Решение по иску Шипицына М.Е. к Администрации С* муниципального района



Дело №

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Давыдовой В.Е.

При секретаре Ахмеровой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Шипицына М.Е. к администрации С* муниципального района Ч* области, администрации К* сельского поселения С* муниципального района Ч* области о признании права на получение субсидии на приобретение жилья

У С Т А Н О В И Л:

Шипицын М.Е. просил восстановить его в очереди на получение жилой площади, так как на основании распоряжения Главы администрации Ц* района г. Ч* от ДАТА №, был снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование: АДРЕС (очередь № по списку №).

В ходе судебного разбирательства истец Шипицын М.Е. изменил предмет иска и просит обязать администрацию С* муниципального района, администрацию К* сельского поселения включить его в сводный список на предоставление жилищных субсидий на приобретение жилых помещений в собственность в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( с последующими дополнениями и изменениями).

В обоснование указал следующее.

Он является подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т* в ДАТА. ДАТА он получил удостоверение участника ликвидации последствий аварии в ДАТА на производственном объединении «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т* в ДАТА

В ДАТА Шипицын М.Е. был включен в список на получение жилой площади по списку № очередь №. В связи со сменой места жительства - АДРЕС, на основании распоряжения Главы администрации Ц* района г. Ч* от ДАТА № снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование.

Во время проживания в муниципальном образовании п. Се* Шипицын М.Е. не был включен в районный список, нуждающихся в улучшении жилищных условий, так как не знал, что необходимо было обратиться до ДАТА.

Истец Шипицын М.Е. исковые требования подержал.

Его представитель Шипицын А.М. ( заявление о допуске в деле) иск поддержал.

Ответчики администрация С* муниципального района Ч* области, администрация К* сельского поселения С* муниципального района Ч* области, 3 лицо Министерство по радиационной и экологической безопасности Ч* области о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители не явились.

Ответчики отзыв по иску не представили.

3 лицо в отзыве указало следующее. Ведение первичного учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определенных категорий, находится в компетенции муниципального образования, на территории которого проживает гражданин; В сводном списке граждан-получателей субсидий, подвергшихся радиационному воздействию вследствие аварии на ПО « М*», по Ч* области Шипицын М.Е. отсутствует. В соответствии с действующим законодательством и во исполнение постановления Правительства РФ от 26.03.2006г. №153 социальные выплаты предоставляются гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие аварии на ПО « М*», признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до ДАТА

Выслушав доводы истца, его представителя, исследовав представленные доказательства, суд считает иск подлежащим удовлетворению.

Установлено следующее.

Шипицын М.Е. является участником ликвидации последствий аварии в ДАТА на ПО «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т* в ДАТА, инвалидом 2 группы.

На основании Постановления Главы администрации Ц* района г. Ч* от ДАТА № Шипицын М.Е. был поставлен на очередь для получения жилой площади по списку № очередь №.

Распоряжением Главы администрации Ц* района г. Ч* от ДАТА № снят с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с выездом на место жительства в другое муниципальное образование: АДРЕС. очередь № по списку №.

Шипицын М.Е.имеет на праве собственности дом по АДРЕС, где зарегистрирован по месту жительства.

ДАТА межведомственная комиссия, назначенная постановлением главы С* муниципального района от ДАТА №, провела обследование дома по АДРЕС, о чем был составлен акт обследования помещения №.

В указанном акте отражено следующее:

- фундамент имеет просадку, сырость,

- деревянные стены рубленные из бревен имеют гниль венцов, трещины,

- деревянные перегородки имеют искривления,

- деревянное перекрытие отштукатуренное провисает, имеет волосеные трещины, заплаты,

- крыша шиферная имеет заплатки, следы цветения,

- полы дощатые имеют гниль, щели, трещины,

- оконные проемы имеют гниль, частично заменены,

- двери имеют перекос дверных коробок,

- несущие и ограждающие конструкции жилого дома не обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования,

- основания и несущие конструкции жилого дома имеют разрушения и повреждения, приводящие к их деформации или образованию трещин, снижающие их несущую способность и ухудшающие эксплуатационные свойства конструкций или жилого дома в целом,

- имеется риск получения травм жильцами при передвижении внутри и около жилого помещения,

- наружные ограждающие конструкции жилого помещения, входящие в состав общего имущества собственника жилого помещения, не имеют теплоизоляции, обеспечивающей в холодный период года относительную влажность в жилых комнатах не более 60%, температуру отапливаемых помещений не менее 18% по Цельсию, а также изоляцию от проникновения наружного холодного воздуха.

По результатам обследования межведомственная комиссия выдала заключение № от ДАТА о признании жилого помещения не пригодным для постоянного проживания: дом подлежит сносу.

Жилищная комиссия администрации К* сельского поселения С* муниципального района ДАТА приняла решение о признании нуждающимся в постановке на регистрационный учет для получения жилья Шипицына М.Е. по категории «М*», о постановке на учет, номер очереди №.

Письмом от ДАТА № исполняющий обязанности главы С* муниципального района Ч* области сообщил истцу, что он согласно выписке из решения жилищной комиссии К* сельского поселения, Шипицын М.Е. принят на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий ДАТА

В связи с этим ДАТА Шипицын М.Е. обратился в администрацию С* муниципального района Ч* области с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».

