Решение по иску прокурора Сосновского района к Администрации Сосновского муниципального района, МОУ Рощинская СОШ, Управлению образования администрации Сосновского района



Дело                                                               

                                                                                                         

                                                             

             Р Е Ш Е Н И Е

                                     ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Долгодеревенское                                   02 августа 2012 года

Сосновский районный суд Челябинской области в составе:

председательствующего судьи       Куценко Т.Н.

при секретаре судебного заседания                   Синицыной Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску прокурора Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области об обязании выполнить мероприятия по антитеррористическсй защищенности образовательных учреждений

                У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Сосновского района Челябинской области в интересах неопределенного круга лиц обратился к администрации Сосновского муниципального района Челябинской области, управлению образования администрации Сосновского муниципального района, МОУ Рощинская СОШ с иском, просил обязать ответчиков выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательных учреждений, а именно: установить систему наружного видеонаблюдения и освещения в срок до ДАТА.

В обоснование исковых требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки соблюдения антитеррористического законодательства в части антитеррористической защищенности образовательных учреждений на территории Сосновского района было установлено, что в образовательном учреждении МОУ Рощинская СОШ отсутствуют системы наружного видеонаблюдения и освещения, что в свою очередь не обеспечивает надлежащий контроль за доступом в помещения данных учреждений посторонних лиц, создает угрозу для жизни и здоровья ниц, находящихся в помещении учреждений и не обеспечивает надлежащую антитеррористическую защищенность данных образовательных учреждений.

Затем прокурор в порядке ст. 39 ГПК РФ представил заявление об изменении предмета иска, просил обязать Администрацию Сосновского муниципального района, Управление образования Сосновского муниципального района, МОУ Рощинская СОШ выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: установить систему наружного освещения на территории образовательного учреждения в срок до ДАТА, указав, что в части необходимости установления системы наружного освещения следует руководствоваться п.3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, согласно которому территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10лк.

В порядке ст. 39 ГПК РФ прокурором подано заявление об обязании Администрацию Сосновского муниципального района, Управление образования Сосновского муниципального района, МОУ Рощинская СОШ выполнить мероприятия по антитеррористической защищенности образовательного учреждения, а именно: установить систему наружного освещения на территории образовательного учреждения в срок до ДАТА, указав, что в части необходимости установления системы наружного освещения следует руководствоваться п.3.9 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г. № 189, согласно которому территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10лк, в части требований об установке наружного видеонаблюдения отказался.

В судебном заседании помощник прокурора Жаринова А.В. обязать Администрацию Сосновского муниципального района установить систему наружного освещения на территории старшей школы образовательного учреждения МОУ Рощинская СОШ в срок до ДАТА исходя из того, что необходимые расходы должны быть заложены в бюджет, а в бюджете на текущий год таких расходов не предусмотрено.

Ответчики Администрация Сосновского муниципального района, Управление образования Сосновского муниципального района, МОУ Рощинская СОШ, третье лицо Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского района извещены, представители не явились.

Ответчик администрация Сосновского муниципального района Челябинской области представила отзыв о несогласии с требованиями прокурора, поскольку наружное освещение установлено частично, Установка освещения включена в план работы по подготовке образовательного учреждения к новому учебному году.

Третье лицо Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района Челябинской области просил вынести решение на усмотрение суда, указал, что объект недвижимого имущества - здание образовательной школы, расположенное по АДРЕС, является муниципальной собственностью, однако, бюджетные денежные средства для обеспечения муниципальных объектов системой наружного видеонаблюдения и освещения к КУИиЗО не предусмотрены.

Управление образования Администрации Сосновского района представило возражения по иску прокурора, указав, что на территории начальной школы имеется освещение, установлены прожекторы на крыше здания, школа расположена в непосредственной близости от проезжей части и освещается фонарями, расположенными вдоль нее, то есть, освещение территории школы существует.

Суд, исследовав представленные доказательства, находит требования прокурора Сосновского района Челябинской области подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно Уставу МОУ Рощинская средняя общеобразовательная школа является самостоятельным юридическим лицом. Учредителем является муниципальное образование Сосновский муниципальный район. Функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования администрации Сосновского муниципального района. Собственником имущества Учреждения является МО Сосновский муниципальный район. Функции и полномочия собственника имущества выполняет отраслевой орган администрации Сосновского муниципального района Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям Сосновского муниципального района.

