Решение по жалобе Меркульева В.И. на постановление по делу об административном правонарушении



Административное дело ( апелляционное дело )

Р Е Ш Е Н И Е

ДАТА                                                                       с. Долгодеревенское

Судья Сосновского районного суда Челябинской области Давыдова В.Е.

При секретаре Ахмеровой И.А.,

рассмотрев жалобу главы сельского поселения НК* С* муниципального района Челябинской области Меркульева В.И. на постановление мирового судьи судебного участка №3 Сосновского района от ДАТА
                                                            У С Т А Н О В И Л:

По результатам проведения в период с ДАТА по ДАТА плановой выездной проверки за соблюдением обязательных требований в области защиты населения и территории Администрации сельского поселения НК* С* муниципального района Челябинской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, расположенной по АДРЕС, требований законодательства в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, заместитель главного государственного инспектора Сосновского муниципального района по пожарному надзору Т.В.В. составил ДАТА протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.20.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП РФ), в отношении администрации муниципального образования сельское поселение НК*, в котором указал, что администрацией муниципального образования сельское поселение НК*:

1. Не организована подготовка населения способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях (не выполняются мероприятия (памятки, листовки) по подготовке населения). Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ. Ст. 11, п. 2 «а»; Постановление Правительства РФ от 04.09.2003 года № 547 п.4.

2. Не создан резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. Не определена номенклатура, объем создания, порядок хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов, для ликвидации чрезвычайных ситуаций.Федеральный закон от 21.12.1994 года № 68-ФЗ, ст. 11 п. 2 «д»; Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 года №794.

3. Не создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, не спланирована работа комиссии. Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 года №794. п.7.

4. Не приобретены средства индивидуальной защиты (противогазы и медицинские средства). Постановление Правительства РФ от 15.04.1994 года №330-15c; Приказ МЧС России от 21.12.2005 года №993.

5. Не разработан паспорт безопасности сельского поселения НК*. Приказ МЧС России от 25.10.2004 года №484 (на момент проверки паспорт не предоставлен).

6. Не разработан орган, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны.Федеральный закон от 21. 12.1994 года №68-ФЗ, ст. 11; Постановление Правительства РФ от 30.12.2003 года №794.

7. Не разработаны мероприятия по эвакуации населения муниципального образования.Федеральный закон от 21.12.1994 года №68-ФЗ, ст.11 п.2«6».

8. Не организован в установленном порядке сбор и обмен информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, не обеспечено своевременное оповещение и информирование населения, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельского поселения НК* С* муниципального района.(Федеральный закон от 11.11.1994r. №68-ФЗ ст. 11 п. 2 «Б», Совместный приказ МЧС №422, Мин. связи №90, Мин. культуры №376 от 25.07.2006г.).

9. Не пройдено обучение (повышение квалификации), председателя комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС. (Меркульев В.И.) обучение проводится 1 раз в пять лет.(Постановление Правительства Российской Федерации № 547 от 4.09.2003 года п.4. д), п.5, Постановление Правительства Российской Федерации № 841 от 2 ноября 2000г).

10. Не пройдено обучение (повышение квалификации) членов комиссии по

предупреждению и ликвидации ЧС (З.В.М.) обучение проводится 1 раз в пять лет. (Приказ МЧС РФ от 19.01.2004 г. № 19 - зарегистрирован в Мин. юстиции РФ от 17.02.2004 г. № 5553, Приложение к Приказу МЧС РФ от 19.01.2004 г. № 19- зарегистрирован в Мин. юстиции РФ от 17.02.2004 г. № 5553 - пункт 8).

     11. Не разработан План действий по предупреждению и ликвидации ЧС сельского

поселения НК* С* муниципального района (на момент проверки план не предоставлен).(Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 года пункт 23).

     12. Не проведено командно-штабное учение по действиям при возникновении ЧС

сельского поселения НК* С* муниципального района (на момент проверки документы, подтверждающие проведение командно-штабных учений не предоставлены).(Постановление Правительства Российской Федерации от № 547 от 4.09.2003 года п.8.).