Письмом от ДАТА № и.о. главы С* муниципального района Ч* области отказал включить Шипицына М.Е. в состав участников указанной подпрограммы, так как он встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий после ДАТА, обеспечение Шипицына М.Е. жильем должно осуществляться в соответствии с Жилищным кодексом РФ в общеустановленном порядке.

Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. № 153 установлена форма государственной финансовой поддержки граждан определенных категорий в виде предоставления за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.

Этим же постановлением утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы « Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010гг.

Согласно п.3 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов сертификаты выпускаются государственным заказчиком подпрограммы в соответствии с графиком выпуска и распределения сертификатов на соответствующий год, утверждаемым Правительством Российской Федерации, в пределах средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов : право на участие в подпрограмме имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "М*", и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. N 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "М*" и сбросов радиоактивных отходов в реку Т*" и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска.

В соответствии со ст. 1 ч.1 п.1 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ « О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении « М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т*», в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, распространено действие Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан (в том числе временно направленных или командированных), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавших в 1957-1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "М*", а также на граждан, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Т* в 1949-1956 годах;

Согласно ст. 4 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ « О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на производственном объединении « М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т*», гражданам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в пункте 3 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Шипицын М.Е. является участником ликвидации последствий аварии в 1957 году на ПО «М*» и сбросов радиоактивных отходов в р. Т*, в ДАТА, инвалидом 2 группы, и имеет право на льготы, предусмотренные для категории граждан, указанных в п.3 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно ст. 15 Закона РФ « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, указанным в п.3 ч.1 ст. 13 настоящего Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные пунктами 3-12, 14 ч.1 ст.14 настоящего Закона. Кроме того, им гарантируется обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДАТА, жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации. Нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДАТА, обеспечиваются жилой площадью в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации ( п.1 ч.1 ст. 15).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.11.2009г. № 17-П признаны положения пункта 2 части первой статьи 14 и пункта 1 части первой статьи 15 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2), 40, 42 и 55 (часть 3), в той мере, в какой данные положения в системе действующего правового регулирования не устанавливают правовой механизм, который равным образом гарантировал бы предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДАТА, так и после этой даты.

Конституционный суд РФ указал следующее. Введение денежной формы обеспечения жилыми помещениями только в отношении инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий, принятых на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДАТА, при отсутствии адекватных социальных гарантий для лиц, относящихся к той же категории граждан, но вставших на учет после ДАТА, привело к снижению уровня их социальной защиты по сравнению с лицами, принятыми на учет до ДАТА, и повлекло необоснованную дифференциацию в зависимости исключительно от даты принятия на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (до и после ДАТА). Такая дифференциация - при наличии у инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы и участников ликвидации ее последствий одинаковых оснований для льготного (в сравнении с общеустановленным порядком) жилищного обеспечения - в нарушение конституционного принципа равенства приводит к необоснованным различиям в объеме их социальных прав как граждан, относящихся к одной категории пострадавших от радиационного воздействия в связи с аварией на Чернобыльской АЭС и нуждающихся в улучшении жилищных условий, и не согласуется с конституционно значимыми целями возможных ограничений прав и свобод человека и гражданина.

Шипицын М.Е. в установленном законом порядке признан нуждающимся в жилом помещении, так как проживает в доме, подлежащем сносу, и поставлен в ДАТА на учет нуждающихся по месту жительства.

Согласно п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, признаются в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещениях требованиям.

Требования, которым должно отвечать жилое помещение, установлены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. № 47.

Дом, принадлежащий истцу, не отвечает требованиям, установленным п.п. 10,11,15,16 указанного Положения, что отражено в акте обследования от ДАТА №.

Решением жилищной комиссии администрации К* сельского поселения С* муниципального района от ДАТА Шипицын М.Е. признан нуждающимся в постановке на регистрационный учет для получения жилья по категории «М*». Указанное решение и не признано недействительным и не отменено.

Учитывая, что

- Шипицын М.Е. является участником ликвидации последствий аварии в 1957г. на ПО «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т* в ДАТА., и имеет право на льготы, предусмотренные для категории граждан, указанных в п.3 ч.1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»;

- дом, принадлежащий истцу, не отвечает требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции; заключением межведомственной комиссии от ДАТА указанный дом признан подлежащим сносу;

-решением органа местного самоуправления, на территории которого истец проживает, Шипицын М.Е. признан нуждающимся в улучшении жилищных условий;

- истец обратился ДАТА в администрацию С* муниципального района Ч* области с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010гг., представив все необходимые документы,

суд считает, что истец имеет право на участие в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы « Жилище» на 2002-2010гг.

То обстоятельство, что Шипицын М.Е. встал на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий только в ДАТА, не является основанием для отказа в иске, так как государство равным образом должно гарантировать предоставление жилых помещений гражданам - инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы и участникам ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, принятым на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как до ДАТА, так и после этой даты.

Руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать за Шипицыным М.Е. право на участие в подпрограмме на получение жилищных субсидий за счет средств федерального бюджета и включить Шипицына М.Е. в сводный список по С* району Ч* области граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО «М*» - получателей жилищных субсидий.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.

Председательствующий

Копия верна. <данные изъяты>

<данные изъяты> В.Е. Давыдова