№ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Долгодеревенское ДАТА Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Огура В.И. при секретаре судебного заседания Гайнановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: пер. Школьный,7а, гражданское дело по иску Абдуллиной Т.А. к Управлению социальной защиты населения администрации С* муниципального района о взыскании убытков, У С Т А Н О В И Л: Абдуллина Т.А., являющаяся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как лицо, эвакуированное (переселенное) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, обратилась в суд с иском о взыскании с УСЗН администрации С* района за счет средств федерального бюджета убытки в связи с несвоевременной выплатой сумм за период с ДАТА по ДАТА в сумме 20 946 руб. 97 коп. В обоснование указывает на то, решением Сосновского районного суда от ДАТА в ее пользу взыскана задолженность сумм на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в сумме 56 494 руб. 11 коп., взыскание данной суммы привело к тому, что выплаты произведены в размере, не соответствующем реальному экономическому положению, так как это долг ответчика более чем за 5 лет, ссылаясь на Постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.02.2000г. №9, Определение Конституционного Суда РФ от 01.12.2005г. № 461-О, Определение № 445-О от 03.11.2006г., полагает, что выплаты следует проиндексировать с ДАТА, исходя из роста потребительских цен, данный механизм индексации следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему. Истица Абдуллина Т.А. заявила ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие. Ответчик УСЗН Администрации С* района извещен, представитель не явился, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, представлен отзыв с возражениями по иску, в котором указано на то, В соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 175-ФЗ Абдуллиной Т.А. установлен статус эвакуированного (переселённого) из населённого пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие деятельности ПО "Маяк". Обозначенной категории граждан гарантируют меры социальной поддержки. Установленные для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". В числе социальных гарантий: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление. До ДАТА размер данных компенсационных выплат зависел от минимального размера оплаты труда. Компенсационные выплаты, назначенные истцу не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением увечья, являются обязательными социальными выплатами. В настоящее время повышение (индексация) денежных выплат производится в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, предусмотренных в постановлениях Правительством РФ. Решением Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА в пользу Абдуллиной Т.А. была взыскана задолженность по выплатам ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров, т.е. по мнению истца и суда, восстановлены его нарушенные ранее права на полное возмещение. Решение Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА по иску Абдуллиной Т.А. вступило в законную силу ДАТА В УСЗН исполнительный лист по данному делу поступил ДАТА Заявление от истца о перечислении данной суммы на счёт сбербанка поступило ДАТА Списком разовых выплат № от ДАТА задолженности в сумме 56 494 руб. 11 коп. была перечислена в адрес истца. Со стороны УСЗН задержки выплаты Абдуллиной Т.А., присужденной решением суда от ДАТА денежной суммы в счёт компенсации на приобретение продовольственных товаров не допущено. Таким образом, отсутствуют правовые основания для удовлетворения заявленных требований. Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области извещено, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя с учетом отзыва, в котором указывает на то, что требования истицы не основаны на законе, поскольку компенсационные выплаты, назначенные Абдуллиной Т.А., не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как социальные выплаты и для определения размеров таких выплат следует руководствоваться ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда», а ссылка на постановление Пленума Верховного суда РФ от 14.12.2000 г. № 35 необоснованна, поскольку данное постановление принято в связи с возникшими в судебной практике вопросами, связанными с определением размера возмещения вреда, причиненного здоровью инвалидов вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и повышением (индексацией) сумм в возмещение вреда здоровью. Однако истец не относится к «инвалидам вследствие радиационного воздействия» и гарантированные ей компенсационные выплаты носят совершенно иной характер, а именно, классифицируются как обязательные социальные выплаты. Повышение денежных выплат истице, производилось в соответствии с действующим законодательством, в порядке и на условиях, которые предусмотрены постановлениями Правительства РФ, несмотря на это, решением Сосновского районного суда от ДАТА Абдуллиной Т.А. была установлена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежемесячная денежная компенсация на оздоровление в повышенных размерах. Установленные судом суммы индексировались в соответствии с действующим законодательством. В настоящее время Абдуллина Т.А. просит повторно проиндексировать суммы ежемесячной и ежегодной компенсации, а также повторно взыскать за прошлое время задолженность (убытки) однако, суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим, предусмотренным «Чернобыльским законом» платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, в том числе в связи с отказом в индексации, однако, решением Сосновского районного суда от ДАТА суммы ежемесячной и ежегодной компенсации истцу назначены в большем размере, чем предусмотрено действующим законом. Третье лицо Главное управление федерального казначейства по Челябинской области - о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился, ходатайства об отложении рассмотрения дела и мнения по иску не представил. Исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению. В судебном заседании установлено следующее. Абдуллина Т.А. состоит на учете в УСЗН С* муниципального района, в связи с чем, ей производятся выплаты ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление. В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998г. № 175-ФЗ Абдуллиной Т.А. установлен статус эвакуированной из населенного пункта АДРЕС, подвергшегося радиоактивному загрязнению в 1957 г. вследствие аварии на ПО «Маяк» (удостоверение о праве на льготы серия <данные изъяты>, выданное ДАТА Администрацией Челябинской области) л.д.10. Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п. 6 ч. 1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому истец имеет право на льготы, предусмотренные ст. 