        13. Не проведено тактико-специальное учение с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований сельского поселения НК* С* муниципального района (на момент проверки документы, подтверждающие проведение тактико-специальных учений с участием аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований не предоставлены). (Постановление Правительства Российской Федерации от № 547 от 4.09.2003 года п.9),

за что предусмотрена административная ответственность в соответствии с ч.1 ст.20.6 КоАП РФ. ( л.д.6-9).

                Определением заместителя главного государственного инспектора С* муниципального района по пожарному надзору от ДАТА протокол об административном правонарушении от ДАТА и другие материалы направлены для рассмотрения мировому судье судебного участка №3 Сосновского района ( л.д.3-4).

          Постановлением мирового судьи судебного участка № 3 Сосновского района Челябинской области Платова Н.В. от ДАТА администрация муниципального образования сельское поселение НК* С* района признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.l ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде штрафа 40 000 руб.

          Мировой судья посчитал установленным, что администрация муниципального образования сельское поселение НК*

- не создала комиссию по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не спланировала работу комиссии;

- не разработала паспорт безопасности сельского поселения НК*;

- не разработала мероприятия по эвакуации населения муниципального образования;

- не организовала в установленном порядке сбор и обмен информации в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций, не обеспечила своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельского поселения НК*;

-не разработала план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций сельского поселения НК*.

          При этом мировой судья сослался на следующее.

          Согласно ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994г. № 68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в границах ( на территории ) муниципального образования ( за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

          В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно :

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение;

в) осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

г) осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

д) создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. ( л.д.61-64).

При рассмотрении жалобы администрация сельского поселения НК* представила в письменной форме возражения на протокол по делу об административном правонарушении от ДАТА ( л.д.37-52), в которых указала в частности следующее.

          Согласно части 1 Методических рекомендаций МЧС России комиссии создаются в муниципальных образованиях « муниципальный район», «городской округ» и «городское поселение», а в муниципальном образовании « сельское поселение» назначается уполномоченный на решение задач в области чрезвычайных ситуаций. Постановлением главы поселения от ДАТА назначен работник, специально уполномоченный на решение задач по ЧС и ГО.

          Согласно п.13 Положения об эвакуации населения Ч* области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного постановлением Губернатора Ч* области от ДАТА орган местного самоуправления имеет право принимать решение о проведении эвакуации. Согласно п.2 ст.11 Федерального закона от ДАТА -ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно принимают решение о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение. Из п.5 приложения к приказу МЧС РФ от ДАТА следует, что ведение гражданской обороны на муниципальном уровне заключается в выполнении мероприятий по защите населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Согласно п.14,п.15,п.15.3 указанного приказа органы местного самоуправления поводят следующие мероприятия по эвакуации населения : организация планирования, подготовки и проведения эвакуационных мероприятий в городах и населенных пунктах, отнесенных к группам по гражданской обороне, в населенных пунктах, имеющих организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, и железнодорожные станции первой категории, и населенных пунктах, расположенных в зонах возможного катастрофического затопления в пределах 4 часового добегания волны прорыва при разрушении гидротехнических сооружений. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.10.1998г. №1149 « О порядке отнесения территорий к группам по гражданской обороне» сельское поселение НК* не отнесено к какой-либо группе, так как на его территории проживает менее 250 000 человек, отсутствуют организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне, отсутствуют железнодорожные станции первой категории, территория поселения не отнесена к зонам возможного катастрофического затопления ( постановление Губернатора Ч* области от ДАТА « О перечне безопасных районов для возможной эвакуации населения в случае возникновения гидродинамических аварий с образованием зон катастрофического затопления»). Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно п.3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ является расходным обязательством муниципального округа.

          Таким образом, отсутствуют правовые основания для разработки мероприятий по эвакуации населения, так как эти мероприятия разработаны в рамках мероприятий субъекта РФ, а органы местного самоуправления поселения могут только содействовать органу субъекта РФ, уполномоченному на решение задач в области ЧС иГО, при проведении эвакуационных мероприятий.

