Решение по иску Зинурова Б.С.к УСЗН Сосновского района



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

с. Долгодеревенское

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи:

Куценко Т.Н.

При секретаре судебного заседания:

Романовой М.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску Зинурова Б.С. к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района о взыскании убытков,

У С Т А Н О В И Л:

Зинуров Б.С., являющийся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как лицо, эвакуированное (переселенное) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, просит взыскать убытки в связи с несвоевременной выплатой сумм за период с ДАТА по ДАТА в сумме 21 652 руб. 42 коп.

В обоснование указывает на то, что решением Сосновского районного суда от ДАТА в его пользу взыскана задолженность сумм на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в сумме 54 605 руб. 33 коп. Суд установил, что выплата компенсации подлежала индексации с ДАТА по ДАТА в зависимости от роста величины прожиточного минимума в субъекте РФ. Взыскание указанной суммы в ДАТА привело в тому, что он получил по решению суда суммы в размере, не соответствующем реальному экономическому положению, так как это долг ответчика с ДАТА, то его право на полное возмещение причиненного ему вреда подлежит восстановлению с учетом индекса роста потребительских цен, взысканию подлежит вся задолженность за период с ДАТА

В судебном заседании Зинуров Б.С. исковые требования поддержал, пояснил, что по решению суда от ДАТА своевременно получил проиндексированные денежные суммы, с решением был согласен, его не обжаловал, но в настоящее время считает, что индексация была неполная и выплаты произведены не в полном объеме.

Ответчик УСЗН Администрации Сосновского района извещено, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя, поддерживает ранее направленный отзыв с возражениями по иску, ссылается на то, что компенсационные выплаты, назначенные истцу, не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как обязательные социальные выплаты и потому для определения размеров таких выплат необходимо руководствоваться ст. 4 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», указывает на то, что решением Сосновского районного суда от ДАТА по иску Зинурова Б.С. взыскана задолженность по выплате ежемесячных сумм на приобретение продовольственных товаров, то есть, по мнению истца и суда, восстановлены его нарушенные права на полное возмещение. Решение от ДАТА вступило в законную силу ДАТА, в УСЗН исполнительный лист поступил ДАТА, заявление от истца о перечислении данной суммы на счет в сбербанке поступило ДАТА, списком разовых выплат № 4 от ДАТА задолженность в сумме 54 605 руб. 33 коп. была перечислена в адрес истца. Поскольку решением суда от ДАТА сумма ежемесячной компенсации установлена в размере, превышающем размер компенсации, предусмотренный действующим законодательством, а за прошлое время взыскана единовременно сумма устранения ущерба от обесценивания подлежащих выплате денежных средств, считает требования необоснованными (л.д. 27-30)

Третье лицо Министерство социальных отношений Челябинской области извещено, представлен отзыв с возражениями по иску Зинурова Б.С., указывает на то, что компенсационные выплаты, назначенные истцу, не являются компенсацией утраченного заработка в связи с наступлением трудового увечья, а классифицируются как социальные выплаты и для определения размеров таких выплат следует руководствоваться ст. 4 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда, истец не относится к категории граждан инвалидов вследствие радиационного воздействия и потому ее ссылка на постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации от 14.12.2000г. № 35 несостоятельна. Органами социальной защиты населения индексация компенсационных выплат, гарантированных гражданам «Чернобыльским законом», производилась в соответствии с действующим законодательством, но истец просит взыскать убытки в связи с несвоевременной выплатой во исполнение решения суда ежемесячной и ежегодной компенсации. Согласно Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Российской Федерации от 24.12.2009г. № 91-В09-3 суд вправе удовлетворить требование об индексации сумм задолженности по ежемесячным и другим, предусмотренным Чернобыльским законом платежам, образовавшейся в результате выплаты таких сумм в меньшем размере, чем это предусмотрено законодательством, в том числе, в связи с отказом в их индексации. Однако, решением Сосновского районного суда, вступившем в законную силу ДАТА, суммы ежемесячной и ежегодной компенсации были назначены и большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством. (л.д. 32-34)

Третье лицо Управление федерального казначейства по Челябинской области извещено, представительнее явился.

Заслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании установлено следующее.

Истец Зинуров Б.С. состоит на учете в УСЗН Сосновского муниципального района, в связи с чем ему производятся выплаты ежемесячной компенсации на питание и ежегодной компенсации на оздоровление.

В соответствии с Федеральным законом от 26.11.1998г. № 175-ФЗ Зинурову Б.С. установлен статус эвакуированного из населенного пункта АДРЕС, подвергшегося радиоактивному загрязнению в 1957г. вследствие аварии на ПО «Маяк» (дубликат удостоверения о праве на льготы серия , выданное ДАТА Администрацией Челябинской области (л.д. 9)

Данной категории граждан гарантируются меры социальной поддержки, установленные для граждан, указанных в п.6 ч.1 ст.13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», поэтому истец имеет право на льготы, предусмотренные ст.17 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (базовый закон).

