д.№ Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ с. Долгодеревенское ДАТА Сосновский районный суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Огура В.И. при секретаре судебного заседания Гайнановой Н.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда по адресу: пер. Школьный,7а, гражданское дело по исковым требованиям прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов и маломобильной группы населения к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании совершить действия, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Сосновского района Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов и маломобильной группы населения обратился к Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области с исками, в которых попросил суд: - признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебным учреждениям: амбулатории п. Мирный по АДРЕС, фельдшерско-акушерским пунктам в Кисегачинский по АДРЕС и в п. Касарги по АДРЕС. - обязать администрацию Сосновского муниципального района оборудовать вход в помещения амбулатории и фельдшерско-акушерских пунктов по АДРЕС, приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в срок до ДАТА - признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебным учреждениям: амбулатории п. Саккулово по АДРЕС, фельдшерско-акушерским пунктам: д. Чишма по АДРЕС, д. Смольное по АДРЕС и в д. Большое Таскино по АДРЕС. - обязать администрацию Сосновского муниципального района оборудовать вход в помещения амбулатории и фельдшерско-акушерских пунктов по адресам: п. Саккулово, АДРЕС, фельдшерско-акушерским пунктам: д. Чишма, АДРЕС, д. Смольное, АДРЕС и д. Большое Таскино, АДРЕС приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в срок до ДАТА - признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебным учреждениям: фельдшерско-акушерским пунктам, расположенным по адресам: д. Алишева, АДРЕС; д. Туктубаево, АДРЕС; д. Кайгородово, АДРЕС. - обязать администрацию Сосновского муниципального района оборудовать вход в помещения фельдшерско-акушерских пунктов по адресам: д. Алишева, АДРЕС; д. Туктубаево, АДРЕС. Кайгородово, АДРЕС, приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в срок до ДАТА. В обоснование исковых требований указано следующее: Прокуратурой района проведена проверка по заданию прокуратуры Челябинской области в сфере соблюдения законодательства о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что в ряде сельских поселений имеются учреждения здравоохранения, не обеспеченные соответствующими приспособлениями для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Входы в амбулаторию и ФАПы не оборудованы приспособлениями (средствами) для беспрепятственного доступа инвалидов (пандус, съезд). Бездействием администрации Сосновского муниципального района, выразившемся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иной маломобильной категории граждан к лечебным учреждениям, нарушаются права этих граждан. По исковым заявлениям заведены гражданские дела (л.д.2,32,59), которым присвоены №, № и №. Определениями судьи от ДАТА (л.д.32,59) гражданские дела № и № объединены в одно производство с гражданским делом № с присвоением объединенному гражданскому делу номера - № В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Челябинской области Жаринова А.В. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в исковых заявлениях, и дала пояснения, из которых следует, что администрация района, являясь собственником амбулатории и фельдшерско-акушерских пунктов, несет бремя содержания данного имущества. Представитель ответчика Администрации Сосновского муниципального района Челябинской области А.Г.И. исковые требования не признала и дала пояснения, из которых следует, что действительно Муниципальное образование Сосновский муниципальный район является собственником указанного имущества, но в бюджете района на 2012 год средства на оборудование амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов приспособлениями (средствами) для беспрепятственного доступа инвалидов (пандус, съезд) не предусмотрены. Представитель третьего: МУЗ Сосновская ЦРБ Г.О.П. дала пояснения, что больница является бюджетным учреждением, смета расходов утверждается администрацией района, а средства, полученные от оказания платных услуг, идут в основном на заработную плату. Администрация Саккуловского сельского поселения Сосновского муниципального района представила заявление о согласии с исковыми требованиями прокурора, просят рассмотреть дело в отсутствие представителя. Третьи лица: администрация Мирненского сельского поселения, администрация Алишевского сельского поселения, амбулатории в п. Мирный и в п. Саккулово, фельдшерско-акушерские пункты в п. Кисегачинский, в п. Касарги, в д. Чишма, в д. Большое Таскино, в д. Смольное, в д. Алишево, в д. Туктубаево и в д. Кайгородово о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении рассмотрения дела и мнения на исковые требования не представили. Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению. Свой вывод суд обосновывает следующими обстоятельствами, установленными в судебном заседании: Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником нежилого помещения № - фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в д. Алишева, АДРЕС л.д. 39. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником нежилого помещения № - фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в АДРЕС л.