Дело № Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации ДАТА Сосновский районный суд Челябинской области в составе: Председательствующего судьи Давыдовой В.Е. При секретаре Толстых Ю.В. Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по заявлению Тамахина В.Н. о признании незаконными: решения территориальной избирательной комиссии Сосновского муниципального района № от ДАТА, протокола рабочей группы № об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района от ДАТА, ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального образования Тамахина В.Н. от ДАТА, обязании зарегистрировать кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. У С Т А Н О В И Л: Тамахин В.Н. просит о признании незаконными: решения территориальной избирательной комиссии Сосновского муниципального района № от ДАТА, протокола рабочей группы № об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района от ДАТА, ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального образования Тамахина В.Н. от ДАТА, обязании зарегистрировать кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н.. В обоснование указал следующее. ДАТА Тамахин В.Н. уведомил территориальную избирательную комиссию Сосновского муниципального района Челябинской области о самовыдвижении на должность главы Сосновского муниципального района Челябинской области. ДАТА он сдал в территориальную избирательную комиссию папку № с подписными листами и итоговым протоколом сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. Всего была представлена 531 подпись из минимального числа 483. ДАТА состоялась проверка подписных листов. На основании протокола рабочей группы № об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. решением № от ДАТА отказано в регистрации кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. в связи с выявлением недостоверных подписей в количестве 65, в том числе признанных недостоверными экспертом - 17. Решение считает незаконным по следующим основаниям. В соответствии с п.7 ст. 23 Закона Челябинской области от ДАТА № « О муниципальных выборах в Челябинской области» заключение экспертов должно быть изложено в ведомостях проверки подписных листов. Ведомость проверки от ДАТА, на которую ссылается рабочая группа, не содержит ни одного заключения эксперта. При установлении достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия не использовала государственную систему регистрации ( учета ) избирателей, а также Государственную автоматизированную систему Российской Федерации « Выборы» ( ГАС «Выборы»). Проверка подписных листов осуществлялась до создания рабочей комиссии и без участия кандидата либо его законного представителя, что является нарушением п. 6 ст. 38 Федерального закона № от ДАТА « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Данный факт установлен в ходе заседания рабочей группы. Заявитель Тамахин В.Н., его представители Лаврищев А.С. и Борткевич А.П. доводы, изложенные в заявлении, поддержали. Представитель Территориальной избирательной комиссии ( далее ТИК) Сосновского района ( её председатель ) Т.Т.В. считает заявление не обоснованным. Представила отзыв в письменной форме, указав следующее. Рабочая группа создана решением ТИК Сосновского района от ДАТА №, то есть задолго до выдвижения кандидата Тамахина В.Н., выдвинувшего свою кандидатуру в порядке самовыдвижения ДАТА Кандидат Тамахин В.Н. присутствовал ДАТА при проверке подписей избирателей. Проверка сведений об избирателях через закрытую систему ГАС « Выборы» не возможна с участием кандидата, так как доступ к этой системе имеет ограниченный круг лиц. С ДАТА сведения об избирателях проверялись с использованием системы ГАС « Выборы» не в присутствии кандидата. Тамахин В.Н. имел право с ДАТА запрашивать информацию о текущих результатах проверки сведений, которые осуществляются через закрытую систему ГАС « Выборы». Однако письменных запросов от Тамахина В.Н. не поступало. В соответствии с п.7 ст. 23 Закона Челябинской области « О муниципальных выборах в Челябинской области» справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии Челябинской области, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными. Указанная справка, в виде таблицы, подписанная системным администратором А.А.А., в деле имеется. После выявления расхождений в соответствии с методическими рекомендациями ЦИК территориальная избирательная комиссия направила запрос в отделение УФМС России по Челябинской области в Сосновском районе с просьбой в срок до ДАТА проверку достоверности сведений. Проверка подписей на предмет их достоверности может осуществляться в соответствии с законом только с участием эксперта-почерковеда. Указанная проверка подписей производилась с участием эксперта. На проверке присутствовал кандидат. Ведомость проверки подписных листов содержит заключение эксперта, выразившиеся в удостоверении ведомости проверки подписных листов подписью эксперта-почерковеда. При проведении экспертного исследования вероятные доводы не учитывались, подписи выбраковывались лишь в случае категорического вывода о внесении даты и подписи не избирателем. Подпись эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписных листов, в которой указаны: номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недействительной является письменным заключением эксперта. Отражая проведенный комплекс исследования заключение содержит непосредственное указание на то, в каком листе, в какой строке сфальсифицирована подпись избирателя. При этом все заключения содержат ссылки на то, каким образом это выполнено. Общее количество недействительных и недостоверных подписей, как и тот факт, что число таких подписей превышает 10%, заявителем не оспаривается. Для регистрации кандидата Тамахина В.