части земельного участка кадастровый № загрязнена нефтепродуктами. Техногенное загрязнение земель химическими веществами оказывают негативное влияние на окружающую среду, представляют повышенную опасность для окружающих, в связи с возможностью возгорания объектов и открытого доступа к ним, представляет реальную угрозу безопасному использованию подземных вод для хозяйственно-бытового водоснабжения населения и влияет на поверхностные водные объекты.
Наличие указанных техногенных объектов угрожает новым вредом и способствует загрязнению окружающей среды, водных объектов р.М*, питающей Ш* водохранилище.
Таким образом, указанными ведомствами нанесён вред земельным ресурсам на общей площади 6053 кв.м. на участке кадастровый №. Сброс нефтепродуктов на рельеф местности и др.
В соответствии со ст.ст.13,42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками участков, землепользователи обязаны сохранять почвы, защищать земли от загрязнений, использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью земель к той или иной категории и разрешенными способами, которые не должны наносить вред окружающей среде как природному объекту.
Полномочия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций, финансированию неотложных работ и др. определены ст.11 Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В результате нарушений законодательства, непринятия министерствами Промышленности и природных ресурсов и Строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области мер по сохранению объектов, восстановлению земельных ресурсов, и имущественного комплекса битумогудронохранилищ А*, находящихся на балансе областного Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, допущены разгерметизация этих объектов, сброс нефтепродуктов на рельеф местности, загрязнение почв на участках, расположенных в северо-западной части земельного участка кадастровый № земли промышленности, являющегося собственностью Ч* области, на территории В* сельского поселения С* муниципального района. На участке площадью 3937 м кв. нефтепродукты разлиты на рельеф местности вдоль бывшей железнодорожной ветки и на прилегающем участке площадью 2116 кв.м. почва загрязнена нефтепродуктами.
Неисполнение ответчиками указанных законоположений, функций и полномочий нарушает - интересы Российской Федерации, закрепившей императивные нормы охраны и использования земельных, водных ресурсов, обеспечения экологической безопасности при эксплуатации промышленных объектов, благоустройстве поселений, землепользовании и водопользовании, а также права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду при водоснабжении, использовании природных ресурсов.
В судебном заседании Челябинский природоохранный прокурор Екимов А.Б. уточнённые исковые требования от ДАТА поддержал, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, при этом пояснил, что являются ошибочными указание в исковом заявлении в числе ответчиков - администрации В* сельского поселения и указание в требованиях к администрации С* муниципального района участие в строительстве водопровода в поселения.
Истец - Управление Роспотребнадзора по Ч* области заявило о согласии с уточнёнными исковыми требованиями и о рассмотрении дела без участия представителя.
Истец - Управление Росприроднадзора по Ч* области в судебное заседание о месте и времени рассмотрения дела извещено своевременно и надлежащим образом, представитель не явился, ходатайство об отложении рассмотрения дела не представил.
Представитель ответчика - Министерства промышленности и природных ресурсов Ч* области П.Т.В. (доверенность № от ДАТА в деле) исковые требования не признала и дала пояснения, из которых следует, что объекты, указанные в исковом заявлении находятся в ведении Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области. Хотя по положению на Минпром и возложена функция управления имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Ч* области, в действительности данные объекты в оперативном управлении министерства не находятся.
Представитель ответчика - Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области В.А.Ю. (доверенность №-д от ДАТА в деле) исковые требования не признал и ранее (т.1 л.д.179-181) представителем ответчика было представлено письменное дал пояснения, из которых следует, что из представленных документов не представляется возможным идентифицировать земельный участок, в отношении которого заявлены исковые требования. Из исковых требований не следует, какие конкретно действия должен совершить каждый ответчик, истцом не представлены доказательства того, что ответчики совершили действия по причинению вреда окружающей среде в виде загрязнения спорного земельного участка, техническая экспертиза для определения степени вины ответчиков истцом не проводилась. Расчёт причиненного ущерба не истцом не представлен, определение суммы затрат, необходимых для восстановления земельного участка не произведено, проект восстановительных работ истцом не представлен, исполнение решения суд поставлено в зависимость от наличия такого проекта, без указанного документа решение суда неисполнимо.
