Решение по иску Бондарь Ю.В. к Управлению Росреестра по Челябинской области



д.

                                                       

                                                          

                                                              

            Р Е Ш Е Н И Е

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Долгодеревенское                               ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи       Огура В.И.

при секретаре судебного заседания       Гайнановой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: пер. Школьный,7а, гражданское дело по иску Бондаря Ю.В. к Управлению Росреестра по Челябинской области о признании незаконными действий по приостановлению и по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок, признании права собственности на земельный участок и об обязании ответчика зарегистрировать право собственности на земельный участок,

                У С Т А Н О В И Л:

Бондарь Ю.В. обратился к Управлению Росреестра по Челябинской области с иском, в котором попросил:

- признать незаконными действия ответчика по приостановлению и по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым ;

- признать его право собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения площадью 51 000 кв.м., расположенный АДРЕС, кадастровый ;

- обязать ответчика зарегистрировать его право собственности на указанный земельный участок.

В обоснование исковых требований указано следующее:

ДАТА в Управление Росреестра по Челябинской области были сданы документы на государственную регистрацию права собственности на указанный выше земельный участок, о чем сделана запись в книге учета входящих документов .

Согласно уведомлению от ДАТА государственная регистрация была приостановлена поскольку согласно сведениям ФГУ «ЗКП» указанный земельный участок, выделенный в счет земельной доли АОЗТ «М*» не находится в границах земель АОЗТ «М*».

В дальнейшем по указанной причине, согласно сообщению от ДАТА в государственной регистрации права было отказано.

Считает действия Управления Росреестра по Челябинской области незаконными по следующим основаниям:

Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (п. 1 ст. 18 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

При этом не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в п. 1 ст. 17 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», если представленные им документы отвечают требованиям ст. 18 настоящего данного Закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав.

Дополнительные документы могут быть истребованы регистрирующим органом, если правоустанавливающие и другие приложенные документы содержат неясности, несоответствие или другие недостатки, которые могут быть устранены представлением дополнительных сведений.

Заявителем был представлен кадастровый паспорт земельного участка от ДАТА , поставленного на кадастровый учет в установленном законом порядке.

Согласно данного кадастрового паспорта земельный участок с кадастровым был образовано из земельного участка с кадастровым . Данный кадастровый номер равнозначен кадастровому Данный кадастровый номер является кадастровым номером земельного участка АОЗТ «М*».

Таким образом, вывод в уведомлении о приостановлении регистрации о том, что участок образован не из земель АОЗТ «М*» незаконен. Также незаконен и отказ от регистрации от ДАТА

Во-первых, решение об отказе вынесено после истечения срока приостановления регистрации, указанном в уведомлении от ДАТА и ст. 19 закона. Каких-либо документов, свидетельствующих о наличии оснований для отказа по состоянию на ДАТА (месячный срок с момента приостановления) не было. Следовательно, по состоянию на ДАТА все необходимые документы для регистрации права были представлены.

Во-вторых, отказ обусловлен теми же незаконными основаниями, которые были указаны в уведомлении о приостановлении регистрации от ДАТА

В судебном заседании представитель истца Черняков И.Г. (доверенность л.д.27) исковые требования поддержал и дал пояснения, из которых следует, что земельный участок Бондаря был поставлен на кадастровый учёт с присвоением кадастрового номера, заканчивающегося на цифры <данные изъяты> без замечаний. Согласно кадастровому паспорту земельный участок Бондаря образован из земельного участка с кадастровым номером, заканчивающем на цифры <данные изъяты>, то есть земельного участка АОЗТ «М*», границы которого в установленном законом порядке не определены. В настоящее время Бондарь не является дольщиком АОЗТ «М*». Считает, что поскольку границы земель АОЗТ «М*» не определены, то фактическое использование АОЗТ «М*» земель означает, что указанные земли принадлежат АОЗТ «М*». Ответчиком не представлены доказательства того, что земельный участок Бондаря принадлежит кому-либо еще. Считает, что исковые требования о признании права собственности предъявлены к надлежащему ответчику Управлению Росреестра по Челябинской области.