          Порядок сбора и обмена информации организован, обеспечено своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, что подтверждается решением схода граждан от ДАТА « Об утверждении Положения о защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлением главы поселения от ДАТА -п « О системе оповещения населения сельского поселения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций». Согласно п.12 приложения к Приказу МЧС РФ от ДАТА « Об утверждении Положения о системах оповещения населения» основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещения. В соответствии с п.2.1 ст. 11 Федерального закона от ДАТА -ФЗ органы местного самоуправления содействуют федеральному органу, уполномоченному на решение задач в области ЧС, в предоставлении участков для установки спецтехнических средств оповещения населения в местах массового пребывания людей. Согласно п.13 приложения к приказу МЧС РФ от ДАТА сбор и обмен информацией осуществляется органами местного самоуправления при наличии потенциально опасных производственных объектов или предоставляющими высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время.

         Согласно методических рекомендаций МЧС органам местного самоуправления по реализации Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ в области ЧС и ГО, план действий сельского поселения включает в себя выписку из плана эвакуации поселения и выписку из календарного плана основных мероприятий. Сельское поселение НК* не имеет полномочий по утверждению плана эвакуации. Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территорий поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера согласно п.3 ст. 18 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ является расходным обязательством муниципального округа.

           Паспорт безопасности согласно п.2 приложения к приказу МЧС РФ от ДАТА разрабатывается республикой, краем, областью, городом, но не сельским поселением.

        В жалобе и уточненной жалобе администрация сельского поселения

просит отменить указанное постановление и производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ, указав следующее.

Как следует из постановления от ДАТА Администрация сельского поселения ый НК* не исполнила :

: создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не

LНирована работа комиссии.

разработан паспорт безопасности сельского поселения НК*; разработаны мероприятия по эвакуации населения муниципального образования.

организован в установленном порядке сбор и обмен информацией в области зашиты :ления от чрезвычайных ситуаций, не обеспечено своевременное оповещение и ормирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных "аций сельского поселения НК*.

е разработан План действий по предупреждению и ликвидации ЧС сельского

По делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.

           Протоколом об административном правонарушении от ДАТА не установлено, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

           Протокол об административном правонарушении от ДАТА об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 28.2, ст. 28.3ч4 КоАП РФ, так как не позволяет достоверно установить наличие состава правонарушения, поскольку описание события правонарушения по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в протоколе отсутствует, использованы общие формулировки, которые не отражают существа правонарушения, что необходимо для его правильной квалификации, а именно : не усматривается в чем конкретно выразилось событие административного правонарушения, имеется лишь ссылка на общие нормы, устанавливающие обязанность соблюдения правил эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны либо правил использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, не изложены обстоятельства правонарушения, как они установлены проведенной проверкой; в нем не указаны конкретные нормы права (статьи, пункты), нарушенные лицом, привлекаемым к административной ответственности.

           При проведении плановой выездной проверки в нарушение ст. 13 и п.6 ст.15 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», нарушены сроки проведения проверки, которая не может превышать 20 рабочих дней, а согласно акта проверки от ДАТА продолжительность проверки составила 27 рабочих дней, а также нарушены : порядок оформления результатов проверки ( п.3,п.9 ст.16 №294-ФЗ), обязанности должностных лиц при проведении проверки ( пункты 4,9,10,12,13 ст. 18 №294-ФЗ).

          Согласно ч. 1 ст. 20 №294-ФЗ, результаты проверки, проведенной с грубым нарушением установленных федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения и подлежат отмене судом. К грубым нарушениям относятся: требование документов, не относящихся к предмету проверки; превышение установленных сроков проведения проверки.

          Также просит восстановить срок для обжалования постановления от ДАТА, так как жалоба была подана в срок, но в Арбитражный суд Челябинской области. ( л.д.69-72, 102-104).

          В судебном заседании глава сельского поселения НК* Меркульев В.И. доводы жалобы и представленных мировому судье судебного участка №3 Сосновского района возражений на протокол об административном правонарушении поддержал.

           Заместитель главного государственного инспектора С* муниципального района по пожарному надзору Т.В.В. о времени и месте рассмотрения жалобы извещен, не явился.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу ( ч.2 ст.30.3 КоАП РФ).

