Решение по иску Байшакуровой А.Б. к УСЗН С* муниципального района



Дело РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАТА                                              с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи Волковой А.Н.,

при секретаре                              Михайловской Н.А.,

в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Байшакуровой А.Б. к Управлению социальной защиты населения администрации С* муниципального района Челябинской области о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Байшакурова А.Б. обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации С* муниципального района Челябинской области о взыскании убытков, мотивируя тем, что она является получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как лицо, эвакуированное из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк». Решением Сосновского районного суда Челябинской области в ее пользу взыскана задолженность сумм на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в сумме 55549 рублей 72 копейки. Данным решением установлено, что ответчиком ей не был установлен размер ежемесячной денежной компенсации, в связи с радиационным воздействием, в том размере, который полагался в соответствии с законодательством. Взыскание присужденной суммы в декабре 2007 года привело в тому, что она получила по решению суда суммы в размере, не соответствующем реальному экономическому положению, так как это долг ответчика с ДАТА, то ее право на полное возмещение причиненного вреда подлежит восстановлению с учетом индекса роста потребительских цен, взысканию подлежит вся задолженность за период с ДАТА.

Истец Байшакурова А.Б. извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д.6 оборот).

Ответчик Управление социальной защиты населения администрации С* муниципального района Челябинской области представило отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года №175 Байшакуровой А.Б. установлен статус эвакуированной из населенного пункта, подвергшегося радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк». Компенсационные выплаты, назначенные истцу носят иной характер, они не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются именного как обязательные социальные выплаты. Взысканная решением Сосновского районного суда Челябинской области от ДАТА сумма задолженности в пользу Байшакуровой А.Б. была перечислена ДАТА. Со стороны УСЗН администрации С* муниципального района задержки выплаты взысканной решением суда суммы не допущено. Поскольку решением Сосновского районного суда Челябинской области, суммы ежемесячной и ежегодной компенсации были назначены в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, а за прошлое время взыскана единовременная сумма для устранения ущерба от обесценивания подлежавших выплате денежных сумм, считает требования истца не обоснованными.

Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области представило отзыв о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что Байшакуровой А.Б. установлен статус эвакуированной. Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.6 ч.1 ст. 13 закона от 15 мая 1991 года №1244 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». В числе социальных гарантий предусмотрены - ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление. Истец к инвалидам вследствие радиационного воздействия не относится и гарантированные ей компенсационные выплаты носят совершено иной характер. Данные выплаты не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как обязательные социальные выплаты. В настоящее время истец просит взыскать убытки в связи с несвоевременной выплатой во исполнение решения суда ежемесячной и ежегодной компенсаций. Согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 24 декабря 2009 года №91-В09-3 суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим, предусмотренным Чернобыльским законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, в том числе, в связи с отказом в их индексации. Решением Сосновского районного суда Челябинской области, суммы ежемесячной и ежегодной компенсации были назначены в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством. Кроме того, за прошлое время взыскана единовременная сумма, для устранения ущерба от обесценивания подлежавших выплате денежных сумм. На основании изложенного считает, что исковые требования истца не подлежат удовлетворению.

Третье лицо Главное управление федерального казначейства по Челябинской области извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.

Исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Байшакуровой А.Б.

Как видно из материалов дела, Байшакурова А.Б. является эвакуированной из АДРЕС, подвергнувшегося загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», и стоит на учете в УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области с ДАТА по категории «эвакуированный».

Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому истец имеет право на льготы, предусмотренные ч.1 ст.15 и п.1 ст.40 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

До ДАТА указанной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере трехкратной суммы установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Решением Сосновского районного суда от ДАТА, с УСЗН администрации С* муниципального района за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Байшакуровой А.Б. взыскана единовременно денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в размере 55549 рублей 72 копейки, и обязано выплачивать Байшакуровой А.Б. ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с ДАТА бессрочно по 1231 рубль 86 копеек, а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

Также взыскана единовременно денежная компенсация на оздоровление за период с ДАТА по ДАТА в сумме 1941 рубль 31 копейка, и УСЗН администрации С* муниципального района обязано выплачивать Байшакуровой А.Б. денежную компенсацию на оздоровление начиная с ДАТА бессрочно по 615 рублей 95 копеек, а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

Решение вступило в законную силу ДАТА.