Н. необходимо было собрать 483 подписи избирателей. Им же достоверных подписей представлено 466, что недостаточно для регистрации. Помощник прокурора Сосновского района Жаринова А.В. считает, что заявление подлежит удовлетворению, так как отсутствует письменное заключение эксперта о признании подписей недостоверными. Выслушав доводы заявителя, его представителей, представителя ТИК Сосновского района, заключение прокурора, исследовав представленные доказательства, суд не находит оснований для удовлетворения заявления. Установлено следующее. Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от ДАТА № сформирована территориальная избирательная комиссия Сосновского района в составе: А.М.Г., Б.Ю.С., Д.Л.В., К.Д.В., С.Т.Н., С.А.М., Т.Т.В., Ф.В.Н., Ф.Т.Л. Постановлением Избирательной комиссии Челябинской области от ДАТА № председателем ТИК Сосновского района назначена Т.Т.В. Решением ТИК Сосновского района от ДАТА № для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей создана рабочая группа по проверке подписных листов, представленных кандидатами, в составе: председателя - Т.Т.В. ( председателя ТИК), членов - Ф.В.Н. ( секретаря ТИК), Д.Л.В., А.М.Г. ( членов ТИК), А.А.А. ( системного администратора ГАС « Выборы»).; решено обратиться в ООО « Ю*» с просьбой о направлении эксперта-почерковеда для работы в ТИК по проверке подписных листов. Решением ТИК Сосновского района от ДАТА № утверждены : форма ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального района ( Приложение 1), таблица классификации возможных нарушений в оформлении подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов на выборах главы Сосновского муниципального района ( Приложение №2), форма итогового протокола проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ( Приложение 3). Решением ТИК Сосновского района от ДАТА № внесено изменение в решение от ДАТА № и введена в состав рабочей группы по проверке подписных листов кандидатов члена ТИК С.Т.Н. вместо заболевшей Д.Л.В. ДАТА Тамахин В.Н. уведомил ТИК Сосновского района Челябинской области о самовыдвижении на должность главы Сосновского муниципального района Челябинской области. ДАТА он представил подписные листы и итоговый протокол сбора подписей избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. Всего была представлена 531 подпись из минимального числа 483. ДАТА членом избирательной комиссии Т.Т.В., проводящей проверку, и системным администратором А.А.А.были выявлены расхождения между персональными данными граждан, содержащихся в подписных листах, представленных заявителем, и в Регистре избирателей, о чем составлена таблица. После выявления расхождений ТИК Сосновского района направила ДАТА запрос в отделение УФМС России по Челябинской области в Сосновском районе с просьбой в срок до ДАТА проверку достоверности сведений, содержащихся в подписных листах. ДАТА отделение УФМС России по Челябинской области в Сосновском районе проверку проверило и представило таблицу расхождений между персональными данными граждан, содержащихся в подписных листах в Регистре избирателей, представленных Тамахиным В.Н., и в Регистре избирателей. ДАТА в ТИК Сосновского района поступили заявления избирателей К.Т.П., Ш.Л.М., Б.Г.П., С.Н.Г., А.Н.Л. о том, что они не ставили подпись и не выполняли дату её внесения в подписных листах в поддержку кандидата Тамахина В.Н. Разрешили считать свои подписи в указанных заявлениях образцом для проверки подписных листов. ДАТА руководитель рабочей группы, председатель ТИК Сосновского района уведомила кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. и его доверенное лицо Б.А.П. о том, что ДАТА в 14.00 по АДРЕС, запланировано проведение проверки подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата Тамахина В.Н. на должность главы Сосновского муниципального района. ДАТА состоялась проверка подписных листов, представленных заявителем. Проверка проводилась рабочей группой в составе Т.Т.В., А.М.Г., А.А.А., Ф.В.Н., С.Т.Н. с участием эксперта отдела почерковедческих экспертиз и документов ООО « Ю*» Ц.А.Р. с 14.00 до 16.05. Проверке подверглись все подписи в количестве 531. При проверке присутствовал кандидат на должность главы Сосновского муниципального образования Тамахин В.Н. и его доверенное лицо Б.А.П. Проверкой выявлено недостоверных подписей 17, недействительных 48, достоверных 466. По результатам проверки была составлена ведомость проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального образования Тамахина В.Н., подписанная председателем и членами рабочей группы, экспертом-почерковедом Ц.А.Р. Указанная ведомость вручена ДАТА в 16.51 доверенному лицу кандидата Б.А.