ДАТА в Арбитражный суд Челябинской области поступила жалоба администрации муниципального образования сельского поселения НК* С* района о признании недействительными акта проверки отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от ДАТА и протокола от ДАТА об административном правонарушении, об отмене постановления мирового судьи судебного участка №3 Сосновского района от ДАТА (л.д.90-94).

Определением Арбитражного суда Челябинской области от ДАТА указанная жалоба оставлена без движения, заявителю предложено представить нормативное обоснование подведомственности данного спора арбитражному суду ( л.д. 159-161).

В связи с указанным определением администрация муниципального образования сельское поселение НК* ДАТА обратилась в С* районный суд с жалобой на постановление мирового судьи судебного участка №3 Сосновского района ( л.д.69-72) и ДАТА представила в Арбитражный суд уточненную жалобу, в которой просит о признании недействительными акта проверки отдела надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Челябинской области от ДАТА и протокола от ДАТА об административном правонарушении ( л.д.155-158).

Согласно ч.4 ст. 30.2 КоАП РФ в случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

Учитывая изложенное, срок для обжалования постановления мирового судьи следует восстановить.

Однако оснований для удовлетворения жалобы судья Сосновского районного суда не находит.

Согласно ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения -

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Мировой судья, исследовав представленные доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что администрация муниципального образования сельского поселения НК* является субъектом указанного правонарушения и в её действиях усматривается состав правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч.1 КоАП РФ.

Согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 N 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 6 октября 2003г.№131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения ( п.п.8,9 ч.1).

           Доводы о том, что протоколом об административном правонарушении от ДАТА не установлено, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол: протокол об административном правонарушении от ДАТА об административном правонарушении не соответствует требованиям ст. 28.2, ст. 28.3ч4 КоАП РФ, так как не позволяет достоверно установить наличие состава правонарушения, поскольку описание события правонарушения по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ в протоколе отсутствует, использованы общие формулировки, которые не отражают существа правонарушения, что необходимо для его правильной квалификации, не состоятельны.

          Протоколом установлено наличие события административного правонарушения и факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, наличие оснований для составления протокола об административном правонарушении и для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол.

В указанном протоколе об административном правонарушении указаны дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела; лицу, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъяснены его права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем сделана запись в протоколе. Требования ст.ст. 28.2, 28.3 КоАП РФ соблюдены.

Доводы о нарушении требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" не состоятельны.

Проверка отделом надзорной деятельности администрации НК* сельского поселения была предусмотрена планом на ДАТА-ДАТА с ДАТА.

Распоряжение о проведении проверки издано органом государственного надзора от - начальником отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области - ДАТА .

Проверка проведена в ДАТА-ДАТА.

Однако это не является грубым нарушением, указанным в ч. 2 ст. 20 № 294-ФЗ, и влекущим недействительность результатов проверки.

В соответствии с частью 12 ст.9 №294-ФЗ о проведении плановой проверки администрация муниципального образования сельское поселение НК* была уведомлена органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения.

Согласно ст. 13 № 294-ФЗ :

- ч. 1 : срок проведения каждой из проверок, предусмотренных статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, не может превышать двадцать рабочих дней.

- ч.3 : исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.

Срок проведения проверки в отношении муниципального образования сельское поселение НК* был продлен распоряжением от ДАТА начальника отдела надзорной действительности ГУ МЧС России по Челябинской области Е.В.В.

           Запрос отделом надзорной деятельности ДАТА у главы сельского поселения НК* паспортных данных главы и должностных лиц, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны ( дата, место рождения, адрес, место работы, должность, номер паспорта, место регистрация) не является запросом документов, не относящихся к предмету проверки, так как проверка проводилась с целью исполнения планового мероприятия по надзору, проводимого по вопросам выполнения установленных законодательством РФ требований по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на ДАТА по распоряжению от ДАТА, изданному начальником отдела надзорной деятельности ГУ МЧС России по Челябинской области Е.В.В. При проверке необходимо было установить ответственных должностных лиц, а в случае основания для привлечения их к административной ответственности, составить протокол об административном правонарушении, в котором отражаются запрошенные данные.