Согласно справке УСЗН администрации С* муниципального района Байшакуровой А.Б. были произведены следующие выплаты:

- единовременная компенсация на продовольственные товары по решению суда с ДАТА по ДАТА в сумме 63612 рублей 38 копеек;

- единовременная компенсация на оздоровление по решению суда в сумме 2413 рублей 52 копейки;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 1001 рублей 88 копеек, это по 166 рублей 98 копеек в месяц и ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 83 рубля 49 копеек;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2400 рублей, по 200 рублей в месяц и ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 100 рублей;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2541 рублей 94 копейки, это по 200 рублей за 4 месяца, 201 рубль 94 копейки за 1 месяц, и 220 рублей за 7 месяцев и ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 110 рублей;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2930 рублей 40 копеек, по 244 рубля 20 копеек в месяц и ежегодная материальная помощь на оздоровление в сумме 122 рубля 10 копеек;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3194 рубля 16 копеек, по 266 рублей 18 копеек в месяц и ежегодная материальная помощь на оздоровление в сумме 133 рубля 09 копеек;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3449 рублей 64 копейки, по 287 рублей 47 копеек в месяц и ежегодная материальная помощь на оздоровление в сумме 143 рубля 74 копейки;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 10012 рублей 80 копеек, по 307 рублей 59 копеек с января по июнь и по 1361 рубль 21 копейка с июля по декабрь и ежегодная материальная помощь на оздоровление в сумме 680 рублей 62 копейки;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 18458 рублей 04 копейки, по 1538 рублей 17 копеек за месяц и ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 769 рублей 10 копеек;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 20303 рублей 88 копеек, по 1691 рубль 99 копеек в месяц и ежегодная компенсация на оздоровление в сумме 846 рублей 01 копейка;

- с ДАТА по ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 1801 рубль 97 копеек и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 3188 рублей 15 копеек (л.д. 30).

Таким образом, решение Сосновского районного суда от ДАТА было исполнено, а взысканные в пользу Байшакуровой А.Б. суммы ежемесячной и ежегодной компенсации индексируются ежегодно.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее со ст.ст. 42, 53, правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в постановлении от 01 декабря 1997 года «По делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», следует что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью граждан, которые оказались в зоне влияния радиационного излучения и других неблагоприятных факторов, возникших вследствие чернобыльской катастрофы, является конституционной обязанностью государства, с деятельностью которого в сфере ядерной энергетики было связано причинение вреда.

При этом установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной суммы в возмещение вреда здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации; а порядок индексации таких выплат может отличаться от порядка индексации ежемесячных сумм в возмещение вреда здоровью.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Ежегодная индексация чернобыльских платежей до 15 февраля 2001 года предусматривалась ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25 ноября 1995 года №195, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом №5 от 12 февраля 2001 года, согласно которой суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до 15 февраля 2001 года, усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись, исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ.

С 01 января 1997 года сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке, поскольку Федеральным законом от 09 января 1997 года «О повышении минимального размера оплаты труда» с 01 января 1997 года МРОТ был установлен в сумме 83 рубля 49 копеек.

Федеральным законом от 19 июня 2000 года «О минимальном размере оплаты труда» применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с 1 июля 2000 года до 132 рублей, с 1 января 2001 года - до 200 рублей, с 1 июля 2001 года - до 300 рублей. Для исчисления иных платежей, была введена базовая сумма до 1 января 2001 года - 83 рубля 49 копеек, после января 2001 года - 100 рублей (статья 4 и часть вторая статьи 5).

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 года №122 «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Ч. 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26 апреля 2004 года №31) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 года №326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с ДАТА по ДАТА гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в ДАТА недополученных сумм.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №847, от 7 мая 2005 года №292, от 25 апреля 2006 года №246 и от 21 марта 2007 года №171 утверждены Правила индексации в ДАТА размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, что подтверждается справками УСЗН администрации С* муниципального района Челябинской области.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года №35, в редакции от 5 апреля 2005 года №7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с ДАТА с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года №82 «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 года №11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Данная позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации № 25-В07 24 от 11 января 2008 года.

Решением Сосновского районного суда от ДАТА, вступившим в законную силу ДАТА, суммы ежемесячной и ежегодной компенсации были назначены в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, при этом вся взысканная в пользу истца сумма выплачена ей в полном объеме и ежегодно индексируется, что подтверждено представленной справкой УСЗН администрации С* муниципального района и не оспаривается истцом, потому оснований для иной индексации и перерасчета уже выплаченных Байшакуровой А.Б. сумм ежемесячной и ежегодной компенсации, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Байшакуровой А.Б. к Управлению социальной защиты населения администрации С* муниципального района Челябинской области о взыскании убытков в связи с несвоевременной выплатой сумм за период с ДАТА по ДАТА оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области.

Председательствующий <данные изъяты> А.Н. Волкова

Копия верна.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Секретарь