Представитель ответчика - Управления Росреестра по Челябинской области М.А.Е. (доверенность л.д.163) исковые требования не признала и дала пояснения, из которых следует, что причиной отказа регистрации права собственности Бондаря на земельный участок, выделенный ему в счёт земельной доли АОЗТ «М*», явилось то, что земельный участок находится за пределами участка с кадастровым , находящегося в общей долевой собственности АОЗТ «М*». Согласно дежурной кадастровой карте земель Ю* земельный участок Бондаря располагается в его границах.

Представитель третьего лица ФБУ «Кадастровая палата» по Челябинской области К.И.В. (доверенность л.д.126) дала пояснения, из которых следует, что

Заслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу, что исковое заявление Бондаря Ю.В. является необоснованным и не подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям:

Согласно ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) - гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

- на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

- имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или не совершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица;

- соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

- соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 10.02.2009г.)

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).

Таким образом, для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение права, необходимо установление совокупности двух условий - во-первых, несоответствия оспариваемого решения требованиям закона, в том числе при отсутствии полномочий по его принятию либо нарушения процедуры его принятия и, во-вторых, нарушение принятым решением прав и свобод заявителя.

Суд полагает, что оспариваемые истцом действия ответчика по приостановлению и по отказу в государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым не противоречит требованиям закона.

Свой вывод суд обосновывает следующими обстоятельствами:

Постановлением главы администрации С* района Челябинской области от ДАТА «Об утверждении списка собственников земельных долей АОЗТ "М*» в соответствии с п. 5 Указа Президента Российской Федерации от 27.10.1993г. №1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России", Положением "О реорганизации колхозов, совхозов и приватизации сельскохозяйственных предприятий", утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.1992г. № 708, утвержден список собственников земельных долей АОЗТ "М*", а районный комитет по земельным ресурсам и землеустройству обязан приступить к подготовке и выдаче свидетельств на право собственности на землю каждому члену общества согласно представленному списку.

В указанный список под № 4 включен Бондарь Ю.В.

                                                                  л.д.73,74.

ДАТА в газете «СН*» и ДАТА в газете «ЮП*» опубликованы объявления Бондаря Ю.В. о намерении выделить в счет земельной доли земельный участок площадью 5,1 га, расположенный АДРЕС и извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков кадастровым инженером Некоммерческого партнерства НПКТИО «Ст.*» в отношении земельного участка с кадастровым , АДРЕС                               л.д.75,76.

По результатам кадастровых работ в связи с образованием земельного участка путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым , расположенного по АДРЕС                               НП НПКТИО «Ст.*» был составлен межевой план

                                                                                                          л.д.59-76.

Решением отдела кадастрового учета ФГУ «ЗКП» по Челябинской области Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) от ДАТА осуществлена постановка на государственный кадастровый учёт земельного участка Бондаря Ю.В. с кадастровым                        л.д.79.

Согласно кадастровой выписке от ДАТА граница земельного участка с кадастровым (вид права - общая долевая собственность, не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, Из земельного участка, в частности, образован земельный участок, сведения о котором носит временный характер с кадастровым       л.д.17-26.

Согласно кадастровому паспорту земельного участка с кадастровым - его предыдущий

                        л.д.55-57.

ДАТА Бондарь Ю.В. через представителя обратился в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым , приложив к нему документы, предусмотренные ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в том числе кадастровый паспорт               л.д.84-88.

          ДАТА государственный регистратор прав Быкова О.Л. обратилась к начальнику отделу приемки и отправки документов ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области с запросом о том, входит ли земельный участок с кадастровым в границы земельного участка АОЗТ «М*» с кадастровым , предназначенного для выдела земельных участков в счёт земельных долей                                   л.д.90.

В ответ на указанный запрос письмом от ДАТА ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области сообщила, что сведения о земельном участке с внесены в государственный кадастр недвижимости по декларативному принципу, границы АОЗТ «М*» не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, графическая часть на дежурной кадастровой карте отсутствует, в связи с чем однозначно определить местоположение земельного участка с кадастровым не представляется возможным. Однако из анализа сведений «Проекта землеустройства совхоза «М*» ДАТА и «Проекта землеустройства совхоза «М*» ДАТА следует, что земельный участок с кадастровым не находится в границах земель АОЗТ «М*»               л.д.100-101.