Представитель ответчика - Администрации С* муниципального района Ч* области А.Г.И. (доверенность от ДАТА в деле) исковые требования не признала, представила выписку из бюджета С* муниципального района на ДАТА со сведениями о выделении денежных средств на защиту населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона и на охрану окружающей среды. Дала пояснения, из которых следует, что прокурором не приведены правовые основания для возможности Администрации района принимать участие в ликвидации техногенных объектов, находящихся в чужой собственности.
Ответчик - Администрация В* сельского поселения С* муниципального района и третье лицо - Министерство по радиационной и экологической безопасности Ч* области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела и мнений по уточнённому исковому заявлению не представили.
Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично.
В судебном заседании установлено следующее:
Постановлением главы администрации С* района Ч* области № от ДАТА Управлению автомобильными дорогами "Че.*" выдан государственный акт на право пользования землей на площади 30,78 га под промышленную зону в пос. В* т.1 л.д.137, 138-144.
Земельный участок площадью 307800 кв.м., расположенный по АДРЕС, кадастровый №, принадлежит субъекту Российской Федерации - Ч* области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от ДАТА и кадастровой выпиской о земельном участке т.1 л.д.21,64-74.
Из представленных документов (т.1 л.д.143 оборот и т.1 л.д.160-161) следует, что предоставленный в ДАТА Управлению автомобильными дорогами "Че.*" земельный участок, является тем же земельным участок, который в настоящее время находится в собственности Ч* области.
При таких обстоятельствах доводы ответчиков о невозможности идентификации земельного участка, в отношении которого заявлены исковые требования, подлежат отклонению, как не нашедшие своего подтверждения.
На вышеуказанном земельном участке расположено битумохранилище и гудронохранилище емкостью по 5000 тонн каждое.
Выпиской из реестра имущества, находящегося в государственной собственности Ч* области подтверждается, что объекты битумохранилище и гудронохранилище 5000 с ДАТА находятся на балансе Главного управления дорожного хозяйства Ч* области, реестровый № т.1 л.д.132.
Согласно п.5 Положения, утверждённого Постановлением Губернатора Ч* области № от ДАТА (с последующими изменениями) - Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области является правопреемником, в частности, главного управления дорожного хозяйства Ч* области т.2 л.18-27.
Постановлением Губернатора Ч* области № от ДАТА утверждено Положение о Министерстве промышленности и природных ресурсов, согласно п.4 данного Положения - Министерство является уполномоченным органом по управлению областным государственным имуществом, согласно п.10.9 - одной из основных задач Минпрома является управление и распоряжение областным государственным имуществом и земельными ресурсами, в соответствии с п.11.35 и 11.77 - основными функциями министерства является управление и распоряжение государственным имуществом Ч* области и земельными участками в пределах полномочий, предоставленных Ч* области в соответствии с действующим законодательством т.2 л.д.28-29,30-47.
Таким образом, суд считает установленным, что Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области и Министерство промышленности и природных ресурсов Ч* области осуществляют полномочия собственника как в отношении вышеуказанного земельного участка, так и в отношении объектов недвижимости - битумохранилища и гудронохранилища.
Протоколом осмотра территории от ДАТА установлен разлив нефтепродуктов на площади 3 937 кв.м. и установлено загрязнение почв на площади 2 1116 кв.м. т.1 л.д.31-32.
Факт разлива нефтепродуктов и загрязнение почв на указанном выше земельном участке подтверждён представленными документами (т.1 л.д.160-161), выездом суда на место, осмотром видеозаписи в судебном заседании.
Лабораторными испытаниями, проведенными Центром гигиены и эпидемиологии в Ч* области ДАТА установлено, что вода из арт. скважины АДРЕС не соответствует СанПин 2.1.1.1175-02 "Гигиенические требования к качеству воды централизованного водоснабжения" т.1 л.д.17-20.
Загрязнение земельного участка, находящегося в управлении ответчиков Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области и Министерства промышленности и природных ресурсов Ч* области произошло в результате разгерметизации битумохранилища, находящегося в собственности Ч* области.
Согласно статье 209 Гражданского кодекса РФ:
- собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
- собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
- владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно статье 210 ГК РФ - собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно статье 13 Земельного Кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.
Статья 42 Земельного Кодекса РФ возлагает на собственников земельных участок и лиц, не являющихся собственниками земельных участков обязанность по использованию земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью, способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Статьи 9,15,42,58 Конституции РФ закрепляют, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу, соблюдать Конституцию РФ и законы.
