Решение по иску Фахретдинова Х.А. к УСЗН С* района



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Давыдовой В.Е.

При секретаре Ахмеровой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Фахретдиновой Х.А. к Управлению социальной защиты населения Администрации С* муниципального района о взыскании убытков 20 945 руб. 43 коп.

У С Т А Н О В И Л:

          Фахретдинова Х.А., получающая ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров и ежегодную компенсацию на оздоровление как лицо, эвакуированное из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в ДАТА на производственном объединении «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т*, просит взыскать с Управления социальной защиты населения администрации С* муниципального района ( далее УСЗН С* района) за счет средств федерального бюджета убытки в связи с несвоевременной выплаты сумм за период с ДАТА по ДАТА в сумме 20 945 руб. 43 коп.

    В обоснование указала следующее.

          Решением Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА, вступившем в законную силу ДАТА, в её пользу взыскана задолженность сумм на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в сумме 56 494 руб. 65 коп. Суд установил, что ответчик выплачивал ей ежемесячные денежные суммы в меньшем размере, тогда как выплата ежемесячной денежной компенсации в связи с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы подлежала индексации с ДАТА по ДАТА в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ.

          Взыскание присужденной судом суммы в ДАТА привело к тому, что она получила по решению суда причитающееся в размере, не соответствующем реальному экономическому положению, так как это долг ответчика более чем за пять лет. Изложенное свидетельствует о нарушении права, установленного законом о ЧАЭС на максимально полное возмещение вреда.

         В п.16 Постановления Пленум Верховного Суда от 14.12.2000г. № 35 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» указано, что задержка выплаты назначенных сумм, нанесенного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в связи с инфляцией причиняет имущественный вред, потому суд вправе удовлетворить требования об индексации названных сумм задолженности с учетом индекса роста потребительских цен.

Статьи 15,16,1069 ГК РФ предусматривают полное возмещение убытков, складывающихся из реального ущерба, упущенной выгоды. Механизм индексации применительно к росту потребительских цен следует рассматривать как способ восстановления покупательной способности денежных средств, своевременно не выплаченных пострадавшему. Аналогичная правовая позиция высказана в п.13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 14.02.2000г. №9.

          Согласно позиции, выраженной в определении Конституционного суда РФ от 01.12.2005г. № 461-О и определении № 445-О от 03.11.2006г. взысканию подлежит вся задолженность с 01.01.2002г..

          Истица Фахретдинова Х.А., её представитель Малоземова И.П. ( допущена по устному ходатайству истицы в судебном заседании ) исковые требования поддержали, считают, что УСЗН С* района обязано выплатить 20 945 руб.43 коп.

          Ответчик о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя. Представил отзыв, в котором возражает против иска, так как органами социальной защиты населения проведена централизованная ежегодная индексация (повышение) денежных выплат, гарантированных базовым законом; решение С* районного суда от ДАТА исполнено своевременно; убытки истице не причинены. Просит применить исковую давность, так как пропущен срок для обращения с иском.

3 лица Министерство социальных отношений Челябинской области и Управление Федерального казначейства по Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещены, представители не явились. Министерство социальных отношений в отзыве просит в удовлетворении иска отказать. Управление Федерального казначейства по Челябинской области отзыв не представило.

          Исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

          Фахретдинова Х.А. в ДАТА эвакуирована из АДРЕС, подвергнувшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии в ДАТА на производственном объединении «М*» и сбросов радиоактивных отходов в реку Т*. Она состоит на учете в УСЗН С* района с ДАТА по категории « эвакуированный».       

Фахретдинова Х.А. имеет право на льготы в соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998г. №175-ФЗ « О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ПО « М*»». Ей гарантированы меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13, 17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» ( далее базовый Закон).

До 01.01.2001 г. эвакуированным гражданам была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда ( далее МРОТ), ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере одного установленного законом МРОТ. ФЗ от 07.08.2000г. № 122-ФЗ внесены изменения в базовый Закон и установлены размеры указанных выплат в твердых размерах.

Истица получает указанные компенсации по настоящее время в УСЗН С* района.

           Согласно сообщения УСЗН С* района ей произведена индексация выплачиваемых сумм на основании постановлений Правительства РФ № 847 от 27.12.2004 г., № 292 от 07.05.2005 г. и № 143 от 03.03.2007г., № 246 от 25.04.2006 г., № 171 от 21.03.2007г., №914 и №655 от 21.12.2007г., № 992 от 24.12.2008г., №545 от 07.07.2009г., № 1024 от 16.12.2009г. и № 1079 от 21.12.2010г.

           Решением Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА с УСЗН С* района за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу истицы Фахретдиновой Х.А. взыскана единовременная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в размере 56 495 руб. 65 коп. и единовременная денежная компенсация на оздоровление за период с ДАТА по ДАТА в размере 1941 руб. 31 коп.; УСЗН С* района обязано выплачивать истице за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров начиная с ДАТА бессрочно по 1231руб.88 коп. и индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством; выплачивать ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, начиная с ДАТА, бессрочно по 615 руб.95 коп. и индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

          Определением Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА устранена арифметическая ошибка в решении суда от ДАТА и указано, что решением суда от ДАТА с УСЗН С* района за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу истицы взыскана единовременная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в размере 56 494 руб. 11 коп. и единовременная денежная компенсация на оздоровление за период с ДАТА по ДАТА в размере 1941 руб. 31 коп.; УСЗН С* района обязано выплачивать истице за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров начиная с ДАТА бессрочно по 1231руб.86 коп. и индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством; выплачивать ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, начиная с ДАТА, бессрочно по 615 руб.95 коп. и индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

          Решение вступило в законную силу ДАТА и исполнено в ДАТА.

         Требования об индексации выплаченных сумм за период с ДАТА по ДАТА в соответствии с индексом роста потребительских цен, не обоснованны, так как эти суммы уже проиндексированы в соответствии с действующим законодательством.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.Установление и пересмотр видов денежных компенсаций, представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты компенсаций на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона РФ от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и ст.9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ.).

Ежегодная индексация чернобыльских платежей до 15.02.2001 года предусматривалась ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25.11.1995 года № 195-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 года. Суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до 15.02.2001 года, усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ.

С 01.01.1997 года сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке согласно ФЗ от 09.01.1997 года «О повышении минимального размера оплаты труда».

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации». В соответствии с ним в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. ФЗ от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрена ежегодная индексация исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

           Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246 и от 21 марта 2007 г. № 171, №914 и №655 от 21.12.2007г., № 992 от 24.12.2008г., №545 от 07.07.2009г., № 1024 от 16.12.2009г. и № 1079 от 21.12.2010г. утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006, 2007,2008,2009,2010 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленные ФЗ «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, что подтверждается справкой о размере произведенных истице выплат.

Несмотря на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление, различен:

Ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции. Ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.5 Постановления от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснил, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования.

Индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

        Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2009г. №91-В09-3 установлено, что суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим предусмотренным базовым Законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законом.

        Однако решением Сосновского районного суда от ДАТА сумма ежемесячной компенсации Фахретдиновой Х.А. была установлена в размере, превышающем размер компенсации, предусмотренный действующим законодательством.

           

        Органами социальной защиты населения производится централизованная ежегодная индексация денежных выплат, гарантированных базовым законом. Решение Сосновского районного суда от ДАТА УСЗН С* района исполнено в ДАТА. Указанным судебным решением суммы ежемесячной и ежегодной компенсации были установлены в размере, превышающем размер компенсации, предусмотренный действующим законодательством, за прошлое время за период с ДАТА по ДАТА взыскана единовременная сумма для устранения ущерба от обесценивания подлежащих выплате денежных средств на приобретение продовольственных товаров и на оздоровление.

        Таким образом, убытки истице не были причинены.

        Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

                                                                     Р Е Ш И Л:

       Фахретдиновой Х.А. отказать в удовлетворении исковых требований о взыскании с Управления социальной защиты населения Администрации С* муниципального района убытков 20 945 руб. 43 коп.

       Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.

Председательствующий                                                                        <данные изъяты>

Копия верна. <данные изъяты>

<данные изъяты>                                                    В.Е. Давыдова