Решение по иску Байгутдинова С.Х. к УСЗН Сосновского района



         д.                                                        

                                                          

                                                              

            Р Е Ш Е Н И Е

                                 ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Долгодеревенское                           ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи       Огура В.И.

при секретаре судебного заседания       Гайнановой Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: пер. Школьный,7а, гражданское дело по иску Байгутдинова С.Х. к Управлению социальной защиты населения Сосновского района о взыскании задолженности по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, на оздоровление и возмещения убытков

                У С Т А Н О В И Л:

Байгутдинов С.Х. обратился к Управлению социальной защиты населения Сосновского района с иском, в котором попросил взыскать в свою пользу с ответчика за счет средств федерального бюджета единовременно и в полном объеме задолженность по ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере 105772,31 рублей за период с ДАТА по ДАТА; ежегодные компенсации на оздоровление в размере 10 908,05 рублей за период с ДАТА по ДАТА и убытки в связи с несвоевременной выплатой сумм за период с ДАТА по ДАТА в размере 64 384,22 рублей.

В обоснование указал следующее.

Он относится к категории граждан, имеющих право на получение ежемесячной денежной компенсации на оздоровление, так как перенес лучевую болезнь вследствие аварии в 1957 году на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов реку Теча. В соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» от 20 мая 1993г. №4995-1 и в соответствии с п.3 статьи 1 Федерального Закона от 26 ноября 1998г. № 175-ФЗ (в ред. 29.12.2004г.) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957г. на ПО «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» на граждан, эвакуированных (переселенных) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии на ПО «Маяк» в 1957г., распространено действие Закона РФ от 15 мая 1991г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и им предоставляются меры социальной поддержки и среди прочего, право на выплату ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в настоящее время в размере 420, 49 рублей, и ежегодной компенсации на оздоровление в размере 2439,47 рублей. Пособия, компенсации, суммы возмещения вреда вследствие Чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежат защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если иное не оговорено. Поскольку индексация в полном объеме, подлежащих мне выплат, не осуществлялась, полагаю необходимым взыскать задолженность, образовавшуюся по индексации истцу выплат

В судебном заседании истец Байгутдинов С.Х. исковые требования поддержал, по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик - Управление социальной защиты населения Сосновского района Челябинской области просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, представило отзыв с возражениями по иску, так как органами социальной защиты населения области проведена централизованная ежегодная индексация (повышение) денежных выплат, гарантированных базовым законом по ДАТА включительно.

Третьи лица: Министерство социальных отношений Челябинской области и Главное управление Федерального казначейства по Челябинской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении рассмотрения дела и мнения по исковым требованиям не представили.

Исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Байгутдинов С.Х. состоит на учете в управление социальной защиты населения администрации Сосновского района Челябинской области (далее УСЗН администрации Сосновского района) с ДАТА по настоящее время по категории «эвакуированный».

Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.2 ст.13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее Базовый закон).

Таким образом, истец имеет право на льготы, предусмотренные п.6 ч.1 ст. 13 Базового закона.

До 01.01.2001г. указанной категории граждан в том числе были предусмотрены ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере трехкратного установленного законом минимального размера оплаты труда (далее МРОТ), ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере четырехкратной суммы МРОТ.

УСЗН администрации Сосновского муниципального района выплатило истцу за период с ДАТА по ДАТА на приобретение продовольственных товаров по 287,47 руб. ежемесячно, а всего 2874,7 руб. и на оздоровление 143,74 руб.; за период с ДАТА по ДАТА по 317,65 руб. на приобретение продовольственных товаров, а всего 3811,8 руб. и на оздоровление 680,62 руб.; за период с ДАТА по ДАТА на приобретение продовольственных товаров по 358,94 руб. ежемесячно, в всего 4307,28 руб. и на оздоровление 769,1 руб.; за период с ДАТА по ДАТА на приобретение продовольственных товаров по 394,83 руб. ежемесячно, в всего 4737,96 руб. и на оздоровление 846,01 руб.; за период с ДАТА по ДАТА на приобретение продовольственных товаров по 420,49 руб. ежемесячно, в всего 1681,96 руб. и на оздоровление 2439,47 руб. (с учетом индексаций на основании постановлений Правительства РФ: № 171 от 21.03.2007г.; № 914 от 21.12.2007г. и № 655 от 03.09.2008г.; № 992 от 24.12.2008г. и № 545 от 07.07.2009г.; № 1024 от 16.12.2009г.; № 1079 от 21.12.2010г.).

Байгутдинов С.Х, просит проиндексировать уже выплаченные ему УСЗН суммы, а также взыскать убытки в связи с несвоевременной выплатой сумм.

Данные требования не основаны на законе.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Из изложенного следует, что установление и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и ст.9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ).

Ежегодная индексация чернобыльских платежей до 15.02.2001г. предусматривалась ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25.11.1995г. № 195-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001г., согласно которой суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до 15.02.2001г., усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись, исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ.

С 01.01.1997г. сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке, поскольку Федеральным законом от 09.01.1997г. «О повышении минимального размера оплаты труда» с 01.01.1997 года МРОТ был установлен в сумме 83 рубля 49 коп.

Федеральным законом от 19.06.2000г. «О минимальном размере оплаты труда» применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с 1 июля 2000 года до 132 рублей, с 1 января 2001 года - до 200 рублей, с 1 июля 2001 года - до 300 рублей. Для исчисления иных платежей, была введена базовая сумма до 1 января 2001 года - 83 рубля 49 коп, после января 2001 года - 100 рублей (статья 4 и часть вторая статьи 5).

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 07 августа 2000г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Частью 3 ст. 5 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004г. № 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 марта 2007 г. № 171, № 914 от 21.12.2007г. и № 655 от 03.09.2008г.; № 992 от 24.12.2008г. № 545 от 07.07.2009г.; № 1024 от 16.12.2009г.; № 1079 от 21.12.2010г. утверждены Правила индексации в 2007, 2008, 2009, 2010 и 2011 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленных Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, то подтверждается справкой УСЗН о размере произведенных выплат.

Несмотря на то, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление, является различным.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35, в редакции от 05.04.2005г. № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основано на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002г. № 11-П, и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Данная позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации № 25-В07 24 от 11.01.2008г.

В связи с тем, что органами социальной защиты населения произведена централизованная ежегодная индексация денежных выплат, гарантированных базовым законом и размер ежемесячной компенсации на приобретение продовольственных товаров и размер компенсаций, получаемых истцом, соответствуют действующему законодательству, то оснований для иной индексации выплаченных сумм, не имеется.

          Индексация ежемесячных компенсаций на приобретение продовольственных товаров (как и ежегодной на оздоровление) не зависит от статуса лица, пострадавшего вследствие аварии на ПО «Маяк» 1957г. и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Данная индексация производится на основании вышеуказанных постановлений Правительства РФ, исходя из уровня инфляции, установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Руководствуясь ст. ст. 193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Байгутдинова С.Х. отказать в полном объеме.

На решение может быть подана кассационная жалоба в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий В.И. Огур