Статьями 3,8,10,44 и 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" установлены принципы и нормы охраны окружающей среды: приоритет сохранения естественных экологических систем; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимость воздействия хозяйственной деятельности на природную среду и обеспечение снижения ее негативного влияния; ответственности органов государственной власти, местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды на соответствующей территории и за нарушения законодательства, др.; Осуществление органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления управления в области охраны окружающей среды в соответствии с законодательством. Обеспечение, при проектировании, строительстве, реконструкции поселений - благоприятного состояния окружающей среды для жизнедеятельности, санитарно-гигиенических и др. норм, и принятие мер по соблюдению нормативов выбросов и сбросов веществ, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий, обеспечению экологической безопасности. Требования рекультивации нарушенных и загрязнённых земель, их восстановления при эксплуатации объектов переработки, транспортировки, хранения нефти и продуктов её переработки.
В результате нарушений законодательства, непринятия министерствами промышленности и природных ресурсов и строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области мер по сохранению объектов, восстановлению земельных ресурсов, и имущественного комплекса битумогудронохранилищ А*, находящихся на балансе областного Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства, допущены разгерметизация этих объектов, сброс нефтепродуктов на рельеф местности, загрязнение почв на участках, расположенных в северо-западной части земельного участка кадастровый № земли промышленности, являющегося собственностью Ч* области, на территории В* сельского поселения С* муниципального района. На участке площадью 3937 кв.м. нефтепродукты разлиты на рельеф местности вдоль бывшей железнодорожной ветки и на прилегающем участке площадью 2116 кв.м. почва загрязнена нефтепродуктами.
Таким образом, указанными ведомствами нанесён вред земельным ресурсам на общей площади 6053 кв.м. на участке кадастровый №. Сброс нефтепродуктов на рельеф местности и техногенное загрязнение земель химическими веществами оказывают негативное влияние на окружающую среду, представляют повышенную опасность для окружающих, в связи с возможностью возгорания объектов и открытого доступа к ним и др.
Положение о Министерстве промышленности и природных ресурсов Ч* области, утвержденное постановлением Губернатора № от ДАТА, определяет Минпром уполномоченным органом по управлению областным имуществом, его задачи, функции, права и обязанности по контролю за использованием имущественного комплекса, земельных ресурсов, обеспечению мер по восстановлению природных ресурсов и сохранности объектов и др.
Положение о Министерстве строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области, утвержденное постановлением Губернатора № от ДАТА, определяет основные задачи, функции, права и обязанности ведомства - получение и распределение бюджетных средств; осуществление государственного архитектурно-строительного надзора за соблюдением строительных норм при проектно-изыскательских и строительно-монтажных работах; контроль за техническим состоянием жилищного фонда, его инженерных коммуникаций; разработка и выполнение мероприятий по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства, охране окружающей среды; создание комиссии по чрезвычайным ситуациям, группы по ликвидации их последствий, правомочия быть истцом и ответчиком в судах и др.
Неисполнение ответчиками - Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области и Министерством промышленности и природных ресурсов Ч* области указанных законоположений, функций и полномочий нарушает - интересы Российской Федерации, закрепившей императивные нормы охраны и использования земельных, водных ресурсов, обеспечения экологической безопасности при эксплуатации промышленных объектов, благоустройстве поселений, землепользовании и водопользовании, а также права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду при водоснабжении, использовании природных ресурсов.
Наличие указанных техногенных объектов угрожает новым вредом и способствует загрязнению окружающей среды, водных объектов р.М*, питающей Ш* водохранилище.
В силу ст.ст. 76,78 ФЗ "Об охране окружающей среды" вред окружающей среде может быть возмещён посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счёт его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
Суд считает, что доводы Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области о том, что "из исковых требований не следует, какие конкретно действия должен совершить каждый ответчик, расчёт причиненного ущерба не истцом не представлен, определение суммы затрат, необходимых для восстановления земельного участка не произведено, проект восстановительных работ истцом не представлен, исполнение решения суд поставлено в зависимость от наличия такого проекта, без указанного документа решение суда неисполнимо" подлежат отклонению, поскольку суд считает, что ответчики - Министерство промышленности и природных ресурсов Ч* области и Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области имеют возможности самостоятельно определить свои действия по выполнению заявленных требований, в том числе, рассчитать сумму затрат, необходимых для восстановления земельного участка и составить проект восстановительных работ.
