ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАТА с. Долгодеревенское
Сосновский районный суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Волковой А.Н.
при секретаре Михайловской Н.А.,
с участием представителей Н.Т.Н., Г.В.А., в открытом судебном заседании в помещении суда рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции РФ по Ч* области к С* о ликвидации некоммерческой организации
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции РФ по Ч* области обратилось в суд с иском к С* о ликвидации некоммерческой организации, мотивируя тем, что в нарушение закона «О некоммерческих организациях» С* создан гражданами, помимо этого создано два коллегиальных исполнительных органа, что противоречит закону, а также организацией не предоставляются отчеты по формам, место нахождения организации расположено в жилом помещении, что противоречит требованиям ЖК РФ, организация по адресу, указанному в учредительных документах не находится.
Представитель истца Управления Министерства юстиции РФ по Ч* области Н.Т.Н. в судебном заседании поддержала исковые требования в полном объеме по изложенным в иске обстоятельствам.
Представитель ответчика С* Г.В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указала, что наличие нарушений при создании юридического лица истцом не оспаривается, однако полагают данные нарушения устранимыми. С* был создан юридическими лицами, но впоследствии по ошибке в качестве учредителей были указаны физические лица предположительно во время перерегистрации юридического лица в ДАТА при заполнении форм, бухгалтером были внесены сведения об учредителях С* физических лицах. Указала также, что учредительный договор юридических лиц не был кем либо зарегистрирован и передан в налоговый орган.
Третье лицо Межрайонная ИФНС № по Ч* области извещена, представитель в судебное заседание не явился.
Заслушав пояснения представителей сторон, исследовав все материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований.
Как видно из материалов дела сведения об организации С* внесены в ЕГРЮЛ Межрайонной ИФНС № по Ч* области ДАТА, регистрационный номер записи №. Также ДАТА внесены сведения об учредителях организации. Местом нахождения некоммерческой организации является квартира по АДРЕС. Исполнительным директором организации является Т.А.Г.
Из устава С* следует, что высшим органом управления является общее собрание участников. Общее руководство деятельностью С* осуществляет Совет, а также Правление, которое образуется Советом С*. Общее собрание участников С* избирает исполнительного директора, который наделяется всеми необходимыми полномочиями для осуществления оперативного руководства деятельностью С*.
В соответствии с п.3 ст.32 Федерального закона от 12 января 1996 года №7 «О некоммерческих организациях» некоммерческая организация обязана представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходования денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2006 года №212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» утверждены формы документов, содержащие отчеты о деятельности некоммерческой организации, и установлен срок для их представления - 15 апреля года, следующего за отчетным.
Однако организацией, в нарушение вышеуказанных нормативных актов, не представлены отчеты по формам за ДАТА, ДАТА, ДАТА, ДАТА, представителем ответчика данные обстоятельства не оспаривались. Однако, представитель ответчика полагал в этом вину Управления Министерства юстиции РФ по Ч* области, заключающуюся в том, что данные отчеты не были истребованы в срок.
Такая позиция основана на ошибочном толковании норм права, поскольку Управление наделено контролирующими функциями, а не обязанностью по истребованию отчетов, а норма предписывающая юридическому лицу сдавать отчеты императивна и не ее исполнение не должно зависеть от требования контролирующего органа.
Согласно справке Межрайонной ИФНС № по Ч* области С* представляет налоговую и бухгалтерскую отчетность с ДАТА, применяет упрощенную систему налогообложения. Согласно представленной отчетности у С* имеется выручка от реализации, следовательно финансово-хозяйственная деятельность ведется (л.д. 126).
В соответствии со ст.30 Федерального закона «О некоммерческих организациях» исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным. В структуру управления С*, кроме высшего органа управления - общее собрание участников, входят Совет, Правление и Исполнительный директор, что является нарушением закона.
Согласно п.7 ст.32 Федерального закона «О некоммерческих организациях» некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в п.1 ст.5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган.
Однако ответчик не располагается по месту своей регистрации, не оспаривает это, не предпринимает действий по устранению допущенного нарушения, но регистрирующий орган о данном обстоятельстве не уведомил.
Изложенные нарушения действительно носят устранимый характер, однако с момента обжалования заочного решения суда С* в ДАТА (л.д. 75), ответчик не предпринял мер по их устранению до настоящего времени.
Наиболее существенным и неустранимым нарушением, влекущим ликвидацию юридического лица является нарушение, допущенное при создании некоммерческой организации С*.
