№
ПОСТАН О В Л Е Н И Е
ДАТА с. Долгодеревенское
Судья Сосновского районного суда Челябинской области Куценко Т.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении П*
УСТАНОВИЛ:
Распоряжением главного государственного инспектора С* муниципального района Челябинской области по пожарному надзору № от ДАТА инспектору К.В.Г. было поручено провести плановую проверку П*.
ДАТА государственным инспектором С* муниципального района по пожарному надзору К.В.Г. совместно с представителем П* Г.И.Г., главным энергетиком П.В.Н. проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности зданий, помещений и территории П* по АДРЕС.
В ходе проверки были выявлены нарушения противопожарных требований норм и правил, выявлена необходимость выполнения противопожарных мероприятий, что указано в акте № от ДАТА
По результатам проверки инспектор С* муниципального района по пожарному надзору К.В.Г. ДАТА составил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, в отношении П*, копию которого получил законный представитель юридического лица - руководитель предприятия Г.И.Г. (приказ о назначении № от ДАТА).
В указанном протоколе отражено, что ДАТА в 12-10 ч. в здании, помещениях и территории П* по АДРЕС нарушены требования Федерального закона №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 04.07.2008 г., нарушены требования «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации» ППБ 01-03, что создает угрозу жизни или здоровью людей, а именно:
Административное здание
Здание не оборудовано системой автоматической пожарной сигнализацией ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; НПБ 110-03 п. 14 таблица № 1 п. 9 Здание не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; НПБ 104-03 п. 5.1, таблица № 2 п. 11
Над дверями эвакуационных выходов не оборудованы объемные самосветящиеся знаки пожарной безопасности с автономным питанием, в том числе световые табло «ВЫХОД». ФЗ № 123 п. 151; ППБ 01-03 п. 3; 61 НПБ 104-03. В помещениях здания отсутствуют знаки пожарной безопасности Ф3№123 от 22.07.2008 года ст. 151; НПБ 160-97 п. 1.1, п. 1.3
5. На путях эвакуации горючая отделка стен лестничной клетки 1-го, 2-го, 3-
го этажей, коридора 2-го этажа, тамбура 1-го этажа.
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 53;
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151;ППБ 01-03 п. 3; СНиП 2.08.02-89* 1.82.
Ф3№123 от22.07.2008 года ст. 151; ППБ-01-03. п. 3. СНиП 21-01-97 п. 6.18*
11. Пожарные краны внутреннего противопожарного водопровода укомплектованы не
в полном объеме. Пожарный рукав не присоединен к крану и к стволу. Необходимо
не реже одного раза в год производить перекатку рукавов на новую скатку.
Ф3№123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 90
В тамбуре 1-го этажа на путях эвакуации не демонтирован порог, препятствующий
свободной эвакуации Ф3№123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 53;
Двери (внутренние) на путях эвакуации в тамбуре 1-го этажа выполнены не по
направлению выхода из зданий: ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п.
52;
14. Отсутствуют запоры на двери эвакуационного выхода в тамбуре 1-го этажа,
обеспечивающий людям, находящихся внутри здания (сооружения), возможность
свободного открывания запоров изнутри без ключа
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 52;
ЦехРММ
17. Над дверями эвакуационных выходов не оборудованы объемные самосветящиеся
знаки пожарной безопасности с автономным питанием, в том числе световые табло «ВЫХОД». ФЗ № 123 п. 151; ППБ 01-03 п. 3; 61 НПБ 104-03.
18. Не укомплектован пожарный щит согласно приложения 3 ФЗ №123 от 22.07.2008
года ст. 151; ППБ 01-03 п. 108, приложение № 3 п. 22
19. Эксплуатация электропроводки с нарушениями требований нормативных
документов по электроэнергетике не выполнена согласно нормативных документов по электроэнергетике, а именно: соединения электрических проводов выполнены при помощи скруток, отрыты распределительные коробки.
ФЗ №123 от 22.07.2008года ст. 82
Территория
20. Не установлен указатель пожарного водоема объемный со светильником или
плоский, выполненный с использованием светоотражающих покрытий ФЗ №123 от 22.07.2008года ст. 151; ППБ 01-03 п. 90.
21. Эстакады и площадки не очищены от остатков нефтепродуктов и не промыты
горячей водой не реже одного раза в смену. ФЗ №123 от 22.07.2008года ст. 151; ППБ 01-03 п. 394.
22. На территории организации отсутствует наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарного водоема, пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря. Ф3№123 от 22.07.2008года ст. 151; ППБ 01-03 п. 27.
Бокс грейдерный
Ф3№123п. 151; ППБ 01-03 п. 3; 61 НПБ 104-03.