      

Уведомлением от ДАТА государственный регистратор прав Б.О.Л. приостановила государственную регистрацию права на земельный участок до ДАТА, указав, что по сведениям, предоставленным ФГУ «Земельная кадастровая палата» земельный участок с кадастровым , выделенный в счёт земельной доли АОЗТ «М*» не находится в границах земель АОЗТ «М*»                                                                                           л.д.9.

ДАТА Отдел кадастрового учета ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области принял решение о необходимости исправления кадастровой ошибки, указав следующее.

ДАТА выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым , а именно:

Земельный участок с указанным кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учёт по заявлению от ДАТА на основании межевого плана от ДАТА , Решения о постановке на кадастровый учёт объекта недвижимости от ДАТА .

Межевой план, выполненный НП НПКТИО «Ст.*», подготовлен в связи с образованием земельного участка путем выдела в счёт доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым (АОЗТ «М*»)

В соответствии с картографическим материалом государственного фонда данных («Проект землеустройства совхоза «М*» ДАТА.) вышеуказанный земельный участок не входит в границу земель, переданных участникам общей долевой собственности АОЗТ «М*»

                             л.д.92.

ДАТА государственный регистратор Б.О.Л. приняла решение об отказе в государственной регистрации права на земельный участок , указав следующее:

- документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства,

- не представлены документы, необходимые в соответствии с Законом для государственной регистрации

В соответствии со ст. 252 ГК РФ и ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности вправе выделить свою долю в натуре только из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Вместе с тем, согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Челябинской области земельный участок с кадастровым , выделенный в счёт земельной доли АОЗТ «М*», не находится в границах земель АОЗТ «М*»                                                       л.д.91.

        Суд считает, что отказ Управления Росреестра по Челябинской области в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости - земельный участок с кадастровым , является законным по следующим основаниям.

         В соответствии с п.1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) - государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, а также в подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений. Государственный регистратор обязан принять необходимые меры по получению дополнительных сведений и (или) подтверждению подлинности документов или достоверности указанных в них сведений. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц.

Если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав (п.2 ст. 19).

        У государственного регистратора прав Б.О.Л. возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации права собственности Бондаря Ю.В. на земельный участок, выделенный в счет земельной доли. Потому государственный регистратор в соответствии с п.1 ст. 19 Закона о регистрации приостановила государственную регистрацию права, о чем сообщила заявителю и её представителю, и приняла меры по получению дополнительных сведений: сделала запрос о том, входит ли земельный участок с кадастровым в границы земельного участка АОЗТ «М*» с кадастровым предназначенного для выдела земельных участков в счёт земельных долей.

         

После получения ответа о том, что из анализа сведений «Проекта землеустройства совхоза «М*» ДАТА и «Проекта землеустройства совхоза «М*» ДАТА следует, что земельный участок с кадастровым не находится в границах земель АОЗТ «М* и учитывая, что Бондарь Ю.В. не представил дополнительные сведения, подтверждающие устранение причин, препятствующих государственной регистрации права собственности на земельный участок, в соответствии с требованиями п. 2 ст. 19, ст. 20 Закона о регистрации государственный регистратор прав обоснованно отказала в государственной регистрации права собственности Бондаря Ю.В. на земельный участок с кадастровым .

         Согласно п. 1 ст. 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если

- документы, представленные на государственную регистрацию прав по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства,

- имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами.

         

В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.07.2002г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник долевой собственности вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли из земельного участка, находящегося в общей долевой собственности.

Доводы представителя истца о том, что отказ в государственной регистрации права обусловлен теми же незаконными основаниями, которые были указаны в уведомлении о приостановлении регистрации от ДАТА, не обоснованны, так как органом кадастрового учета ДАТА выявлена кадастровая ошибка в кадастровых сведениях о земельном участке с кадастровым и принято решение о необходимости исправления кадастровой ошибки.

Согласно п.2 ч.1 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со 22 настоящего ФЗ) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (ч.4 ст. 28 № 221-ФЗ). Орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки (ч. 5 ст. 28 № 221-ФЗ).