           Запрос отделом надзорной деятельности ДАТА у главы сельского поселения НК* сведений о лицах, осуществляющих деятельность на территории сельского поселения с представлением копий свидетельств о государственной регистрации и о постановке на учет в налоговом органе не является запросом документов, не относящихся к предмету проверки, так как при проверке следовало установить, располагаются ли на территории данного муниципального образования организации, отнесенные к категории особой важности по гражданской обороне.

Порядок оформления результатов проверки не нарушен. Требования ст. 16 № 294-ФЗ соблюдены и акт по результатам проверки составлен ДАТА и ДАТА направлен в администрацию сельского поселения НК*. Предписание к акту проверки приложено. Протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, не составлялись, так как основания для составления таких протоколов не имелось. Объяснения работников юридического лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, к акту проверки не приложены, но это не является грубым нарушением, влекущим недействительность результатов проверки. Возможность дать объяснение была предоставлена при составлении протокола об административном правонарушении и этой возможностью глава сельского поселения воспользовался.

По результатам проверки было вынесено администрации сельского поселения НК* предписание по устранению нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Отсутствие в журнале учета проверок должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, находящемся в администрации муниципального образования, записи о проведенной проверке ( п.9 ст. 16 -ФЗ) не является грубым нарушением, влекущим признание результатов проверки недействительными.

Нарушение требований пунктов 4,9,10,12 ст. 18 № 294-ФЗ не установлено.

Нарушение требований п. 13 ст. 18 №294 -ФЗ ( не осуществление записи о проведенной проверке в журнале учета проверок) - не является основанием для признания результатов проверки недействительными.

          Доводы о том, что согласно части 1 Методических рекомендаций МЧС России комиссии создаются в муниципальных образованиях « муниципальный район», «городской округ» и «городское поселение», а в муниципальном образовании « сельское поселение» назначается уполномоченный на решение задач в области чрезвычайных ситуаций, не состоятельны.         

        Согласно Положения о единой государственной системе предупреждения

и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций",

- п.7 : координационными органами единой системы являются : на муниципальном уровне (в пределах территории муниципального образования) - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа местного самоуправления;

- п.8 : образование, реорганизация и упразднение комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности, определение их компетенции, утверждение руководителей и персонального состава осуществляются соответственно Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций возглавляются соответственно руководителями указанных органов и организаций или их заместителями;

- п.10 : постоянно действующими органами управления единой системы являются: на муниципальном уровне - органы, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и (или) гражданской обороны при органах местного самоуправления;

         Согласно части 1 Методических рекомендаций МЧС органам местного

самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, для реализации полномочий по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций необходимо принять правовые акты органов местного самоуправления, предусматривающие:

создание резерва финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

создание при органах местного самоуправления постоянно действующего органа управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (на территориях, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях "муниципальный район", "городской округ", "городское поселение"), назначение в органе местного самоуправления уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (в муниципальных образованиях "сельское поселение");

создание координационного органа единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления.

Таким образом, постоянно действующий орган управления, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления; являются разными органами и создание комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности местного самоуправления, является обязательным.

          Доводы о том, что паспорт безопасности согласно п.2 приложения к приказу МЧС РФ от ДАТА разрабатывается республикой, краем, областью, городом, но не сельским поселением, не состоятельны.

       В соответствии с Приказом МЧС РФ от ДАТА "Об утверждении

типового паспорта безопасности территорий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований":

- п.2 : типовой паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разработан для административно-территориальных единиц: республики, края, области, муниципального образования и населенного пункта (города),

- п.3 : паспорт безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования разрабатывается для решения следующих задач:

определение показателей степени риска чрезвычайных ситуаций;

оценка возможных последствий чрезвычайных ситуаций;

оценка состояния работ территориальных органов по предупреждению чрезвычайных ситуаций;

разработка мероприятий по снижению риска и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций на территории;

- п.4 : разработка паспорта безопасности территории субъекта Российской Федерации и муниципального образования организуется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

- п.7 : паспорт безопасности территории муниципального образования разрабатывается в двух экземплярах.Первый экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования остается в исполнительном органе власти муниципального образования. Второй экземпляр паспорта безопасности территории муниципального образования представляется в Главное управление МЧС России по субъекту Российской Федерации, в состав которого входит муниципальное образование.