А именно, были нарушены ч.1,2 ст.11 Федерального закона «О некоммерческих организациях», поскольку учредителями С* в настощий момент являются физические лица - Ж.Р.И., З.В.С., К.В.С., Т.А.Г., тогда как согласно закона, учредителями союза или ассоциации могут быть только юридические лица.
Обстоятельства того, что учредителями С* никогда не были зарегистрированы юридические лица, представитель ответчика не оспаривает, однако представляет суду учредительный договор между юридическими лицами, оценивая который суд полагает существенными следующие обстоятельства.
На запрос суда о предоставлении документов, на основании которых сведения о физических лицах внесены как об учредителях С*, а также о предоставлении учредительного договора С*, Межрайонной ИФНС № по Ч* области дан ответ о том, что инспекция учредительными документами С* не располагает (л.д. 141).
Судом в ходе судебного разбирательства были обозрен оригинал регистрационного дела С*, представленный Управлением в котором имеется постановление о создании союзной организации, свидетельство государственной организации предприятия, устав союза, иных документов в регистрационном деле нет, в том числе отсутствует учредительный договор.
Из ответа Управления Министерства юстиции РФ по Ч* области от ДАТА следует, что в материалах учетного дела С*, переданного в Управление Министерства юстиции РФ по Ч* области Межрайонной ИФНС № по Ч* области, в качестве учредительного документа имеется только устав. Какие либо ссылки на заключение организацией на момент ее создания учредительного договора, как и сам учредительный договор, в материалах учетного дела отсутствуют.
Представителем ответчика в судебное заседание был представлен учредительный договор, из которого видно, что он не был зарегистрирован, отсутствие его регистрации сторона ответчика не оспаривает.
В силу п.1 ст.122 ГК РФ учредительными документами ассоциации (союза) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав.
При этом, в отношении учредительного договора действуют общие нормы ГК РФ о договорах
Представленный стороной ответчика договор не может быть признан заключенным, поскольку в данном договоре не определены участники, создавшие С*.
Так, в качестве участника под № указана Ассоциация крестьянских хозяйств в лице П.В.Г., подписан же учредительный договор от юридического лица, именуемого "Со.*, что соответствует оттиску печати. Под № указан участник "В*" , от имени данного участника имеется подпись от организации "В*" .
В приложении к учредительному договору, представленному суду, внесены лица, не являющиеся участниками С* согласно учредительному договору.
Данный учредительный договор регистрирующему органу при создании юридического лица представлен не был, впоследствии в налоговый орган не сдавался.
При проведении перерегистрации юридических лиц в ДАТА С* были сообщены сведения о своих учредителях - физических лицах.
В случае допущения ошибки С* имел эффективную возможность ее исправить и зарегистрировать в установленном законом порядке учредительный договор. Однако данные действия ответчиком не были предприняты.
Представитель ответчика пояснил суду, что сведения о части юридических лиц, являющихся учредителями в силу представленного учредительного договора уже исключены из ЕГРЮЛ, сведениями о своих учредителях С* не располагает.
На основании изложенного суд приходит к выводу, что С* создан с нарушением Федерального закона «О некоммерческих организациях», данное нарушение в настоящий момент не устранимо. В связи с изложенным ответчик подлежит ликвидации.
В соответствии с ч.2 ст.61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано в случае грубого нарушения действующего законодательства по решению суда, с одновременным возложением обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица.
Процедура прохождения ликвидации, предусмотрена ст.65 ГК РФ и федеральным законодательством.
При таких обстоятельствах, требования истца о ликвидации ответчика, назначении ликвидатора и обязании ликвидатора пройти процедуру ликвидации подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.1 ст.103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно пп.19 п.1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождены государственные органы, обращающиеся в суды общей юрисдикции в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов.
Поскольку Управление Министерства юстиции РФ по Ч* области при подаче иска о ликвидации некоммерческой организации было освобождено от уплаты государственной пошлины в силу НК РФ, суд считает необходимым взыскать государственную пошлину, подлежащую оплате при подаче данного заявления с С*.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, государственная пошлина взимается при подаче искового заявления имущественного характера, а также искового заявления неимущественного характера для юридических лиц в размере 4000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Управления Министерства юстиции РФ по Ч* области к С* о ликвидации некоммерческой организации удовлетворить.
Ликвидировать С*.
Назначить ликвидатора С* Т.А.Г..
Обязать ликвидатора пройти процедуру ликвидации в порядке, установленном Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и Гражданским кодексом РФ, подать уведомление о начале процедуры ликвидации в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда.
Взыскать с С* государственную пошлину в местный бюджет в размере 4000 (четыре тысячи) рублей.Решение может быть обжаловано в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд Челябинской области.
Председательствующий <данные изъяты> А.Н. Волкова
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>