Согласно Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2010 г. №42, при внесении кадастровых сведений в Реестр объектов недвижимости уполномоченными должностными лицами органа кадастрового учета выполняются следующие кадастровые процедуры: внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости; постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости; учет изменений объекта недвижимости; снятие с кадастрового учета объекта недвижимости; внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в орган кадастрового учета из органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке информационного взаимодействия при ведении ГКН; исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях (п.4); при обнаружении технической или кадастровой ошибки органом кадастрового учета должностное лицо, выявившее такую ошибку, составляет протокол выявления технической (кадастровой) ошибки (п.48); на основании решения уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета об исправлении технической ошибки и документов, содержащих новые значения подлежащих исправлению кадастровых сведений, либо на основании решения суда новые сведения вносятся в Реестр (п.49).

        Таким образом, по смыслу Федерального закона от 24.07.2007г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и Порядка ведения государственного кадастра недвижимости выявление кадастровой ошибки возможно и после постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

Кроме того, суд учитывает следующие обстоятельства:

В соответствии с Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам (утв. постановлением Правительства РФ от 06.09.2000г. № 660) - кадастровый номер земельного участка состоит из кадастрового номера кадастрового квартала и номера земельного участка в этом квартале.

Согласно межевому плану земельный участок Бондаря Ю.В. образовался путем выдела в счет доли в праве общей собственности на земельный участок с кадастровым           л.д.60-80.

Таким образом, согласно кадастровому номеру земельный участок, из которого выделяется в натуре доля Бондаря Ю.В., должен находиться в кадастровом квартале

Однако, согласно схеме расположения земельных участков (л.д.70) межуемый земельный участок с условным обозначением :<данные изъяты> находится в кадастровом квартале .

Из схемы расположения границ АОЗТ «М*», Ю* и границ земельного участка (л.д.164) следует, что земельный участок Бондаря Ю.В. расположен за пределами границ АОЗТ «М*».

Представителем истца не отрицается соответствие фактического местоположения на представленной схеме фактическому местоположению земельного участка Бондаря Ю.В.

В судебном заседании приобщена к делу публичная кадастровая карта, из которой следует, что кадастровый квартал фактически распложен между поселками Се.* и З*.

В судебном заседании были осмотрены «Проект землеустройства совхоза «М*» ДАТА и дежурная кадастровая карта Ю* С* района, ДАТА, копия которой приобщена к материалам дела, из которых следует, что поселки Се.* и З* находятся за пределами границ АОЗТ «М*».

Рассматривая указанные документы во взаимосвязи со схемой (л.д.164), суд приходит к выводу о том, что действительно земельный участок Бондаря Ю.В. с кадастровым расположен за пределами границ АОЗТ «М*»

Суд учитывает, что истцом не представлены доказательства, опровергающие указанные обстоятельства.

Суд считает, что довод истца о нарушении сроков при вынесении сообщения об отказе в государственной регистрации подлежит отклонению по следующим основаниям:

В соответствии с п.3 ст.13 Закона о регистрации - государственная регистрация прав проводится не позднее чем в месячный срок со дня приема заявления и документов, необходимых для государственной регистрации. Согласно п. 2 ст.19 Закона о регистрации - государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на месяц (не считая срока, указанного в пункте 3 ст. 13 данного Закона).

Бондарь Ю.В. обратился с заявлением о государственной регистрации прав ДАТА, ДАТА, то есть через 18 дней, вынесено решение о приостановлении государственной регистрации прав до ДАТА Решение об отказе в государственной регистрации прав вынесено ДАТА Таким образом, общий срок рассмотрения заявления Бондаря Ю.В. о государственной регистрации прав не превысил одного месяца, что соответствует требованиям Закона о регистрации.

Истцом заявлены требования к Управлению Росреестра по Челябинской области о признании за ним права собственности на земельный участок с кадастровым .

В судебном заседании представитель истца настаивал на избранном им способе защите права, считая Управление Росреестра по Челябинской области надлежащим ответчиком по данному требованию, поэтому в силу п.3 ст.196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Учитывая, что Управление Росреестра по Челябинской области не является собственником указанного выше земельного участка, в удовлетворении указанных требований также должно быть отказано.

Руководствуясь ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

                       Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Бондаря Ю.В. отказать в полном объеме.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий В.И. Огур