П., который указал о своем несогласии с ведомостью. ДАТА был составлен протокол рабочей группы № об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н., которым установлены основания для отказа в регистрации кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. по пункту «д» статьи 24 Закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», так как число недостоверных и недействительных подписей составляет 12,2%. В протоколе указано, что количество недостоверных и недействительных подписей всего 65, в том числе недостоверных по результатам эксперта-почерковеда 17, количество достоверных подписей 466; основания ( причины) признания подписей недостоверными или недействительными и количество недостоверных и недействительных подписей: - код 2 -несколько подписей одного и того же избирателя -ст.38 п.6.2- 2 подписи, - код 5 - избиратель проживает в другом избирательном округе - ст. 38 п.6.4 «б» - 6 подписей, - код 6 - неверные паспортные данные избирателя - ст. 38 п.6.4 «в» - 12 подписей, - код 7 - сведения об избирателе не соответствуют действительности - ст.38 п.6.4 «в»- 27 подписей, - код 10- неполная дата рождения избирателя, если год рождения 1993- ст. 38 п.6.4 «г» - 1 подпись, - код 33 - подпись выполнена от имени одного лица избирателя другим ( на основании письменного заключения эксперта ) - 17 подписей. Указанный протокол получил ДАТА в 16.50 Б.А.П. Решением ТИК Сосновского района № от ДАТА отказано в регистрации кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н. на основании подпункта «д» пункта 24 статьи 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от ДАТА № в связи с выявлением недостоверных и недействительных подписей в количестве 65, в том числе признанных недостоверными экспертом - 17. Указанное решение суд считает законным и обоснованным. В соответствии с Федеральным законом « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ - п.1 ст. 75 : решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд, - п.2 ст.75: в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии. Согласно п.6 ст. 76 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом. В соответствии со ст. 23 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" регистрация кандидата (списка кандидатов) осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 3 статьи 19 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16,16-2или 16-4 настоящей статьи. В соответствии с п.3 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ избирательная комиссия перед принятием решения о регистрации кандидата обязана провести проверку соблюдения порядка подписей, оформления подписных листов, достоверность сведений об избирателя, достоверность подписей. В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), либо при наличии решения политической партии, указанной в пункте 16,16.2 или 16.4 настоящей статьи. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются в том числе : недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата ( подпункт «д» пункта 24 ст. 38 Федерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г. №67-ФЗ ). Рабочая группа, созданная решением ТИК Сосновского района, ДАТА при проверке подписных листов установила 65 недостоверных и недействительных подписей, что составляет 12,2 % от общего количества подписей, представленных заявителем. Таким образом, имелись основания, предусмотренные законом для отказа в регистрации Тамахина В.Н. кандидатом на должность главы Сосновского муниципального района. Общее количество недействительных и недостоверных подписей в количестве 65 Тамахиным В.Н не оспаривается. Доводы заявителя и его представителей о том, что для признания недостоверными подписей избирателей в подписных листах должно быть составлено экспертом отдельное заключение в письменной форме, основаны на неправильном толковании норм избирательного права. Согласно п. 7 ст.23 23 Закона Челябинской области от 29 июня 2006 г. N 36-ЗО "О муниципальных выборах в Челябинской области" для проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов, достоверности содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей комиссия муниципального образования, окружная комиссия могут своим решением создать рабочую группу из числа членов комиссии и привлеченных лиц. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, специализированных организаций, осуществляющих учет населения Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов, изложенные в ведомостях проверки подписных листов, являются основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей. Для установления достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссия муниципального образования вправе использовать государственную систему регистрации (учета) избирателей, а также ГАС "Выборы». Справка, подписанная работником информационного центра избирательной комиссии Челябинской области, осуществляющим полномочия системного администратора на данной территории, и заверенная председателем комиссии муниципального образования, является основанием для признания подписей избирателей недействительными. Требований о необходимости проведения в ходе проверки подписных листов письменных экспертиз избирательное законодательство не содержит. Как видно из материалов дела, для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, окружная избирательная комиссия создала рабочую группу из числа членов избирательной комиссии и привлекла к проверке эксперта- почерковеда Ц.А.