Доводы Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области о том, что истцом не представлены доказательства того, что ответчики совершили действия по причинению вреда окружающей среде в виде загрязнения спорного земельного участка, техническая экспертиза для определения степени вины ответчиков истцом не проводилась, подлежат отклонению по следующим основаниям:
Согласно ч.1 ст.77 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ "Об охране окружающей среды" - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Однако суд учитывает, что предметом рассмотрения настоящего дела является не умышленное причинение вреда окружающей среде, а непринятие как Министерством промышленности и природных ресурсов Ч* области, так и Министерством строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области мер по сохранению в надлежащем виде объектов, находящихся в их ведении.
Ходатайство ответчика Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области о прекращении производства по делу в связи с подведомственностью дела арбитражному суду, подлежит оставлению без рассмотрения, поскольку предметом рассмотрения настоящего дела не является экономический спор либо другой спор, связанный осуществлением предпринимательской деятельности ответчиков.
При таких обстоятельствах исковые требования об обязании Министерства промышленности и природных ресурсов Ч* области и Министерства строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области в срок до ДАТА солидарно убрать нефтепродукты с поверхности двух участков, общей площадью 6053 кв.м., расположенных в северо-западной части земельного участка кадастровый № земель промышленности, на территории В* сельского поселения С* муниципального района, и принять меры по восстановлению земельных ресурсов путем рекультивации загрязнённых почв подлежат удовлетворению в полном объёме.
Прокурором предъявлены требования о понуждении администрации С* муниципального района Ч* области при формировании бюджета предусмотреть финансирование, осуществление межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, защите населения, и предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с возгоранием нефтепродуктов на вышеуказанных техногенных объектах, и ухудшением качества водоснабжения населения В* сельского поселения путём участия в строительстве водопровода в поселении и ликвидации техногенных объектов в срок до ДАТА.
Суд учитывает пояснения прокурора о том, что указание в уточнённых требованиях к администрации Сосновского муниципального района участие в строительстве водопровода в поселения является ошибочным.
Статьи 14,15,17,18 Федерального Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляют вопросы местного значения поселения, муниципального района, в т.ч. организацию водоснабжения, межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, территорий, а также полномочия по решению этих вопросов, в т.ч. созданием муниципальных учреждений, предприятий, формирование и размещение муниципальных заказов, их финансирование за счет средств местных и бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством.
Полномочия органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления по защите населения, территорий от чрезвычайных ситуаций, финансированию неотложных работ и др. определены ст.11 Федерального Закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
В судебном заседании представитель Администрации С* муниципального района Ч* области А.Г.И. представила выписку из бюджета С* муниципального района на ДАТА (т.2 л.д.75), из которого следует, что в бюджете выделены денежные средства на защиту населения и территории от последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданскую оборону и на охрану окружающей среды.
Таким образом, требование прокурора о понуждении администрации С* муниципального района Ч* области при формировании бюджета предусмотреть финансирование, осуществление межпоселенческих мероприятий по охране окружающей среды, защите населения, и предупреждению чрезвычайных ситуаций, связанных с возгоранием нефтепродуктов на вышеуказанных техногенных объектах, к настоящему времени исполнено.
Доводы А.Г.И. о том, что в исковом заявлении не приведены правовые основания для возможности Администрации района принимать участие в ликвидации техногенных объектов, находящихся в чужой собственности прокурором не опровергнуты.
Суд также учитывает, что в исковом заявлении не конкретизировано - в ликвидации каких конкретно техногенных объектов должны принимать участие администрации С* муниципального района Ч* области, учитывая при этом, что прокурором не представлены сведения о намерении собственника данных объектов их ликвидировать.
При таких обстоятельствах суд считает, что в удовлетворении исковых требований прокурора к Администрации С* муниципального района Ч* области должно быть отказано в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.12, 209, 210 ГК РФ, ст.13,42 ЗК РФ, ст.193-198 ГК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Ч* области и Министерство промышленности и природных ресурсов Ч* области солидарно в срок до ДАТА убрать нефтепродукты с поверхности двух участков, общей площадью 6053 м кв., расположенных в северо-западной части земельного участка с кадастровым №, на территории В* сельского поселения С* муниципального района Ч* области и принять меры по восстановлению земельных ресурсов путем рекультивации загрязнённых почв.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Председательствующий В.И. Огур