Решение по иску Кушвинцевой Е.В. к администрации Сосновского муниципального района



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи

Куценко Т.Н.

При секретаре судебного заседания

Романовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по заявлению Кушвинцевой Е.В. к Администрации Сосновского района, Главе администрации Сосновского района Челябинской области об обязании дать ответ на обращение,

У С Т А Н О В И Л:

Кушвинцева Е.В. обратился в суд (с учетом уточнения) к Администрации Сосновского района Челябинской области, главе Сосновского района Челябинской области с заявлением об обязании дать ответ на ее обращение о предоставлении ей на праве собственности земельного участка, расположенного по АДРЕС.

В обоснование ссылается на следующее: является собственником квартиры в двухквартирном жилом доме, расположенном по АДРЕС. Жилой дом расположен на земельном участке, часть которого, а именно, площадью 680 в.м. с кадастровым был предоставлен ей в пользование ДАТА., с тех пор она и ее семья пользуются земельным участком, уплачивают земельный налог.

ДАТА постановлением главы Сосновского района была утверждена схема расположения земельного участка, подписан акт согласования, на основании которых проведено межевание земель, составлен межевой план, выдан кадастровый паспорт земельного участка.

ДАТА она обратилась к главе Сосновского района с заявлением о приобретением прав на земельный участок, но до настоящего времени не получила ни решения о предоставлении, ни отказ в предоставлении земельного участка.

Указывает на то, что срок рассмотрения ее заявления, установленный ст. 36 ЗК РФ, истек ДАТА

Заявитель Кушвинцева Е.В. извещен, не явилась, просит рассмотреть дело в свое отсутствие, ранее в судебном заседании свои требования поддержала.

Администрация Сосновского муниципального района, глава Сосновского района Челябинской области извещены, представители не явились, в суд направлены копия самого заявления Кушвинцевой Е.В. о передаче ей в собственность земельного участка площадью 680 кв.м. по АДРЕС для строительства индивидуального жилого дома и копия «промежуточного ответа» от ДАТА Кушвинцевой Е.В. от имени заместителя главы, Председателя Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям.

Исследовав все представленные доказательства, суд полагает заявление Кушвинцевой Е.В. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы (ст. 254 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

нарушены права и свободы гражданина;

созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения (пункт 25 Постановления Пленума Верховного суда № 2 от 10.02.2009г.)

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод (ст. 258 ГПК РФ).

Таким образом, для признания заявления обоснованным и возложения обязанности устранить в полном объеме допущенное нарушение права, необходимо установление совокупности двух условий - во-первых, несоответствия оспариваемого решения требованиям закона, в том числе при отсутствии полномочий по его принятию либо нарушения процедуры его принятия и, во-вторых, нарушение принятым решением прав и свобод заявителя.

Установлено, что Кушвинцева Е.В. является собственником квартиры площадью 44,4 кв.м. по АДРЕС АДРЕС, что подтверждает свидетельство о государственной регистрации права, выданное ДАТА (л.д. 13)

Постановлением главы Сосновского муниципального района от ДАТА «Об утверждении схемы расположения земельного участка» утверждена схема расположения земельного участка (категория земель земли населенных пунктов) общей площадью 680 кв.м., расположенного по АДРЕС, для строительства индивидуального жилого дома (л.д. 15)

ДАТА акт согласования местоположения границы земельного участка по АДРЕС подписан главой Кременкульского сельского поселения Сосновского района (л.д. 14).

26.04.2011г. выдана кадастровая выписка о земельном участке с кадастровым площадью 680 кв.м. с местоположением: АДРЕС для строительства индивидуального жилого дома. (л.д. 7)

В соответствии с п.10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.

Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в границах МО Сосновский район осуществляет глава Сосновского района.

Поскольку государственная собственность на земельный участок с кадастровым не разграничена, то им вправе распоряжаться глава Сосновского района.