Р. Именно заключение последнего послужило основанием для признания избирательной комиссией 17 подписей избирателей недействительными, что полностью соответствует приведенным выше требованиям закона. То, что данное заключение представлено не путем составления отдельного письменного документа под названием «заключение эксперта», а изложено в ведомости проверки подписных листов от ДАТА правового значения не имеет, поскольку на характер содержащихся в нем сведений о недействительности ряда подписей избирателей не влияет. Подпись эксперта-почерковеда, поставленная в ведомости проверки подписных листов, в которой указаны: номер листа в папке, номер строки, а также основания для признания подписи недействительной, суд признает письменным заключением эксперта, так как в ведомости отражено то, в каком листе, в какой строке сфальсифицирована подпись избирателя и каким образом это выполнено: « подпись выполнена от имени одного лица избирателя другим». Формы ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального района и протокола рабочей группы об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района утверждены решением ТИК Сосновского района от ДАТА №. Составленная ДАТА ведомость проверки подписных листов кандидата Тамахина В.Н. и протокол рабочей группы от ДАТА № соответствуют указанным формам. Форма утвержденной ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального района не предусматривает письменное заключение эксперта. Доводы заявителя и его представителей о том, что при установлении достоверности содержащихся в подписных листах сведений комиссии не использовала государственную систему регистрации ( учета) избирателей, а также ГАС « Выборы», не состоятельны. ТИК Сосновского района представила суду доказательства того, что при проверке достоверности содержащихся в подписных листах сведений была использована государственную систему регистрации ( учета) избирателей, а также ГАС « Выборы», а именно: - таблицу выявленных расхождений между персональными данными граждан, содержащихся в подписных листах кандидата Тамахина В.Н., и в регистре избирателей « Выборы», подписанную системным администратором А.А.А. и председателем рабочей группы Т.Т.В., что отвечает требованиям п.7 ст. 23 Закона Челябинской области « О муниципальных выборах в Челябинской области», - запрос в отделение УФМС России по Челябинской области в Сосновском районе с просьбой в срок до 26 октября проверку достоверности сведений, - письменный ответ УФМС России по Челябинской области в Сосновском районе от ДАТА на указанный запрос. Доводы заявителя и его представителей о том, что проверка подписных листов осуществлялась до создания рабочей комиссии и без участия кандидата или его законного представителя, не состоятельны. Рабочая группа создана решением ТИК Сосновского района от ДАТА №, то есть до выдвижения кандидата Тамахина В.Н., выдвинувшего свою кандидатуру в порядке самовыдвижения ДАТА Заявитель и его доверенное лицо Б.А.П. присутствовали ДАТА при проверке подписей избирателей, что они не отрицали во время судебного заседания. Ссылка заявителя на то, что когда он и его доверенное лицо пришли для участия в проверке подписных листов, то эксперт уже проверял подписные листы, что не соответствует требованиям закона, не состоятельна. Представитель ТИК Сосновского района не отрицала, что эксперту были представлены подписные листы ДАТА до 14.00 - установленного времени начала проверки - для ознакомления, но утверждает, что рабочая группа начала проверку подписных листов при прибытии кандидата и его доверенного лица, в присутствии которых просматривались все подписные листы и подписи признавались недействительными только по заключению эксперта. Заявитель и его представитель не отрицают, что в их присутствии эксперт высказывал свое мнение о достоверности подписей избирателя и после этого Т.Т.В. относила эти подписи к недостоверным. Согласно ведомости проверки подписных листов проверка проводилась ДАТА с 14.00 до 16.05 и в 16.50 ДАТА ведомость была вручена доверенному лицу Тамахину В.Н. Таким образом, установлено, что заявитель и его представитель Б.А.П. принимали участие при проведении проверки подписных листов. Само по себе ознакомление эксперта с подписными листами до начала проведения проверки не является нарушением действующего избирательного законодательства. Иных доводов, кроме изложенных в заявлении, о незаконности принятого ТИК Сосновского района решения № от ДАТА, протокола рабочей группы № об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района от ДАТА, ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального образования Тамахина В.Н., заявитель и его представители в судебном заседании не привели. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.199, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд Р Е Ш И Л: Тамахину В.Н. отказать в удовлетворении заявления о признании незаконными: решения территориальной избирательной комиссии Сосновского муниципального района № от ДАТА, протокола рабочей группы № об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата на должность главы Сосновского муниципального района от ДАТА, ведомости проверки подписных листов кандидата на должность главы Сосновского муниципального образования Тамахина В.Н. от ДАТА, обязании зарегистрировать кандидата на должность главы Сосновского муниципального района Тамахина В.Н.. Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение 5 дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд. Председательствующий <данные изъяты> В.Е. Давыдова <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты>