Решение по иску Новиковой М.В. к администрации Полетаевского сельского поселения



Дело

                                                       Р Е Ш Е Н И Е

                                         Именем Российской Федерации

ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Давыдовой В.Е.

При секретаре Ахмеровой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Новиковой М.В. к Устинову С.В. и администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании недействительным завещания от ДАТА, удостоверенного специалистом Полетаевской администрации Сосновского муниципального района,

                                                     У С Т А Н О В И Л:

Новикова М.В. просит признать недействительным завещание от ДАТА, удостоверенное специалистом Полетаевской администрации Сосновского муниципального района Челябинской области Л.Е.Я., зарегистрированное в реестре за , указав в обоснование следующее.

ДАТА умерла её мать Е.В.Я.

Истица обратилась к нотариусу Б.О.Л. с заявлением о принятии наследства по закону. Нотариус приняла заявление и завела наследственное дело . Наследниками по закону являются Новикова М.В. и Устинова Е.В.

Истице выдано свидетельство о праве на наследство на 1/2 долю денежных вкладов. Среди прочего имущества имеется 1/2 доля квартиры по АДРЕС.

Нотариус отказал в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанное имущество, так как имеется завещание от ДАТА, которым Е.В.Я. завещала указанное имущество Устинову С.В. Завещание удостоверено специалистом Полетаевской администрации, зарегистрировано в реестре.

Специалист Полетаевской администрации не могла удостоверять завещание, так как ст. 37 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате указывалось, что в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные совершать нотариальные действия, совершают пять видов нотариальных действий, в том числе удостоверение завещаний.

Органами исполнительной власти являлись исполкомы местных Советов.

ДАТА была принята новая Конституция Российской Федерации, которая установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в том числе и исполнительной.

В соответствии со ст.13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариальный округ устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Поселок Полетаево в соответствии с административно-территориальным делением в ДАТА находился в составе Сосновского района Челябинской области. В нотариальном округе Сосновского муниципального района Челябинской области имелся нотариус, который находился в административном центре - с. Долгодеревенское и должен был удостоверить данное завещание.

Кроме того, считает, что Е.В.Я. принудил к составлению завещания её муж ( отчим истицы), который хотел оставить квартиру Устинову С.В. Это подтверждает и тот факт, что завещание Е.В.Я. и завещание её мужа составлено в один день и в одном месте. ( л.д.5-9 ).

Истица, её представитель Александричев Д.М. иск поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении.

Ответчик Устинов С.В. иск не признал, так как бабушка Е.В.Я. и её муж хотели оставить ему свою квартиру и потому составили завещания в его пользу.

Представитель ответчика администрации Полетаевского сельского поселения и одновременно 3 лицо без права предъявления самостоятельных требований относительно предмета спора Л.Е.Я. с иском не согласна, так как она по распоряжению главы администрации Полетаевского сельского Совета она имела право совершать нотариальные действия; по желанию Е.В.Я. подготовила проект завещания, прочитала его вслух, затем дала ознакомиться Е.В.Я., которая ознакомилась и завещание подписала.

3 лицо Устинова Е.В. ( мать Устинова С.В. и сестра Новиковой М.В.) с иском не согласна.

3 лицо нотариус Б.О.Л. просит дело рассмотреть в её отсутствие. В отзыве сообщила, что на момент удостоверения завещания Е.В.Я. порядок его составления соответствовал действующему законодательству и поселковый совет обладал полномочиями по удостоверению завещания; сомнений в действительности завещания нет.

Выслушав доводы лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, обозрев подлинное завещание Е.В.Я., хранящееся в администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района, и реестр совершения нотариальных действий уполномоченным должностным лицом администрации Полетаевского сельского поселения за ДАТА, суд считает, что в удовлетворении иска следует отказать.

Установлено следующее.

Новикова М.В. и Устинова Е.В. являются дочерьми Е.В.Я..

В общую совместную собственность по договору приватизации от ДАТА супругам Е.В.Я. и Е.А.П. была передана квартира по АДРЕС.

ДАТА Е.В.Я. завещала 1/2 долю приватизированной однокомнатной квартиры, расположенной в АДРЕС, Устинову С.В. ( сыну Устиновой Е.В.).

Завещание составлено в письменной форме, удостоверено специалистом Полетаевской администрации Сосновского района Челябинской области Л.Е.Я. ДАТА, зарегистрировано за в реестре совершения нотариальных действий администрации Полетаевского сельского Совета Сосновского района Челябинской области.