26. Не укомплектован пожарный щит согласно приложения ЗФЗ №123 от 22.07.2008
года ст. 151; ППБ 01 -03 п. 108, приложение № 3 п. 22
Помещение не оборудовано буксировочным тросом и штангой
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 357
Светильники в помещениях не оборудованы колпаками (рассеивателями),
предусмотренными конструкцией светильника.ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151;
ППБ 01-03 п. 3,60
29. Эксплуатация электропроводки с нарушениями требований нормативных
документов по электроэнергетике не выполнены согласно нормативных документов по
электроэнергетике, а именно: соединения электрических проводов выполнены при
помощи скруток.
Ф3№123 от22.07.2008годаст. 82
БоксКДМ
4
35. Эксплуатация электропроводки с нарушениями требований
нормативных документов по электроэнергетике не выполнены согласно
нормативных документов по электроэнергетике, а именно: соединения
электрических проводов выполнены при помощи скруток. ФЗ №123 от
22.07.2008года ст. 82
Электроцех
Ф3№123п. 151; ППБ 01-03 п, 3; 61 НПБ 104-03.
39. Не демонтированы глухие металлические решетки с оконных проемов здания
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 40
40. Отсутствуют первичные средства пожаротушения
Ф3№123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 108
41. Пожарный кран внутреннего противопожарного водопровода в не исправном
состоянии, не укомплектован в полном объеме. Пожарный рукав не присоединен к
крану и к стволу. Необходимо не реже одного раза в год
производить перекатку рукавов на новую скатку
Ф3№123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 89, 90
Заблокирован 2-ой эвакуационный выход (заложен кирпичом)
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 53
Эксплуатация электропроводки с нарушениями требований нормативных
документов по электроэнергетике не выполнена согласно нормативных
документов по электроэнергетике, а именно: соединения электрических проводов
выполнены при помощи скруток
ФЗ №123 от 22.07.2008года ст. 82
Здание проходной
46. Первичные средства пожаротушения не установлены согласно приложения 3. Их
следует располагать на видных местах вблизи от выходов из помещений на высоте не
более 1,5 метров
ФЗ №123 от 22.07.2008 года ст. 151; ППБ 01-03 п. 108, приложение № 3 п. 19
Определением главного государственнрго инспектора С* муниципального района по пожарному надзору от ДАТА дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении П* передано в Сосновский районный суд.
Представитель П* П.А.В. (по доверенности от ДАТА сроком на 1 год) не согласен с привлечением предприятия к административной ответственности, уазывает на существенные и грубые нарушения
5
положений Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а именно, нарушение сроков и порядка проведения плановых проверок, указывает, что проверка П* органами пожнадзора была запланирована в ДАТА на структурном подразделении предприятия - А*, закон предусматривает возможность проведения плановой проверки юридического лица только один раз в три года, при этом не имеет значения, сколько у данного юридического лица структурных подразделений, порядок организации такой проверки определяется проверяющим, либо на одном структурном Подразделении, либо на всех подразделениях юридического лица, поскольку в ДАТА уже проверено структурное подразделение П* в Су.*, потому прокуратура Челябинской области и не включила в план проверок повторную проверку П* в ДАТА., при проведении данной проверки в ДАТА нарушены порядок проведения и сроки, поскольку распоряжение о продлении проверки в П* было направлено после ее окончания, при этом основанием для продления послужила необходимость истребования документов, которые, по утверждению инспектора, уже находились в его распоряжении, что противоречит правилам продления проверок, предусмотренным законом.
Свидетель инспектор С* муниципального района по пожарному надзору К.В.Г. заявил о том, что включение проверки П* в план прокуратуры Челябинской области не требовалось, поскольку данное требование закона действует только с ДАТА а планы были сформированы ранее, кроме того, с планами проведения проверок и сроками их проведения можно ознакомиться на сайте ГО и ЧС, не опроверг доводы представителя предприятия о том, что о продлении срока проведения проверки на период с ДАТА по ДАТА ОГУП "Со.*" было уведомлено ДАТА, то есть, уже по окончании ее проведения, также сообщил, что никакого расследования при проведении проверки им не проводилось, проверка была продлена по его рапорту, о не предоставлении должностными лицами документации, которую он просил у секретаря, а к должностному лицу, ответственному за соблюдение правил пожарной безопасности на предприятии, он не обращался, при этом не оспорил, что указанная документация находилась в Управлении.
Заслушав пояснения представителей лица, привлекаемого к административной ответственности, показания свидетеля, исследовав все материалы дела, судья полагает производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее по тексту Закон № 294-ФЗ), плановые проверки проводятся не чаще чем один раз в три года на основании разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов.
При этом утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения
6
плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц
посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля в сети "Интернет" либо иным доступным способом. В срок до ДАТА, предшествующего году проведения плановых проверок, органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля направляют проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры.
Приказом Генеральной прокуратуры РФ от 11 августа 2010 г. N 313 "О порядке формирования органами прокуратуры ежегодного сводного плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" срок проведения каждой из проверок юридических лиц не может превышать 20 рабочих дней, при этом законом не предусматривается приостановление либо прерывание плановой проверки. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок ее проведения может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на 20 рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на 15 часов, что соответствует положениям ст. 13 Закона № 294-ФЗ.