Сельское поселение НК* является муниципальным образованием и потому разработка паспорта безопасности данного поселения обязательна.

           Доводы о том, что отсутствуют правовые основания для разработки мероприятий по эвакуации населения, не состоятельны.

          В соответствии с ч.2 ст. 8 Федеральный закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения;

проводят подготовку и обучение населения в области гражданской обороны;

поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию системы оповещения населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защитные сооружения и другие объекты гражданской обороны;

проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

         Согласно ч.2 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно:

а) осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях;

б) принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение.

Право принятия решения на проведение эвакуации принадлежит Губернатору Ч* области, органам местного самоуправления, на территории которых возникла или прогнозируется ЧС ( п.13 Положения об эвакуации населения Ч* области при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», утвержденного постановлением губернатора Ч* области от ДАТА

Ссылка на то, что организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является расходным обязательством муниципального округа, а не сельского поселения, не состоятельна.

Согласно ст. 18 ч.3 Федерального закона от 12.02.1998г. № 28-ФЗ « О гражданской обороне» обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является расходным обязательством муниципального образования.

В соответствии со ст. 24 Федерального закона от 21.12.1994г. №68-ФЗ « О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования (за исключением чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров) является расходным обязательством муниципального образования.

Из указанных нормативных положениях следует, что организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является расходным обязательством сельского поселения.

           Таким образом, орган местного самоуправления сельское поселение НК* обязано разработать мероприятия по эвакуации населения.

           Доводы о том, что отсутствуют правовые основания для разработки плана действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, не состоятельны.

          Согласно п.23 Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. N

794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций"проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках единой системы осуществляется на основе федерального плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, межрегиональных планов взаимодействия субъектов Российской Федерации, а также планов действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. Организационно-методическое руководство планированием действий в рамках единой системы осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

         Согласно части Методических рекомендаций МЧС органам местного

самоуправления по реализации Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, для реализации полномочий по организации и осуществлению мероприятий по гражданской обороне в сельском поселении ответственным должностным лицам, уполномоченным на ведение данной работы, необходимо разработать и согласовать с территориальным органом МЧС России следующие организационно-планирующие документы:

план действий сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая приложения:

- выписку из плана эвакуации сельского поселения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- выписку из календарного плана основных мероприятий;

план гражданской обороны и защиты населения сельского поселения и приложения:

- выписка из плана эвакуации сельского поселения;

- выписка из плана укрытия сельского населения;

- план выдачи средств индивидуальной защиты;

- состав аварийно-спасательного формирования (далее - АСФ) на добровольной основе сельского поселения и их штатная и техническая укомплектованность.

Таким образом, разработка плана действия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций для муниципального образования сельское поселение обязательна.

           Доводы о том, что в установленном порядке сбор и обмен информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организован, обеспечено своевременное оповещение и информирование населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций сельского поселения, обоснованны, так как представлены решение схода граждан от ДАТА « Об утверждении Положения о защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановление главы поселения от ДАТА -п « О системе оповещения населения сельского поселения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций».

          Потому нарушение требований, указанных в п.8 протокола об административном правонарушении от ДАТА , следует исключить из числа нарушений, вмененных главе муниципального образования сельское поселение НК*.

          Однако, это не является основанием для прекращения производства по делу, так как остальные нарушения имелись.

Наказание администрации муниципального образования назначено в пределах санкции, предусмотренной ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, минимальное, с учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, минимальное, предусмотренное санкцией указанной статьи.

          Руководствуясь ст. ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья

                                                              Р Е Ш И Л:

          Постановление мирового судьи судебного участка № 3 Сосновского района Челябинской области от ДАТА, которым администрация муниципального образования сельское поселение НК* С* района Челябинской области признана виновной в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.6 КоАП РФ, и подвергнута административному штрафу в размере 40 000 руб., оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования сельское поселение НК* С* района Челябинской области без удовлетворения.

          Решение обжалованию в кассационном порядке не подлежит, но может быть обжаловано в порядке надзора.

          <данные изъяты>

<данные изъяты>

Копия верна. Судья                                                                                 В.Е. Давыдова