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базовый закон). До ДАТА указанной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда. Решением Сосновского районного суда от ДАТА с УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Абдуллиной Т.А. единовременно взыскана денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в размере 56 494,11 руб., УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области обязывалось выплачивать Абдуллиной Т.А. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с ДАТА, бессрочно, по 1 231,86 руб., а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством, также с УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Абдуллиной Т.А. единовременно взыскана денежная компенсация на оздоровление за период с 2000 г. по ДАТА в сумме 1 941,31 руб., при этом УСЗН обязывалось выплачивать Абдуллиной Т.А. за счет средств федерального бюджета ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, начиная с ДАТА, бессрочно, по 615,95 руб., а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством. Данное решение не было обжаловано и вступило в законную силу. По сведениям УСЗН С* района Абдуллиной Т.А. произведены следующие выплаты: - с ДАТА по ДАТА была выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1 001 руб. 88 коп. (166 руб. 98 коп. х 6 месяцев) и ежегодная компенсация на оздоровление -83 руб. 49 коп. - с ДАТА по ДАТА была выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2 400 руб. (200 руб. х 12 месяцев) и ежегодная компенсация на оздоровление -100 руб. Аналогичные суммы выплачивались в 2002 и 2003 годах. - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2 541 руб. 94 коп. (200 руб. х 4 + 201 руб. 94 коп. + 220 руб. х 7) и ежегодная компенсация на оздоровление -110 руб. (с учётом индексации согласно постановлению Правительства РФ от 27.12.2004г. № 847) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2 930 руб. 40 коп. (244 руб. 20 коп. х 12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 122 руб. 10 коп. (с учётом индексации согласно постановлению Правительства РФ от 07.05.2005 г. № 292 и от 03.03.2007 г. № 143) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3 194 руб. 16 коп. (266 руб. 18 коп. х 12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 133 руб. 09 коп. (с учётом индексации согласно постановлению Правительства РФ от 25.04.2006 г. № 246) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3 449 руб. 64 коп. (287 руб. 47 коп. х 12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 143 руб. 74 коп. (с учётом индексации согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.2007 г. № 171) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 11 066 руб. 42 коп. (307 руб. 59 коп. х 5 + 1 361 руб. 21 коп. х 7) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 680 руб. 62 коп. (с учётом индексации согласно постановлений Правительства РФ от 21.12.2007г. № 914 и № 655) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 18 458 руб. 04 коп. (1 538 руб. 17 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 769 руб. 10 коп.; (с учётом индексации согласно постановлений Правительства РФ от 24.12.2008г. № 992 и от 07.07.2009г. № 545) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 20 303 руб. 88 коп. (1 691 руб. 99 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление - 846 руб. 01 коп. (с учётом индексации согласно постановлению Правительства РФ от 16.12.2009г. № 1024) - с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 1 801 руб. 97 коп. Истица Абдуллина Т.А. не оспаривает получение сумм компенсации в размере, указанной в справке УСЗН № от ДАТА Таким образом, решение Сосновского районного суда от ДАТА было исполнено, а установленные решением суда суммы ежемесячной и ежегодной компенсации, взысканные в пользу Абдуллиной Т.А., индексируются ежегодно. Истица вновь просит проиндексировать выплаты за период с ДАТА по ДАТА исходя из индекса роста потребительских цен, данные требования не основаны на законе. Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации. Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона Российской Федерации от 15.05.1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995г. № 179-ФЗ и ст. 9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ. Ежегодная индексация чернобыльских платежей до 15.02.2001г. предусматривалась ст.5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25.11.1995г. № 195-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001г., согласно которой суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное. Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до 15.02.2001г., усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись, исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ. С 01.01.1997г. сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке, поскольку ФЗ от 09.01.1997г. «О повышении минимального размера оплаты труда» с 01.01.1997г. МРОТ был установлен в сумме 83 руб. 49 коп. ФЗ от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с 01.07.2000г. до 132 руб., с 01.01.2001г. - до 200 руб., с 01.07.2001г. - до 300 руб. Для исчисления иных платежей, была введена базовая сумма до 01.01.2001г. - 83 руб. 49 коп, после января 2001г. - 100 руб. (ст. 4 и ч. вторая ст. 5). Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07.08.2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 руб., что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации. Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19.06.2002 г. по 31.05.2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006г. недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.2004г. № 847, от 07.05.2005г. № 292, от 25.04.2006г. № 246 и от 21.03.2007г. № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007г.г. размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год. Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, что подтверждается справками УСЗН. При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен. Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо, исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы. В п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35, в редакции от 05.04.2005г. № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем, суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основана на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной. Данная позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации № 25-В07 24 от 11.01.2008г. Поскольку органами социальной защиты населения производится регулярная индексация денежных выплат, гарантированных базовым законом, а порядок применения ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, получаемые истцом, соответствуют действующему законодательству, то оснований для иной индексации выплаченных сумм, не имеется. Руководствуясь ст.ст. 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требований Абдуллиной Т.А. отказать в полном объеме. На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий В.И. Огур