Действительно, такой порядок формирования проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей путем опубликования ежегодного сводного плана на сайте Генеральной прокуратуры действует с ДАТА, однако подлежит безусловному соблюдению требование закона о периодичности проведения плановых проверок - один раз в три года.
При выходе на сайт прокуратуры Челябинской области установлено, что в Сводном плане по проведению проверок, проверка органами госпожнадзора предприятия П* (ИНН №) запланирована в ДАТА на структурном предприятии П* - АБЗ в д.Су.*.
Из пояснений представителя П* следует, что проверка в ДАТА на АБЗ д.Су.* - структурном подразделении данного предприятии органами госпожнадзора была проведена.
Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального
предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица,
индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным
предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с
представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в
соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о
начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае
выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного
уведомления.
Законом № 294-ФЗ предусмотрена возможность установления срока проведения проверок в отношении юридического лица, отдельно по каждому филиалу, представительству данного юридического лица, но только в отношении такого юридического лица, которое осуществляет свою деятельность на территориях нескольких субъектов Российской Федерации, в то же время, П* осуществляет деятельность только в одном субъекте РФ и потому установление сроков проведения проверок отдельно каждому его структурному подразделению в силу прямого указания закона невозможно.
Следовательно, ОГПН по С* муниципальному району была реализована возможность проведения проверки юридического лица П* в ДАТА, в связи с чем повторная проверка того же юридического лица до истечения 3-х летнего срока не соответствует положениям закона.
Судья также полагает установленным и нарушение порядка продления сроков проведения проверки.
Из представленных документов следует, что плановая проверка на П* была назначена в период с ДАТА по ДАТА, однако, по рапорту инспектора ОГПН С* муниципального района К.В.Г. распоряжением заместителя главного государственного инспектора С* муниципального инспектора по пожарному надзору Т.В.В. данная проверка была продлена с ДАТА по ДАТА, при этом основанием необходимости продления инспектором было указано - не предоставление достаточной информации.
В силу положений ст. 13 Закона № 294-ФЗ в исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных исследований, испытаний, специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящих выездную плановую проверку, срок проведения выездной плановой проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на двадцать рабочих дней, в отношении малых предприятий, микропредприятий не более чем на пятнадцать часов.
Однако, никаких предусмотренных законом оснований для продления проведения проверки не имелось, поскольку инспектор не проводил сложных или длительных испытаний, экспертиз и расследований, что могло бы явиться основанием для продления сроков проведении проверки.
Также достоверно установлено, что о продлении срока проведения плановой проверки в период с ДАТА по ДАТА, П* было уведомлено только ДАТА, в то время, когда проверка была уже закончена ДАТА
В соответствии со ст.20 Закона № 294-ФЗ от 26.12.2008г. результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным
8
предпринимателем обязательных требований и требований, установленных
муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Таким образом, непосредственно Федеральным законом определен неисчерпывающим образом перечень грубых нарушений установленных Законом № 294-ФЗ требований к организации и проведению проверок, которые являются безусловным основанием для отмены результатов проверки.
К таким грубым нарушениям относятся, в том числе, следующие нарушения: - проведение плановой проверки чаще чем один раз в три года или в отсутствие разработанного органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля ежегодного плана или при неуведомлении, ненадлежащем уведомлении юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении плановой проверки, т.е. нарушение требований соответственно ч. 2, 3 или 12 ст. 9 Закона, а также проведение внеплановой выездной проверки (за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона) при неуведомлении, ненадлежащем уведомлении юридического лица, индивидуального предпринимателя о проведении такой проверки, т.е. нарушение требования ч. 16 ст. 10 Закона.
В соответствии с п.1. ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление. .. о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, исключающих производство по делу, предусмотренных ст.24.5 настоящего Кодекса.
Согласно ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие события или состава административного правонарушения.
Отсутствие события административного правонарушения означает, что не удалось установить самого факта наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение. Отсутствует само деяние, которое можно было бы соотнести с какой либо правовой нормой, отсутствует такой признак административного правонарушения как противоправность.
Отсутствие состава административного правонарушения выражается в отсутствии такого качества административного правонарушения как виновность. Отсутствие виновности означает, что не установлена форма вины привлекаемого лица.
Поскольку в силу прямого указания закона результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора) с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований и подлежат отмене. .. судом на основании заявления юридического лица, то при отмене результатов проверки, -проведенной инспектором С* муниципального района по пожарному надзору К.В.Г., по результатам которой был составлен ДАТА протокол об административном
правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, следует, что отсутствует сам факт наличия деяния, которое квалифицируется как административное правонарушение.
И потому производство по делу в отношении П* следует прекратить.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5, 29.7, 29.11 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении П* по ст. 20.4 п.1 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Сосновский районный суд в течение 10 дней.
Судья:
Т.Н. Куценко