Решение по иску Юлдашевой М.Ш. к УСЗН С* района



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи:

Куценко Т.Н.

При секретаре судебного заседания:

Романовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Юлдашевой М.Ш. к Управлению социальной защиты населения администрации С* муниципального района о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л:

Юлдашева М.Ш., являющаяся являющийся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как лицо, эвакуированное (переселенное) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в ДАТА году на производственном объединении «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Те.*, обратилась в суд с иском о взыскании с УСЗН администрации С* района за счет средств федерального бюджета убытки в связи с несвоевременной выплатой сумм за период с ДАТА по ДАТА в сумме 58 270 руб. 41 коп.

В обоснование указывает на то, решением С* районного суда от ДАТА в ее пользу взыскана задолженность сумм на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в сумме 18 117 руб. 68 коп., взыскание данной суммы привело к тому, что выплаты произведены в размере, не соответствующем реальному экономическому положению, так как это долг ответчика более чем за 5 лет, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда РФ от ДАТА , Определение Конституционного Суда РФ от ДАТА , Определение от ДАТА, полагает, что выплаты следует проиндексировать с ДАТА, исходя из роста потребительских цен, данный механизм индексации следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему.

В судебном заседании истица Юлдашева М.Ш. исковые требования поддержала, пояснила, что по решению суда в ее пользу была взыскана компенсация, но она полагает ее незначительной, поскольку другим лицам суммы взыскивались в большем размере. Решение от ДАТА она не обжаловала, взысканные суммы по данному решению получила в полном объеме, но ей юристы разъяснили, что индексация по судебному решению была неполная и выплаты произведены не в полном объеме.

Ответчик УСЗН Администрации С* района извещен, представитель не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлен отзыв с возражениями по иску, в котором указано на то, что решением С* районного суда от ДАТА по иску Юлдашевой М.Ш. взыскана задолженность по выплате ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров, то есть, по мнению истца и суда, восстановлены ее нарушенные права на полное возмещение. Решение от ДАТА вступило в законную силу ДАТА, в УСЗН исполнительный лист поступил ДАТА, заявление от истца о перечислении данной суммы на счет сбербанк поступило ДАТА, списком разовых выплат от ДАТА задолженность сумме 18 117 руб. 68 коп. была перечислена в адрес истицы. Задержки в выплате суммы, присужденной решением от ДАТА не было.

Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области извещено, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя с учетом отзыва, в котором указывает на то, что требования истицы не основаны на законе, поскольку компенсационные выплаты, назначенные Юлдашевой М.Ш., не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как социальные выплаты и для определения размеров таких выплат следует руководствоваться ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а ссылка на постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000г. № 35 необоснованна, поскольку данное постановление принято в связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с определением размера возмещения вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на <данные изъяты> и повышением (индексацией) сумм в возмещение вреда здоровью. Однако истец не относится к «инвалидам вследствие радиационного воздействия» и гарантированные ей компенсационные выплаты носят совершенно иной характер, а именно, классифицируются как обязательные социальные выплаты. Повышение денежных выплат истице, производилось в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, которые предусмотрены постановлениями Правительства РФ, несмотря на это, решением С* районного суда от ДАТА Юлдашевой М.Ш. была установлена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежемесячная денежная компенсация на оздоровление в повышенных размерах. Установленные судом суммы индексировались в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время Юлдашева М.Ш. просит повторно проиндексировать суммы ежемесячной и ежегодной компенсации, а также повторно взыскать за прошлое время задолженность (убытки) однако, суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим, предусмотренным «Чернобыльским законом» платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, в том числе в связи с отказом в из индексации, однако, решением С* районного суда от ДАТА суммы ежемесячной и ежегодной компенсации истцу назначены в большем размере, чем предусмотрено действующим законом.

Заслушав пояснения истицы Юлдашевой М.Ш., исследовав все представленные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Истица Юлдашева М.Ш. состоит состоят на учете в УСЗН С* муниципального района, в связи с чем им производятся выплаты ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление.

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998г. № 175-ФЗ Юлдашевой М.Ш. установлен статус эвакуированной из населенного пункта пос.Т* геолого-разведочная партия, подвергшегося радиоактивному загрязнению в ДАТА вследствие аварии на ПО «М*» (дубликат удостоверения о праве на льготы серия , выданное ДАТА Правительством Челябинской области взамен удостоверения серия (л.д. 16).

Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому истец имеет право на льготы, предусмотренные ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базовый закон).

До ДАТА указанной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

               Решением С* районного суда от ДАТА с УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Юлдашевой Н.Ш. единовременно взыскана денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в размере 18 117 руб. 68 коп., УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области обязывалось выплачивать Юлдашевой М.Ш. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с ДАТА, бессрочно, по 616 руб., а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством, также с УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Юлдашевой М.Ш. единовременно взыскана денежная компенсация на оздоровление за период с ДАТА по ДАТА в сумме 614 руб. 01 коп., при этом УСЗН обязывалось выплачивать Юлдашевой М.Ш. за счет средств федерального бюджета ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, начиная с ДАТА, бессрочно, по 308 руб., а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

Данное решение не было обжаловано и вступило в законную силу.

По сведениям УСЗН С* района Юлдашевой М.Ш. произведены следующие выплаты:

- с ДАТА по ДАТА истице была выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 967 руб. 74 коп. (167 руб. 74 коп. + 200 руб. х 4 месяца) и ежегодная компенсация на оздоровление -100 руб.

- с ДАТА по ДАТА истице была выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2400 руб. (200 руб. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление -100 руб.

Аналогичные суммы выплачивались в ДАТА

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2541 руб. 94 коп. (200 руб. х 4 + 201 руб. 94 коп. + 220 руб. х 7) и ежегодная компенсация на оздоровление -110 руб.

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2930 руб. (244 руб. 20 коп. х12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 122 руб. 10 коп.

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3194 руб. 16 коп. (266 руб. 18 коп. х 12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 133 руб. 09 коп.

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3 449 руб. 64 коп. (287 руб. 47 коп. х12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 143 руб. 74 коп.

- с ДАТА. по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 5929 руб. 62 коп. (307 руб. 59 коп. х 6 + 680 руб. 68 коп. х 6) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 340 руб. 34 коп.

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 9 230 руб. 04 коп. (769 руб. 17 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 384 руб. 58 коп.;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 10 153 руб. 08 коп. (846 руб. 09 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление - 423 руб. 04 коп.;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 901 руб. 09 коп.

Истица Юлдашева М.Ш. не оспаривает получение сумм компенсации в размере, указанной в справке УСЗН от ДАТА

Таким образом, решение С* районного суда от ДАТА было исполнено, а установленные решением суда суммы ежемесячной и ежегодной компенсации, взысканные в пользу Юлдашевой М.Ш., индексируются ежегодно.

Истица вновь просит проиндексировать выплаты за период с ДАТА по ДАТА исходя из индекса роста потребительских цен, данные требования не основаны на законе.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и ст.9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ.

Ежегодная индексация чернобыльских платежей до 15.02.2001 года предусматривалась ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25.11.1995 года № 195-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 года, согласно которой …суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до 15.02.2001 года, усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись, исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ.

С 01.01.1997 года сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке, поскольку ФЗ от 09.01.1997 года «О повышении минимального размера оплаты труда» с 01.01.1997 года МРОТ был установлен в сумме 83 рубля 49 коп

ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с 1 июля 2000 года до 132 рублей, с 1 января 2001 года - до 200 рублей, с 1 июля 2001 года - до 300 рублей. Для исчисления иных платежей, была введена базовая сумма до 1 января 2001 года - 83 рубля 49 коп, после января 2001 года - 100 рублей (статья 4 и часть вторая статьи 5).

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246 и от 21 марта 2007 г. № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, что подтверждается справками УСЗН.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основана на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Данная позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации № 25-В07 24 от 11.01.2008г.

Поскольку органами социальной защиты населения производится регулярная индексация денежных выплат, гарантированных базовым законом, а порядок применения ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, получаемые истцом, соответствуют действующему законодательству, то оснований для иной индексации выплаченных сумм, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л

В удовлетворении исковых требований Юлдашевой М.Ш. отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                      <данные изъяты>

Копия верна. <данные изъяты>

<данные изъяты>                                 Т.Н.Куценко