До ДАТА указанной категории граждан была предусмотрена ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере двукратного установленного законом минимального размера оплаты труда, ежегодная единовременная помощь на оздоровление в размере одного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

В ДАТА Зинуров Б.С., являющийся получателем ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление как лицо, эвакуированное (переселенное) из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, обратился в суд с иском об индексации указанных выплат.

               Решением Сосновского районного суда от ДАТА с УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Зинурова Б.С. единовременно взыскана денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров за период с ДАТА по ДАТА в размере 54 605 руб. 33 коп., УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области обязывалось выплачивать Зинурову Б.С. за счет средств федерального бюджета ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров, начиная с ДАТА, бессрочно, по 1231 руб. 86 коп., а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством, также с УСЗН администрации Сосновского муниципального района Челябинской области за счет средств бюджета Российской Федерации в пользу Зинурова Б.С. единовременно взыскана денежная компенсация на оздоровление за период с ДАТА по ДАТА в сумме 1941 руб. 31 коп., при этом УСЗН обязывалось выплачивать Зинурову Б.С. за счет средств федерального бюджета ежегодную денежную компенсацию на оздоровление, начиная с ДАТА, бессрочно, по 615 руб. 95 коп., а также индексировать указанную сумму ежегодно в соответствии с действующим законодательством.

Данное решение вступило в законную силу ДАТА (л.д. 15)

По сведениям УСЗН Сосновского района Зинурову Б.С. были произведены следующие выплаты:

- ДАТА выплачена ежегодная компенсация на оздоровление - 83,49 руб.;

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2296 руб. 77 коп. (96 руб. 77 коп. + 200 руб. х 11) и ежегодная компенсация на оздоровление -100 руб.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2400 руб. (200 руб. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление -100 руб.

Аналогичные суммы выплачивались в 2003 г.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2541 руб. 94 коп. (200 руб. х 4 + 201 руб. 94 коп. + 220 руб. 7) и ежегодная компенсация на оздоровление -110 руб.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 2930 руб. 40 коп. (244 руб. 20 коп. х 12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 122 руб. 10 коп.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3194 руб. 16 коп. (266 руб. 18 коп. х12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 133 руб. 09 коп.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 3 449 руб. 64 коп. (287 руб. 47 коп. х12) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 143 руб. 74 коп.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 11 066 руб. 42 коп. ( 307 руб. 59 коп. х 5 + 1361 руб. 21 коп. х 7) и ежегодная материальная помощь на оздоровление в размере 680 руб. 62 коп.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 18 458 руб. 04 коп. (1538 руб. 17 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление в размере 769 руб. 10 коп.

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 20 303 руб. 88 коп. (1691 руб. 99 коп. х 12) и ежегодная компенсация на оздоровление - 846 руб. 01 коп.;

- ДАТА выплачена ежемесячная компенсация на приобретение продовольственных товаров по 1801 руб. 97 коп.

                                                                                                            (л.д. 16)

Таким образом, решение Сосновского районного суда от ДАТА было исполнено, а взысканные в пользу Зинурова Б.С. суммы ежемесячной и ежегодной компенсации индексируются ежегодно.

Истцом Зинуровым Б.С. не оспаривается получение сумм компенсаций в размере, указанном в справке УСЗН № 3 от ДАТА, а также в сроки, в которые были произведены указанные выплаты, указанные в отзыве ответчика УСЗН по иску, что также подтверждается представленной истцом выпиской из лицевого счета по вкладу (л.д. 18).

Истец полагает, что решением суда от ДАТА суммы были взысканы не в полном объеме.

Однако, данные доводы не основаны на законе.

Из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53 вытекает, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, - конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячной денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

Выплаты ежемесячных денежных компенсаций на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление предусмотрены п.12 ст.17 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 24.11.1995 г. №179-ФЗ и ст.9 Федерального закона от 26.11.1998г. № 175-ФЗ.

Ежегодная индексация чернобыльских платежей до 15.02.2001 года предусматривалась ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в редакции от 25.11.1995 года № 195-ФЗ, действовавшей до внесения изменений в данный закон федеральным законом № 5-ФЗ от 12.02.2001 года, согласно которой …суммы возмещения вреда вследствие чернобыльской катастрофы и иные выплаты гражданам, установленные настоящим Законом, подлежали защите от инфляции в полном размере в порядке, определенном законодательством Российской Федерации об индексации денежных доходов и сбережений граждан в Российской Федерации, если не оговорено иное.