Е.В.Я. умерла ДАТА При жизни завещание от ДАТА она не отменяла и не изменяла.

ДАТА Александричев Д.М., действующий по доверенности от имени Новиковой М.В., обратился к нотариусу нотариального округа Сосновского муниципального района Челябинской области Баландиной О.Л. с заявлением о принятии наследства после смерти Е.В.Я..

ДАТА Устинов С.В. обратился к нотариусу нотариального округа Сосновского муниципального района Челябинской области Баландиной О.Л. с заявлением о принятии наследства, состоящего из 1\2 доли в праве собственности на квартиру по АДРЕС, открывшегося после смерти Е.В.Я., по завещанию от ДАТА

Постановлением от ДАТА Е.О.В., временно исполняющая обязанности Б.О.Л. , нотариуса нотариального округа Сосновского муниципального района Челябинской области, отказала Новиковой М.В. в совершении нотариального действия - выдачи свидетельства о праве на наследство по закону на 1/2 долю в праве собственности на квартиру по АДРЕС, так как имеется завещание наследодателя от ДАТА, удостоверенное Л.Е.Я., специалистом Полетаевской администрации Сосновского района Челябинской области, реестр , на 1/2 долю в праве собственности на вышеуказанную квартиру в пользу Устинова С.В.

В связи с этим был предъявлен указанный иск, не подлежащий удовлетворению.

Доводы истицы о том, что специалист администрации Полетаевского сельсовета Л.Е.Я. не вправе была удостоверять завещание Е.В.Я., не обоснованны.

Согласно ч.4 ст.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, принятых ДАТА, в случае отсутствия в населенном пункте нотариуса нотариальные действия, а именно: удостоверение завещания; удостоверение доверенности; принятие мер к охране наследственного имущества; свидетельствование верности копий документов и выписок из них; свидетельствование подлинности подписи на документах, совершают должностные лица органов исполнительной власти, уполномоченные на совершение этих действий.

Порядок совершения нотариальных действий должностными лицами органов исполнительной власти в населенных пунктах, где нет нотариусов, устанавливается Инструкцией о порядке совершения нотариальных действий, утверждаемой Министерством юстиции Российской Федерации ( ст. 39 Основ).

Нотариальные действия согласно п.7 Инструкции, утвержденной ДАТА, могли быть совершены в любом органе государственной власти должностным лицом, уполномоченным на совершение нотариальных действий.

Вместе с тем, на период принятия указанных выше нормативных правовых актов органы местного самоуправления входили в единую систему органов государственной власти.

Права должностных лиц органов местного самоуправления на совершение нотариальных действий были закреплены в п. 10 ст. 54 Закона Российской Федерации от 06.07.1991г. №1550-1 « О местном самоуправлении в Российской Федерации», где устанавливались полномочия поселковой, сельской администрации на совершение в соответствии с законодательством нотариальных действий.

В данной части Закон от 06.07.1991г. № 1550-1 не противоречил Указу Президента Российской Федерации от 26.10.1993г. № 1760 « О реформе местного самоуправления в Российской Федерации»

В п.3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденной Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394, устанавливался перечень должностных лиц исполнительных комитетов районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, уполномоченных совершать нотариальные действия.

Таким образом, ко времени принятия Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года вопрос о наделении должностных лиц органов местного самоуправления правомочием по совершению нотариальных действий был положительным образом решен на федеральном уровне в рамках приведенных выше нормативных правовых актов.

Статья 12 Конституции Российской Федерации провозгласила самостоятельность органов местного самоуправления, исключив их из числа органов государственной власти.

          Пункт 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации закрепил возможность осуществления народом своей власти путем непосредственного волеизъявления, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.

С целью реализации данного конституционного принципа, в п.5 ст. 4 Федерального закона от 28.08.1995г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусматривается возможность наделения органов местного самоуправления федеральными законами отдельными полномочиями Российской Федерации.

На основании изложенного следует сделать вывод о том, что выполнение органами местного самоуправления от имени Российской Федерации определенных государственных полномочий может быть осуществлено лишь в случае прямого указания на это в Федеральном законе.

Эта же позиция, применительно к праву совершения нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления, нашла свое отражение в п.7 ст.1125 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой это право должно быть предоставлено указанным лицам на основании закона ( часть 3 ГК РФ введена в действие с 01.03.2002г.).

