Решение по иску Хужина И.Ф. к Министерству социальных отношений Челябинской области, УСЗН администрации С* района



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи:

Куценко Т.Н.

При секретаре судебного заседания:

Романовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Хужина И.Ф. к Управлению социальной защиты населения администрации С* муниципального района, Управлению социальной защиты населения администрации Т* муниципального района, Министерству социальных отношений Челябинской области о взыскании недоплаченных сумм компенсаций с последующей индексацией,

У С Т А Н О В И Л:

Хужин И.Ф., являющийся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как лицо, эвакуированное (переселенное) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в ДАТА на производственном объединении «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Те.*, обратился в суд с иском о взыскании единовременно задолженности, образовавшейся по причине неполной выплаты в течение ДАТА суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление соответственно в размере 144 262 руб. 40 коп. и 3 985 руб. 65 коп.; обязании ответчиков установить и выплачивать ему с ДАТА ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2 421 руб. 09 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством; обязать ответчиков выплачивать ему ежегодную материальную помощь на оздоровление с ДАТА в размере 957 руб. 50 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

Просит проиндексировать размеры причитающихся ему выплат за период с ДАТА по ДАТА исходя из индекса роста потребительских цен, за период с ДАТА по ДАТА - исходя из коэффициента роста минимального размера оплаты труда, а период с ДАТА по ДАТА - исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации; с ДАТА - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Истец Хужин И.Ф. извещен, не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 43, 44).

Представитель ответчика УСЗН Администрации С* района Ч.Е.В. (по доверенности) с иском не согласна, указывает на то, что органами социальной защиты населения области проведена централизованная ежегодная индексация (повышение) денежных выплат, гарантированных базовым законом по ДАТА включительно.

Ответчик УСЗН Т* района г.Челябинска (привлечен судом) извещен, представитель не явился (л.д. 46).

Ответчик Министерство социальных отношений Челябинской области извещен, представлен отзыв с возражениями по иску, указывает на то, что компенсационные выплаты, назначенные истцу, не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как социальные выплаты и для определения размеров таких выплат следует руководствоваться ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а ссылка на Определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ от 26.12.2005г. № 46-ВО5-24 необоснованно, поскольку принято по иску гражданина, имеющего инвалидность и утрату трудоспособности вследствие увечья, полученного при исполнении обязанностей военной службы, связанных с устранением последствий катастрофы на ЧАЭС, а истец к данной категории граждан (инвалидов следствие радиационного воздействия) не относится.

Исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Истец состоял на учете в УСЗН Т* района г.Челябинска с ДАТА, в связи с чем ему производились выплаты ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление.

ДАТА Хужин И.Ф. обратился в Т* районный суд г.Челябинска и иском к Управлению социальной защиты населения администрации Т* района г.Челябинска и Министерству социальной защиты населения по Челябинской области с иском о взыскании единовременно задолженности, образовавшейся по причине неполной выплаты в течение ДАТА суммы ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и материальной помощи на оздоровление соответственно в размере 144 262 руб. 40 коп. и 3 985 руб. 65 коп.; обязании ответчиков установить и выплачивать ему с ДАТА ежемесячную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере 2 421 руб. 09 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством; обязать ответчиков выплачивать ему ежегодную материальную помощь на оздоровление с ДАТА в размере 957 руб. 50 коп. с последующей индексацией в соответствии с законодательством.

                                                                                                  (л.д. 53-63)

Определением Т* районного суда г.Челябинска от ДАТА исковое заявление Хужина И.Ф. оставлено без рассмотрения.

                                                                                                     (л.д. 47)

С ДАТА. Хужин И.Ф. состоит на учете в УСЗН администрации С* района по настоящее время.

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998г. № 175-ФЗ Хужину И.Ф. установлен статус эвакуированного (переселенного) из населенного пункта АДРЕС, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие деятельности ПО «М*» (удостоверение о праве на льготы серия , выданное ДАТА Администрацией Челябинской области).

Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому истец имеет право на льготы, предусмотренные ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базовый закон).

Поскольку истец состоял на учете в УСЗН Т* района г.Челябинска с ДАТА, то за спорный период с ДАТА по ДАТА выплаты ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление производились ему УСЗН Т* района.

До ДАТА указанной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

По сведениям УСЗН Т* района Хужину И.Ф. были произведены следующие выплаты:

- с ДАТА по ДАТА истцу была выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2 003 руб. 76 коп. ( 166 руб. 98 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление - 83,49 руб.;

Аналогичные выплаты были произведены в ДАТА

- с ДАТА г. истцу была выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2400 руб. (200 руб. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление -100 руб.

Аналогичные суммы выплачивались в ДАТА

- с ДАТА г. УСЗН выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 220 руб., в ДАТА - 325,60 руб.

- с ДАТА УСЗН произведена индексация и за период до ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на продукты питания в размере 2851,20 руб. (220 руб. х 5 месяцев + 325,60 = 237,60 х 6 месяцев) и ежегодная материальная помощь на оздоровление ДАТА в размере 118,80 руб.

В ДАТА. УСЗН произведена индексация и выплачена ежемесячная компенсация на продукты питания за период с ДАТА в размере 3 203 руб. 64 коп. (237,60 х 4 месяца + 415,25 + 262,57 руб. х 7 месяцев) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 121,00 руб.

В ДАТА УСЗН произведена индексация и выплачена ежемесячная компенсация на продукты питания в размере 3 519,36 руб. (262,57 х 6 месяцев + 506, 59 + 287,47 х 5 месяцев) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 146,64 руб.

                                                                                                                     (л.д. 17)

Согласно сведениям, представленным УСЗН администрации С* муниципального района:

- с ДАТА истцу выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 435 руб. 76 коп. (358 руб. 94 коп. х 4) и ежегодная компенсация на оздоровление - 7,15 руб.;

- с ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 4 737 руб. 96 коп. (394 руб. 83 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление -197 руб. 43 коп.;

- с ДАТА УСЗН выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 420 руб. 49 коп. и ежегодная компенсация на оздоровление - 204 руб. 58 коп. (л.д. 15)

Истец просит проиндексировать выплаты за период с ДАТА по ДАТА исходя из индекса роста потребительских цен, за период с ДАТА по ДАТА - исходя из коэффициента роста минимального размера оплаты труда, а период с ДАТА по ДАТА - исходя из роста величины прожиточного минимума в субъекте Российской Федерации; с ДАТА по ДАТА - исходя из уровня инфляции, устанавливаемого законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Однако, данные требования не основаны на законе.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и ст.9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ.

Ежегодная индексация чернобыльских платежей до ДАТА предусматривалась ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25.11.1995 года № 195-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 года, согласно которой …суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до ДАТА, усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись, исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ.

С ДАТА сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке, поскольку ФЗ от 09.01.1997 года «О повышении минимального размера оплаты труда» с 01.01.1997 года МРОТ был установлен в сумме 83 рубля 49 коп

ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с ДАТА до 132 рублей, с ДАТА - до 200 рублей, с ДАТА - до 300 рублей. Для исчисления иных платежей, была введена базовая сумма до ДАТА - 83 рубля 49 коп, после ДАТА - 100 рублей (статья 4 и часть вторая статьи 5).

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246 и от 21 марта 2007 г. № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, что подтверждается справками УСЗН о размере произведенных истцу выплат.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основана на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Данная позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации № 25-В07 24 от 11.01.2008г.

Поскольку органами социальной защиты населения произведена централизованная ежегодная индексация денежных выплат, гарантированных базовым законом и размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, получаемые истцом, соответствуют действующему законодательству, то оснований для иной индексации выплаченных сумм, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований Хужина И.Ф. отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                     Т.Н.Куценко