Решение по иску прокурора Сосновского района к Администрации Сосновского муниципального района



Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

ДАТА

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

Председательствующего судьи Давыдовой В.Е.

При секретаре Ахмеровой И.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов и маломобильной группы населения к администрации Сосновского муниципального района о признании незаконным бездействия администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившегося в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебному учреждению - фельдшерско-акушерскому пункту, расположенному по АДРЕС, об обязании администрации Сосновского муниципального района оборудовать вход в здание фельдшерско-акушерского пункта приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сосновского района Челябинской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц из числа инвалидов и маломобильной группы населения, просит :

- признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившееся в необеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебному учреждению - фельдшерско-акушерскому пункту, расположенному по АДРЕС,

- обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области в срок до ДАТА оборудовать вход в здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по АДРЕС, приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.

В обоснование исковых требований указал следующее:

Прокуратурой района проведена проверка в сфере соблюдения законодательства о защите прав инвалидов и других маломобильных групп населения в части обеспечения беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. В ходе проверки установлено, что в ряде сельских поселений имеются учреждения здравоохранения, не обеспеченные соответствующими приспособлениями для инвалидов и иных маломобильных групп населения. Входы в амбулаторию и ФАПы не оборудованы приспособлениями (средствами) для беспрепятственного доступа инвалидов (пандус, съезд). Бездействием администрации Сосновского муниципального района, выразившемся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иной маломобильной категории граждан к лечебным учреждениям, нарушаются права этих граждан.

В судебном заседании помощник прокурора Сосновского района Челябинской области Жаринова А.В. исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Уточнила срок оборудования входа в фельдшерско-акушерский пункт до ДАТА, так как бюджет муниципального образования Сосновский муниципальный район на ДАТА уже утвержден и не предусматривает расходы на оборудование входов в лечебные учреждения, а бюджет района на ДАТА будет утверждаться в ДАТА и начнет исполняться в ДАТА.

Ответчик администрация Сосновского муниципального района Челябинской области о времени и месте рассмотрения дела извещена, представитель не явился. Ходатайств об отложении дела слушанием не заявлено.

Ранее представитель ответчика А.Г.И. исковые требования не признала и дала пояснения, из которых следует, что действительно Муниципальное образование Сосновский муниципальный район является собственником указанного имущества, но в бюджете района на ДАТА средства на оборудование амбулаторий и фельдшерско-акушерских пунктов приспособлениями (средствами) для беспрепятственного доступа инвалидов (пандус, съезд) не предусмотрены.

Представитель третьего лица МБУЗ Сосновская ЦРБ Г.О.П. дала пояснения, что больница является бюджетным учреждением, смета расходов утверждается администрацией района, а средства, полученные от оказания платных услуг, идут в основном на заработную плату.

Третье лицо администрация Теченского сельского поселения Сосновского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещена, мнение по иску не высказала, представителя в судебное заседание не направила.

Третье лицо комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит дело рассмотреть в отсутствие представителя, указав, что фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории и поликлиники, находящиеся на территории Сосновского муниципального района являются муниципальной собственностью муниципального образования Сосновский муниципальный район; в бюджете Сосновского муниципального района на ДАТА не предусмотрены средства на установку приспособлений для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения в лечебные и иные учреждения.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, суд находит исковые требования обоснованными.

В соответствии с решением Челябинского областного совета народных депутатов от ДАТА -М фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, больницы и другое недвижимое имущество на территории Сосновского района, в том числе фельдшерско-акушерский пункт п. Теченский, переданы в муниципальную собственность Сосновского района.

Государственная регистрация права собственности муниципального образования Сосновский район Челябинской области на указанное недвижимое имущество не произведена.

ДАТА комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области по договору передал в безвозмездное пользование муниципального учреждения здравоохранения Сосновская центральная районная больница ( сейчас муниципальное бюджетное учреждение здравоохранения Сосновская центральная районная больница) муниципальное имущество, в том числе Теченский фельдшерско-акушерский пункт.

ДАТА между комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области и муниципальным бюджетным учреждением здравоохранения Сосновская центральная районная больница заключен договор о закреплении муниципального имущества, в том числе Теченского фельдшерско-акушерского пункта, на праве оперативного управления. При этом комитет по управлению имуществом и земельным отношениям действовал на основании Положения о комитете, согласно которого основной целью деятельности комитета является осуществление в пределах своей компетенции от имени муниципального образования Сосновский муниципальный район функции по управлению, владению, пользованию и распоряжению муниципальной собственностью.

                               

В силу ст. 15 Федерального закона № 181 от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Установив в Федеральном законе полномочия, права и обязанности различных субъектов по осуществлению мер социальной защиты инвалидов, включая меры их социальной поддержки и социального обслуживания, федеральный законодатель отнес к таким мерам обязанность ряда субъектов, в том числе органов местного самоуправления, по созданию условий инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Вытекающая из норм федерального законодательства публичная обязанность по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов возлагается, в частности, на собственников зданий и сооружений. Финансирование деятельности органов местного самоуправления, реализующих указанную публичную обязанность осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст.1 и 7, ст. 72 ст. 133 Конституции Российской Федерации; ст. 18 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; ст. 15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

В ст. ст. 2, 24, 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации закреплены принципы обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения, в том числе и необходимость оборудования в зданиях и сооружения пандусов.

Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации - Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Социальная защита инвалидов относится к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72, п. «ж» ч.1 Конституции Российской Федерации). В то же время органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (ст. 12, ст.ст. 13-132 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, проживающим на территории соответствующих муниципальных образований, равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, предусмотренный Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с Порядком реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, утвержденным постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике и Министерства труда и социального развития Российской Федерации № 18-22/13 от 25.03.1998 к маломобильным группам населения относятся люди преклонного возраста, с временными или длительными нарушениями здоровья, функций движения и ориентации, беременные женщины и люди с детскими колясками и т.п.

Несмотря на то, что государственная регистрация права собственности Муниципального образования Сосновский муниципальный район на здание фельдшерско-акушерского пункта в п. Теченский не произведена, ответчик является собственником вышеуказанного лечебного учреждения, так как фельдшерско-акушерский пункт ему передан решением Челябинского областного Совета народных депутатов от ДАТА , и ответчик распоряжается данным имуществом.

В соответствии с п.1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, а в соответствии с п.2 указанной статьи собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 5 Устава Сосновского муниципального района (с учётом изменений и дополнений, внесенных Решением Собрания депутатов Сосновского муниципального района от ДАТА) - к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сосновского муниципального района, а согласно п.2 части 1 статьи 32 Устава - администрация владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, осуществляет финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также формирует и размещает муниципальный заказ.

Согласно пункту 5.1 Устава муниципального учреждения здравоохранения Сосновская центральная районная больница - имущество Учреждения находится в муниципальной собственности и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления Комитетом по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что бездействием администрации Сосновского муниципального района, выразившимся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иной маломобильной категории граждан к лечебным учреждениям, нарушаются права этих граждан

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд

                                                                    Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, выразившееся в не обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к лечебному учреждению - фельдшерско-акушерскому пункту, расположенному по АДРЕС.

Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области в срок до ДАТА оборудовать вход в здание фельдшерско-акушерского пункта, расположенного по АДРЕС, приспособлениями для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сосновский районный суд.

Председательствующий

<данные изъяты>

<данные изъяты>                                                               В.Е. Давыдова