Одновременно, из содержания положений этого закона, регулирующих предоставление конкретных льгот и компенсаций, в редакции, действовавшей до 15.02.2001 года, усматривается, что размеры компенсации на оздоровление и компенсации на приобретение продовольственных товаров определялись, исходя из кратного размера МРОТ, их размер зависел от минимального размера труда и увеличивался с увеличением МРОТ.

С ДАТА сумма компенсации увеличилась пропорционально увеличению МРОТ в централизованном порядке, поскольку ФЗ от 09.01.1997 года «О повышении минимального размера оплаты труда» с 01.01.1997 года МРОТ был установлен в сумме 83 рубля 49 коп

ФЗ от 19.06.2000 года «О минимальном размере оплаты труда» применение МРОТ было ограничено сферой регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (статья 3), а также предусмотрено поэтапное его увеличение: с 1 июля 2000 года до 132 рублей, с 1 января 2001 года - до 200 рублей, с 1 июля 2001 года - до 300 рублей. Для исчисления иных платежей, была введена базовая сумма до 1 января 2001 года - 83 рубля 49 коп, после января 2001 года - 100 рублей (статья 4 и часть вторая статьи 5).

Новый порядок установления ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью был определен Федеральным законом от 7 августа 2000 г. № 122-ФЗ «О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации», в соответствии с которым в законодательство Российской Федерации, в том числе в Закон РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», были внесены изменения, предусматривающие исчисление указанных выплат в твердых размерах, исходя из базовой суммы 100 рублей, что Постановлением Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П признано не противоречащим Конституции Российской Федерации.

Частью 3 ст. 5 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 26.04.2004 г. N 31-ФЗ) предусмотрено, что размеры выплат гражданам, установленные настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2005 г. № 326 утверждены Правила индексации размеров некоторых ежемесячных денежных компенсаций и иных выплат за период с 19 июня 2002 г. по 31 мая 2004 г. гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, членам их семей и возврата в 2005-2006 годах недополученных сумм.

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 847, от 7 мая 2005 г. № 292, от 25 апреля 2006 г. № 246 и от 21 марта 2007 г. № 171 утверждены Правила индексации в 2004, 2005, 2006 и 2007 годах размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Этими постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным Законом утверждены коэффициенты индексации, исходя из уровня инфляции, установленной Федеральным законом «О федеральном бюджете» на очередной финансовый год.

Данные коэффициенты были применены органами социальной защиты населения, что подтверждается справками УСЗН.

При этом, то обстоятельство, что ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация на оздоровление наравне с ежемесячными суммами возмещения вреда здоровью, входят в объем возмещения вреда, причиненного здоровью вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и подлежащего индексации, не означает, однако, что порядок индексации ежемесячных сумм возмещения вреда здоровью и ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, а также ежегодной компенсации на оздоровление не может быть различен.

Так, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью индексируются в соответствии с увеличением МРОТ, а впоследствии с увеличением роста величины прожиточного минимума, либо исходя из роста индексов инфляции, а ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров и ежегодная компенсация за вред здоровью, на основании вышеизложенного, индексируются путем повышения фиксированного размера, исходя из базовой суммы.

В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года № 35, в редакции от 5 апреля 2005 года № 7 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» разъяснено, что денежные компенсации гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, отличаются от социальных выплат на основе обязательного социального страхования, в связи с чем суд вправе проиндексировать суммы возмещения вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. с учетом величины минимального размера оплаты труда, указанной в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», а не из базовой суммы, установленной ст. 4 этого Федерального закона. Данное разъяснение основана на правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19.06.2002 г. № 11-П и касается индексации размера ежемесячной денежной компенсации в возмещение вреда, причиненного здоровью, предусмотренной п. 15 ст. 14 базового Закона, а индексация ежемесячной денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации за вред здоровью исходя из базовой суммы этим же Постановлением Конституционного Суда РФ, как указывалось выше, не была признана неконституционной.

Данная позиция нашла отражение и в определении Верховного Суда Российской Федерации № 25-В07 24 от 11.01.2008г.

Решением Сосновского районного суда от ДАТА, вступившим в законную силу ДАТА, суммы ежемесячной и ежегодной компенсации были назначены истцу в большем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, при этом вся взысканная в пользу Зинурова Б.С. сумма выплачена ему своевременно и в полном объеме, ежегодно индексируется, что подтверждено представленной справкой УСЗН администрации Сосновского района и не оспаривается истцом и потому оснований для перерасчета уже выплаченных истцу сумм ежемесячной и ежегодной компенсации, не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 193-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Зинурова Б.С. к Управлению социальной защиты населения администрации Сосновского муниципального района о взыскании убытков в сумме 21 652 руб. 42 коп. за период с ДАТА по ДАТА отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.

Председательствующий                                                    Т.Н.Куценко