ДАТА Кушвинцева Е.В. обратилась к главе Сосновского района К.В.П. заявлением о передаче ей в собственность земельного участка площадью 680 кв.м., расположенного по адресу: площадью 680 кв.м. по АДРЕС для строительства индивидуального жилого дома, что подтверждается как копией указанного заявления, представленного администрацией Сосновского района, так и распиской о поучении данного заявления вх. от ДАТА (л.д. 16)

Данное обращение Кушвинцевой Е.В. должно быть рассмотрено органом местного самоуправления Сосновского района в сроки и в порядке, установленном ст. 36 ЗК РФ.

ДАТА заместителем главы, председателем Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Кушвинцевой Е.В. направлен «промежуточный ответ» о том, что Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района сообщает, что оформление правоустанавливающего документа на земельный участок, расположенный по АДРЕС приостановлена в связи с заявлением главы Кременкульского сельского поселения (л.д. 36).

Однако, направление вышеуказанного «промежуточного ответа» не основано на законе и нарушает права и интересы заявителя.

Согласно Конституции РФ земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (ч. 1 ст. 36). Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ч. 3 ст. 36 Конституции РФ). Таким федеральным законом, регламентирующим в том числе условия и порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения, является ЗКРФ.

Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений имеют исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права их аренды в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, федеральными законами. На возникающие при этом правоотношения в полной мере распространяется правовая позиция Конституционного Суда РФ, в силу которой государство, закрепляя в законе право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданами, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, предусмотренных Конституцией РФ.

Как установлено ЗК, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п. 2 ст. 15); оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и данным Кодексом; земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность; земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (п. 1и 2 ст. 27); так, не подлежат приватизации земельные участки общего пользования (п. 12 ст. 85).

Из п. 6 ст. 36ЗК в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных ст. 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания (строения, сооружения).

В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (п. 7 ст. 36 К РФ).

В силу положений п.8 ст. 36 ЗК РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Как видно из материалов дела, органом местного самоуправления была утверждена и выдана заявителю схема расположения земельного участка на кадастровом плане, однако, при направлении заявителю Кушвинцевой Е.В. промежуточного ответа от ДАТА, орган местного самоуправления фактически уклонился от рассмотрения заявления Кушвинцевой Е.В. о передаче ей в собственность земельного участка.

Не может быть расценено как рассмотрение заявление Кушвинцевой Е.В. о предоставлении ей в собственность земельного участка письмо от ДАТА, направленное главой Сосновского района не собственнику объекта недвижимости Кушвинцевой Е.В., а К.В.В., который с самостоятельным заявлением о предоставлении ему земельного участка не обращался, о том, что по материалам инвентаризации на ДАТА за семьей Кушвинцевых значился участок 252, 87 кв.м., а увеличение площади земельного участка до 680 кв.м. произошло за счет участка, который принадлежит соседним землепользователям (л.д. 28).

Помимо того, что ответ направлен не самому заявителю Кушвинцевой Е.В., он не содержит прямого ответа на ее заявление о согласии на передачу в собственность либо об отказе в предоставлении в собственность вполне конкретного земельного участка.

Промежуточный ответ от ДАТА нарушает права Кушвинцевой Е.В., поскольку не разрешает по существу ее заявление, поданное в орган местного самоуправления о передаче ей в собственность земельного участка, а бездействие Администрации Сосновского муниципального района, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления Кушвинцевой Е.В. является незаконным и потому следует обязать Администрацию Сосновского муниципального района рассмотреть заявление Кушвинцевой Е.В. в порядке и в сроки, указанные в ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 193-198, 254-258 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие Администрации Сосновского муниципального района, выразившееся в уклонении от рассмотрения заявления Кушвинцевой Е.В. о передаче ей в собственность земельного участка с кадастровым , площадью 680 кв.м., расположенного по АДРЕС, обязать Администрацию Сосновского муниципального района рассмотреть данное заявление в порядке и в сроки, указанные в ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                Т.Н.Куценко