д.40. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником помещения № - фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в АДРЕС. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником нежилого помещения № - фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в АДРЕС л.д.65. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником нежилого помещения - амбулатории, расположенной в АДРЕС л.д.66. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником нежилого здания - амбулатории, расположенной в АДРЕС л.д.13. Согласно свидетельству о государственной регистрации права № от ДАТА Муниципальное образование «Сосновский муниципальный район» Челябинской области является собственником нежилого здания - фельдшерско-акушерского пункта, расположенного в АДРЕС л.д.14. В соответствии с решением Челябинского областного совета народных депутатов от ДАТА № фельдшерско-акушерские пункты в АДРЕС, в АДРЕС и АДРЕС переданы в муниципальную собственность Сосновского района л.д.15-23. Распоряжением председателя КУИиЗО Сосновского района от ДАТА № фельдшерско-акушерский пункт в АДРЕС передан на баланс МУЗ Сосновская ЦРБ л.д.11-12. Распоряжением председателя КУИиЗО Сосновского района от ДАТА № амбулатория в п. Мирный, фельдшерско-акушерские пункты в с. Кайгородово, в с. Туктубаево, в д. Чишма и в д. Алишево переданы на баланс МУЗ Сосновская ЦРБ л.д.27-29. Распоряжением председателя КУИиЗО Сосновского района от ДАТА № амбулатория п. Саккулово и фельдшерско-акушерские пункты в д. Большое Таскино и в п. Кисегачинский переданы на баланс МУЗ Сосновская ЦРБ л.д.24-26. На основании договора № от ДАТА фельдшерско-акушерский пункт в п. Касарги передан в безвозмездное пользование МУЗ Сосновская ЦРБ л.д.86-91. В силу ст. 15 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются. Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Установив в Федеральном законе полномочия, права и обязанности различных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст.1 и 7, ст. 72 ст. 133 Конституции Российской Федерации; ст. 18 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). В ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации закреплены принципы обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, в том числе и необходимость оборудования в зданиях и сооружения пандусов. Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. «ж» ч.1 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст. 12, ст.ст. 13-132 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренный Конституцией Российской Федерации. В соответствии с Порядком реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 18-22/13 от 25.03.1998 к маломобильным группам населения относятся люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья, функций движения и ориентации, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п. Как указано выше Муниципальное образование Сосновский муниципальный район является собственником вышеуказанных лечебных учреждений. В соответствии с ч.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации - собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а в соответствии с ч.2 указанной статьи - с собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом. Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Устава Сосновского муниципального района (с учётом изменений и дополнений, внесенных Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района № от ДАТА) - к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сосновского муниципального района, а согласно п.2 части 1 статьи 32 Устава - администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирует и размещает муниципальный заказ. Согласно пункту 5.1 Устава муниципального учреждения здравоохранения Сосновская центральная районная больница - имущество Учреждения находится в муниципальной собственности и за Учреждением на праве оперативного управления Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Таким образом, доводы представителя ответчика Аюповой Г.И. о том, что МУЗ Сосновская ЦРБ должна нести бремя по содержанию имущества, переданного ей в оперативное управление, подлежат отклонению. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации Сосновского муниципального района, выразившимся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иной маломобильной категории граждан к лечебным учреждениям, нарушаются права этих граждан. На основании изложенного и руководствуясь ст.193-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Р Е Ш И Л: Признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебным учреждениям: амбулаториям в п. Мирный по АДРЕС и в п. Саккулово по АДРЕС, фельдшерско-акушерским пунктам в п. Кисегачинский по АДРЕС, в п. Касарги по АДРЕС, в д. Чишма по АДРЕС, в д. Смольное по АДРЕС, в д. Большое Таскино по АДРЕС, в д. Алишева, АДРЕС, в д. Туктубаево, АДРЕС, в д. Кайгородово, АДРЕС. Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области в срок до ДАТА оборудовать вход в помещения амбулаторий в п. Мирный по АДРЕС и в п. Саккулово по АДРЕС, и в помещения фельдшерско-акушерских пунктов в п. Кисегачинский по АДРЕС, в п. Касарги по АДРЕС, в д. Чишма по АДРЕС, в д. Смольное по АДРЕС, в д. Большое Таскино по АДРЕС, в д. Алишева, АДРЕС, в д. Туктубаево, АДРЕС, в д. Кайгородово, АДРЕС приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения. Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий В.И. Огур