В настоящее время на территории Российской Федерации продолжает действовать указанные выше нормативные правовые акты, закрепляющие правомочия органов местного самоуправления по совершению нотариальных действий.

Более того, 31 декабря 1995 года была принята новая редакция Федерального закона "О государственной пошлине", п.10 ст. 5 которого закрепляет полномочия местного самоуправления устанавливать льготы по уплате государственной пошлины за выполнение ими нотариальных действий, что подтверждает наличие у этих органов полномочий по их совершению.

Полномочием на совершение нотариальных действий в органах местного самоуправления были наделены должностные лица данных органов, занимающие должности, которые на момент удостоверения оспариваемого завещания соответствовали должностям, указанным в п.3 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий исполнительными комитетами районных, городских, поселковых, сельских Советов народных депутатов, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 июня 1975 года N 394.

Таким образом, из анализа вышеуказанных правовых норм следует, что право должностных лиц местного самоуправления совершать нотариальные действия было предоставлено им на основании указанных выше законов.

Приказом Минюста РФ от 27.12.2007г. № 256 утверждена Инструкция о порядке совершения нотариальных действий главами местных администраций поселений и муниципальных районов и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений и муниципальных районов, согласно п.1 которой если в поселении или расположенном на межселенной территории населенном пункте нет нотариуса, соответственно глава местной администрации поселения и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления поселения или глава местной администрации муниципального района и специально уполномоченное должностное лицо местного самоуправления муниципального района :имеют право удостоверять завещания.

Распоряжением главы администрации Полетаевского сельского Совета Сосновского района Челябинской области от ДАТА Л.Е.Я., инспектор ВУС, переведена на должность инспектора по нотариальным и административным делам с ДАТА

Распоряжением главы администрации Полетаевского сельского Совета Сосновского района Челябинской области от ДАТА возложено ведение административных и нотариальных действий с правом подписи на инспектора администрации Л.Е.Я..

Распоряжением главы администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского района Челябинской области от ДАТА Л.Е.Я., ведущий специалист администрации, переведена на должность заместителя главы администрации с ДАТА

Таким образом, в период с ДАТА до ДАТА Л.Е.Я., являющаяся работником администрации Полетаевского сельского Совета ( сейчас администрация Полетаевского сельского поселения ), распоряжением главы администрации Полетаевского сельского Совета была уполномочена на совершение нотариальных действий.

Завещание Е.В.Я. от ДАТА составлено в письменной форме, подписано Е.В.Я., удостоверено уполномоченным должностным лицом местного поселения - специалистом Л.Е.Я., зарегистрировано в реестре совершения нотариальных действий за . За удостоверение завещания Е.В.Я. уплатила государственную пошлину. В реестре совершения нотариальных действий за - удостоверение завещания - имеется подпись Е.В.Я.

Подлинность подписи Е.В.Я. в завещании и в реестре совершения нотариальных действий не оспаривается.

Ссылка истицы на то, что поселок Полетаево в соответствии с административно-территориальным делением в ДАТА находился в составе Сосновского района Челябинской области, а в нотариальном округе Сосновского района имелся нотариус, который должен был удостоверить завещание, не состоятельна.

Согласно ст.13 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от ДАТА нотариальный округ (территория деятельности нотариуса) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города. Сосновский район Челябинской области не является городом. В состав Сосновского района Челябинской области входят несколько сельских поселений, в том числе Полетаевское сельское поселение.

Доводы истицы о том, что Е.В.Я. принудил к составлению завещания её супруг, являвшийся отчимом истицы, который хотел оставить квартиру Устинову С.В., не состоятельны.

Ответчик, 3 лицо Устинова Е.В. указанное обстоятельство не признают.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ истица обязана доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований.

Однако доказательств в подтверждение вышеуказанных доводов она не представила.

В соответствии со ст. 196 ГПК РФ суд рассматривает дело в пределах заявленных требований по основаниям, указанным в исковом заявлении.

          На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.193-199 ГПК РФ, суд

                                                          Р Е Ш И Л:

Новиковой М.В. отказать в удовлетворении иска к Устинову С.В. и администрации Полетаевского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области о признании недействительным завещания Е.В.Я. от ДАТА, удостоверенного специалистом Полетаевской администрации Сосновского муниципального района, зарегистрированного в реестре за .

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.

Председательствующий

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>                                       В.Е. Давыдова