Из пояснений в предыдущем судебном заседании директора МОУ Рощинская СОШ Б.Л.Н. и из представленных ею фотографий с изображением школьных зданий и прилегающей территории, следует, что на территории начальной школы существует необходимое освещение, в то же время, территория старшей школы должным образом не освещена.

По сообщению Управления образования Администрации Сосновского муниципального района от ДАТА в образовательных учреждениях Сосновского района освещения по периметру учреждений не установлено, но имеются фонари над входными дверями                                                                

Федеральный закон от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

Статья 2 этого закона провозглашает одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации приоритет защиты прав и законных интересов, подвергающихся террористической опасности, системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, социальных и иных мер противодействия терроризму.

Статьей 1 названного закона правовую основу противодействия терроризму составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативно-правовые акты Президента РФ, нормативно-правовые акты Правительства РФ, а также принимаемые в соответствии в ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

Статьей 5 этого же закона предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

По смыслу положений ст.ст. 32, 39, 51 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» образовательные учреждения самостоятельны в осуществлении образовательного процесса, подборе и расстановке кадров, научной, финансовой, хозяйственной и иной деятельности в пределах, установленных законодательством РФ, типовым положением об образовательном учреждении соответствующего вида и уставом образовательного учреждения.

К компетенции образовательного учреждения относится материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств. Образовательное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимся в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности у образовательного учреждения указанных средств, ответственность по его обязательствам несет собственник имущества, закрепленного за образовательным учреждением в порядке, определяемом законом. Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников.

В соответствии со статьями 20 и 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 N 189 утверждены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», согласно п. 3.9 которых территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

В силу п.6 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

При этом в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений (п.3 ч.1 ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

В соответствии п.1.3 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010г. № 189 «об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями) санитарные правила распространяются на проектируемые, действующие, строящиеся и реконструируемые общеобразовательные учреждения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности. Настоящие санитарные правила распространяются на все общеобразовательные учреждения, реализующие программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования и осуществляющие образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования:

В соответствии с п.3.9 указанных Правил территория учреждения должна иметь наружное искусственное освещение. Уровень искусственной освещенности на земле должен быть не менее 10 лк.

Из добытых в судебном заседании доказательств усматривается, что на территории старшей школы МОУ Рощинская СОШ отсутствует система наружного освещения ее территорий, в соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10, что нарушает права и интересы неопределенного круга лиц и не отвечает требованиям безопасности.

В соответствии с п.1 ст. 44 Федерального закона от 13 января 1996г. № 12-ФЗ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями) деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними.

По сведениям Рощинской СОШ финансирование указанного учреждения предусмотрено из местного бюджета, в ДАТА на содержание и ремонт учреждения запланированы бюджетные ассигнования в размере 33 000 руб., по состоянию на ДАТА указанные средства израсходованы на обслуживание средств тревожной сигнализации и техническое обслуживание системы пожарной безопасности. Из федерального бюджета в рамках модернизации системы образования выделены средства на ремонт вентиляции школы, ремонт кабинетов под установку нового оборудования, иных поступлений денежных средств по данной статье в учреждении не было.

Суд исходит из того, что в соответствии со ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Помимо наличия у собственника указанных в ст. 209 ГК прав, на него возлагаются и обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему имущества.

Данные обязанности связываются с необходимостью несения расходов по поддержанию имущества в надлежащем состоянии.

Установлено, что Муниципальное образование Сосновский муниципальный район является собственником имущества учреждения согласно п.1.3 Устава МОУ Рощинская СОШ, а по сведениям КУИиЗО Сосновского муниципального района здание образовательной школы, расположенное по АДРЕС, является муниципальной собственностью.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, администрация Сосновского муниципального района обязана обеспечивать соответствие принадлежащего ему имущества санитарным нормам и правилам.

На основании изложенного, суд полагает необходимым обязать собственника имущества - Администрацию Сосновского муниципального района в срок до ДАТА установить систему освещения территорий старшей школы МОУ Рощинская СОШ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.193-198 ГПК РФ, ст. 210 ГК РФ, суд

        Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить в части.

Обязать администрацию Сосновского муниципального района Челябинской области в срок до ДАТА установить систему наружного освещения на территорий старшей школы образовательного учреждения МОУ Рощинская СОШ в АДРЕС.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Сосновский районный суд Челябинской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий <данные изъяты> Т.Н. Куценко

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>